19 августа. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 19 августа (6 августа по ст. стилю)

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Идет Успенский пост.

 

Хотя идет Успенский пост, мы сегодня торжественно отмечаем двунадесятый праздник – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В плане воздержания это самый нестрогий день в Успенском посту. Даже монастырский устав сегодня разрешает рыбу.

Мы всех сердечно поздравляем с этим замечательным праздничным днем!

Братья и сестры, сегодня за литургией звучит евангельское повествование от апостола Матфея о событиях Преображения Господня на горе Фавор. А святой апостол Петр в своем соборном послании говорит о том, что он был свидетелем этого чудесного момента и слышал с неба голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Но тем не менее какая-то важная смысловая часть дивного праздника будто бы все время ускользает от нас.

Для всех верующих, конечно, является важным, что во время Преображения нашего Спасителя на горе Фавор апостолам Петру, Иакову и Иоанну была явлена слава Божия, ведь на этом факте базируется целое учение о Нетварном Свете. Вся практика исихазма, умной молитвы свидетельствует, что и поныне Нетварный Свет, слава Божия, Божественные энергии пронизывают наш видимый мир и могут быть даже ощущаемы святыми подвижниками посредством телесных чувств. Но много ли среди нас исихастов и ревностных делателей Иисусовой молитвы? Отнюдь.

Нет, в этом празднике скрывается еще нечто важное, важное именно для нас, для живущих в миру, для тех, кто живет обычной приходской жизнью, по мере сил борясь со своими страстями. Само название праздника подсказывает, куда нам направить ход своей мысли. Преображение Господне по-гречески звучит как «Метаморфосис ту Кириу», Метаморфоза Господня, изменение внешней формы нашего Спасителя.

Еще древнеримский поэт Овидий размышлял о метаморфозах, о том, что нечто или некто могут менять внешний облик, не меняя своей глубинной сути. Строго говоря, выражение «метаморфоза человека» должно означать лишь перемену внешних признаков и свойств, но не личности. Хотя в наше время, когда мы говорим о преображении тех или иных людей, мы часто подразумеваем именно внутреннее изменение. Например, был грешник, преобразился и стал святым, пусть даже внешне он мог особо и не измениться. Но наш Господь и Спаситель Иисус Христос, восходя на гору Фавор, не преображался внутренне, Он всегда был, есть и будет Вечным Богом, Логосом, Второй Ипостасью Святой Троицы, Предвечным Сыном Божиим. Он претерпел метаморфозу в своем первоначальном значении – он изменился внешне, не изменяя своей сути. Важно, что Его внешность и до, и во время, и после Преображения не противоречила Его Божественной Личности, облеченной в человеческое тело, а лишь выражала какую-то из возможных форм.

Наверное, лучше всего эту мысль сформулировал апостол Павел в послании к Филлиппийцам. Этот отрывок мы слышим очень часто, на все Богородичные праздники, но, к сожалению, из-за громадной разницы между греческим и русским или славянским языком нужные нам смысловые оттенки теряются. Попробуем их восстановить.

Апостол Павел пишет о нашем Господе и Спасителе:  Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 6–8). Мы привыкли к тому, что понятие «образ» несет смысл подобный словам «икона», «изображение». Но в греческом оригинале здесь стоит слово «морфи», то есть вид, форма, внешность, видимость. Что же будет, если мы заменим слово в тексте на более подходящее? Получится примерно такой перевод: «Он, будучи формой Самого Бога, не был самозванцем, называясь равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв форму и внешность раба, сделавшись подобным людям и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».

Братья и сестры, казалось бы, к чему все эти рассуждения о нескольких греческих словах? Какое отношение это имеет именно к нам? А самое что ни на есть прямое. Мы с вами каждую неделю, а кто-то может быть и чаще, на Божественной литургии выступаем в роли тех самых апостолов, что восходили на гору Фавор. Разница лишь в том, что на Фавор Господь взял с собой именно тех, перед кем хотел преобразиться видимым образом, а в храм приходят все, кто хотят. Но только Преображение Господне открывается далеко не каждому.

За Божественной литургией из алтаря доносятся евангельские слова Спасителя: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов», а затем: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов». И с того момента, как священник призывает на хлеб и вино Господа Святого Духа, на престоле находятся самые настоящие, самые истинные Тело и Кровь нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, то есть Сам Воскресший Христос Бог. А значит и слова: «Приимите, ядите...» и «Пийте от нея вси...» священник произносит от лица Самого Христа.

И вот наступает момент литургии, когда священник и дьякон выносят из алтаря Святую Чашу, в которой находятся истинные Тело и Кровь Христовы, принимая которые мы принимаем Самого Господа Иисуса, таинственно соединяясь с Ним. Именно в этот момент все стоящие в храме находятся на горе Фавор. Только одни видят лишь священника с позолоченной чашей, а другие, кто поверил в Воскресение Христово, видят Самого Христа, живого, умершего за нас и воскресшего, зовущего нас в Свои Небесные обители.

Апостол Петр сказал Иисусу Христу на Фаворе: Господи! хорошо нам здесь быть! Вот как мы должны себя ощущать в этот момент. Мы ведь можем представить, что со Святой Чашей на солею вместо священника вышел Сам Воскресший и Преображенный Спаситель, разве кто-то останется безразличным? Никто из верных не посмел бы ослушаться Его слов: «Со страхом Божиим и верою приступите».

С праздником Преображения Господня, дорогие телезрители!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать