Таинства Церкви. О богослужебной книге «Апостол». Часть 5

7 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа со священником Владимиром Устиновым.

- Мы остановились на определяющей нашу жизнь теме соотношения веры и добрых дел для спасения. Вера в нашей жизни проходит разные стадии, но если не прилагать никаких усилий, то развиваться она не будет. Изначально надо понять, что вера – это дар Божий. Никто из нас Бога лицом к лицу не видел, за столом с Ним не сидел и не разговаривал. Тем не менее миллиарды людей за прошедшие тысячи лет верили и веря в Бога не как в некую абстракцию, а уверенно, имея с Ним личное общение.

Когда мы говорили о вере, то остановились на ее начальной стадии – доверии. Бог зовет человека. Наше дело – откликнуться на зов или нет, насильно Бог не спасает. Мы должны помнить, что дело нашего спасения обоюдное. Господь нас призывает, но если мы не будем прилагать усилия в следовании этому зову - останемся на том же месте. Это следствие еще одного дара, который нам дан – дара свободы. Мы имеем свободу выбрать путь жизни или путь погибели. Господь никому не желает гибели, Он всячески предлагает возможности, поводы, советы, ставит какие-то препятствия, чтобы оградить нас от неверного пути. Упорствуя, мы выбираем то, что выбираем. Это первая стадия доверия. Наш ответ на зов Бога приводит к тому, что человек задает себе вопрос «Что делать дальше?» - и приходит к осознанию необходимости прикладывать усилия.

В Евангелии от Марка есть замечательная притча, в которой Господь уподобляет Царство Небесное зерну, посаженному человеком в землю. Эта притча есть в нескольких Евангелиях, но только в Евангелии у Марка мы находим интересные, показательные слова о том, что человек приходит, рыхлит землю, удобряет, поливает, но не знает, как зерно растет (Мк. 4:26-29). Бог растит зерно, а наша задача – знать, что вокруг этого делать. Для нас это важный урок. Мы не должны ставить условия Богу: если я сделал то-то, значит… - это ничего не значит, потому что я сделал только то, что должен был сделать. А как, в какой степени и что будет произрастать – здесь требуется доверие к Создателю. Если человек спокойно, с терпением и доверием делает свое дело, потихоньку взращивая сад, стараясь выполнять заповеди, соучаствуя в единой церковной жизни, тогда вера - невидимым для него образом - начинает развиваться, и он получает ответ на то, что вера его не напрасна

Вера открывает связующий канал между Богом и человеком. Пока человек упорствует в своем неверии - этот канал закрыт. Когда он начинает доверять Богу, пусть сначала одним умом, эта связь очищается. Чем чище она становится, тем больше человек получает понятий и свидетельств о Боге в форме особого типа знания. Сталкиваясь с несчастьями, бедствиями, достаточно большое количество людей задают вопросы «За что? Почему? Чем я это заслужил?». Зациклившись на этой мысли, можно дойти до стадии неверия и прийти к выводу: «Если бы Бог был, то Он бы этого не допустил». Очень немногие верующие люди, положа руку на сердце, скажут, что им ближе - Царство Небесное или благополучие этого мира: семья, работа, достаток, спокойная жизнь. Многие могут сказать, что им понятнее, ближе наша земная жизнь. Но Бог видит нас в совершенно иной перспективе. Сколько бы мы здесь ни жили, приходя к концу своих дней и оглядываясь назад, часто слышны такие слова: «Сколько лет прошло, а как будто не жил». Это связано с тем, что наша жизнь открывается как образ Божий, только если мы живем в соответствии с нашим предназначением. Живя с Богом, мы реализуем свое предназначение - и тогда живем по-настоящему. Обрести смысл жизни, стать наследниками Царствия Божия – это и есть наше предназначение. Именно в таком контексте рассматривает нашу жизнь Бог.

Когда возникают вопросы «почему?» и «за что?», лучше спросить себя: «Для чего Ты, Господи, поставил меня в такую ситуацию, попустил в ней быть – чего Ты от меня ждешь? Как я должен себя вести, как христианин?»

В этой связи очень ценен опыт преподобного Силуана Афонского. Пройдя тяжелый жизненный путь, в итоге он свидетельствует: «Что бы ни случилось - Господь всегда прав». Это свидетельство было ему дано не просто идейно: если Господь Всемогущ и Всеведущ, значит, Он прав, а как свидетельство сердечного опыта. Одно дело признать объективно, другое дело, когда это исходит из твоего личного опыта. Сталкиваясь с неприятностями и трудностями, внутри себя мы можем возмущаться и роптать, но если есть молитва, ситуация начинает разрешаться, иногда очень неожиданно и совсем не так, как мы предполагали. Проходит немного времени - останавливаешься, оглядываешься и понимаешь: «Господи, ведь Ты был прав! Ты сделал лучше и мудрее, чем я предполагал и хотел».

Вспомните Книгу Иова: сколько он претерпел, в итоге дошел до такого состояния, что сказал: «Господи, за что! Приди и судись со мной!» И Господь приходит к нему. Ни на один вопрос, который до этого задавал Иов, вопия в Небо, Господь напрямую не отвечает. Но Иов получает ответы на все вопросы. Оказывается, одно - знание информативное, и другое – знание сердечное, на уровне глубины души и духа.

Если мы Богу доверяем, открываемся перед Ним, то Он отвечает нам в глубине души и духа, и тогда получается то, что владыка Антоний Сурожский назвал словом «встреча». Когда происходит встреча человека с Богом, тогда начинает развиваться его вера, которой мало простого признания факта, что Бог есть. В христианстве есть то, что можно назвать теорией: догматика, каноны, литургические законы и положения, но христианство – это жизнь. Человек чувствует, что одного признания недостаточно. Признав факт, что Бог есть, Он благ и печется обо мне, включаю ли я свою жизнь в жизнь Бога?

Когда я работал в Академии хорового искусства и как прихожанин ходил в храм на Покровку, привел туда как-то своего ученика. Отец Евгений его спрашивает:
- А ты в Бога веришь?
- Конечно, верю, - отвечает он.
- А как ты в Него веришь? Как в соседа?
- Батюшка, поясните.
- Ты же веришь, что у тебя есть сосед по лестничной клетке?
- Да, конечно.
- Да, только у него своя жизнь, а у тебя своя.

Мне кажется, человек должен себе иногда задавать такие вопросы: «Если я верю, то, как верю?» От этого проистекает взаимоотношение веры и дел. Когда с одной стороны дела работают для развития веры, а с другой вера дает необходимый невидимый материал для того, чтобы они совершались по-Божьему. Без веры совершать дела по-Божьему не получится. А жизнь по вере помогает человеку потихоньку взращивать в себе самое главное – Царство Небесное. С одной стороны, Царство Божие мы надеемся обрести после нашей физической кончины, которая есть рождение и экзамен – без этого попасть туда не получится. А с другой стороны, Царство Божие – это наше внутреннее состояние. Во время крещения в каждого из нас закладывается маленькое семечко – залог Царства Небесного. На протяжении жизни мы можем для себя понимать: растет ли в нас Царство Небесное, и врастаем мы в него или заглушаем. Иногда даже одна мысль может погасить в нас ощущение Царства Божия. Принял помысел, как свой, - и сразу меняется внутреннее состояние. Поэтому это долгий, на всю жизнь, терпеливый и кропотливый труд; в нем могут быть и шаги вперед, и падения, и даже отпадения. Главное, чтобы в итоге человек задумался, потому что путь возвращения нам Господь предлагает всегда.

- Покойному патриарху Алексию задавали вопрос о воскресных школах. Дети учатся в них, потом вырастают, появляются сомнения – и они уходят из воскресных школ, перестают ходить в церковь. А Святейший Патриарх Алексий очень мудро ответил: «Главное - им есть куда возвращаться. Память о том, что они были в лоне Церкви, в воскресной школе запечатлелась в них».

- Здесь нужно подходить индивидуально. Воспитание в Воскресной школе надо сообразовывать с возрастом. Одно дело 6-8 лет: таким детям можно и сладенько, и с улыбкой преподавать. Человек растет, видит окружающую жизнь, впитывает, и в какой-то момент он может ощутить, что это не сладость, а некая слащавость, которая чему-то не соответствует. А так как у него организм растущий, он хочет найти путь самостоятельно и может прийти к мысли, что мой путь не тот, который мне дают, - я должен найти его сам. И начинает искать свой путь не в лоне Церкви, а вне ее. Наступает очень серьезный момент, когда с человеком надо говорить на взрослом языке, без «сгущенки». Если он вкусит «яко благ Господь», сможет повстречаться с Богом, то его уход будет недолгим.

- В последнее время на многие каналы приглашают священников и задают вопрос о том, что было первопричиной несправедливости, греха. Говорят, что все это сотворил Господь, значит, Он сотворил грех, зло. Может поэтому люди отходят от Церкви? Это сложный вопрос для сегодняшнего поколения людей, которые 70 лет были вне Церкви.

- Вопрос очень серьезный, в нем много аспектов. В качестве наметки, можно сказать, что Господь грех не сотворил. Греха в бытийном отношении не существует. Что такое тьма? Это отсутствие света. Что такое грех? Это отсутствие добродетели - пустота, с которой человек сталкивается, и она высасывает из него все доброе, что в нем есть. Это серьезная тема, которая требует более подробного рассмотрения.

 

Расшифровка: Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 08 мая: 09:05
  • Суббота, 11 мая: 03:00
  • Суббота, 11 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 7 мая 2024 г. Трансляции богослужений

    Божественная литургия 7 мая 2024 года

  • 6 мая 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Бейт-Джала пасхальная

  • 6 мая 2024 г. «Первосвятитель»

    Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Светлого Христова Воскресения по окончании богослужения в Храме Христа Спасителя

  • 6 мая 2024 г. Светлое Христово Воскресение

    Пасхальное поздравление воспитанников воскресной школы Свято-Троицкого собора города Моршанска

  • 6 мая 2024 г. Светлое Христово Воскресение

    Воскресная школа Крестовоздвиженского храма р.п. Сосновка Тамбовской области. Литературно-музыкальная композиция «Воскресение»

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать