Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Христос воскресе, дорогие братья и сестры!
Сегодня мы творим память:
Прп. Иоанна, ученика св. Григория Декаполита (IX век).
Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (начало IV века).
Свт. Космы исповедника, епископа Халкидонского, и преподобного Авксентия (IX век).
Мч. Иоанна Нового из Янины (XVI век).
Сщмч. Виссариона Селинина, пресвитера и прпмч. Тамары (Сатси), игумении (ХХ век).
Прославляется икона Божией Матери «Максимовская».
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
В числе новомучеников и исповедников Российских ХХ века прославлена преподобномученица Тамара (Сатси), игумения. Она родилась в 1876 году на хуторе Уустало в волости Касти Гаспальского уезда Эстляндской губернии в лютеранской семье крестьян Георга и Мари Сатси. Родители нарекли девочку Марией. Когда Марии было семь лет, умерла ее мать, а вскоре умер и отец. В 1886 году в селе Марьямаа, к лютеранскому приходу которого относился хутор Уустало, открылся православный приход, тогда многие из лютеранской веры перешли в православную.
Окончив четыре класса сельской школы, Мария поступила в 1888 году (в возрасте двенадцати лет) в приют для девочек-сирот при женской общине в Иевве, основанной в этом же году. В приюте воспитанницы обучались чтению, письму и другим предметам, а также рукоделию, иконописному и золотошвейному мастерству. В 1892 году община была преобразована в Свято-Успенский женский монастырь, первой настоятельницей которого стала игумения Варвара (Блохина).
В 1895 году воспитанница приюта Мария Сатси была переведена в монастырь и «облечена в черную одежду», то есть в подрясник, в ноябре того же года облечена в апостольник, в апреле 1897 года пострижена в рясофор.
В 1898 году игумения Варвара (Блохина) стала неугодна проживавшей поблизости в своем имении княгине Елизавете Шаховской и была определена архиепископом Рижским Арсением в Казанскую епархию. Игумения Варвара предложила некоторым послушницам поехать с ней. Таким образом шесть послушниц, в том числе Мария Сатси, переместились в город Казань. Живя в монастыре, Мария пела на клиросе и помогала в швейной мастерской.
Игумения Варвара прожила в одном из монастырей города Казани до 1902 года, когда она была назначена настоятельницей Козьмодемьянского Троицкого монастыря. Мария также перешла в этот монастырь. Здесь она исполняла послушание певчей и письмоводительницы.
Чебоксарская женская община также относилась к Козьмодемьянскому монастырю, и мать Варвара сумела вывести к благополучию обе обители. В январе 1915 года игумения Варвара умерла. Пройдя многолетний послушнический искус, Мария 19 июля 1917 года принимает монашеский постриг с именем Тамара. Постриг совершил будущий священномученик архимандрит Сергий (Зайцев), настоятель Зилантового монастыря в Казани, благочинный монастырей Казанской епархии. Через год, в сентябре 1918 года, он будет расстрелян вместе с братией своего монастыря красноармейцами.
В 1918 году монахиня Тамара назначена казначеей Чебоксарской женской монашеской общины. Заведующая общиной в честь Владимирской Божией Матери, где в то время подвизалось около ста сестер, монахиня Арсения болела. В 1920 году она скончалась, и мать Тамара стала исполнять обязанности заведующей общиной. Новая власть стала проводить конфискацию имущества общины, намереваясь упразднить саму общину и закрыть ее храмы. В ответ на действия безбожников насельницы обратились к властям с протестным письмом.
В 1924 году в город Чебоксары прибывает викарий Казанской епархии епископ Чебоксарский Афанасий (Малинин) и Владимирскую монашескую общину объявляет самостоятельным монастырем. Монахиня Тамара назначается настоятельницей и возводится во игумении. Однако в 1926 году монастырь был закрыт, хотя продолжал существовать как Владимирская религиозная община.
В то время в общине еще оставалось тридцать четыре сестры. Они ютились в здании церкви, сторожке при церкви, некоторых хозяйственных постройках бывшего монастыря: хлеве, курятнике, переделанных под жилые помещения, и в двух маленьких домиках, выстроенных старанием сестер. В условиях давления со стороны властей монастырь продолжал существовать как религиозная община до января 1930 года. Тогда был закрыт последний храм монастыря и отобраны помещения, где жили мать Тамара с оставшимися сестрами.
После ликвидации властями общины мать Тамара поселилась у своей бывшей помощницы по управлению монастырем Анастасии Тимофеевой, которую знала еще по Пюхтицкому монастырю. Дом их находился недалеко от бывшего женского монастыря.
В 1930-х годах мать Тамара продолжала свой молитвенный подвиг: читала Священное Писание, духовную литературу, а также занималась необходимыми делами по хозяйству. В мае 1941 года, когда мать Тамара пасла корову, с ней познакомился бывший священник Худов, работавший охранником «Садвинтреста», который и дал следствию ложные показания об антисоветских высказываниях игумении Тамары.
Ночью 25 июня 1941 года сотрудники НКВД провели обыск в доме игумении Тамары. Тогда же ночью она была арестована и заключена в Чебоксарскую тюрьму. 27 и 30 июня состоялись допросы игумении Тамары. 30 июня тот же бывший священник дал показания об антисоветской агитации игумении, которая отвергла обвинения. Следователь тщательно допрашивал о том, как мать Тамара попала из Эстонии в Чувашию, подозревая ее в шпионаже.
11 июля состоялась очная ставка между игуменией Тамарой и свидетелем Худовым. На этой очной ставке мать Тамара виновной себя в агитации против советской власти не признала. Суд приговорил игумению Тамару к десяти годам лишения свободы. Кассационная жалоба в Верховный суд СССР о пересмотре приговора была рассмотрена и приговор признан правильным.
Игумения Тамара была этапирована в исправительно-трудовую колонию № 1 наркомата юстиции, находящуюся неподалеку от города Алатырь Чувашской АССР. От линии железной дороги шла ветка в глубь леса на двадцать четыре километра, где и располагалась колония. Заключенные занимались лесоразработками и изготовлением изделий из древесины.
Мать Тамара пережила суровую зиму 1941–42 годов, когда в период начавшейся войны в колонии происходили массовые смерти заключенных из-за голода и болезней. Весной, 1 мая 1942 года, как гласит запись в акте о смерти, игумения Тамара скончалась от порока сердца и была погребена в безвестной могиле на кладбище исправительно-трудовой колонии.
Святая преподобномученице Тамаро, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!