22 сентября. Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий

22 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 22 сентября (9 сентября ст. стиль).

 

Сегодня мы начинаем попразднство Рождества Пресвятой Богородицы, а также торжественно творим воспоминание III Вселенского Собора, состоявшегося в 431 году, и память: праведных Богоотец Иоакима и Анны. Прп. Феофана, исповедника и постника III века. Мч. Севериана Севастийского и мчч. Харитона и Стратоника, пострадавших в первой половине IV века. Блж. Никиты, жившего в Царьграде в XII столетии. Прп. Иосифа, игумена Волоцкого (Волоколамского), чудотворца XV–начала XVI столетия. Прп. Онуфрия Воронского, подвижника XVIII века.

Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиепископа Черниговского в 1896 году.

Сщмчч. ХХ века: Григория Гаряева, пресвитера, и Александра Ипатова, диакона; сщмчч. Захарии (Лобова), архиепископа Воронежского, Сергия Уклонского, Иосифа Архарова, Алексия Успенского, пресвитеров, Димитрия Троицкого, диакона, и мч. Василия Шикалова; прмч. Андроника (Сурикова), иеромонаха; сщмч. Александра Виноградова, пресвитера.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы будем говорить об одной из самых сложных и спорных личностей, прославленных в лике преподобных Русской Православной Церковью. Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился в семье вотчинника, владельца села Язвище Волоколамского княжества. Точная дата рождения преподобного не установлена, но большинство источников указывают 1439–1440 годы. Прадед Иосифа – Саня (основатель фамилии) был родом из Литвы. О родителях преподобного Иосифа, Иоанне и Марии, сведений почти не сохранилось, за исключением того, что они умерли в монашестве. Кроме преподобного Иосифа, у них было еще три сына: Вассиан, Акакий и Елеазар. Вассиан и Акакий приняли монашеский постриг. Впоследствии Вассиан стал архиепископом Ростовским.

В возрасте семи лет отрок Иоанн был отдан на обучение старцу Волоколамского Крестовоздвиженского монастыря Арсению. За два года мальчик изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и, как поется в 4-ом кондаке акафиста, «мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил прияти его в послушание».

В Боровском монастыре преподобный Пафнутий постриг юношу в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков.

Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава преподобного Нила Сорского.

В своей книге «Просветитель» и ряде посланий преподобный Иосиф, дискутируя с другим подвижником, духовным лидером «нестяжателей» Нилом Сорским, доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами. Авторитет волоцкого игумена, его писания, миссия его монастыря создали особую духовную школу, из которой вышли выдающиеся миссионеры, публицисты, проповедники, и в их числе многие церковные иерархи. Во второй половине XVI века представителей этой школы стали называть «иосифляне».

Святой Иосиф занимал активную позицию в обсуждении вопросов отношений Церкви и государства того времени. Во время мятежа удельных князей Бориса Волоцкого и Андрея Углицкого в 1480 году против их брата Ивана III он выступил перед Иваном как посредник от имени своего покровителя Бориса.

На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный обличал ересь жидовствующих, возникшую в Новгороде.  Святой Иосиф призывал светские власти преследовать и казнить отступников от православия и тех еретиков, кто «прельщает» православных еретическими учениями. Именно эта его радикальная позиция до сих пор является предметом споров и принимается только как его личная позиция в условиях той эпохи.

Вот как подвижник писал в своем сочинении «Просветитель»: «Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла и ненавидеть, когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку... Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям — всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням». Он решительно добивался осуждения и казней упорствующих отступников. Кроме основного его сочинения «Просветитель», перу святого принадлежат также 24 послания к различным лицам и краткая и пространная редакции монастырского Устава.

Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1515 года и был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 года преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 году – к общерусским.

Преподобне отче Иосифе, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать