Таинства Церкви. Беседа о семье и верности, посвященная Дню Петра и Февронии. Часть 2

11 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

– Мы продолжаем разговор о верности. Современный мир настолько многообразием велик, столько предлагает нам удовлетворения разнообразия, что 4-6 браков сейчас уже и не редкость. Мы говорили с Вами о том, как замечательно, когда праздники светские сочетаются с праздниками памяти святых. Кого сейчас берут молодые люди в образцы для подражания? Это артисты, люди из шоу-бизнеса, кино, спорта, личная жизнь которых такова, что в пору за голову схватиться и сказать: «Это невозможно, так не должно быть!» Зачем же предлагать это молодым неокрепшим душам, ведь, подражая во всем, они будут подражать им и в этом?! А у тех семейная жизнь такая: пожил с одной, побил вторую, избил третью, убежал от четвертой.

– Мне кажется, что там особо не бьют, просто меняют жен (мужей).

– Было очень много скандалов, связанных с тем, что избивали жен, особенно спортсмены, которым надо куда-то девать свою энергию, а женщина – наиболее подходящий объект, сдачи не даст. Мне кажется, очень хорошо, что в современное время праздники начинают назначать, определять в дни памяти святых.

– Одними праздниками здесь не обойдется. Если спросить у современных людей, знают ли они что-нибудь о святых Петре и Февронии, о празднике 8 июля – Дне семьи, любви и верности, не знаю, много ли таковых найдется.

– Многие знают.

– Уже лучше. Но современный взгляд на брак и семью абсолютно далек от идеала. Верность должна распространяться на всю жизнь. В.Г. Белинский, хотя он не церковный писатель, писал, что «жена не любовница, а друг, помощник и соратник, которая должна пройти с тобой по жизни до конца; знай и подразумевай, что ты женишься не только на этой красивой женщине, но и на престарелой даме и даже на сморщенной старушке». Сейчас, делая шаг соединения с этим человеком, ты соединяешь с этим человеком свою жизнь навсегда, поэтому нужно думать заранее. Кто-то сказал, что надо выбирать не тех людей, которые оказались рядом с тобой, когда у тебя появились успех и деньги, а надо остаться с той, которая была с тобой, когда ты был никем.

Люди спрашивают: «В чем счастье семейной жизни?» В этом и есть счастье семейной жизни: в верности, в единстве. Самое главное – нужно заранее приготовиться к тому, что в жизни идеального нет ничего. Это как самолет: сел и долетай до конца – никакого парашюта, никакого выхода с самолета (как и с подводной лодки) быть не должно. Терпение, взаимное желание претерпеть до конца, может быть, и даст шанс счастливой семейной жизни.

Встречаются священники. Один другого спрашивает:

– Как жизнь?

– Почти невозможно. Собирался уже разводиться из-за поведения жены.

(Дело в том, что у нас все виноваты, кроме нас самих. Почему? Потому что в жизни по отношению к себе мы адвокаты, а по отношению к другим – прокуроры.)

Встречаются они снова через четыре года.

– Как дела?

– Души в жене не чаю.

– А как же то испытание, то искушение?

– Ничего не могу понять. Было какое-то помрачение. Я не представляю, что бы было, если бы я сделал этот шаг развода.

Что показывает этот случай, это событие? Жизнь как амплитуда: взлет-посадка, взлет-посадка, взлет-посадка или черное – белое. Когда проходит черная полоса, будет белая, и наоборот, белая пройдет, будет черная. Не бывает такого, чтобы семью не трясло. Мы вспоминали святых Петра и Февронию: и их семью трясло, и у них были искушения, и у них были разные испытания, наветы в семейной жизни. Она была крестьянкой – он князь: им тоже нелегко было в семейной жизни. Поэтому человек должен настраиваться на долгое терпение.

– Верности надо учиться. Можно ли вообще этому научить и когда надо учить этому людей? Сейчас по статистике 700 разводов на 1000 браков.

– Мне кажется, это внутреннее устроение человека. Верность начинается не только с верности уже внутри семьи, это начинается с маленького возраста. Когда мне на исповеди говорят: «Я вру родителям» – это конец.

– Что Вы отвечаете?

– Я говорю, что ложь – это щель, через которую утекает любовь. Если ты врешь, ты ставишь крест на любви: к маме, папе, братьям, сестрам, друзьям. Кто-то сказал, что настоящий друг – это тот, которому можно сказать все. Друг – это тот, кто знает про нас все и все равно продолжает нас любить. Если есть ложь между друзьями, это уже не дружба. Если есть ложь между родными, то настоящей любви там нет, потому что лучше горькая правда. Невозможно от близкого человека, которого ты любишь, что-то скрывать. Вот с этого начинается верность.

Верность внутри семьи начинается с маленького возраста. Я вспоминаю свою жизнь и знаю жизнь многих моих сверстников: получка родителей лежала в шкафу, и кошельки их лежали не в сейфах, а в открытом доступе, а мне и в голову не приходило взять 40-50 копеек на мороженое или кино. Единственное, чем я пользовался, – мелочью, которая оставалась на сдачу после похода в магазин. Я маме говорил: «Осталась мелочь» – и не говорил сколько, и мама эту мелочь благословляла на карманные расходы. В кино, на мороженое всегда все спрашивалось, и всё давали. Но только не сам, сам никогда не брал! Взять даже 20 копеек без спросу – это уже неверность. Как это воспитывается, я не знаю.

– Мы с Вами в прошлой программе вспоминали Марью Ивановну Миронову из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина. Как автор трепетно описывает ее душевное состояние, когда обвиняют Петра Гринева в том, что он был неверен императрице Екатерине. Она не верит в это, отправляется в Санкт-Петербург, всеми возможными и невозможными способами добивается аудиенции императрицы, хотя ей уже было обещано покровительство как сироте, дочери отца, погибшего за императрицу. Она могла рассчитывать на помощь, но она остается верна. Как удивительно Пушкин проник в это состояние!

– Казалось бы, нет никакой надежды, потому что обвинение налицо. Пугачев сам привозит Гринева в Белогорскую крепость: в своей карете он мог катать только изменника, только того, кто начал ему самому служить. Казалось, что это так. И она, Маша Миронова, все это опровергает и решается на невероятное из-за своей любви и верности, и это невероятное вознаграждается и прощением, и счастливым концом.

Если говорить про верность, мне кажется, что это целая культура. И дело, наверное, не только в христианском воспитании. Например, в период моего детства наша семья была нерелигиозной, и я сам тогда был вне веры.

– Каждый русский человек по своему нутру православен. Ведь наши бабушки и прабабушки все равно были верующими людьми и многие из них были добрыми христианами. Генетически мы православные.

– Наверное. Если я что-то в детстве натворил, мне мама всегда говорила: «Сынок, лучше скажи правду. За это немного получишь, но я все равно узнаю правду». Тогда я еще не знал Евангелия, а в нем говорится: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным». Какая-то ошибка, оплошность, двойка в школе, разбитая ваза, сломанный велосипед и другие проказы – лучше всегда сказать, что произошло, объясниться, чем потом это узнается от других людей. Все это на бытовом уровне мать объясняла, разговаривала со мной и на самотек не пускала ни учебу, ни каких-то проступков. А не так, что свобода – что хочу, то и ворочу. Ничего подобного! Я знаю другие примеры, примеры свободы, когда родители говорили: «Ты взрослый человек, делай, что хочешь». И это доводило до самых печальных последствий.

В советское время была общая атмосфера честности, благородства. Во времена моего юношества культивировался альтруизм, а не «только все себе». У древнего философа Сократа есть мудрейшее выражение: «Истинная, настоящая жизнь – жизнь не только для себя». Многим людям (верующим или неверующим) дано это почувствовать: радость не приобретения, а радость отдачи. И уж тем более нет никакой радости, никакого удовольствия, когда ты украл! Абсолютно понятно, что чужая беда или горе счастья не принесет. Старец Паисий говорил: «В жизни есть две радости: человеческая и Божественная. Человеческая радость – это когда мы что-то приобретаем, но вы можете испытать радость Божественную, когда этим делитесь и когда вы этим служите». Это тяжелее. В руке у человека сильнее мышцы, которые сжимают кулак, и слабее мышцы, которые разжимают руку: хватательный рефлекс сильный, природа у человека испорчена. А старец Паисий говорит: «Вы можете испытать Божественную радость. Испытывайте!» Тот, кто с этим столкнулся, никогда не будет идти против верности – верности семье, слову, друзьям.

Кстати, раньше не у нотариуса заключались купеческие сделки. Раньше были слова, например «слово офицера». Человек говорил: «Даю слово!» – и больше не надо было ничего. Это тоже верность. Кому? Верность обстоятельствам жизни, в которых ты находишься. Все начинается с мелочей. Даже сейчас мы договорились о встрече – и будьте любезны, исполните обещание вовремя, будьте верны слову.

Сейчас люди, опаздывая, говорят: «Пробки». Многие рабочие, певчие, архитекторы, которые со мной по работе соприкасаются, опаздывают и говорят: «Пробки». Я им отвечаю, что пробки начинаются с головы. Ярчайший пример – отец Владимир Диваков, личный секретарь Патриарха: какое-то событие, какая-то служба, какое-то освящение – он приезжает за полтора часа или более до начала. Я приезжал за час, а он уже был на месте. Если ты полтора часа положил на то, чтобы не опоздать на важнейшее событие, то никакие пробки тебе не помешают. Бывает, уже и служба началась, а молодой священник только бежит. А вот в этом верность: верность долгу, верность своим обещаниям, верность своим обязательствам, и она (верность) везде. Хорошо, что мы затронули тему верности внутри семьи, между мужем и женой, потому что это понятие гораздо серьезнее, шире.

– Может, дело в том, что мы стали более толерантны, терпимы?

– Терпимы к своим собственным недостаткам.

– И к своим недостаткам, и к тому, что люди разводятся. Сейчас развод спокойно воспринимается, как нормальное явление.

– К сожалению.

– Если детей в браке нет, развестись можно без суда очень быстро, если есть дети, то через суд. Единственное, о чем люди печалятся, когда разводятся, – об имуществе. Самые большие споры в браке – это даже не дети (с кем останется ребенок), а, как правило, имущество. Сначала люди начинают друг друга ненавидеть тихо, а потом шумно и сильно, а мы спокойно к этому относимся: «Ну развелись, подумаешь». Может, еще и в этом дело: в отношении общества к этому. А общество – это мы.

– Это трагедия нашей современной жизни, когда институт семьи совершенно сводится на нет, а потом возникает: «А зачем вообще семья? Мы так живем». Кто-то называет это гражданским браком, который вообще ни к чему не обязывает. Кстати, гражданские браки возникают именно из-за имущества: вдруг не получится, каждый останется при своем, при своей квартире, машине, даче и так далее. При таких обстоятельствах не может быть никакой полноты брака и счастья, потому что недоверие. Мы говорим о верности, а здесь бесконечное недоверие. Люди в таком браке просто любовники, которые пользуются друг другом, и речь ни о душе, ни о духе здесь не идет. Зацепились только телом, а если что-то не сошлось, не получилось – разошлись. А должно быть соединение духа, души и тела, соединение в замо́к, тогда это будет приносить счастье в семейной жизни. И не нужно брать дурацкий пример с людей, которые говорят: «Я женился на девушке, которая на 20 лет меня моложе, и впервые почувствовал себя счастливым человеком». Это бред какой-то! Вся трагедия в чем: достигли определенного возраста (немолодого), и жена становится виноватой, что она немолодая. В народе есть такое житейское наблюдение, что мужчина с возрастом как коньяк: чем больше настаивается, тем крепче и дороже, а женщина как простокваша: чем дольше ей дней, тем кислее. На самом деле нужно быть верным и этой девушке, и этой женщине, и этой старушке. Она не виновата в том, что стала старушкой, не виновата в том, что перестала быть худенькой и стройной, как раньше. А вот если бы с мужчиной что-то случилось (авария, инсульт, инфаркт), с кем останется этот несчастный человек? Он остается не с любовницей, а со своей женой, которая его пожалеет. Спрашиваю: «А если бы жена поступила с тобой так же, как и ты с ней?» Отвечают: «Я бы так не хотел». Если не хотел, тогда и по отношению к другому человеку этого не делай.

Вопрос этот очень серьезный. В семейной жизни должны быть христианские евангельские основы, верность заповедям Божиим, законам Божиим, которые предполагают именно единство. А не так что: износилась машина – поменяли, разбили машину – поменяли. Ничего подобного! В браке жена или муж – это не машина, не станок, а живой человек, личность со своими болезнями, проблемами, со своим старением. Все надо принимать, это ваша жизнь. Другой не будет и быть не должно. А сейчас люди как вещи.

У одной супружеской пары спросили: «Как вы в браке прожили 60 лет?» И они ответили: «Мы родились в тот период времени, когда вещи не выбрасывались, а ремонтировались».

– Когда вещи берегли.

– Дух потребления распространился и на семью: на мужа, на жену. Старое меняется, но это возможно только относительно вещей, но никак не относительно близких родных людей. Никому и в голову не придет, когда мама, папа, бабушка, дедушка стали старенькими, их поменять или сдать.

– К сожалению, сдают.

– Это абсолютно ненормально. Мы сейчас не будем говорить про ненормальных людей. Кто-то сказал, что дети – это не роскошь, а средство передвижения в старости, поэтому надо дожить в своей семье со своим мужем (женой), со своими детьми, тогда у вас будет гарантированное передвижение в старости. Сейчас, когда люди решаются на развод, никто из них не думает: «А с кем ты останешься? Что с тобой будет? Где будут твои дети, которых ты лишил отцовства (или материнства)? Кто будет с тобой рядом, когда ты окажешься в болезни неподвижным «бревном»?» Конечно, дай Бог каждому умереть за рабочим столом, но редко так бывает. Кстати, мы должны знать, что всякая внезапная смерть – это смерть нехорошая. Умереть в своей кровати, тихонечко, как это было и раньше: перекрестился перед святыми иконами, лег и умер.

– Даже Сергей Есенин писал о том, что «под иконами хочу умирать». Удивительно, что, становясь большевиками, коммунистами, хулиганами, люди сохраняли эти первозданные христианские чувства!

– Хорошо, что мы затронули эту тему верности. Будем помнить слова Господа: «Будь верен до смерти». А это касается всего: и веры, и Церкви, и супружеской жизни, и друзей, и верности своему слову, и верности своему делу. Будь верен вообще всему: всему, что ты сказал, всему, во что ты веришь, тому, к чему располагает твой долг христианина, семьянина, врачебный долг или долг военного и так далее. Это тот самый стержень, тот самый фундамент, на котором будет строиться твоя счастливая жизнь: на фундаменте веры и верности. В нашей передаче мы всегда желаем нашим телезрителям веры, надежды и любви. А верность с веры и начинается.

Всем вам желаю всегдашней верности своим делам, словам, мыслям, поступкам и своей вере.

 

Ведущая: Любовь Акелина
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать