20 сентября. Преподобный Макарий Оптинский

20 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 20 сентября (7 сентября ст. стиль).

 

Сегодня Православная Церковь совершает Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы.

А также память: апп. от 70-ти Евода и Онисифора; мч. II века Евпсихия Кесарийского (Каппадокийского). Мч. Созонта Помпеольского (Киликийского), пострадавшего ок. 304 года. Прп. Луки Глубокореченского (Каппадокийского), игумена Х века. Свт. Иоанна, архиепископа Новгородского XII века. Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби, несших свое иноческое служение в XIV веке. Прп. Серапиона Псковского, подвижника XV века. Прмч. Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца XVII века. Прп. Макария Оптинского, старца XIX столетия.

Сщмчч. XX века: Евгения (Зернова), митрополита Горьковского, и с ним Стефана Крейдича, пресвитера, и прмчч. Евгения (Выжвы), Николая (Ащепьева), игуменов, и Пахомия (Ионова), иеромонаха; Петра Снежницкого и Михаила Тихоницкого, Григория Аверина, Василия Сунгурова, пресвитеров, прмч. Льва (Егорова), архимандрита.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем одного из оптинских старцев. Михаил Николаевич Иванов – таково было мирское имя преподобного Макария Оптинского. Он родился 20 ноября 1788 года в семье орловских дворян, рос тихим, болезненным мальчиком. Любил книги, музыку, уединение. Он рано лишился матери, которая любила его и выделяла среди других детей: «Чувствует мое сердце, что из этого ребенка выйдет что-то необыкновенное», – говорила она. Елизавета Алексеевна, мама будущего святого, умерла от чахотки в 1797 году; в это время семья жила вблизи Лаврентьева монастыря в окрестностях Калуги.

В Карачеве, где жила сестра отца, Николая Михайловича, будущий подвижник получил школьное образование, но уже на четырнадцатом году был вынужден поступить на службу бухгалтером в Льговское уездное казначейство, через три года он получил должность начальника стола счетной экспедиции в Курске в Казенной палате. В 1806 году после смерти отца, поделив наследство между братьями, Михаил вышел в отставку и уехал в наследованное имение в Орловской губернии.

Однако мирская жизнь его не интересовала. В 1810 году Михаил Иванов отправился на богомолье в Площанскую пустынь и в мир уже не вернулся. В этой пустыни юноша встретился со старцем Афанасием, учеником старца Паисия (Величковского), и обрел в его лице чуткого духовного наставника. Как ближайший ученик преподобного Паисия старец Афанасий занимался исследованием и переводами святоотеческой литературы. Привезя из Молдавии много текстов, он приобщил к этому важному труду своего ученика Михаила, принявшего постриг с именем Макарий. Позднее, уже в Оптиной пустыни, куда преподобный Макарий перешел в 1834 году, он продолжил труд, начатый его учителем.

Его духовным наставником в Оптиной стал преподобный Лев, которому Макарий полностью вверял свою волю, не дерзая предпринимать что-либо без его благословения. Благодаря святому Макарию были изданы собранные в Оптиной пустыни рукописи и переводы преподобного Паисия (Величковского). Большую помощь в этом ему оказывали духовные чада – супруги Киреевские. Под влиянием преподобного возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между оптинским старчеством и русской интеллигенцией. На исповедь и благословение к преподобному Макарию приезжали и Алексей Константинович Толстой, и Алексей Степанович Хомяков, и Николай Васильевич Гоголь, и Александр Николаевич Муравьев.

Семь лет преподобные старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Известен такой случай: к святому Макарию привели одного бесноватого, который ничего ранее о нем не знал и никогда его не видел. Бесноватый, бросившись к приближающемуся старцу с криком: «Макарий идет, Макарий идет!», ударил его по щеке. Преподобный тут же подставил другую щеку, а больной рухнул на пол без чувств. Очнулся он исцеленным. Бес не смог перенести великого смирения старца.

Господь даровал преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему, открывавшему ему свою душу он подавал врачевство, подходящее к немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом со властью, так как оно заставляло повиноваться, а неверующего – верить. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в его одежде, в каждом движении.

Лицо Макария было светло от постоянной Иисусовой молитвы, творимой им, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему. Преподобный даже написал особый труд – «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву», дабы оградить от возможных духовных опасностей новоначальных христиан. Вот, например, как он предостерегает нас о книгах монашеских, вроде Лествицы, Отечника и прочих: «Святые и богоносные отцы написали о великих дарованиях духовных не для того, чтобы всякий безрассудно стремился к получению их, но для того, чтобы не имеющие оных, слыша о таких высоких дарованиях и откровениях, получаемых достойными, сознавали свою глубокую немощь и великое недостаточество и невольно преклонялись к смирению, которое паче всех деланий и добродетелей нужно для ищущего спасения».

За два года до своей кончины преподобный Макарий принял великую схиму. До самой смерти святой принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их. 7 сентября 1860 года, через час после принятия Святых Христовых Таин, преподобный Макарий мирно отошел ко Господу.

Преподобне отче Макарие, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать