Таинства Церкви. О Псалтири. Псалом 30

17 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Сегодня мы с протоиереем Алексием Ладыгиным, настоятелем храма преподобной княгини Евфросинии Московской в Котловке, продолжаем разговор о Псалтири, а именно будем говорить о 30-м псалме. Но прежде чем мы с Вами перейдем к нашей теме, мне бы хотелось, чтобы Вы рассказали нам о том, какое чудо произошло в вашем храме, и чтобы Вы пригласили в связи с этим телезрителей к себе в гости.

– Велика милость Божия, которая бывает над всеми нами. Порой мы даже не думаем, а Господь посылает нам чудо, чтобы укрепить всякого человека, верующего в Него. Так к нам прибыла с Афона икона Божией Матери «Прибежище в житейских плаваниях». Это очень удивительный образ, и, конечно, он насыщен той молитвой, тем подвигом, который совершается на Горе Афон, а самое главное, он отражает сущность нашей жизни, потому что мы находимся в постоянных житейских плаваниях, испытывая среди этих потрясений и бурь различные скорби, трудности и болезни, и нам очень нужно укрепление Царицы Небесной. Мне позвонил один знакомый и сказал: «Афонские братья были здесь. Они оставляют икону на некоторое время, можно ли ее сохранить у вас в храме?» Я спрашиваю: «А какая икона?» – «Да то ли Иоанн Русский, то ли еще какая... Вы возьмете ее себе, батюшка?» – «Давайте, конечно! С Афона! Мы приложимся, помолимся!» Вы знаете, было настолько удивительно, когда я утром пришел и увидел огромную икону Царицы Небесной! У всех слезы были, потому что Матерь Божия пришла к нам с Афона!

Мы знаем, по примеру Иверской Божией Матери, что не Она нуждалась в том, чтобы Ее сохраняли, Она Сама пришла, чтобы хранить нас. Значит мы все нуждаемся в Ее помощи, заступничестве, молитве, в том благодатном общении, которое мы получаем в Покров Пресвятой Богородицы. И это удивительно, потому что это было накануне праздника Положения ризы и честного пояса Божией Матери, в день памяти святых князей Александра Невского и Даниила Московского. Мы расценили это как то, что Матерь Божия Сама хочет укрепить нас. Нам не сказали, сколько по времени будет находиться у нас икона (может, два или три месяца), но мы имеем сейчас возможность приложиться к этому образу, помолиться. Все-таки она написана и освящена братией на Афоне, а это всегда чудесные иконы, которые несут частицы афонского подвига и, конечно же, благословение Самой Царицы Небесной, поэтому мы приглашаем всех к нам: пожалуйста, приезжайте – проспект Нахимовский, храм преподобной княгини Евфросинии Московской. Можно прийти постоять у иконы, помолиться, почитать акафист, испросить благословения у Царицы Небесной. Можно приехать вместе со своими родными, близкими, чтобы они тоже могли приложиться и каждый бы попросил что-то у Матери Божией.

– Храм с восьми утра открыт?

– В будние дни с 07:30 и до окончания вечернего богослужения – это, как правило, до 19:00, а если всенощное бдение, то до 20:00.

– Напоминаю телезрителям, что эта икона относится к разряду икон-путеводительниц.

– Да. Если посмотреть, то она очень сильно похожа на икону Смоленской Божией Матери, только поворот лица Младенца немного другой.

– На нас смотрит Господь и вопрошает...

– Очень удивительный образ! Матерь Божия благословляет всех нас особенно в такие нелегкие дни. Мы уже отчасти начинаем испытывать это, но в то же время мы ощущаем и благодать Божию. И именно сейчас мы будем разбирать 30-й псалом, в котором и говорит царь Давид, что человек приближается к Богу быстрее всего и ощущает Его мощь и крепость тогда, когда находится в каких-то трудных обстоятельствах. Иначе, уповая на то, что имеет, он забывает о Боге и в итоге остается посрамленным. Надписание псалма такое: «В конец, псалом Давиду, изступления». Что это значит? Здесь псалмопевец говорит нам о своем преступлении, в котором он пребывал. Когда человек впадает в грех, то есть нарушает заповеди Божии, то он оказывается в состоянии такого исступления, какой-то заторможенности тех невидимых процессов, которые происходят у него в жизни. У царя Давида это было именно тогда, когда он совершил грех по отношению к Урию, убив его из-за жены Вирсавии. Всякий человек приходит в исступление от какой-то беды, скорби или от какого-то внутреннего переживания. Конечно, человек возвращается в нормальное состояние только за счет покаяния. Царь Давид хочет показать, насколько был тяжел его грех, сколько ему пришлось пережить из-за этого поражений, испытаний, скорби и трудностей. И хотя Господь простил ему этот грех, но за него псалмопевцу многое пришлось претерпеть, чтобы до конца осознать, понять, может быть, другим показать, что лучше избежать в своей жизни грех, нежели терпеть такие поношения в течение жизни, то есть находиться, как бы мы сказали, в исступлении.

– А царь Давид понимал, что он совершает грех? Он понимал и все-таки совершил его?

– Когда человек находится в страсти (а именно так и было: царь Давид увидел Вирсавию, и страсть к ней захватила его сердце), тогда он не видит греха и стремится удовлетворить эту страсть. Кроме того, он прятал этот грех и наслаждался жизнью до тех пор, пока пророк Нафан в третьем лице не показал ему, какое зло он совершил. Только после этого царь Давид понял, в каком грехе он находится, и принес Богу покаяние. Мы сейчас об этом будем говорить. Здесь содержатся очень интересные и глубокие мысли, которые высказывает псалмопевец. Он всегда очень мудро начинает каждый свой псалом: он восхваляет Господа, показывая, насколько в благостном состоянии пребывает человек, когда он находится в мире с Господом, и как Бог являет ему Свою милость.

«На тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя». Мы уже говорили нашим телезрителям, когда рассуждали о том, прав ли тот человек, который надеется на другого человека? «Всяк человек ложь», – говорит псалмопевец. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» – другие очень яркие и красивые слова царя Давида. Тот человек, который уповает на Бога, останется вовек непосрамленным и, живя в правде, будет избавлен Господом от всех искушений и бед.

«Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя: буди ми в Бога Защитителя, и в дом прибежища, еже спасти мя». Мы не раз говорили о том, что значит приклонить ухо. Давид очень часто использует это выражение в своих псалмах. Если мы разговариваем друг с другом в ситуации, когда что-то отвлекает, в шуме, мы можем не услышать друг друга, но когда человек другому человеку говорит на ухо, то он обязательно будет услышан, потому что акцентирует внимание на том, о чем говорит. Царь Давид просит Бога, чтобы Господь его услышал в эту трудную минуту: «Приклони ко мне ухо Твое». Иными словами, псалмопевец говорит: «Прояви, Господи, ко мне Свою любовь, Свое снисхождение, даруй мне Свое милосердие. Будь мне прибежищем и прости меня». Он испытывает большие трудности и понимает, что без Божией помощи невозможно их преодолеть.

«Яко держава моя и прибежище мое еси Ты: имени Твоего ради наставиши мя, и препитаеши мя». Здесь царь Давид говорит, что он уповает именно на имя Божие. Некуда было обратиться псалмопевцу, не у кого было искать защиты: все восстали против него. И если кто-то уповал на людей, если кто-то показывал силу человеческую, то Давид оставался верен милосердию Божию, любви Божией, имени Божиему и прибегал к защите Бога. И милосердный Господь никогда его не оставлял, всегда ему помогал.

«Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми: яко Ты еси Защититель мой, Господи». Псалмопевец просит Господа, чтобы Он избавил его тех сетей, в которые он попал. Здесь говорится о том моменте истории, когда сын царя Давида восстал против него. Он не думал, что Авессалом восстанет, и не был готов к этим сетям, поэтому в какое-то время удалось свергнуть царя, захватить дом и осквернить ложе его. Давиду пришлось скитаться. И здесь он как раз взывает к Богу: «Только Ты, Господи, можешь избавить меня от тех сетей, которые расставил мой сын!» В то же время мы всегда говорили, что Псалтирь имеет и таинственное, духовное толкование, здесь много мессианских мест. И, конечно, если мы говорим о сетях, то они всегда ассоциируются в нашей духовной жизни с теми сетями врага рода человеческого, которые он расставляет, чтобы уловить в них человека, и потому многие из нас падают в некие искушения.

«В руце Твои предложу дух мой: избавил мя еси, Господи Боже истины». Давид говорит здесь о силе Божьей. Он отдает свой дух, свою душу в руки Божии потому, что понимает, что Господь может его избавить от этих бед и скорбей. Он называет Господа истинным Богом, Который избавляет человека по правде Своей от неправды.

«Возненавидел еси хранящия суеты вотще: аз же на Господа уповах». Что значат слова «хранящыя суеты вотще»? Здесь говорится о тех людях, которые уповают на свое богатство, силу, на других людей, на войско. Давид никогда такого упования не имел, поскольку все свое упование он возложил на Господа и никогда не предавал Его. Как говорят толкователи, есть люди разные: есть те, кто уповает временами на деньги, временами на связи и временами на Господа. Такие люди пребывают в неправде. В истине пребывает тот человек, который постоянно в своей жизни уповает на Бога.

«Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою». Царь Давид здесь говорит о милости Божией, не только вразумляя каждого из нас, но и взывая к Богу в молитве: «Ты же Сам сказал, Господи, что Ты милосерден по отношению к нам». Это милосердие, которое псалмопевец выставляет перед лицом Божиим, как бы понуждает Бога быть милосердным и к самому Давиду. Здесь говорится о смирении. Это не то смирение, которым обладал он в полноте как некоей добродетелью, данной от природы, а пришедшее за счет испытанных им страданий. Царь Давид смирил себя, свою гордыню. Он находится в смиренном состоянии, потому что, по сути, уже лишен и своего царства, и войска, и части народа, отвернувшегося от него.

«И неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространне нозе мои». «Ты избавил меня от врагов моих, вывел из тесноты», – говорит царь Давид, обращаясь к Богу. Псалмопевец находился в тесноте, был в том месте, где скрывался от врагов. Здесь уже Давид обладает свободой.

«Помилуй мя, Господи, я ко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя». Когда человек находится в слезах от покаянного чувства, от нужды, скорби, то у него происходит помутнение в глазах и он уже не может ничего видеть. И душа, и утроба его находятся в таком смятении, в котором находится человек, когда пребывает в трудностях. Святые отцы называют око умом души, а утробу памятью в душе, а в ней как стекаются все сосуды и расходятся, питая его, так и чувства сходятся. Это образ ума нашего, который тоже находится в смятении. Давид просит Господа, чтобы Он помиловал, простил и избавил его от этой скорби.

«Яко исчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих: изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася». Псалмопевец пишет о том состоянии душевного и внутреннего потрясения, в котором находится. Царь Давид сравнивает его с таким физическим состоянием человека, когда и его кости не могут явить свою крепость, чтобы удержать его. Как старец, который не может опереться на свои суставы, так как они не держат его, так и больной человек, находящийся в расслаблении, не может опираться на свое тело. И Давид говорит, что у него вот такое же состояние и хотя он обладает физической силой, но уже и стоять не может от своих внутренних и душевных переживаний, вот такого расслабления.

– Грехи тянут вниз.

– И грехи тянут вниз, и в то же время это состояние скорби как следствие своего грехопадения. Это тоже приносит человеку некую брань.

«От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящии мя вон бежаша от мене». Давид говорит о своем состоянии, которое он испытывает. Он становится для всех презренным. Если до этого он был царем, которого все ждали, приглашали в свой дом, с которым было приятно увидеться, и можно было этим состоянием вдохновляться и радоваться, то теперь все изменилось. И враги радуются такому падению царя. Языческие государства, народы, которые радовались той высоте, что была у Давида, завидуя ему, теперь же радуются тому, что он лишен всего, презрен. И те, кто знал его, отказываются от него, испугавшись преследования со стороны Авессалома и его военачальников. Если раньше видели царя Давида и радовались ему, то теперь те, кто видит его на дороге, пытаются свернуть с нее, не быть с ним, чтобы и их не убили вместе с Давидом. Вот такое состояние было у псалмопевца! Это тяжелое состояние! Вот какое смятение!

– Но как точно Давид описывает его! С каким покаянием!

– Да. Но в таком состоянии находится всякий человек, совершивший грех. Из-за него Господь посылает тебе такие наказания, и ты будешь испытывать это состояние. Это испытывает человек после грехопадения: внутренняя скорбь, некая оставленность, когда тебя оставили и близкие, и друзья, посмеявшись и убежав от тебя, это душевное терзание. То есть человек всегда за счет греха теряет внутреннее равновесие, испытывает такое терзание в своей душе.

– Но подобные терзания, как Вы говорите, наверное, может испытывать все же только верующий человек, который сможет понять, осознать свое грехопадение? Потому что бессовестного человека, если он совершил грех, ничто не терзает. Все-таки это чувство, которое приближается к покаянному, свойственно людям церковным.

– И верующим, и церковным людям, но я думаю, что в какой-то степени никто не может избавиться от того терзания, которое одолевает его, потому что совесть как некий закон Божий есть у каждого человека.

«Забвен бых яко мертв от сердца: бых яко сосуд погублен». Как сосуд, если про него забыли, потеряется и может быть разбит, так и о Давиде все забыли.

«Яко слышах гаждение многих, живущих окрест: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша. Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой. В руку Твоею жребии мои: избави мя из руки враг моих и от гонящих мя». Царь Давид, взывая о помощи, говорит: Бог мой, я уповаю на Тебя и судьба моя, жизнь моя в руках Твоих! Только Господь может избавить от тех, кто гонит его.

«Просвети лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостию Твоею». Мы уже говорили, что царь Давид всегда уповает на милость Божию, которой Господь спасает всякого человека.

«Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя: да постыдятся нечестивии, и снидут во ад». Господь прощает всякий грех, как говорит царь Давид, кроме бесчестия. Нечестивыми псалмопевец называет тех, кто еретики и безбожники. Они никогда не спасутся, их наказывает Господь, чтобы другим было неповадно.

Это очень удивительный псалом, одни из последних в нем такие прекрасные, просто замечательные слова: «Возлюбите Господа, вси преподобнии Его: яко истины взыскает Господь и воздает излише творящим гордыню». Конечно, Бога прославлять могут только те, кто уподобляется Ему.

И завершается псалом так: «Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа». Какими прекрасными словами заканчивается псалом! Царь Давид еще раз подчеркивает, что даже тот, кто испытывает какие-то трудности и скорби, должен уповать на Господа. Хотя Господь и не сразу будет являть ему Свою помощь, испытывая его терпение, но Он никогда не оставит того, кто уповает на Него.

 

Ведущая Любовь Акелина
Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать