Таинства Церкви. Молебен 12 июня 2014 года

21 июня 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным, посвященная молебну о здравии Святейшего Патриарха Кирилла и президента РФ Владимира Путина, который прошел 12 июня 2014 года. 

– Сегодня мы с протоиереем Алексием Ладыгиным, настоятелем храма преподобной Евфросинии великой, княгини Московской, в Котловке, будем говорить о том молебне, который состоялся 12 июня нынешнего года. Отец Алексий, в храме уже складывается традиция совершать молебны о здравии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и нашего президента Владимира Владимировича Путина. Это было уже второе богослужение. Первое прошло в мае, на Светлой седмице, в такой чудесный и благодатный день – храм был наполнен и пасхальным ликованием, и радостью молебна о двух людях, в руках которых сосредоточена власть и духовная, и светская. Второй молебен – в День России. Это не случайно. Я думаю, здесь просматривается некая параллель, некий символизм. Должна отметить: несмотря на то что это был праздничный день и впереди ждали еще три выходных (люди обычно уезжают из Москвы подышать свежим воздухом), народу собралось очень много. Мне кажется, все были охвачены единым порывом, действительно пребывали в соборной молитве. Это духовное единение ощущалось, мне кажется, каждым, кто в этот день присутствовал в храме. Но некоторые задают вопрос: «А для чего нужны такие молебны? Вроде бы и так в утренних молитвах и на литургии мы поминаем и Святейшего Патриарха, и власть. А тут еще такой дополнительный, что ли, молебен».

– Вы знаете, я бы не сказал, что это дополнительный молебен. Это особая, сугубая молитва, на которую мы собираемся, чтобы усилить духовные труды в сложное для нашего Отечества время. Эта инициатива исходила не от нашего прихода, хотя мы были исполнителями этого решения и, конечно, участвовали в его принятии. Перед Великим постом, на масленичной неделе, в нашем храме собрались многие именитые женщины, которые занимают особое положение в обществе, выдвигают православные инициативы, участвуют в реализации социальных и просветительских программ. Там присутствовали и Любовь Сергеевна Акелина из Фонда имени святой благоверной великой княгини Евдокии Московской, и Наталья Викторовна Якунина, которая возглавляет программу «Святость материнства», и Анна Витальевна Громова из Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества, и Светлана Витальевна Гнутова – знаменитая женщина, написавшая книгу «Крест в России», и Галина Васильевна Ананьина из Фонда содействия инициативе общественных организаций по постановке памятника патриарху Гермогену, и Нина Борисовна Жукова с Мариной Николаевной Белогубовой из «Союза православных женщин». Это те люди, которые не только много делают для Церкви, но и участвуют в общественной жизни нашей страны, являются государственными деятелями.

Мы уже тогда стали тонко чувствовать, что необходимо молиться: какое-то напряжение ощущалось в обществе, хотя украинские события только начинались и не было еще такого ожесточения. Мы предчувствовали нечто плохое, что будет отражаться в сердцах Святейшего Патриарха и президента Российской Федерации, что наступит момент, когда нужны будут соборные усилия, единый порыв, молитвенная поддержка, такое соработничество, что ли, общее какое-то согласие. Потому что время действительно сложное, решение принять непросто, а сил задействовано очень много нехороших, которые будут всячески пытаться внести раздор, интерпретировать каждое сказанное слово по-своему, использовать его не для примирения, а для раздора и противостояния. Все эти вражеские усилия побеждаются только силою молитвы, силою благодати Божьей. Только Господь может разрушить замысел врага, который хочет не мира на земле, а вражды и противостояния, хочет, чтобы шла братоубийственная война, лилась кровь, а ненависть не смогли бы угасить не только десятилетия, но и столетия. Конечно, это самое страшное, что может быть в наше время, именно поэтому было принято решение испросить благословения у священноначалия на такие молебны. И пусть они будут нечастыми, но очень искренними.

– Даже светскую прессу никакую не приглашали!

– Да-да! Чтобы это было непоказное и приходили действительно те люди, которые переживают и болеют за Россию! Чтобы наша общая молитва, как огненный столб, доходила до неба! Святейший Патриарх через владыку Феофилакта поддержал нас и благословил эти молебны с радостью. Первый из них был совершен уже на Светлой седмице: во время пасхальной радости мы с торжественными гимнами и песнопениями возносили молитвы и о Святейшем Патриархе, и о президенте Российской Федерации, рабе Божием Владимире. Это была очень искренняя, чистая, светлая, возвышенная и радостная молитва, исполненная надежды на то, что Господь поможет, укрепит, даст силы и мудрости в решении тяжелых вопросов и на нашей земле еще будет мир, еще будет стоять Православная Церковь, еще будет утверждаться наше Российское государство, будет благая помощь тем, кто нуждается в ней, в помощи нашего народа, нашего президента и нашего Святейшего Патриарха. И вы знаете, был какой-то очень добрый отклик: мы почувствовали, что в храме присутствует благодать Божия – веяние легкости и успокоения. Не было никакой фальши, люди действительно искренне сопереживали. На эту соборную молитву пришли все женщины, принявшие решение о начале таких богослужений, государственные чиновники, а самое главное, простой народ. Все ждали следующего молебна, но май – месяц очень сложный, здесь и конференции, и поездки на Святую Землю, где также не оскудевала молитва за Святейшего Патриарха и Владимира Владимировича Путина, нашего президента. И у нас появилось время для такого молебна только в июне. Подумали: когда служить? Конечно, в День России! Такое решение было принято опять-таки соборно. Но было и сомнение: разве кто придет? Четыре выходных дня! Обычно в выходные столичные храмы пустеют, так же как наши дороги и дворы, потому что люди в летнее жаркое время уезжают из Москвы на дачи. Но насколько было удивительно, когда собрался почти полный храм. Люди пришли именно на этот молебен. И опять-таки собрались все, кто принимал решение! Ведь все дела отложили! Женщины, которые занимают высокое положение в обществе, руководят православными инициативами и очень дорожат своим временем, как-то осознали (я это почувствовал), что молебен – это очень важно, особенно в настоящее время.

– А вот некоторые говорят: «Ну зачем же я буду молиться за эту власть? Она мне не нравится, я ее не люблю! Она и это делает плохо, и это. А сколько во власти воров, коррупционеров – нам каждый день об этом говорят! Кого-то ловят, кого-то сажают, заводят уголовные дела – чиновники, полиция, вооруженные силы… Зачем же я буду за нее молиться, если она такая нечестивая у нас?»

– Во-первых, всякая власть от Бога, говорит нам Священное Писание словами святого апостола, поэтому какую власть мы заслужили, такая у нас и есть. Поэтому если мы хотим, чтобы правящая элита была другой, то сами должны измениться. А осуждение исходит из сердца немирного, суд может произносить только Сам Господь по прошествии должного времени. Это первое. А второе – ведь мы должны понимать, что если нам не нравится сама власть, то, как говорит апостол Павел, нужно дать место гневу Божию. Вы хотите, чтобы власть изменилась? Так что надо сделать? Помолиться! Попросить Бога! Потому что метания, пустые слова ничего не привносят в жизнь, кроме вреда и для нас, и для тех, кто нас слушает. Мы оскверняем этими изречениями слух близких людей, свою душу и сердце. Поэтому когда мы чувствуем, что что-то не так в нашей власти, мы должны молиться, и эта молитва будет изменять и власть, и нас.

– То есть получается, что мы не верим в милость Божью, Его способность все изменить? Если мы, православные, не будем молиться за власть, потому что она плохая, получится, что мы Богу не доверяем? Ведь Ему возможно и людей изменить в одночасье, как Савла, который вмиг стал Павлом!

– Да, это, наверное, из-за того, что происходит оскудение веры. Если человек по-настоящему верит, он вообще не занимается осуждением, его дело – молитва, и он принимает все, что дает ему Господь. Мы, верующие люди, читаем молитву Господню и говорим: «Да будет воля Твоя». И в то же время, когда понимаем, что воля-то Божия именно такая, идем на попятную: «Нет, а здесь пусть будет моя воля!» Это неправильно! Божий Промысл учитывает духовное состояние человека, он действует для его внутреннего изменения, чтобы тот не «осуетился» на земле, а все-таки сквозь заботу, многие попечения видел Бога, видел небо и стремился идти к этому небу. Поэтому молитва наша во всех случаях хороша – и для тех, кто очень сильно переживает и хочет помочь, и для тех, кто недоволен нашей властью как церковной, так и светской.

– Но власть и духовную, и светскую мы же должны поддерживать именно как институт, у нас нет права его расшатывать…

– Мы уже говорили с Вами о том, к чему привело на Украине отсутствие поддержки власти и дух осуждения. Мы видели, что вышла оппозиция, а потом что? Сотни, а может быть, уже и тысячи убитых людей! Несчастных, разоренных, которые лишились дома, крова, уюта, тепла, стабильности! Что значит оппозиционно выступить? Это значит пролить кровь, расшатать тот мир, который есть. А мы знаем, что любой мир лучше всяких революционных действий и противостояний.

– И в России это было: 1905-й, 1917-й годы, когда вышли недовольные, а получили что? Соловки!

– Да, столько людей уничтожили, столько было несчастных… А как была откинута страна: с первых мест на последнее! Нам почему-то всегда нужно самих себя опускать, чтобы потом возвышаться. Может быть, лучше идти вот таким мирным, тихим, спокойным путем? Сейчас нет подлинной оппозиции, тех людей, которые по-настоящему болели бы за Россию. Есть купленные деятели, которые продали свое Отечество. Они произносят хорошие слова, но надо осознавать, что эти люди говорят не от себя, не оттого, что имеют боль, а потому, что продались кому-то. Мы это четко должны понимать. В наше время нет простоты, нет Павки Корчагина, который бы пошел и сказал: «Вот я оставляю все и посвящаю себя Отечеству и народу». Нет таких людей! Кто-то спасает самого себя, погрязшего в коррупции, кто-то – свои миллионы. Вот почему Господь сказал, когда привели к Нему грешницу и блудницу: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Я думаю, что в оппозицию может входить только тот, кто сам без греха, кто чувствует свою силу и правду и видит, как можно вывести этот народ. А то, знаете, критиковать каждый из нас может. Еще раз хочу сказать: осуждение лишает внутреннего покоя, а молитва освящает этот мир. И не только воздействует на самого человека, но и создает особую атмосферу, особую, так сказать, энергетику вокруг него. Если бы каждый молился, у нас не витала бы в воздухе злоба и неудовлетворенность, стяжательство это – сколько ни есть, все мало! Люди радовались бы и довольствовались тем, что есть. Тогда и власть хорошая будет! Пенсии есть, голодным ведь никто не ходит! Власть нехороша не потому, что она там что-то недодает (у нас есть все необходимое), а потому, что нам все мало! Вот ведь в чем дело. Конечно, это все лежит в духовной области – такое недовольство человека, поэтому в этом отношении молитва всех нас освящает. Этот путь правильный. Когда мы совершали второй молебен, мы почувствовали, насколько сердце мирно, насколько люди искренне молились!

– Приезжали же к вам и из Украины, насколько я знаю? Из Одессы?

– Да, я не в курсе, откуда они узнали, но было очень много людей и из разных приходов нашей первопрестольной, и из Украины, из Одессы. Они говорили, что пришли помолиться за наш многострадальный народ, за нашего Патриарха, за президента России, потому что у них вся надежда на Россию. Мы понимаем, что не всё можем сделать, что руки у нас связаны, что Россия, как всегда, остается одна, опереться ей не на кого, и наши единственные друзья, по меткому выражению Александра II, – это армия и флот. Сейчас вроде бы другое время: глобальный мир, общая экономика, но любое государство совершенно лишается свободы действий, становится несамодостаточным. Враг рода человеческого нашел нужную систему, какие-то блага земные для того, чтобы человека посадить на крючочек и подергивать его, если не за одну ниточку, то за другую. И народ уже привыкает к материальному достатку, уровню жизни, пожертвовать всем этим становится очень сложно. Православные как-то внутренне чувствуют, что глобализация – это плохо. Да – глобализация, да – экономика, открытые границы, все мы – в Европу, только дверь нам откройте – тут же сразу побежим в этот рай. А двери не открывают. И слава Богу, что не принимают! Вся эта система очень пагубна.

– Недавно случайно наткнулась на очередное ток-шоу, где разговор шел о престарелых актрисах, которые некогда блистали в нашем кино. Один адвокат привел в пример Америку, где существуют так называемые «взрослые ясли»: социальные службы собирают вот таких престарелых людей, отводят их в эти «ясли»… А другой говорит: «Да слава Богу, что у нас такого нет, что у нас еще считается позорным отдать своего родителя в такие «ясли». В Америке является нормой определить пожилого родителя в дом престарелых – все в порядке, никто не осудит. У нас же в этом случае все-таки смотрят косо, с непониманием. И слава Богу, что у нас такого еще нет, что до нас еще не дошли эти общеевропейские ценности!»

– Да, это действительно так, потому что мы знаем, что даже золотая клетка все равно остается клеткой. Эти «ясли», или различные дома престарелых, пусть даже самые ухоженные, самые хорошие, остаются все-таки клетками. Люди хотят доживать вместе со своими детьми. Хорошо ли, плохо ли, но старый человек, будь он даже великой знаменитостью, человеком творческим, все равно остается домашним, потому что семья – это богоустановленный институт на земле. Когда ты среди родных, у тебя и душа на месте. Когда ты видишь своих детей и внуков, с ними общаешься – это приятно, даже если порой и бывают какие-то нестроения в семье. Я могу вспомнить свое детство, когда приезжала бабушка, – это было такое счастье! Как ее уговаривали погостить подольше, как «делили» между четырьмя нашими семьями, потому что она любила бывать то у одних, то у других, а больше всего – в том доме, где жила со своим младшим сыном (моим дядей). Когда она приезжала, две недели мы ликовали и радовались. А когда уезжала, мы все ее просили: «Бабушка, ну останься с нами!» А она ведь просто сидела, очень старенькая, не видела ничего; правда, научила меня читать Псалтирь. «Эх, – говорит, – детки, хорошо с вами, да домой мне так хочется!» Я помню, какая радость, полнота, какое счастье были от того, что бабушка с нами! Я вспоминаю, как моя мамочка покойная, Царство ей Небесное, плакала, когда бабушка заболела. Она за ней ухаживала, ездила на автобусе за восемнадцать километров и всю дорогу плакала, потом приезжала, говорила: «Вот мама слегла». И опять плакала, так жалко ей было мамочку. И когда бабушка умерла, это для нас была, конечно, трагедия. Вот это действительно какое-то правильное единение.

– Порвалась связь времен…

– Да… А как можно отдать куда-то родного человека, не видеть, не общаться, продолжать суетиться… И потом понимать, что и тебя также определят куда-то, выбора не будет, прервется связь с твоим родом. Это очень страшно. Мы же эту связь и после смерти не прерываем, она остается через молитву.

– Недаром же говорят: «намоленный храм». Есть же такое понятие. Мне кажется, это касается даже новых церквей, которые недавно построили, – входишь, и все говорят: «Да, здесь молитва». Ведь она никуда не уходит. Если храм построили на месте разрушенного, который даже был за годы советской власти осквернен, все равно люди приходят и говорят: «Да, это намоленный храм».

– Действительно, намоленные храмы – от общих молитв людей. Молитва – это единение.

– И она ведь никуда не исчезает!

– Никуда не исчезает. Она остается. Поэтому, наверное, здорово и замечательно, что появилась такая традиция – молиться за Святейшего Патриарха и за нашего президента. Надо всем нам, дорогие братья и сестры, до конца осознать, какой крест они несут! Я думаю, было бы хорошо, если бы каждый приход, где бы он ни был, совершал такие, пусть нечастые, но сугубые молитвы за властей, за воинства, за нашего Святейшего Патриарха, который в этом очень нуждается, особенно сегодня (куда бы он ни ехал, всегда просит монашествующих и всех нас молиться за него сугубо), и за нашего президента. Поэтому давайте вместе будем молиться!

– Спасибо, отец Алексий! И последний краткий вопрос. В июле, наверное, тоже будет молебен. Как телезрители об этом узнают? Когда он будет, говорить еще, наверное, рано?

– После праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла один из вторников мы обязательно посвятим этому молебну. Люди попросили, чтобы он был в вечернее время, и мы решили, что будем служить либо перед Акафистом, либо после него, то есть либо в шесть часов вечера, либо в семь, чтобы все успели прийти с работы и помолиться. Мы заранее будем объявлять и всех приглашать как через телекомпанию «Союз», так и через радио «Радонеж», а также используя возможности Интернета.

– Спасибо большое, отец Алексий!

 

Ведущая Любовь Акелина
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 18 мая: 03:00
  • Суббота, 18 мая: 13:00
  • Среда, 22 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать