Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Идет Петров пост.
Сегодня Церковь творит память:
Мчч., пострадавших в середине II века, Иустина Философа и другого Иустина и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана.
Прп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах подвизавшегося в XI веке.
Прп. Дионисия, игумена Глушицкого (XV в.).
Сщмч. Василия Преображенского, пресвитера, и мц. Веры Самсоновой, скончавшихся в лагерях в 1940 году.
Прп. Иустина По́повича, Челийского подвижника (XX в.).
Празднуется прославление в 1990 году св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня поговорим об одном яром защитнике христианства первых веков, причем интересно то, что у нас имеется масса достоверных древних источников, рассказывающих о его жизни. Свидетельства о жизни святого Иустина Философа содержатся как в его собственных сочинениях, так и у многих древнехристианских писателей, а важнейшим свидетельством мученической кончины святого Иустина и его речи на суде являются мученические Акты, которые считаются одними из самых древних подлинных документальных записей мученичества.
Святой мученик Иустин Философ родился на рубеже I и II веков, в Сихеме – древнем городе Самарии. Родители Иустина были греки и язычники. Святой с детства отличался глубоким умом, любовью к наукам и горячим стремлением к познанию истины, он получил классическое образование, которое предполагало хорошее знание философии. Получение дальнейшего философского образования подробно описано им самим. Сначала он обратился к стоику, затем – к перипатетику и пифагорейцу. Стоик не удовлетворил святого Иустина, поскольку не считал познания о Боге необходимыми; перипатетик хотел установить плату за занятия, за что Иустин счел его «недостойным имени философа». Пифагореец потребовал от него знания музыки, астрономии и геометрии и отказался принять не имевшего соответствующих познаний Иустина в ученики. Тогда святой Иустин Философ обратился к платоникам, учение которых особенно привлекло его представлением о бестелесном, теорией идей, а также стремлением к созерцанию Бога, как писал сам святой, «ибо такова цель Платоновой философии». Став учеником платоника, он достиг значительных успехов в преподаваемой ему философии.
На обращение Иустина в православие сильно повлияла стойкость в вере христианских мучеников. Он писал: «И сам я, когда еще услаждался учением Платона, слышал, как поносят христиан, но, видя, как они бесстрашно встречают смерть и все, что почитается страшным, почел невозможным, чтобы они были преданы пороку и распутству». Однако поворотным моментом стал случайный разговор с неким старцем-христианином, предположительно состоявшийся в Эфесе. Иустин прогуливался по берегу моря, когда встретил «старца, почтенного видом, с приятной и важной осанкой», с которым у него завязалась беседа на философскую тему. В ходе беседы старец аргументированно критиковал некоторые положения основных философских школ, противопоставляя им писания пророков, мужей блаженных, праведных и угодных Богу, говоривших Духом Святым и живших гораздо раньше, чем «почитаемые за философов». В результате беседы со старцем святой Иустин понял, что эта, христианская, философия «единственная, незыблемая и полезная».
На тридцатом году жизни Иустин принял Святое Крещение, однако продолжал носить плащ философа. С того времени свои дарования и обширные философские познания святой Иустин посвятил проповеди Евангелия среди язычников. Он начал странствовать по Римской империи, всюду сея семена спасительной веры. «Кто может возвещать истину и не возвещает, тот будет осужден Богом», – писал он. Святой Иустин открыл в Риме училище, где проповедовал христианскую философию. Он последовательно отстаивал истинность и спасительность христианского учения в спорах с еретиками, убедительно опровергая и языческие мудрования, и еретические искажения христианства.
Около 155 года, когда император Антонин Пий открыл гонение на христиан, святой Иустин лично подал ему «Апологию» в защиту невинно осужденных на казнь христиан – Птоломея и Лукия, и еще одного, третьего, имя которого осталось неизвестным. «Апология» оказала столь благотворное воздействие на императора, что он прекратил гонение. С решением императора святой Иустин отправился в Азию, где особенно сильно преследовали христиан, и сам распространял радостную весть об императорском указе по окрестным городам и странам.
В Ефесе состоялся диспут святого Иустина с раввином Трифоном. Православный философ на основе ветхозаветных пророческих писаний доказывал истину христианского вероучения. Этот спор изложен святым Иустином в сочинении «Разговор с Трифоном иудеем». Вторая «Апология» святого Иустина была обращена к Римскому сенату. Написана она была в 161 году, вскоре после вступления на престол Марка Аврелия.
Возвращаясь в Италию, святой Иустин, подобно апостолам, всюду проповедовал Евангелие и своим богодухновенным словом многих обращал к христианской вере. Когда святой во второй раз пришел в Рим, завидовавший ему Крискент, которого Иустин побеждал в прениях, возвел на него много ложных обвинений перед римским судом. Согласно Актам Иустина, во дни второго пребывания святого Иустина Философа в Риме он и шесть его учеников были арестованы и предстали перед судом префекта, философа-стоика и учителя императора Марка Аврелия. На вопрос префекта об учении, которого придерживается святой мученик, тот ответил: «Я старался познать всякие учения, но пристал к истинным учениям христиан, хотя они и не нравятся лжемудрствующим». Далее святой Иустин исповедал веру в Бога – «Творца мира и Создателя всей твари» и «Господа Иисуса Христа Отрока Божия, о Котором предсказано было пророками, что Он придет к роду человеческому глашатаем спасения и наставником добрых учений». После того как Иустин Философ и его ученики решительно исповедали себя христианами, префект спросил, уверен ли святой в том, что после бичевания и казни он взойдет на небо? «Надеюсь благодаря терпению, если претерплю. Но знаю, что и проживших правильно ожидает благодать Божия». Несмотря на угрозы префекта, мученики отказались принести жертвы идолам, после чего были подвергнуты бичеванию и обезглавлены. Произошло это примерно в 166 году. Ныне мощи святого Иустина Философа покоятся в Риме.
Святый мучениче Иустине, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!