Таинства Церкви. О Псалтири. Псалом 28

26 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– После небольшого перерыва мы с вами будем говорить о Псалтири, а это значит, что у нас в гостях протоиерей Алексий Ладыгин, настоятель храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке. Но прежде чем перейти к разговору о Псалтири, я хотела бы расспросить Вас о том событии, которое произошло в храме 6 сентября, когда вся Москва отмечала День города. Это было очень красивое торжество, о нем много говорили, но, наверное, не все телезрители знают об этом, поэтому, пожалуйста, скажите несколько слов.

– Это не только красивое, но и в первую очередь историческое событие: по благословению Святейшего Патриарха Кирилла постановлением правительства Москвы зеленой зоне, которая находится рядом с нашим храмом, было присвоено название – сквер имени Евфросинии Московской. Это действительно историческое событие, потому что преподобная матушка очень много сделала для первопрестольного града, стояла у истоков государственности. Именно в этом месте проходила встреча великой княгини и ее сына с митрополитом Киприаном, после которой он согласился заступить на Московскую кафедру, и если бы не произошел этот исторический момент, невозможно было бы уврачевать многие проблемы, которые были решены с помощью духовного авторитета митрополита. Благодарение Господу, что все это происходило на территории Котловки.

Сейчас у нас есть духовный центр, посвященный преподобной нашей матушке Евфросинии Московской. Здесь и храм, и сквер, названный ее именем, и памятник Дмитрию и Евдокии. Теперь во всех справочниках наименований улиц, скверов и парков города Москвы появится имя преподобной Евфросинии Московской. И совершенно заслуженно! Именно той, которая строила Москву, украшала ее, возвышала не только политически и экономически, но и духовно, занималась вопросами социального порядка, культурной жизнью города, столица достойно воздала благодарение. 6 сентября этого года состоялись славные, замечательные, просто великолепные торжества! Мы отслужили Божественную литургию, после которой здесь, в сквере, собралось огромное количество людей, порядка тысячи человек, пришедших и помолиться, и поучаствовать в этом празднике. Во время проведения торжественной части был установлен огромный камень, табличка на котором гласит: «Сей сквер Евфросинии Московской, в миру Евдокии Дмитриевны, благоверной супруги святого великого князя Дмитрия Донского». И, конечно же, как и подобает, проходили праздничные гуляния, ведь был День города, да еще и сквер открылся, поэтому была у нас великая радость. Различные народные, творческие, детские коллективы показывали свои умения, были казаки, которые наполнили праздник веселыми играми, приглашали кататься на пони и лошадях. Даже батюшки катались! И мне предлагали, но я отказался, потому что жалко было лошадку. Всех угощали кашей, было очень весело. Несмотря на то что мы рано (в 10.30) начали торжественную часть, только поливший дождь (в 15.30) смог поставить точку в нашем празднике, и народ окончательно разошелся по домам. Были очень светлые, радостные лица.

Осталось прекрасное впечатление, потому что среди многих обыденных вещей что-то очень важное совершилось. Мы знаем, что жизнь у нас сейчас становится очень пестрой: каждый начинает «хвалить свое болото», но мало кто интересуется исторической правдой. А сейчас мы можем сказать, что она восторжествовала. Мы укрепляемся памятью о преподобной Евфросинии, потому что, помня о ней и прославляя ее имя, получаем великую молитвенницу и заступницу у Престола Божьего. «За того, – говорит она, – кто прославляет меня, я непрестанно молюсь у Престола Отца нашего Небесного». Поэтому, конечно, мы в ходатаицу себе получаем ту, которая знает все трудности, переживания, скорби и невзгоды всякого живущего на земле. И, конечно же, плохо быть Иваном, не помнящим родства, человеком неблагодарным. Через наши действия мы свидетельствуем о благодарности нашей матушке за ее такое заступничество. Мы очень признательны и телеканалу «Союз», который рассказывает об этих удивительных событиях, о разных торжествах и необыкновенных богослужениях, которые проходят в такие дни в наших храмах. Это ведь наполняет смыслом жизнь православных христиан, наших соотечественников, где бы они ни находились, в какой бы стране ни жили. Милостью Божией недавно я был в паломнической поездке по Германии, в Берлинской епархии (э то Русская Зарубежная Церковь, которая сейчас является составной частью нашей Церкви), с миссионерским визитом в православном приходе Преображения Господня в Баден-Бадене. И вот что удивительно: люди знают о нас, о жизни нашего прихода, потому что смотрят телеканал «Союз», в том числе передачу «Таинства Церкви».

– Мы благодарим наших телезрителей…

– Люди очень вдохновляются, радуются этому общению и возможности узнать о пастырях, которые живут и проповедуют в Москве. Они приглашают нас посетить свои приходы, потому что хотят наполниться той жизнью, которой живет современная Россия. У них есть, конечно, некоторые особенности (как и у нас – свои), связанные с другими условиями жизни – как политическими, так и экономическими. Там живут общиною, потому что она дает возможность «увидеть Отчизну», напитаться русской речью, наполниться всем тем, что есть на родной земле. Хотя, конечно, удивительно, что их дети изъясняются уже на ломаном русском языке, несмотря на то что они выехали сравнительно недавно, лет двадцать – двадцать пять назад. Хотя и дома, и в церкви дети слышат русскую речь, воспитываются они все же в Германии, некоторые из них родились там, поэтому для них родным языком уже становится немецкий. Конечно, впоследствии придет осмысление, но акцент уже никуда не денется. А так, конечно, это русские души, русские сердца; где бы ни находились наши соотечественники, они сохраняют нашу культуру, нашу православную веру.

– Спасибо, отец Алексий. Я думаю, что репортаж об открытии сквера Евфросинии Московской наши телезрители могут посмотреть на сайте Вашего прихода, Вашего храма. Там наверняка будут выложены фотографии…

– Да, у нас есть и фотографии, и статья. И не только у нас, потому что это событие освещалось и на уровне Юго-Западного викариатства Московской городской епархии; moseparh. ru напечатал об этом торжестве, правда, не разместил фотографии.

– А фотографии можно посмотреть на вашем сайте?

– Да, нужно перейти по ссылке на наш сайт, чтобы увидеть замечательные фотографии: и огромный камень, и ухоженный сквер, который становится все краше.

– Мы приглашаем наших телезрителей посетить этот замечательный сквер.

– Да, и погулять немножко по скверу, напитаться той благодатью и тем воздухом, который, хоть он и столичный, пропитан молитвами и заботами нашей преподобной матушки Евфросинии.

– Я думаю, что, наверное, следующим таким интересным актом будет открытие какого-то памятного знака, свидетельствующего о том, что здесь происходила встреча Евдокии Дмитриевны и Василия Дмитриевича с митрополитом Киприаном. Я, зная Вашу горячую любовь к преподобной Евфросинии Московской, не исключаю, что скоро такой знак появится и здесь будет целый исторический комплекс, возвращающий нас к истокам.

– Верующему, как говорит нам Священное Писание, все возможно, даже и горе скажет: «Перейди оттуда сюда», и она перейдет, поэтому дай Бог, чтобы у нас хватило силы веры для совершения и в наше время таких чудес и подвигов. Немощный человек ни на что не способен, но, укрепляемый силою Божией, он может творить великие чудеса.

– Спасибо, отец Алексий. Что ж, перейдем к Псалтири, у нас сегодня 28-й псалом.

– Совершенно верно, его название звучит так: «исхода скинии». Когда мы начинаем беседу о скинии, то всегда говорим о тех, кто служит у нее. Есть предписание, как говорят святые отцы, чтобы священники не просто исходили из скинии и входили в нее (а они были единственными, кто мог войти в Храм Господень, во святая святых, и служить во дворе Божием), – их обязанностью было великое служение Богу. А через что оно осуществлялось? Через жертвоприношение, молитвословие и, конечно, через служение всею своей жизнью. Когда рукополагается священнослужитель в нашей Церкви, ему на шею надевается крест, на обратной стороне которого есть надпись «образ буди верным». В чем верным? В житии – делом и словом. Вот этот образ священник должен нести всегда. Его служение – это чистая жизнь, благопристойное поведение, благоговейное и благочинное служение Богу, потому что в Церкви, как говорит апостол Павел, все благообразно и по чину совершается. Посему, конечно же, мы имеем в виду высоту служения.

Но святые отцы говорят, что псалмопевец Давид под исходом из скинии в первую очередь, конечно, понимал выход души из тела, как священника – из скинии. Перед разлучением душа должна наполниться теми добродетелями, которые будут решающими для того, чтобы войти в вечные обители. А что для этого нужно? Жертвоприношение. Но мир уже христианский, мы не устраиваем всесожжений. Единая Бескровная Жертва – Сам Господь, пострадавший за все человечество. Значит, чтобы быть участниками этой Жертвы, мы обязательно должны иметь силу и возможность бывать на богослужении, и не только бывать, но и молиться вместе со всеми, чтобы наполнить себя этой великой благодатью, безмерным и неизреченным подвигом Самого Спасителя через участие в таинствах. Конечно же, мы должны готовить себя к молитвословию, как и священники при исходе из скинии для совершения жертвоприношения. В жизни обязательно должна совершаться молитва. Господь ведь не требует от человека чрезмерного, но то благочестивое правило, которое вменено в ежедневное совершение человеку, обязательно должно исполняться. Это и утренняя, и вечерняя молитва, и чтение Священного Писания, «аще кто может вместить», и дальнейшее большее молитвословие. Но малое и необходимое обязательно должно совершаться. И, конечно, сама жизнь должна быть благопристойной, благочестивой. Человек должен все совершать благочинно и то, что ему предписано, исполнять в обязательном порядке. Тем самым он будет подготавливать свою душу к исходу из тела, исходу из скинии, которая является прообразом тела человеческого. Вот такой очень глубокий псалом. Дальше будет говориться о дальнейших шагах, о служении, которое ждет человека, о том, что на этом пути ему предстоит встретиться со всякими трудностями и испытаниями, но он должен преодолевать их и правильной мыслью, и правильными действиями, которые она порождает.

«Принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви, сыны овни, принесите Господеви славу и честь». О чем здесь говорится? Святые отцы учат, что «слава и честь», которую мы должны принести, – это высота нашего служения. Но в чем она заключается? Святоотеческое толкование этого псалма призывает посмотреть на святых апостолов, которые являются сынами Божьими, ведь так их называет Сам Христос в Священном Писании: «Восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, Богу Моему и Богу вашему». То есть Он говорит о том, что для святых апостолов Бог является Отцом, а они, по благодати, – сынами Божьими. «Принесите Господеви, сыны овни». Овен – это овца, ягненок, но какой плод должны принести святые апостолы? Они собрали человеческие души, когда распространили веру Христову по всей земле, просветили языческие народы и тем самым принесли к подножию Отца Небесного души человеческие, спасенные и просвещенные светом Христовой истины.

«Принесите Господеви славу и честь». Здесь, конечно же, мы должны говорить о том высоком содержании, которым человек должен наполнять себя через исполнение заповедей Божиих, через служение Ему, в том числе и словом. Вот наша сегодняшняя передача – это служение Господу. Через что? Через слово. Потому что человек возвышается не только делом, но и словом. И в то же время словом возвышается Господь. Им же Он может быть и унижен, если слово это неправильное, если дело это неблагочестивое. Поэтому поступками нашими и речью мы либо прославляем имя Божие, либо хулим, об этом говорит нам Священное Писание.

– Отец Алексий, очень часто раздаются голоса: богослужение на церковнославянском языке непонятно, давайте перейдем на русский. Этим людям всегда возражаешь, что церковнославянский язык – это язык, на котором не написано ни одного дурного слова, ни одной дурной книги, это возвышенный язык. Посмотрите, когда дети берутся за его изучение, они даже по-другому начинают думать!

– Вот когда я был в Германии, владыка Марк, который там родился и вырос, очень хорошо сказал: «Мы сейчас часто служим литургию, особенно по субботам, на немецком языке. Но тайные молитвы я читаю на славянском». Мы спрашиваем: «Почему, владыка?» «Потому что немецкий язык, родной для меня, не может донести всю глубину, красоту и ту благоговейную благодать, которую дают эти молитвы. Не всякий язык может это выразить». Например, мы знаем, что англичане не поют «Господи, помилуй», они поют «Кирие элейсон». Они не могут перевести «Господи, помилуй» на свой язык. Чтобы излить всю глубину и тонкость этой покаянной молитвы, они просто оставили «Кирие элейсон». Здесь нужно понимать: то, что несет церковнославянский язык, – это действительно глубина и благодать. И об этом говорил владыка Марк – очень глубокий, совершенно удивительный человек, филолог, знающий порядка восьми языков (он владеет арабским, еврейским, английским, немецким, русским, испанским и другими языками). И вот он высказал такую глубокую мысль: «Не могу тайные молитвы читать по-немецки». Не доносят они всей глубины, и он это очень чувствует. Мы должны понимать, что больше всего о смене языка богослужения говорят те, кто не имеет постоянной практики хождения в церковь. Кто регулярно бывает в доме Божием, не нуждается в переводе богослужения с церковнославянского языка. Владыка еще говорил, что когда ему кто-то из наших соотечественников заявляет о том, что надо бы перевести богослужение на русский язык, он их спрашивает: «А что, славянский – это не ваш родной язык, вы же славяне!» Для иностранцев это звучит очень нелепо. Я думаю, что мы должны к этому прислушаться, и тогда наше нерадение нельзя будет ничем оправдать.

– Я вообще бы в школах ввела церковнославянский язык. Изучаем же мы английский, и сейчас, сказали, будет второй обязательный для изучения язык – немецкий или французский. Почему бы нам первооснову свою не изучать? Как было бы красиво, да и преподаватели есть!

– Совершенно верно! Но человеку свойственно наступать на одни и те же грабли. Сокращают преподавание русского (или вообще его убирают из школьной программы), а вводят иностранные языки. Но интерес к языкам сейчас фактически неоправдан. Настало такое время, когда нас нигде не ждут, да и экономически, наверное, уже скоро невозможно будет куда-то выехать, и этот язык, в который вложено столько средств и времени, останется ненужным и предастся забвению.

– Спасибо, отец Алексий.

– Ну что ж, продолжим дальше. Удивительный, конечно, псалом! Дальше Давид говорит: «Принесите Господеви славу имени Его, поклонитеся Господеви во дворе святем Его». Это пророческие слова. Творцу надо приносить славу, а мы сказали, что обретаем ее через служение Богу, через исполнение заповедей Его. А вот поклоняться надо «во дворе святем Его», то есть в храме Божием. Есть церкви, где мы должны молиться. Можно на всяком месте поклониться Богу, но все-таки подлинное и истинное служение – в храме Божием, где все тебя направляет на молитву, а не где-то на стадионе. Конечно, здесь нужно говорить и о чистоте помыслов на молитве (далее об этом также будет сказано, особенно когда мы перейдем к следующему псалму). Псалмопевец говорит и о силе слова Божьего, которое звучало, и пророчествует о том, как оно раздастся на Иордане: «Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих». То есть глас Господень слышится только тогда, когда его возможно услышать, Он подает его верным своим. «Бог славы возгреме» – как гром гремит и слышится во всех концах вселенной, так слышен и глас Божий. «Господь на водах многих» – Создатель освятил и всю водную стихию вместе со струями иорданскими. Так происходит каждый раз, каждый год, ведь когда мы освящаем воду, освящается вся водная стихия.

Я думаю, что в следующей передаче мы продолжим толкование 28-го псалма.

– Да, псалом большой и очень интересный. Большое спасибо, отец Алексий.

 

Ведущая Любовь Акелина
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать