Таинства Церкви. Духовная жизнь христианина. Часть 1

29 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

– Сегодня с архимандритом Мелхиседеком мы начинаем новый цикл программ, который посвящаем духовной жизни христианина.

Отец Мелхиседек, я хотела бы начать нашу программу с небольшого рассказа об одном случае. На днях мне позвонил коллега по работе и сказал, что ему были нужны мои биографические данные, он брал эти сведения с сайта и увидел, что наше общество принимало самое активное участие в подготовке и праздновании 600-летия со дня блаженной кончины преподобной Евфросинии Московской. Он спрашивает: «Правильно ли я понимаю, что блаженная кончина – это смерть? И почему в таком случае вы, православные, отмечаете это как праздник?» Я ему сказала, что у святых как раз день праздника, день поминовения, день радости – это день блаженной кончины. Бывают и другие, конечно, праздники, например перенос мощей, но в основном мы отмечаем день кончины, он считается главным праздником у святого. Конечно, человек пришел в недоумение, но потом ответил: «Хорошо, я все понял. Оставлю все как есть».

Отец Мелхиседек, мы пережили действительно прекрасный день – праздник Успения Пресвятой Богородицы. Светским языком выражаясь, это день кончины, день смерти Пресвятой Богородицы. Но как радостно было в храмах! Как красивы были наряды женщин, многие постарались прийти в одеждах голубого, небесного, богородичного цвета. Какие были красивейшие облачения у священников! Какие невероятно красивые песнопения! Праздник, торжество! Получается, что у светских людей представления о кончине окрашены в одни цвета, а у нас – в другие. То есть разные люди по-разному смотрят на кончину, потому что обладают разным мировоззрением, которым, наверное, и определяется наша жизнь и наше внутреннее состояние, не правда ли?

– Безусловно. Только я немного сомневаюсь, что Ваш коллега все понял, потому что если человек не обладает религиозным сознанием, ему невозможно осознать, как кончина может являться праздником и что это вообще такое. Только религиозное сознание дает правильный взгляд на жизнь. Кто-то из мудрых людей сказал, что есть три формы существования: в утробе матери, здесь – на земле и там – в вечности. Светский человек, да и мы тоже, религиозные люди, празднуем день рождения – это вступление во временную жизнь. А кончина – рождение в жизнь вечную. Получается, у нас два рождения. Мы, религиозные люди, гораздо богаче и шире. Мы празднуем день рождения во временную жизнь, а кончина – переход в вечность, то есть смерть – это рождение в жизнь вечную.

Ко мне часто подходят прихожане или просто «захожане» и говорят: «Батюшка, у меня трагедия, у меня проблема, несчастье, горе». Я вижу, что люди в темных одеждах, в черных платках, и понимаю, что горе – это кончина. Узнаю, что случилось. Отвечают: супруг умер, или жена умерла, или ребенок. Я сразу говорю: «Не умерли, а родились для вечности». Сначала меня даже не слышат и продолжают: «Он умер два дня назад». Я говорю: «Не умер, а родился для вечности». И когда я это повторяю в третий раз, в сознании людей, в глазах появляется какая-то жизнь, они начинают смотреть совершенно другим взглядом. Через эти слова о рождении у человека появляется какая-то зацепка, какой-то якорь, то, за что он может ухватиться. Или говорят: «А где ваш Бог? Трехлетний ребенок умер в больнице от лейкоза». «Вот моя дочь», «вот мой сын...». «Где ваш милующий Бог? Куда Он смотрел? Что теперь с этим делать?» Очень сложно бывает в этот момент найти для человека адекватные слова, что-то объяснить. Я тогда спокойно говорю: «А Вы можете ответить на этот вопрос сами? Без веры, без Евангелия, без взгляда на вечность Вы можете ответить? Если Бога нет – ни милующего, ни немилующего. Вам легче будет, что ничего нет? Вот была жизнь, а теперь ее нет. И Бога нет, и вечности, и души, и Церкви, и Евангелия, и слов Христа, и Воскресения Христова – если предположить, что этого нет, – можно все объяснить? Так легче?» И так объяснить нельзя. Вот именно! Все объясняется только нашей верой. И не только верой, а почти знанием, о котором даже Пушкин однажды сказал: «Нет, весь я не умру – душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит…» Вот взгляд!

Вспоминается Бах, который перед смертью говорит потрясающие последние слова, у таких людей они не проходят незамеченными. Рядом с ним были сиделки, друзья, родственники, большая семья – и вот они уловили последние слова. Перед смертью, после Причастия, он сказал: «Наконец-то я услышу настоящую музыку».

Удивительно!

– Вот его взгляд на жизнь, так он воспринимает свою смерть: «Наконец-то я услышу настоящую музыку». Это такое полусветское, полурелигиозное сознание. Мы-то «чаем воскресения мертвых и жизни будущаго века», но даже светское сознание – со взглядом на перспективу вечности.

– «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение».

– Да, слова апостола Павла. Один из наших поэтов сказал: «Смерть есть к жизни приближенье – к жизни той, где смерти нет». И поэтому мы, каждый из нас, созданы Богом для бессмертия. Максим Исповедник однажды сказал: «Смерть – это не уничтожение, а избавление от смерти». На земле происходит борьба со злом, человек то встает, то падает, и в вечности каждому воздастся по делам его, но мы надеемся на милость Божию, на продолжение жизни – и с этой перспективой живем.

Иногда в полемике с людьми я говорю: «Знаете, у меня нет убежденности, что все проходит мимо Вас – и вечность, и Евангелие, и наш оптимистичный взгляд на жизнь. Посмотрите, Вы не верите, а вера вошла в Вашу повседневную жизнь. Хотели Вы этого или не хотели, задумывались Вы об этом или нет. Откройте сейчас свой телефон и посмотрите, какой день недели выделен красным цветом?» Он (или она) открывает телефон и отвечает: «Воскресенье». Спрашиваю: «А что это за слово такое? Воскресенье – выходной день, выделен красным цветом. «Красный» – от слова «красивый». Что это за слово “воскресенье”»?» Они отвечают: «Ну… Иисуса Христа». Я говорю: «Да, правильно. День в неделю мы этим живем, это вошло в нашу повседневную жизнь – слово «воскресение». И никакое иное». На Украине «неделя» – от слова «не делать». У англичан «Sunday» – день солнца. У греков «кириаки» – день Господень. А почему день Господень? Потому что Он воскрес в этот день. Получается, греки созвучны с нами в таком взгляде на жизнь. В Пасхальном каноне есть такие слова: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало…»

– Кто-то из святых отцов говорил о том, что когда Господь спустился во ад, чтобы вывести оттуда праведников, то в этот день все перевернулось. И раз Господь был в аду, там просто рай наступил. А вот Его нет на земле, а на земле-то что? Какая интересная трактовка.

– А на земле осталась Церковь со своим свидетельством о воскресении.

То есть Господь, спускаясь к грешникам, преобразует даже ад в рай. Как интересно!

– Свободная воля оставалась и в раю. Вот это видение воскресшего Живого Бога – как на него откликнулось сердце? Если сердце откликнулось, а мне кажется, невозможно было не откликнуться, – ни один не остался. В Пасхальном каноне есть такие слова: «И ни один бысть в аду».

То есть всех вывел Господь?

– Такая мысль есть у святых отцов. Не всех вывел, а всех вывел возлюбивших. Это не было механическим действием.

– Его увидели все грешники?

– Увидел тот, кто принял и поверил. «Сердцем веруется в правду, а устами исповедуют ко спасению». Вот уверовали. Поэтому правильно Вы сказали, что у людей совершенно разный взгляд на жизнь, разная окраска жизни: один приближается к концу, а другой приближается к началу. Разное ощущение жизни. Что нам дает вера? Вера нам дает быть сильными духом. Григорий Богослов однажды сказал: «До Христа не было ничего немощнее нас и сильнее смерти, после воскресения Христова – нет ничего сильнее нас и немощнее смерти». Человек живет с этой перспективой. Болезни – понятно, возраст – понятно, но нет такого взгляда: «Ой, вся жизнь позади!» Не позади. Она и позади, но у верующего человека она и впереди. А у неверующего человека она только позади. Это совершенно разные взгляды.

– Но какая же вера у Баха была! Я просто поражена этими словами.

– «Наконец-то я услышу настоящую музыку». Сам – просто талантище, а ждет «настоящую музыку». Музыка была ему как откровение.

Он писал божественную музыку…

– Конечно. Кстати, еще вспоминаются слова Николая Васильевича Гоголя о живости души: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник». Как печально, что люди живут с таким сознанием, сама жизнь просто обессмысливается, когда нет бессмертия. Потрясающие слова были у Достоевского, который говорит, что если отнять идею бессмертия души, то будет оправданным любое зло – от эгоизма до злодейства и даже возведено в добродетель. Если не будет мысли о бессмертии души и вообще о бессмертии, то будет оправданной любая безнравственность. Вот почему сейчас на Западе убирают кресты из школ, институтов, колледжей, снимают кресты с груди.

– Да, это ужасно. Выгоняют с работы, увольняют, когда человек надевает крест.

– Толерантность, политкорректность…

– Елку даже заменили: где-то в Голландии, кажется, какое-то непонятное дерево посадили.

– Сначала было: «С Рождеством Христовым!», потом «С Рождеством!», а теперь просто «С праздником!». С каким праздником?

– Невероятно!

– А почему? Для того чтобы оправдать свое неверие и свою безнравственную жизнь. В нашей русской пословице «Все мы под Богом ходим» есть глубокий смысл: ходить под Богом – это к чему-то обязывает. К мыслям, словам, поступкам… А если нет ничего – делай что хочешь. Если Бога нет – все позволено.

– Под кем тогда мы ходим?

– Непонятно. Поэтому чрезвычайно важен окрас всей жизни. Если есть перспектива вечности, значит каждый поступок, слово и дело имеют смысл, вес и ценность. Они имеют окраску: добрую или злую, праведную или грешную, божественную или греховную. И каждый день становится ценным, потому что книга нашей жизни будет собрана из отдельных страниц, каждая из которых – это наш прожитый день. Сократ однажды сказал (еще до Христа), что истинная жизнь – жизнь не только для себя. Для человека, который живет вечность, имеет значение не только его собственное здоровье и благополучие (потому что в конце концов и здоровье, и благополучие – все будет иметь конец, кроме одного – добрых дел, они конца иметь не будут), а вера, добрые дела, милосердие; они пойдут за нами в вечность, а все остальное – под большим сомнением. И будущая жизнь будет зависеть не от того, что нам сделали люди, а от того, что мы сделали им. Вот сейчас уже все решается. Чем еще счастливы люди? Мы, православные люди, живем не только будущим: из-за того, что мы живем будущим, мы дорожим и настоящим. И будущее будет зависеть от настоящего. Уже сейчас внутри человека может быть и рай, и ад. Господь говорит: «Ищите Царствия Божия, которое внутри вас есть, и все остальное приложится вам». Оказывается, настроение – это уже есть Царствие Божие: когда у человека настроение радости и защищенности, словно его руку Кто-то держит в Своей.

Вспомнилась история. Ребенок пяти лет впервые поехал с отцом в Альпы. Когда они попали в туннель (а в Альпах много туннелей), то какое-то время, примерно три-пять минут, ехали в темноте – тогда еще не было современной осветительной техники. Ребенок испугался и схватился за руку отца. Туннель закончился – и снова природа, снова радость. Но в эти минуты без света он держал за руку отца. Отец почувствовал, что так ребенку было спокойно, и он сказал: «Вот так бы всю жизнь твоя рука была в руке Христа!» Ребенку был дан такой образный, наглядный пример. Когда человек живет с уверенностью, что мы со Христом, что наша рука и наша жизнь в руке Божией, тогда что бы ни было – болезнь, смерть, страдания, потеря родных и близких – это наша естественная жизнь, но это не конец. Два метра – это не конец. Это именно только начало. Кто-то сказал, что смерть – это дверь. В двери задержаться нельзя, отсюда туда – только временный секундный отрезок, а потом вечность. Какая? Ликующая! Апостол Павел сказал: «Ухо то не слышало, глаз то не видел и даже на сердце человеку не приходило, что уготовал Бог любящим Его». Когда человек страдает раком, что ему можно сказать, если убрать религиозный, евангельский взгляд на жизнь? «Терпи, брат, держись!» Когда Вольтер умирал, друг приходит к нему и говорит: «Брат, держись!», и тот с саркастической улыбкой на лице ему отвечает: «Если бы я знал, за что держаться».

– Но он сам отлучил себя от Бога.

– В том-то и дело: рука не в руке Христовой, она к Нему протянута не была. «Если бы я знал, за что держаться». Мы, православные люди, знаем, за что держаться – за веру в Бога, Церковь, Святое Причастие, жизнь будущего века. Эти явления – и болезни, и страдания, и саму смерть – мы тоже переживем. «Нет ничего сильнее нас и немощнее смерти». Вот почему Успение – праздник. Потому что Матерь Божия перешла от земного – к небесному, от худшего – к лучшему, от временного – к вечному, от телесного – к духовному.

Когда паломники приходили в Оптину пустынь, на центральных воротах, которые раньше были со стороны реки, они видели икону «Введение во храм Пресвятой Богородицы», потому что обитель Оптинская – она Введенская, она вводит в Царство Божие. Храм, монастырь – это рай на земле. Оптина пустынь – Введенская. А на выходе паломники видели икону «Воскресение Христово», символ воскресшей, покаявшейся души, символом обретения надежды. Вот с чем ты должен уходить из монастыря – с мыслью о бессмертии Бога и о твоем личном бессмертии. В Греческой Церкви, в отличие от Русской, на западной стене, на выходе, находится икона «Успение», а у нас – икона Страшного Суда. А на подворье монастыря Оптиной пустыни и в новом храме Покрова Пресвятой Богородицы как раз находится мозаичное панно с иконой «Успение», потому что это тоже икона воскресения. На ней Христос с душой Божией Матери – изображение видимой кончины и невидимой души. Тело – в землю, а душа – на небо. Это икона воскресения Божией Матери, а через это, значит, и нашего воскресения. Вот такие счастливые православные люди, что даже сама смерть не воспринимается нами как тупик, как безысходность. Ничего подобного.

– С другой стороны, мы должны быть уверены в том, что душа наша действительно окажется в раю, в райских кущах.

– Мы пока этого не знаем.

– Мы радуемся, конечно, надеемся…

– Для этого мы и на «Союзе», для этого и телеканал «Союз», чтобы мы все там оказались, чтобы мы шли правильным путем, путем человечности, доброжелательности, путем христианской православной веры. Господь нам этот путь показал, осталось только самое малое: воспринять этот путь и им пойти.

Антонию Сурожскому одна прихожанка однажды сказала: «Батюшка, я хочу стать монахиней и хочу быть преподобной». Он ей ответил: «Вы сначала станьте христианкой». Нам надо с этого начинать. Если мы этим путем пойдем, именно с перспективой вечности, будем стараться, как Николай Васильевич сказал, быть живыми душами (а дверь к живой жизни – Христос), тогда все эти проблемы, жизненные перипетии будут ничто по сравнению с перспективой вечности и с перспективой нашей жизни. Такой наш оптимистический взгляд на жизнь. Вот почему успение и кончина – это день рождения, день рождения христианина. Мы богаты праздниками. Мы и день рождения празднуем в нашу временную жизнь, а кончина – день рождения, день перехода христианина в вечность. Конечно, надеемся, что она будет благая. Об этом святитель Феофан Затворник (Вышинский) сказал: «На Страшном Суде Бог будет искать, не за что бы наказать человека, а за что бы оправдать человека, лишь бы что-нибудь доброе и верное нашлось за его душой». Вот такой наш милующий Бог.

– Отец Мелхиседек может только ободрить. Спасибо Вам большое за очень интересную программу!

– До новых встреч!

Я благодарю всех, кто был сегодня с нами, тех, кто смотрел программу «Таинства Церкви». Конечно, мы сейчас переживаем не самые легкие экономические времена. Тем не менее именно в это время всегда православные люди были дружнее, сплоченнее, помогали друг другу. Поэтому я прошу вас всех не забывать и оказывать посильную материальную помощь телеканалу «Союз», потому что наша программа выходит в эфир только благодаря вашим пожертвованиям. В такое, может быть, даже немного тревожное экономическое время очень важно не забывать о нашей духовной составляющей, и тогда – кто же против нас?

Жду вас каждую субботу в программе «Таинства Церкви».

 

Ведущая Любовь Акелина
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать