Таинства Церкви. О Псалтири. Псалом 31

24 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Сегодня с протоиереем Алексием Ладыгиным мы продолжаем говорить о Псалтири и разбираем 31 псалом. Удивительный и совершенно необычный псалом мы рассматривали в прошлый раз: с одной стороны, покаянный, показывающий грехопадение человека, а с другой стороны, невероятно жизнеутверждающий.

– Действительно, псалмопевец Давид дает нам увидеть и чувство покаяния (он показывает свои ошибки), а с другой стороны, он показывает великое милосердие Божие. Он то говорит о Боге, показывая Его как Царя царствующих, называя Его Господь, а в другой раз он называет Его «Бог мой, Боже мой» – именно в более мягкой и нежной форме, чтобы показать, что Господь милосерд. Когда он называет Его Господь, всегда показывает силу Божию, а когда называет Его Боже мой, Боже мой, тогда он показывает милосердие Божие, и показывает не просто всем нам, но в то же время и Самому Господу, как бы напоминает Ему о тех словах, которые Он Сам сказал: «Я Бог милости» (мы встречаем эти слова в Священном Писании). И Давиду становится легче, и Господь долго не медлит, а приходит на помощь к нему. Это он показывает и призывает, чтобы мы мужались и крепились сердцем своим, потому что Господь помогает всякому человеку, уповающему на Него.

А сегодня у нас 31-й псалом, тоже удивительный, замечательный, как и вся Псалтирь Давида. Он пишет надписание к псалму – рáзума. Конечно, если мы говорим о разуме, то действительно, чтобы принести Богу покаяние, нужно иметь разум. Не каждый человек может принести достойное покаяние, не каждый может измениться, найти тот момент, в который он может это сделать: для этого нужен разум. Если человек обладает разумом, то он может принести достойное покаяние. В то же время Давид говорит о том, что мы должны уразуметь некую Божественную истину, принять ее своим разумом. Мы ее сначала понимаем, потом принимаем, и тогда она приносит достойный плод в нашей жизни.

«Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси». Действительно, блажени, что Господь им оставил, то есть простил беззакония и прикрыл грехи. В какой-то степени понятно, что «оставишася беззакония», потому что закона у нас не понимали язычники. И Господь им оставляет их беззакония ради их непонимания, потому что они не имели закона, хотя «язычники, не имея закона, – говорит апостол Павел, – естеством законное творят». Но в то же время не всегда они совершали правду, но жили беззаконно. Но Господь им оставляет беззакония «и ихже прикрышася греси». А грехи кого можно прикрыть? Тех, кто имел закон. А кто имел закон? Иудеи, евреи, еврейский род, который имел истинное богопочитание, и тогда он нуждался уже в том, чтобы Господь простил ему грехи. Тем – беззакония, а здесь – грехи. Вот такое деление проводит Давид, потому что понимал и осознавал, какую тяжесть и какие последствия несут в себе согрешения человека. «Блажени, ихже оставишася». Кому оставляются беззакония и кому прощаются грехи? И в какой момент это происходит? Он блаженными называет уже новозаветное время, время христианское, когда от купели Крещения прощаются все грехи, и не только грехи, которые человек совершил, но и упраздняется первородный грех. Здесь Давид пророчествует о том времени, что скоро придет такое время, где люди от воды и Духа будут иметь возможность прощения своих грехов.

«Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть». Здесь тоже очень хорошо Давид говорит о том, что Господь не вменяет греха человекам, но в то же время предупреждает: «ниже есть во устех его лесть». То есть ты совершил, человече, определенное в таинстве Крещения обещание, Богу сказал о том, что ты будешь изменяться, ты будешь преображаться, ты будешь стремиться. То есть обеты, которые ты даешь в Крещении, ты должен обязательно соблюдать, но не обманывать Господа в своей жизни.

«Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день». Здесь, когда Давид говорит о костях, он говорит о тех внутренних духовных и телесных силах, которых человек лишается за счет греха, и поэтому он находится в таком расслабленном состоянии.

«Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя: возвратихся на страсть, егда унзе ми терн». День и ночь изнуряют меня. Терном называется грех, который входит в сердце человека, который мешает ему жить и приносит ему массу поражений. И вот об этом говорит Давид, что хорошо бы вооружиться против греховной страсти. А чем можно вооружиться? Молитвами, слезами, подвигом, и когда человек совершает такую молитву, пост и коленопреклонение, то он изнемогает в своей физической силе. Это ему необходимо, потому что грех вошел в его сердце, как тернии входят в полевые культуры, мешая им развиваться, как и грех мешает развиваться добродетели человеческой.

«Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего». Здесь Давид говорит о том, в каком состоянии находится человеческое сердце: «и Ты оставил еси нечестие сердца моего». Когда Господь увидел грех человеческий «и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви». То есть Господь, с одной стороны, прощает грех (о чем и говорит здесь Давид), но в то же время «исповем на мя беззаконие мое Господеви»: человек должен потерпеть за свое прегрешение. Давид терпел испытания, но он все-таки раскаялся в своих грехах перед пророком Нафаном, и Нафан от Господа прощает ему этот грех, видя покаяние его, но предупреждает о том, что за этот грех он понесет некое наказание. И это наказание затем и случилось. Ведь Давид жил, как под покровом Божиим, как под колпаком Божиим, не испытывая трудностей, и победа всегда была в руках его, а после этого пошли очень сильные испытания. Самое тяжелое испытание – это восстание сына Авессалома. Ему пришлось и скрываться, и прятаться, оставаясь еле живым, и потом уже чудом Божиим, милосердием Божиим и молитвою, которую он возносил к Богу, ему удалось подняться. Поэтому этот псалом также указывает на те обстоятельства, которые ждут нас, ежели мы будем сродни со своим грехом.

«За то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся». Здесь мы слышим о том, что преподобный, праведный человек всегда помолится перед Богом и молитва его будет услышана. «Обаче в потопе вод многих к нему не приближатся». Что не приблизится к нему? Конечно, грех. Здесь говорится о таинстве Крещения, в котором потопляется грех и он не приближается к человеку крещеному, праведному, если он не будет творить некую неправду, а будет исполнять обеты святого Крещения.

– То есть это только первородный грех омывается или все грехи?

– Только первородный, если младенец крестится, а когда человек крестится во взрослом состоянии, то прощаются ему все грехи, которые были до момента принятия Святого Крещения.

– Это очень важный момент, надо уточнить.

– От купели Крещения всегда человек выходит чистый, светлый, как младенец.

– Поэтому некоторые бабушки любят по несколько раз креститься? Такие случаи были, к сожалению.

– Это грех. «Исповедую единокрещение…» Может быть, это то невежество, которое родило нам советское время. Когда человек по незнанию, кто-то ему что-то сказал… «Когда человек теряет веру, – сказал Честертон, – он становится суеверным».

– Это то, о чем Вы говорили недавно в своей программе в прямом эфире на телеканале «Союз», что очень важно во многих своих действиях, особенно связанных с Церковью, спрашивать совета у священника, а не идти наобум и креститься по несколько раз, какие случаи бывали.

– Конечно.

«Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: Радосте моя, избави мя от обышедших мя». Давид указывает, что Господь является прибежищем и от скорби, и от всех трудностей, и Господь являет милосердие, являет радость. Как хорошо сказано: «Радосте моя, избави мя от обышедших мя». С одной стороны, Давид через эти слова дает Господу покаяние за свою прошедшую жизнь, но и говорит о том, что «я никого в своей жизни, Господи, не ищу, ни перед кем не склоняю свою голову, я всегда уповаю на Тебя и ищу в Тебе помощь. Ты моя радость, только Ты мне являешь помощь, Ты только мне являешь утешение, Ты только защищаешь меня и избавляешь меня от всех врагов моих». Вот такие очень красивые обороты Давида дают нам великую силу в вере. Если человек верит в Господа, если он уповает на Него, то эта вера, это упование никогда не будет посрамлено; тогда Господь будет всегда с человеком.

«Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои». Здесь как бы уже Господь обращается к Давиду и говорит ему эти очень глубокие слова: «Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои». Надо понимать, что если Господь вразумил, наставил человека и он исправился, то он стал приятен лицу Божиему. С одной стороны, «утвержу на тя очи Мои» или отвращу очи Мои от тя? Здесь, наоборот, Господь говорит: «Я наставил тебя, вразумил тебя, и если ты понял Меня и принес покаяние, то Мои очи опять будут направлены на тебя». Что значит: направил Господь очи Свои на нас? Это значит, что мы ходим перед Богом, а значит, когда Господь смотрит на нас, никакой враг не может подступиться к нам, потому что Он смотрит не просто, чтобы видеть нас, а чтобы увидеть, может быть, какого-то врага, какую-то трудность нашу в жизни, или пропасть, в которую мы можем упасть, или врага, который может причинить нам зло. Он смотрит, чтобы удержать нас или защитить от кого-то. Это очень важно. Если Господни очи с нами, значит, они как очи матери, защищающие своего ребенка, ведь она никогда не допустит, чтобы ребенок попал в какую-то беду, или кто-то напал на него, или чтобы он упал с каруселей, с качелей. Всегда родители смотрят за своими детьми, ежели они смотрят на них, а если они не смотрят, то ребенок попадает во всякую беду. И здесь важно, что Господь говорит: «Очи Мои с вами» и с Давидом непосредственно. Значит, он опять обрел милосердие Божие у Самого Господа. Опять-таки мы должны всегда помнить: если Господь отворачивает от нас лицо, значит, мы неприятны лицу Божиему. А почему мы неприятны Ему? Потому что совершаем грехи, недостойные поступки, не исполняем Его заповеди.

– Многие старцы говорят, что не Господь отворачивается от нас, а, скорее, мы от Него. Как здесь правильно?

– Псалмопевец Давид по-другому говорит. Мы, конечно, отворачиваемся от Бога через свои поступки и уходим от Него, и Господь уже не смотрит на нас, а когда мы приносим покаяние, мы возвращаемся к Богу. Чтобы принести покаяние Богу, нужно, как блудному сыну, понять, встать и пойти.

– То есть никакого противоречия нет?

– Нет, это образный язык. Если старцы говорят, что это мы отвращаемся от Бога, здесь они больше говорят о том, что мы своими поступками сами уходим от Бога, поворачиваемся к Нему спиной и не видим уже лицо Божие, потому что мы отвернулись – разворот произошел. «Разврат» – это разворот, развернулся и пошел от Бога в другую сторону. Поэтому, конечно, мы отвернулись от лица Божия.

– А Давид просит, чтобы все равно даже в таком состоянии Господь смотрел на него.

– Здесь уже не Давид, а Господь ему отвечает, что «утвержу на тя очи Мои», то есть возвращусь и буду смотреть на тебя.

«Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе». Очень удивительное сравнение: не будьте же неистовы, как конь и меск. Меск – это мул. Толкователь очень хорошо говорит, что мул (мулы) – это не творение Божие, они появились потом за счет скрещивания.

– За счет деяний человеческих.

– Да. Обычно животных показывают всегда, что они творящие некое добро, олицетворяющие добро, а если хотим олицетворить какое-то зло, то вот деяние человеческое. Как апельсин – это творение Божие, лимон – творение Божие, а если их скрестить, получается грейпфрут – это уже творение человеческое – ешь и морщишься, что называется. Здесь осел или мул как некое зло показывается. Что значит «броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе»? Действительно, для таких людей нужно то, что ими управляло бы. Что управляет конем? Уздечка. Что управляет человеком? С одной стороны, великое милосердие Божие, а с другой стороны, то, что Господь вразумляет человека и направляет к исполнению заповедей Его.

«Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет». То есть не может грешный человек испытывать радость на этой земле, но будет испытывать постоянные трудности, скорби. Уповающий на Господа, конечно, будет под защитой Самого Господа, и его, как говорят святые отцы, будет везде сохранять благодать Божия. И мы это часто видим, и Давид испытал на себе, почему он и ставит акцент именно на эти моменты, потому что не хочет, чтобы другие попали в те же сети, в которые он попал в течение своей жизни. И его чувство покаяния – это, наверное, образец молитвы и покаяния каждого человека, который в своей жизни испытывает вот такие сложности и трудности. Как мы можем от всего этого избавиться? Ведь грех бывает вольный и невольный, бывают слабости человеческие, которые он не сразу может победить в своей жизни. Но если ты впал в такие беды, искушения, то, как Давид принес покаяние через пророка Нафана, так и каждый человек имеет возможность, особенно в наше время, принести достойное покаяние в храме Божием, обратившись к Богу, и через священника, через таинство Покаяния принести некое сокрушение о своих грехах, о своих поступках. Тогда возвратится к человеку мир, и благодать Божия будет сопровождать его. А если человек будет жить по-другому, будет пребывать в своем упрямстве, то будет испытывать вот такие большие трудности, о чем и говорит Давид: «Многи раны грешному». Порой нет у нас в жизни понимания того, что происходит с нами, почему мы испытываем такие трудности. Казалось бы, не голодные, не холодные, особенно проживая в столичном регионе, мы начинаем думать о том, какие мы несчастные. Почему несчастные? У нас есть квартиры, которые отапливаются, холодная и горячая вода; зайди в каждый дом: есть что покушать. Я не говорю об ассортименте еды, но еда есть, и никто не является голодным. Но в то же время мы не имеем внутреннего мира. Почему? А потому что живем в грехах, и пребываем в грехе, и не приносим покаяния. Только когда человек приносит покаяние, он сразу обретает внутренний мир и покой для своей души. «И обрящете покой душам вашим». Вот когда мы обретаем покой душам своим: когда мы либо бегаем греха, либо приносим достойное покаяние Богу и в своей жизни уповаем только на Его милосердие.

«Веселитеся о Господе, и радуйтеся праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем». Здесь Давид очень хорошо говорит о том, что «веселитеся о Господе» те, которые, с одной стороны, живут в праведности и совершают правду здесь, на земле, то есть стремятся полностью к исполнению заповедей Божиих и утверждают эту правду в своей жизни. Кто может хвалиться Господом, веселиться, прославлять Бога? Конечно, только тот человек, который живет с Богом, и не просто живет с Богом, но живет добродетельною жизнью. И эти добродетели, конечно, Господь сохраняет, утверждает и за счет них укрепляет человека праведного. «Веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем». То есть не только веселиться о Господе, но и веселиться в течение всей своей жизни. Веселость – это и внутренняя успокоенность, это и радость. Как Давид сегодня хорошо сказал о Господе: «Радость моя». То есть Бог действительно является радостью и полнотой жизни для всякого человека.

– Благодарю Вас сердечно, отец Алексий, за сегодняшнюю очень содержательную беседу. В конце передачи я попросила бы Вас еще раз пригласить телезрителей в свой храм поклониться списку с чудотворного образа Божией Матери.

– Дорогие братья и сестры, в нашем храме пребывает икона Божией Матери. Не всегда она будет пребывать, на некоторое время нам дали ее на сохранение со Святой Горы Афон. Икона Божией Матери называется «Пристанище в житейских плаваниях». Это чудотворный образ, который является списком с чудотворной иконы Божией Матери, которая находится на Святой Горе Афон в монастыре Эсфигмен, где подвизался преподобный Антоний Печерский – основатель русского монашества. Сам образ Божией Матери чудом пришел к нам: мы не искали, не приглашали, нам просто позвонили и сказали: «Можно, чтобы в вашем храме побыла некоторое время эта икона? Ее нужно сохранить». Мы не отказались и, когда увидели икону, поняли, что Матерь Божия Сама пришла со Святой Горы Афон, чтобы нас поддержать, укрепить в это трудное время. Само название «Пристанище в житейских плаваниях» говорит о многом: какие трудности мы испытываем в своей жизни и как нам нужна защита и покровительство Царицы Небесной.

– Сердечно благодарю Вас, батюшка. Мне остается поблагодарить наших телезрителей, всех, кто смотрел сегодня нашу программу, и всех, кто был сегодня с нами. Жду вас каждую субботу в программе «Таинства Церкви». Всего доброго!

 

Ведущая: Любовь Акелина
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать