Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня мы торжественно празднуем Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Но несмотря на то, что праздник двунадесятый, в этом году он выпал на среду, поэтому мы соблюдаем сегодня нестрогий пост.
А также творим память: прпп. Иоанна и Георгия, исповедников грузинских ХХ века.
И прославляем иконы Божией Матери: Почаевская, «Рождество Богородицы» Сямская, «Рождество Богородицы» Исааковская, Домницкая, Холмская, «София – Премудрость Божия» (Киевская), «Рождество Богородицы» Лукиановская, «Зна́мение» Курская-Коренная, «Рождество Пресвятой Богородицы» Глинская, Леснинская и Хлебная.
Мы всех поздравляем с замечательным праздником Рождества Девы Марии и именинников – с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы почтим Божию Матерь рассказом о ее Почаевском образе. Почаевская икона Пресвятой Богородицы принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. В Почаевской лавре, древнем оплоте православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святого образа, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих.
На горе, где сейчас расположен монастырь, в 1340 году поселились два инока. Один из них после молитвы пошел к вершине горы и вдруг увидел Божию Матерь, стоявшую на камне и окруженную пламенем. Он позвал брата посмотреть на чудо. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн Босой. Он взбежал на гору, и они втроем прославили Бога. На камне, где стояла Пресвятая Богородица, остался отпечаток Ее правой стопы.
В 1559 году константинопольский митрополит Неофит, проезжая через Волынь, посетил дворянку Анну Гойскую, жившую в имении Орля, недалеко от Почаева. В благословение он оставил Анне привезенную из Константинополя икону Богородицы. Стали замечать, что от образа исходит сияние. Когда перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она в 1597 году передала чудотворный образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храм, воздвигнутый в честь Успения Божией Матери. Позже там был основан монастырь, на содержание которого Анна Гойская передала большие средства.
Чудотворная икона стала называться Почаевской. Среди многих свидетельств о помощи Царицы Небесной известно следующее. Монах Почаевского монастыря был захвачен в плен татарами, и, находясь в неволе, он вспоминал Почаевскую обитель, ее святыни, богослужения, песнопения. Особенно тосковал инок при наступлении праздника Успения Пресвятой Богородицы и слезно молил Божию Матерь об избавлении из плена. И вот по молитвам Пресвятой Девы однажды исчезли стены темницы, а инок оказался у стен Почаевской обители.
Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляли никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.
Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и многих захватили в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители.
В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине XVII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской лавры благодаря следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: «Матерь Божия, спаси меня!» Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.
Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 году было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска.
Празднование Почаевской иконе совершается также в пятницу на Светлой седмице и 23 июля по старому стилю.
Пресвятая Богородице, помогай нам, моли Бога о нас и спаси нас от бед!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 5 мая 2024
Воскресные беседы. Пасха
Кулинарное паломничество. Пасхальный салат. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Доцент Нижегородского университета Людмила Михайловна Кузнецова
Православный словарь. Геенна
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!