Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Отец Мелхиседек, Вы совершили увлекательную паломническую поездку в Грузию. Эта поездка не может быть неувлекательной: мы знаем, что испокон веку грузины – люди гостеприимные, хлебосольные, радушные, любят свои места, любили Россию, как нам казалось…
– И продолжают любить. Из моего рассказа это будет видно.
– Поэтому я и употребляю еще слово «увлекательную». Отец Мелхиседек, давайте эту программу посвятим Вашей паломнической поездке в Грузию,думаю, это будет интересно всем нашим телезрителям.
– Так случилось, что первый раз в Грузии я побывал после окончания первого класса семинарии в 1985 году, то есть ровно 30 лет назад. Когда у меня в Грузии спрашивали: «Как часто Вы бываете в нашей стране?», я отвечал: «Бываю каждые 30 лет», то есть в этом году я был там спустя 30 лет. Еще тогда, в те годы, меня поразило отношению грузин к своей Церкви, потому что я могу сравнить то, что было 30 лет назад, и то, что есть сейчас. Тридцать лет назад, когда еще не было того расцвета, который я увидел недавно, нас возили по закрытым храмам, а там жили и подвизались преподобные отцы сирийские, основатели 12 монастырей по всей Грузии. Мы посещали эти закрытые монастыри и храмы. Нас сопровождал раб Божий Сергий (наверное, уже почивший, потому что тогда уже он был в преклонном возрасте), он брал ключи у соседей, и, когда открывал тот или иной закрытый храм, я думал, что сейчас увижу то, что мы видели в России. Сергий открывал храм – он подметенный, пустой, никаких складов, никаких удобрений, ничего нет. Алтаря тоже нет, но место алтаря перегорожено ленточкой, или в нескольких случаях я видел, лежит бревно, чтобы тот, кто посещал, знал, что вот это уже место святое. За свои деньги перекладывали оцинкованные крыши: один раз в месяц покупал лист железа и потихоньку перекрывал год, другой, третий. И когда после развала коммунизма и Советского Союза стало возвращаться совершенно другое отношение к Церкви, им оставалось лишь повесить иконы, сделать иконостас и начать служить. Такой разрухи…
–…как у нас, не было. Во всяком случае, в алтарях они туалеты не ставили?
– Нет. Мало того, они по кирпичам не растащили храмы. Храмы стояли где-то в горах, монастырь в честь Божией Матери в Вифании был просто в ущелье. Они их реставрировали, восстанавливали. И поразительно, как это отношение к вере дает о себе знать сейчас, спустя 30 лет.До перестройки на всю Грузию было 20 храмов – вот такое влияние коммунизма было в те времена. А сейчас, когда заезжаешь в город, стоят кресты. Могут сказать, что и у нас во многих городах и весях стоят кресты. А Вы видели кресты в частных домах? Я это видел только на Западной Украине. Мы были в Боржоми, подъехали к гостинице и увидели светящийся крест, он стоит на частной территории, на перекрестке. Мы зашли в гостиницу и увидели там барельеф Божией Матери и великомученика Пантелеимона, а это не храм, это обыкновенная городская гостиница.
Ехали по улице:большая развязка, разъездной круг, стоит фонтан, который венчает не барельеф, не бюст, не какая-то скульптура, а крест.
– Удивительно!
– Центральная клумба, которую венчает крест.
– И большой крест?
– Не очень большой, художественная ковка.
– Но видно, что это крест?
– Конечно. Размером в полтора-два метра. Он венчает клумбу.
– Удивительно!
– Были в Ботаническом парке в Батуми: на центральной клумбе вырезан из гранита крест. Куда ни глянь – везде такое отношение.
– Там уже и сигарету, наверное, не бросишь. Приходишь в сквер, а там – кресты. И уже подумаешь: бросать ли мусор мимо урны, а может быть, и курить вовсе не надо?
– Может быть. Но самое главное – это ощущение, что ты находишься в христианской стране.У меня было такое впечатление, что это Греция, а когда были в более пустынных местах, например в монастыре Давида Гареджийского, там один в один подобие пустыни в Палестине, где монастырь Саввы Освященного. Вот такое было впечатление.
Кстати, в Грузии есть интересный момент относительно паломнических мест. Есть лавра Давида Гареджийского, которая находится в пустыне, в 50 километрах от трассы. Существует такое предание: если посетить этот монастырь (лавру) три раза, то по благодати это можно будет сравнить с посещением Иерусалима. Кстати, Давид Гареджийский известен тем, что когда-то совершил паломничество в Святую землю. И когда с горы он увидел Иерусалим, то настолько был потрясен благодатью, которую почувствовал даже издалека, не побывав еще в самом Иерусалиме, и ощутил такое внутреннее глубокое чувство покаяния, благоговения, смирения, что сказал: «Я теперь недостоин, чтобы мои грешные стопы пересекли это место и были там, где ходили Господь, где ходили Божия Матерь и апостолы. Я отсюда буду молиться на Иерусалим и на все эти святые места». И пустил учеников одних. Они побыли там неделю, другую, а он в этом месте молился, не заходя в Иерусалим. Когда они вернулись из паломничества, в восторге рассказывая о том, где они были, какие святые места посетили – место рождества Христова, место рождения Божией Матери, место крещения, место вознесения, место распятия, место воскресения Господа, – он говорит: «Братия, слава Богу за великие милости Божии! Теперь давайте возвращаться к себе на родину». И на память он взял с собою три камня. Предание рассказывает, что Иерусалимскому патриарху было видение, в котором какие-то грузинские монахи в трех камнях унесли всю благодать Иерусалима. Конечно, это невозможно, но вот такое было ему слово.
– Такое благочестивое сравнение.
– Он снаряжает за ними поход. Преподобный Давид кланяется патриарху издалека, берет благословение.
– Вы из Грузии? – спрашивает патриарх.
– Да.
– Как тебя зовут?
– Давид. Это моя братия.
– Мне было открыто, что ты брал камни.
– Брал.
И тогда патриарх говорит, что такое ему было откровение. Давид отвечает: «Святейший! Я не знал, что нельзя брать. Я их возвращаю». Ведь Давид мог бы сказать: «Камни валялись, я и взял…», он же взял не икону, не часть мощей, а обычные камни, на которых молился, когда был там. И патриарх за его смирение камни вернул. И он там сохранился – камень Давида Гареджийского. Но каков сам момент этого смирения! Вот мы посещаем те или иные святые места, но такое чувство благоговения, такое чувство покаяния, наверное, есть только у святых. И мы этому учиться должны у них.
Я вижу, когда бываю в лавре, огромную-огромную очередь к Матроне Московской, а в великие праздники – к преподобному Сергию. И когда паломники говорят: «Нам надо уезжать, мы очередь такую не простоим, к мощам не попадем…», я отвечаю: «Так дело-то не в том, чтобы именно к мощам приложиться, открыто или не открыто – это тоже значения не имеет. Подойдите к Троицкому собору, где находятся мощи преподобного Сергия, приложитесь к алтарной апсиде». Если есть вера, благоговение, то и благодать преподобного, который это видит, и слышит, и с неба на нас смотрит, конечно, благословит каждого, кто с верой, любовью почтит его память.Вовсе не будет благодатного посещения преподобного, если просить: «Быстрее пропустите меня вне очереди», и, не дай Бог, растолкав локтями, приложится к святыне. Благодать дается не по факту приложились вы или не приложились, поцеловали или не поцеловали, были или не были, а по факту веры, благоговения и почитания. Если не было веры, благоговения, любви к людям, которые рядом с тобой, и к этому святому, тогда ничего не будет. А прочитал акафист возле алтарной апсиды, приложился – и с благодатью поехал… Пример преподобного Давида, которому мы были свидетелями,показал, что Дух дышит, где хочет, и не мерою Бог дает Духа.
– Были у вас встречи с обычными людьми? Как они вас встречали? Какие песни пели?
– Конечно. А с песнями сложновато.
– Но они Вам пели?
– Было такое. Например, за столом первый тост – за Бога. А как за Бога? Благодарение Бога за то, что живы, за то, что здравы, за этот стол, за радость общения, за встречу с друзьями. Кстати, девиз грузин «Гость – от Бога». В нашем Покровском храме у жены одного священника мама – грузинка, и ей от мамы передались какие-то обычаи. Батюшка рассказывал, что однажды к нему пришли гости (семинаристы или священники). В холодильнике у них была одна колбаса подороже, а другая подешевле, и он достал колбасу подешевле, чтобы себе оставить колбасу подороже. Так обыкновенно поступает простой человек. И вдруг матушка (а они только поженились), увидев это, сказала: «А гость – от Бога. Ну-ка доставай эту, потому что к нам также будут относиться». И батюшка говорит: «Мне это был такой урок еще до посещения Грузии». А мы в бытовой жизни убедились, что это обычай: ты ко мне придешь – я даю лучшее, я к вам приду – вы даете лучшее. Вот такой всеобщий круговорот любви в природе.
– И уважения.
– И уважения. Вот что такое гость. А основа нравственной жизни христианина – вера. Вера его делает таким. И основа в православии именно в этом.
Кстати, меня поразил флаг Грузии. Я уже замечал на нем изображение большого креста и еще четырех маленьких крестиков – на белом фоне пять красных крестов. Когда мы прилетели в аэропорт Тбилиси, я вышел и увидел огромное полотнище, а когда оно такое большое,кресты сразу бросаются в глаза.
– Почему пять, интересно?
– Когда меня встретила руководитель паломнической службы Грузинской Православной Церкви Мариам со своим будущим супругом (после нашей поездки они благополучно поженились), я у них спросил, что означает символика грузинского флага. Они рассказали, что большой крест символизирует Христа, четыре маленьких креста – четырех евангелистов. И я подумал, что у них даже на государственном флаге только церковная символика, и бытует совершенно христианское толкование символов государственного флага. Вот насколько все в Грузии пропитано христианством. Равноапостольная Нина – это IV век.А потом расцвет христианства в Грузии, который начался с сирийских отцов – это VII век. Грузинская Церковь гораздо древнее, чем наша Русская Православная Церковь.Их храмы VI – VIII веков, сложенные из булыжников, из того, что было под руками, сохранились до сих пор. Это потрясающе! Чувствуется, что это братская христианская православная страна. Я думал, что у нас теплые отношения сохранились с греками, сербами, болгарами, но теперь мне кажется, что все-таки и с грузинами. Во-первых, понятный язык.
– Как понятен язык?
– А на русском все говорят.
– А Вы что-то по-грузински выучили? Вы способны к языкам...
– Нет, у меня способности к языкам нет, я просто всегда спрашиваю в той стране, где бываю, как звучат самые теплые слова приветствия, благодарности и восторга. И вот мне пришлось учить: «дидимадлоба» по-грузински – «большое спасибо», «мшвениери» – «великолепно, прекрасно», восторг. И когда во время совершения паломничества эти слова благодарности я говорил в ресторане или кафе, хозяин, слышавший это, говорил: «Вино и чай – угощаю бесплатно!» А мы ему в ответ: «Мшвениери», то есть прекрасно, великолепно!
– «Многая лета» не пели?
– «Многая лета» пели сначала на русском, а позже я услышал древнюю запись на грузинском языке и немножко уловил мотив. И потом в благодарность мы пробовали петь «Многая лета» на грузинском языке, что вызывало, с одной стороны, конечно же, удивление:люди из России, а поют на грузинском языке.
– Попробуйте спеть.
– Если я сейчас вспомню.
Поет «Многая лета» на грузинском языке.
– Блестяще! Я думаю, что после этого они Вам должны были барана принести бесплатно.
– Барана не приносили. Но один хозяин гостиницы спросил: «Сколько вас человек?» Мы ему говорим: «Сорок два». Он говорит: «Двадцать кувшинов в номер им отнесите».
– Это за это песнопение?
– За «Многая лета», за «дидимадлоба» (большое спасибо)…
– Вот это да!
– Мы ему говорим: «У нас средний возраст – 53 года, мы потом бабушек не поднимем в самолет!». Эта простота чувствуется во всем: в отношении грузин, в гостеприимстве, в пословице «Гость – от Бога».
Кстати, выходят паломники,видно, что чем-то они отличаются, даже в одежде, и все на улице спрашивали: «Вы кто?» Вот такой неподдельный интерес. Мы говорили: «Мы соседи, из Москвы». Они в ответ показывают пальцем жест «все отлично».Мне рассказывали, как полицейский, увидев паломников, сам подходит и спрашивает: «Чем я могу быть полезен?»Они растерялись, думали, наоборот, какая-то проверка документов. Оказывается, в Грузии полицейский для того, чтобы помогать, не наказывать, не только следить за порядком, а еще и помогать. Он помощник на улице, в ситуации на дороге. Мне рассказывали, что если машина заглохнет, то полицейский съездит за бензином, найдет 2–3 литра, чтобы можно было до заправки добраться. Вот такое очень человечное отношение. Всё подскажет: как пройти, как проехать.
В магазине покупали молоко, и кассир начал расспрашивать, откуда мы. Какое у нас в России кассиру дело, откуда паломники?В Греции мы были, никто особо не интересовался, откуда кто. А здесь такой неподдельный интерес: «А вы в таком-то святом месте будете?» – «Мы не знаем».Тогда она берет ручку и пишет, что нужно будет обязательно посетить. Простая кассирша в супермаркете, которая видит, что люди – паломники, дает советы. Из таких мелочей складывается отношение простых людей.
– В Грузии очень почитается старец Гавриил (Ургебадзе), наш современник, и я знаю, что даже хотели поднимать его мощи, хотя это не в традиции Грузинской Церкви– они мощи не поднимают, они хранятся под спудом. Не знаете, как решен этот вопрос?
– Его мощи сейчас находятся в древней столице Грузии (это город Мцхета), в котором была древнейшая семинария, где жила равноапостольная Нинаи образован женский монастырь Самтавро, в котором она подвизалась первые годы. На том месте, где она жила в шалаше, стоит небольшой храмик в честь нее. Рядом построен огромный собор, и в этом соборе находятся мощи Гавриила (Ургебадзе), который Грузинской Церковью причислен к лику святых. Он Христа ради юродивый, как блаженный, хотя наш современник, жил совсем недавно.
– В 50-70 годы,при советской власти.
– Совершенно верно. Огромно его почитание. Многие были детьми, когда он стал известен, брали его благословение, помнят его советы, наставления. Это сейчас один из самых почитаемых святых в Грузии.
– Вы говорили, что у вас в Грузии произошла какая-то очень интересная встреча с паломницей с дальних островов.
– Но это просто пример. Вот мы говорили о цикле передач, посвященном основам нравственной жизни. Основа нравственной жизни – это отношение к родителям. Вот что я еще там реально услышал, увидел, и это было перед моими глазами: грузины обращаются к маме «уважаемая мама». А если надо маму возвеличить еще больше, то они говорят: «Уважаемая папа».То есть маму приравнивают к отцу. И это словосочетание «уважаемая папа» в их обиходе звучит нормально. Почитаемее и главнее папа, но и по отношению к маме это тоже допустимо, и так иногда выражаются.
Мы были в Батуми, в храме святителя Николая, подходит ко мне женщина и говорит: «Я по голосу Вас узнала, но не могла поверить. Я прилетела из Лондона в Батуми и слышу батюшку, который выступает на «Союзе» и которого дети называют «мерседес». Это Вы?»
– В Англии Вастак называют?
– Да, эта женщина там смотрит «Союз» на видеопортале YouTube. А дети в повседневной жизни называли меня «мерседес», и это ей запомнилось. Она мне рассказала, что прилетела из Лондона, сейчас ухаживает за мамой, с которой случился инсульт. В Англии остались ее муж и дети. И чтобы мама восстановилась после болезни, ей пришлось прилететь из Лондона и на время бросить там работу. Меня пригласили в дом ее матери. Когда наша группа уже улетела, я заехал на полчаса, поговорил с ними немного. И ее мама после этого (она мне потом об этом писала) в первый раз в жизни исповедовалась и причастилась.
– Какое счастье!
– Да. Вот стоило нам так увидеться, чтобы все так закрутилось. За любовь к маме Господь благословил их семью посещением священника, потом другого. Вот такое отношение к родителям. Чти отца твоего и мать, да будет тебе благо, и долголетен будешь на земле.
Таковы грузинские обычаи, о которых мы начали рассказывать, и думаю, продолжим в следующем выпуске.
– И это очень приятная новость для тех, кто работает на телеканале «Союз». Мы с Вами периодически говорим, что канал действительно смотрят не только в России, но и за рубежом. И для многих русских и православных, бывших граждан Советского Союза, это единственный канал…
– И отдушина, и назидание, и духовная радость, и наставление.
Ведущая: Любовь Акелина
Расшифровка: Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 3 мая 2024
У книжной полки. Игорь Цезаревич Миронович. Лекции
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 3 мая 2024
Прогноз погоды на 4 мая 2024
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!