16 октября. Священномученик Дионисий Ареопагит

16 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 16 октября (3 октября ст. стиль).

 

Сегодня, в воскресный день, Православная Церковь творит память: сщмчч. I века Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, Рустика, пресвитера, и Елевферия, диакона. Прп. Иоанна Хозевита, епископа Кесарийского, и блж. Исихия Хоривита, святых VI века. Прп. Дионисия Щепы, затворника Печерского, в Дальних Киевских пещерах подвизавшегося, иеромонаха XV века.

Сщисп. Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского, почившего в 1928 году.

Прославляется Трубчевская икона Божией Матери.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня вспоминаются священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий, которые были убиты в Галлийской Лютеции (а ныне это город Париж) в 96 году во время гонения при императоре Домициане. Особенно нас интересует святой Дионисий. Современные церковные ученые много спорят о том, был ли это один святой Дионисий или его житие объединило несколько святых Дионисиев разных веков. Также и труды под названием «Ареопагитики» ученые уже не относят к его авторству, хотя их богословский авторитет остается непререкаемым. Те, кто захотят разобраться в том, как формировалось житие святого Дионисия и когда возникли труды, которые ему ныне приписываются, могут прочитать очень пространную статью, посвященную святому Дионисию Ареопагиту, в «Православной Энциклопедии». Мы же познакомимся с традиционным житием, в котором, несомненно, большая часть сведений совершенно достоверна.

Святой Дионисий жил в городе Афинах. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. В Афинах его избрали членом ареопага (или верховного суда). Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге, о чем мы читаем в Книге деяний святых апостолов, Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. Предание говорит о том, что в 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.

Есть версия, что после кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию. Наутро мученики были обезглавлены.

Большое значение для Православной Церкви имеют творения, приписываемые  святому Дионисию Ареопагиту. До нашего времени из них сохранилось четыре книги: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Божественных именах», «О мистическом богословии», а также десять посланий к разным лицам.

Книга «О небесной иерархии» написана, вероятно, в одной из стран Западной Европы, где проповедовал святой Дионисий. В ней излагается христианское учение о мире ангельском. Ангельская (или небесная) иерархия, согласно этому труду, состоит из девяти ангельских чинов: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы.

Цель богоучрежденной ангельской иерархии – восхождение к богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками Божественного света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, бесплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой.

Книга «О церковной иерархии» является продолжением книги «О небесной иерархии». Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и ангельские лики, на богоучрежденном священноначалии. В мир земной, к чадам церковным, Божественная благодать нисходит прикровенно – в святых церковных таинствах, духовных по существу, но чувственных по образу. Но вне церковных таинств, вне Крещения и Евхаристии нет для человека светоносной спасающей благодати Божией, нет богопознания, нет обожения.

Книга «О Божественных именах» излагает пути богопознания чрез лествицу Божественных имен. А книга святителя Дионисия «О мистическом богословии» также излагает учение о богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном богопознании. Чтобы познать Бога, нужно к Нему приблизиться, достичь состояния богообщения и обожения. Молитвой мы приближаем к себе благодать Непостижимого Бога, потому что чистая сердечная молитва нас самих приближает к Богу.

Творения, приписываемые святому Дионисию Ареопагиту, или, как их называют, «Ареопагитики» имеют исключительное значение в богословии Православной Церкви. Они были известны очень многим святителям и богословам. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником. Большой интерес к «Ареопагитикам» в православии проявился в связи с паламитcкими спорами как среди последователей святителя Григория Паламы, так и в лагере его противников. В целом святой Григорий цитировал «Ареопагитики» значительно чаще всех других святых отцов.

В Русской Православной Церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по «Богословию» преподобного Иоанна Дамаскина. А первый славянский перевод самих «Ареопагитиков» был сделан на Афоне около 1371 года монахом Исаией.

Священномучениче Дионисие, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать