16 марта. Преподобная Пиама дева

16 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 16 марта (3 марта ст. стиль).

 

Среда первой недели Великого поста. Совершается первая в этом году литургия Преждеосвященных Даров. На вечернем богослужении читается третья часть Великого покаянного канона святителя Андрея Критского.

Сегодня Святая Церковь совершает память: святых первой половины 4-го века: мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска. Прп. Пиамы девы и свв. Зинона и Зоила. Прмц. Марфы Ковровой, послушницы и мч. Михаила Строева, пострадавших в 1938 году.

Прославляются иконы Божией Матери: Волоколамская и «Знамение» Златоустовская.

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня совершается первая в этом году литургия Преждеосвященных Даров. Чем же эта литургия отличается от всех прочих? В первую очередь тем, что в ее составе нет Евхаристического канона, как на привычных нам литургиях святителя Иоанна Златоуста или Василия Великого. А это говорит о том, что во время литургии Преждеосвященных Даров хлеб и вино не претворяются в Тело и Кровь Христовы, а для причащения предлагаются Святые Дары, освященные прежде: на предыдущей полной литургии по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста. На воскресной Литургии в Посту прихожане не замечают отличия, только священнослужители знают, что в воскресный день во время Евхаристического канона на дискосе освящается не один Агнец, от которого причащаются прихожане в сам день Божественной службы, а три или четыре святых Хлеба, в зависимости от количества Преждеосвященных, совершаемых на будущей неделе. По обыкновению Агнец разделяется для причащения в день службы, а остальные Дары всю неделю сохраняются на престоле в специальном ковчежце.

Может возникнуть вопрос: а к чему такие сложности? Почему бы не совершить полной литургии? Зачем нам служить литургию папы Римского Григория Двоеслова? Во-первых, многие литургисты сходятся во мнении, что хотя эта служба и приписывается святому папе Григорию, все-таки корни ее уходят ко временам апостольским и она была более популярна на Востоке, нежели на Западе. Во-вторых, нам нужно понять, что для православных христиан совершение полной литургии всегда было торжеством и несовместимо с постом. В результате Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верных таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

В комментариях к правилам Вселенских Соборов от епископа Иоанна Смоленского мы читаем: «Так как четыредесятница есть время всеобщего для христиан покаяния и исповедания грехов, то Святая Церковь всех их на это время подвергает как бы той епитимии, которую в другое время налагает только на некоторых, именно: предлагает верующим только чтение молитвословия и слова Божия, но не дает им видеть совершения Таинства Тела и Крови Христовой. Но для немощных духом и телом, и вообще для того, чтобы продолжительным лишением Святых Даров не ослабить нашего духа, Церковь являет нам в продолжение седмиц Поста Дары преждеосвященные, и достойным не возбраняет приобщаться их». Попутно мы и получаем ответ на вопрос, кто же может и должен причащаться на литургии Преждеосвященных Даров. Все, кто чувствуют духовную потребность в причащении, все, кого одолевают искушения, все, у кого не хватает сил для прохождения поприща Великого поста должным образом, всем нам можно и нужно приступать ко Святой Чаше на литургии Преждеосвященных Даров, а не только больным и немощным телесно.

Несколько слов о Святой Чаше на Преждеосвященной литургии. Когда на воскресной литургии заготовляются Дары для будничных служб, то каждый Агнец, то есть Святой Хлеб, погружается в Кровь Христову и уже в таком виде сохраняется на неделю. Вообще эта традиция поздняя, и  раньше Святой Хлеб не напитывался Кровью Христовой, в литургическом богословии есть даже понятие о том, что Преждеосвященная литургия служится «для освящения Чаши», то есть для того, чтобы вино в ней претворить в Кровь Христову. Об этом свидетельствует, например, Константинопольский патриарх XII века Михаил III. Поэтому сформировалось две основные традиции: греческая и русская. Греческая говорит о том, что на Преждеосвященной литургии в Чаше Кровь Христова, а русская – о том, что там только освященное погружением Агнца вино. В любом случае и в любой традиции мы, взрослые, причащаемся Тела Христова и Крови Христовой. Различия только с причащением детей: в греческой традиции их причащают, а в русской с детьми вас попросят прийти в день совершения полной литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.

Братья и сестры, давайте успеем сегодня познакомиться с одним кратким житием. Преподобная Пиама подвизалась недалеко от Александрии на рубеже III и IV веков. В доме своей матери она жила как в затворе: ни с кем не виделась, пищу принимала через день, после молитвы пряла лен. Святая Пиама сподобилась получить дар прозрения. Когда жители соседнего, более многолюдного селения, ослепленные алчностью, были готовы истребить односельчан святой девы, чтобы во время разлива Нила распределить воду только на своих полях, святая Пиама духом узнала об этом злодейском намерении и объявила о нем старейшинам села. Испуганные старейшины упали в ноги святой, умоляя ее пойти к соседям и удержать их от преступления. Преподобная Пиама не пошла на встречу, так как давно отказалась от общения с людьми. Всю ночь святая провела в молитве, а наутро вооруженные жители соседней общины, направлявшиеся к селению святой девы, внезапно остановились и не могли двинуться дальше. Господь открыл несчастным, что удерживает их молитва святой Пиамы. Люди опомнились и раскаялись в своем злоумышлении. Они отправили в село послов с просьбой о мире и говорили: «Благодарите Бога, Который по молитвам девы Пиамы избавил вас». Святая мирно отошла ко Господу в 337 году.

Братья и сестры, не будем забывать, что, даже живя в миру, дома, для каждого из нас открыт путь к святости. Нет необходимости затворяться в монастыре или пустыне, чтобы достигнуть богообщения: дело не в месте, а во внутреннем устроении. Это житие для нас особенно актуально сейчас, в самом начале Великого поста.

Преподобне мати Пиаме, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать