Таинства Церкви. О Евхаристии. Часть 7

27 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным.

В прошлой программе мы начали разговор о Божественной литургии и Таинстве Евхаристии. Мы говорили о том, чем отличается страх Божий от бытового понятия страха. Страх Божий – это страх совести. Это более сильное чувство, чем страх обычный. Когда человека мучает совесть, это страшнее, чем палец обжечь. Но муки совести иногда переходят в телесные муки.

– Совесть – это то, что свидетельствует о неправильности наших поступков. Это прокурор. А душа живет своей жизнью. Совесть засвидетельствовала, что ты согрешил, но тяжесть греха бывает очень разной. У святого праведного отца Иоанна Кронштадтского в дневниковых записях есть слова о том, что когда он согрешал, то ощущал сужение пространства своей души. Я долгое время не мог понять, что это за сужение пространства. И только после дерзновенной молитвы отец Иоанн чувствовал, что Господь прощает его за грех. Ну а какие грехи у него были! Вот он на службе, и митра стоит рядом со свечами, которые коптят эту митру. Он переживает о том, что митра закоптится. Вот такие грехи! Конечно, не смертные, которые совершают обычные люди – такие, как я. Я думал, что же это за состояние? Долгое время не мог понять. А потом Господь дал мне понять. И это состояние меня иногда сопровождает. Вот я споткнулся: упал в грех, чувствую такую боль в душе, как будто бы в тиски мою душу закручивают. Я чувствую большую боль от этих тисков – не от совести, обличающей меня. Совесть меня обличала, и разум христианский говорил, что я согрешил. И, как я уже сказал, душа испытывает невероятную боль. Но я заметил: когда молюсь и прошу у Господа прощения, никогда не оправдываю себя ни в каких грехах, ведь это неправильно, когда человек начинает оправдывать себя в грехах, даже маленьких. Это становится стеной между человеком и Богом. Это духовный тупик для человека. Я молюсь Господу и прошу Его прощения. И чувствую, когда Господь прощает. Чувствую, как тиски ослабевают, душа начинает расправляться, свободно дышать. Не говорю – парить, но полной грудью начинаешь дышать, не испытывая при этом никакой боли. Нужна, конечно, исповедь – это безусловно, Таинство, освобождающее нас от греха. Душа была в такой тяжести и вдруг начинает дышать. Страх перед наказанием всегда присутствует в человеке, и поэтому Божественная Евхаристия начинается со слов диакона, который предстоит у иконостаса и возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити», то есть: «Встаньте прямо, внемлите всей крепостию своей души, потому что Святое Возношение в мире приносим, в мире души».

Когда наша душа мирствует? Когда мы не только стараемся исполнять заповеди Божии, а когда пребываем в мире с людьми. Очень трудно простить человека, сделавшего тебе зло. А мы призваны к тому, чтобы этого человека полюбить, этому человеку благотворить, об этом человеке молиться. И если я нахожусь в немирном состоянии, то Божественная Евхаристия пройдет, пролетит мимо меня. Вот этот грех непрощения, немирности по отношению к другому человеку не даст мне воспринять в полноте благодать Божественной Евхаристии. Как-то один юродивый, который путешествовал по разным городам, зашел к некому человеку, когда в его селении был престольный праздник. Хозяин спрашивает:

– Ну как? Ты был на этом празднике? Ты видел, сколько народу? Народ стоял за стенами храма.

– Нет, не видел. Народу было мало.

– Как так мало? А ты меня видел, я рядом с тобой стоял?

– Нет, тебя не видел.

И потом он объяснил, что видел только несколько людей, которые стояли в огненной молитве.

– Это похоже на то, как Иоанн Грозный спросил у Василия Блаженного: «Почему ты не был на Божественной литургии?» – «А ведь ты, государь, тоже не был!» – «Нет, я был». – «Да нет, ты стоял и думал, как лучше устроить свое село на Воробьевых горах». Всем известный разговор.

– Да. В немирном состоянии ты постоянно помнишь человека, который досадил, все время думаешь, как бы ему отомстить... Когда такими помыслами сердце преисполнено, какая тут Божественная Евхаристия и литургия? Поэтому: «Вонмем, Святое Возношение в мире приносити…» Это очень важно.

Я помню, когда служил в деревне, к нам приехал один корреспондент. Я крестил его, исповедовал перед крещением. Он прожил у нас несколько дней. А потом в центральной газете написал обо мне компромат о том, что я зомбирую людей. Я преисполнился огромным огорчением по отношению к этому человеку. Я по милости Божией никогда не знал и не чувствовал, что такое ненависть. Но вот эта обида, как заноза, сидела: «Какая несправедливость! Как бы его воспитать?» Конечно, в рамках правового поля. Боль была несносная. Я приезжаю к отцу Иоанну Крестьянкину, рассказываю. А он уже об этом знал. И говорит: «Молитесь за него». Мне было очень трудно начать молитву о нем, но я молился. Потом это чувство заглохло, ушло, потом жалостью преисполнилось сердце по отношению к нему. В таком состоянии, в мире, мы и должны приступать к Божественной Евхаристии, в мире со всеми людьми, прощая им все недостатки, все озлобления на нас, потому что приносится Святое Возношение. Господь не имеет никакого греха. Апостол Павел говорит: «Подражайте мне, как я Христу». Мы должны подражать во всем Христу и святым. А Он нам дал заповедь: «Возлюби врагов твоих».

Это крайне тяжело.

– Это очень тяжело, но вне этого, хотим мы или не хотим, мы немирно приступаем к Божественной литургии. Это значит – с ущербом для себя. Этот возглас призывает людей к любви, к Господу, к тому, что сейчас будет совершаться. Мы должны в это время быть подражателями Господа, Который сказал, что дождь льется на злых и добрых, солнце светит над добрыми и над злыми людьми. С этого начинается Божественная Евхаристия. После этого замечательного возгласа диакона все должны предельно сосредоточиться, пребывать в тишине молитвенной. А у нас в храмах, к сожалению, эта тишина не соблюдается. Ходят по храму во время службы. Наверно, это из-за безграмотности людей. Они не знают, что совершается сейчас в алтаре. Даже некоторые священнослужители не понимают, как нужно стоять во время Божественной литургии. Я был на Божественной литургии и у греков, и у грузин – это постоянные разговоры, постоянный шум, обсуждение. Я не осуждаю, в мыслях своих я, может быть, намного дальше отстою от Божественной Евхаристии, чем эти люди. Но здесь нужно успокоиться и мыслями, и сердцем, и тем более устами. Никаких дел не должно быть, кроме литургических. Дела совершаются теми, кто служит во время Божественной литургии: священник, архиерей, диакон, алтарники, чтецы, которые вовремя должны подать и разжечь кадило, положить ладан. Эти действия не вносят никакого диссонанса в службу. Господь на каждой Божественной литургии закалается, Он переносит смерть, погребение, воскресение. Это жертва хваления, за которую мы прославляем Господа. Священник или архиерей оборачивается в сторону народа Божиего, произносит такие слова: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами». Таинство Евхаристии еще называют Таинством Святой Троицы, потому что вся полнота Святой Троицы участвует в этом Таинстве. Бог Отец посылает Сына Своего на Искупительную Жертву. Господь Иисус Христос ничего от Себя не произносил и не делал. Он засвидетельствовал это в Евангелии. Богу Отцу «Он был послушлив до смерти, смерти же крестной». И, по Предвечному Совету Пресвятой Троицы, было установление Таинства Божественной Евхаристии. По благословению Бога Отца Господь Иисус Христос оставил нам это Таинство на земле, Он был Учредителем этого Таинства. Он был Учредителем Церкви и Освятителем ее. Не случайно День Святой Троицы является днем рождения Святой Церкви. Дух Святой участвует в Таинстве Евхаристии. Дух Святой животворит любое Таинство Церкви, тем более Тело и Кровь Господни животворят наши души. Я думаю, что каждый человек, причащающийся Святых Христовых Таин, в той или иной степени испытывает животворящую благодать Святого Духа в себе реально, практически. Мы можем это испытывать иногда не так ярко, иногда ярко, но всегда человек, если он достойно причащается Святых Христовых Таин, испытывает благодать Святого Духа. Многие люди задают вопрос: «А что значит достойно? Я не достоин сегодня причаститься Святых Христовых Таин». – «А какие основания есть на то, что вы так себя ощущаете?» – «Позавчера не постился»… Не этим измеряется достоинство, а тем, как я молитвенно подготовился. Молитва очень важна в подготовке к Причастию. Но самое главное – раскаяние в своих грехах, не оправдывать ни один свой грех, хотеть исправиться, понимать, что только с помощью Божией можно исцелиться. Даже святые себя всегда ощущали недостойными Святых Христовых Таин. Что уж говорить о нас? Что же нам тогда – не причащаться? Мы всегда должны себя ощущать недостойными. Это нормальное состояние. Но при этом мы не должны запрещать себе самочинно причащаться. Ведь Господь к нам идет, как в притче о блудном сыне, бросается на шею, прощает заблуждения, блудную жизнь, радуется возвращению, закалает тельца упитанного. Если Господь не захочет нас подпустить к Причастию, Он это сделает через священника или через другие жизненные обстоятельства. Если ты себя ощущаешь грешником, если ты хочешь исправиться с помощью Божией, если ты только в Боге ищешь спасения, ищешь помощи, исторжения этих глубочайших, длиннейших корней, этих сорняков, которыми являются наши грехи, страсти, то тогда ты достоин. Может быть, недостоин, но по милости Божией совершается это Таинство ради тебя. «Спаси меня, Господи, погибаю» – и Господь протягивает руку, Свою плоть протягивает нам, Свою Кровь, чтобы мы в конечном итоге не погибли.

Многие переживают ощущение недостоинства и не причащаются. Как же это изменить, чтобы люди причащались?

– Благодаря усилиям Святейшего Патриарха Кирилла, Священного Синода, Архиерейского Собора мы возвращаемся к святоотеческой традиции, к тому, чтобы народ Божий причащался как можно чаще.

Ведущая: Любовь Акелина
Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать