Таинства Церкви. Беседа с иеромонахом Клавдианом (Сафоновым). Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Сегодня с иеромонахом Клавдианом мы продолжаем разговор о церковных праздниках.

Передача выходит в эфир в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Я очень люблю этот праздник. Наверное, все его любят. Но для храма Евфросинии Московской это особый праздник – он связан с победой Дмитрия Донского на Куликовом поле. Он, конечно же, связан и с Евфросинией Московской, которая после кончины своего супруга построит храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Московском Кремле. С моей точки зрения, женское участие в этой битве совершенно недооценено. И прежде чем поговорить о празднике, мне бы хотелось порассуждать вот на какую тему.

Войско Дмитрия Донского вышло на Куликовскую битву в конце августа; они собирались сначала в Коломне, потом шли на Куликово поле в тульские земли. Это был достаточно длительный поход. На машине этот путь ехать около пяти часов, а в то время они шли пешими, с обозами, провиантом... То есть это тяжелый поход. В Москве оставались, по сути, одни женщины и старики. Евдокия Московская, как об этом говорится в летописи и ее житии, и другие женщины, когда они проводили своих мужчин, вошли в Архангельский собор и начали молиться. Это ведь тоже был подвиг. Молился и Сергий Радонежский; мы знаем, что во время Куликовской битвы он поминал всех павших – ему было открыто, кто погиб. Он сказал Дмитрию, что оттуда мало кто вернется, практически все погибнут. Воины шли на битву, зная, что за них будут молиться их жены, матери, сестры, невесты; и будет молиться великий Сергий. То есть это такие три составные части. Почему вот об этом мы совершенно не думаем? Или не понимаем этого?..

– Я думаю, люди понимают. Миссия женщины в семье всегда очень скромная, незримая, может быть, для окружающих, но очень важная. Тем более мы знаем, что Евфросиния Московская была глубоко верующим человеком, с детства набожной, и она, конечно, прибегала к молитве во всех обстоятельствах своей жизни. Тем паче в этом событии, которое было для нее трагичным, потому что она посылала своего мужа практически на смерть, прощалась с ним. Как она могла не молиться? Конечно, ее сердце взывало к Господу, чтобы Господь защитил и помог мужу в этой битве. Поэтому я думаю, что верующие люди это понимают.

Мы можем отметить скромность этого праздника Рождества Пресвятой Богородицы, но и его торжественность. Церковный год начинается с этого праздника, это самый первый праздник нового церковного года. Удивительно, но благочестивая чета Иоаким и Анна показала, может быть, негласный, но очень яркий пример благочестивого супружества. Потому что они действительно были очень скромными людьми, набожными, милосердными, несли крест бесчадия. Мы многих деталей их жизни не знаем; об их жизни мы узнаем из древнего Церковного Предания, из апокрифических Евангелий. Можно только предположить, как они страдали от того, что несли поношение в Израиле со стороны людей относительно бездетности. Плод их молитв, усердного плача заключался в том, что они удостоились быть родителями Пресвятой Богородицы.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы раскрывает этот подвиг (в том числе женский) молитвы и терпения. Иоаким и Анна 50 лет были бездетными, молились о том, чтобы Господь дал им чадо, и Господь даровал им благословенное чадо в лице Пресвятой Девы.

Многие жены Древней Руси подражали святым. И, конечно же, Евфросиния Московская молилась в храме.

– И не она одна. Написано, что она увлекла за собой женщин. То есть я говорю о том, что они в этот момент были внутренне очень собранны, они понимали, что эта битва на Куликовом поле будет и их битва тоже. Они ведь могли подвергнуться плачу, впасть в ступор, обо всем забыть и сказать: «Что будет, то и будет». Но у них была невероятная собранность и глубокое понимание, что здесь тоже битва, только духовная...

– Безусловно. Тем более что они ориентировались на своих духовников – преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия, митрополита Московского, который окормлял их с самой юности, помогал им строить брак, управлять государством. Поэтому, конечно, они были пропитаны благочестием и стремлением к Богу.

– Как Вы думаете, тот факт, что битва состоялась на Рождество Пресвятой Богородицы, – это совпадение? Или Дмитрий как-то специально к этому дню шел, понимая важность этого праздника, чтобы битва состоялась именно в праздник? Я понимаю, что это вопрос абстрактный, но ведь действительно многие битвы проходили в канун великих праздников. Например, битва под Москвой в 1941 году состоялась в канун памяти Александра Невского...

– Мы это называем совпадением, но у Господа все вымерено, все имеет свой смысл. Эта битва свершилась в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и, может быть, Господь таким образом нам, последующим поколениям, запечатлел важность этой битвы? Празднуя церковную память, мы празднуем историческое событие, которое связано с историей нашей Родины. Господь таким образом, может быть, дал нам возможность еще больше запечатлеть героизм и значение этой битвы для истории, для нашего народа. Евфросиния Московская, прославляя память своего мужа, еще не прославленного во святых, просто почитая его подвиг, в благодарность Пресвятой Богородице стала воздвигать храмы, посвященные этому празднику.

– В том числе в Москве был построен Рождественский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы; его построила мать другого замечательного русского героя Куликовской битвы, руководившего засадным полком, – благоверного князя Владимира Андреевича Серпуховского. Надеюсь, в скором времени он будет прославлен; он так же, как и Дмитрий Донской, погребен в Архангельском соборе Московского Кремля. Сегодня в этом монастыре был замечательный праздник, была архиерейская служба. И мы поздравляем матушку Викторину, всеми нами горячо любимую, с двойным праздником. Потому что, с одной стороны, это их престольный праздник. С другой стороны, мать Владимира Андреевича Серпуховского, героя Куликовской битвы, состоявшейся в праздник Рождества, построила монастырь и посвятила его Рождеству Пресвятой Богородицы.

Вообще очень много храмов возведено в честь этого праздника. Вы говорили, что он тихий, незаметный, но очень любимый. В чем же тайна этого праздника?

– Наверное, это как некое начало новой жизни во Христе. Потому что именно через Пресвятую Богородицу рождается Спаситель мира. Этот праздник имеет очень глубокие корни, которые идут с христианской древности. Он запечатлен творениями святых отцов, песнопениями в честь этого праздника, иконографией. Уже много веков сохраняется традиция Церкви совершать этот праздник в начале церковного года как начало спасения человечества через воплощение Спасителя от Пресвятой Богородицы.

Существуют разные трактовки. Западная Церковь, почитая этот праздник и почитая Божию Матерь, пыталась расширить значение этого праздника и запечатлела в своей истории некий ложный догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Восточная православная традиция учит, что зачатие было естественным. Пресвятая Богородица Своим жизненным подвигом (вхождением в храм, пребыванием в храме) удостоилась быть Матерью Спасителя, потому что нравственная высота Ее жизни, Ее чистота были знаком готовности принять такой подвиг, и Она, смиренная раба Божия, приняла этот путь, восприняв от Архангела Гавриила весть.

...Этот праздник – как малое Рождество, потому что если бы не было рождения Пресвятой Богородицы, не было бы и Рождества Спасителя. Сейчас скромная погода: уходящее лето, небольшое солнце...

– Мягкое солнце бывает в этот день, как правило. Очень редко бывает дождь. Я обычно в этот праздник всегда езжу в Рождественский монастырь, поэтому в памяти остается, какой был день. Крайне редко бывает дождь, обычно это солнечный день, и солнце, как Вы сказали, тихое, ненавязчивое, очень приятное.

– Погода сейчас меняется. С другой стороны, когда мы входим в храм, все равно ощущаем особое чувство: Пресвятая Богородица светит нам Своей скромностью, кротостью, и мы чувствуем Ее нрав. Конечно же, это свойства и Ее родителей – Иоакима и Анны.

Рождество Пресвятой Богородицы произошло в Иерусалиме, в северо-восточной части святого города. Сохранился древнейший монастырь святой Анны с пещерой, где предположительно был дом Иоакима и Анны. Русские паломники и вообще паломники со всего мира ездят туда, почитают это место. Иоаким и Анна были престарелыми, поэтому недолго радовались чаду, посвятили Ее Господу как дар, определив Ее дальнейшее воспитание и жизнь в храме.

Праздник для нас очень важный и являет образ благочестивой семьи, что тоже важно понять. Мы празднуем не просто рождение Пресвятой Богородицы, а именно образ благочестия этой четы, которая перед Господом может понести и крест, и терпеливо ждать обетование Божие, терпеть и поношение от других людей и все равно сохранять любовь к людям и веру, доверие Господу. Потому что Господь все, что ни делает, делает по Своей святой воле. Поэтому этот праздник – семейный в том числе. Есть даже икона зачатия Анны; и есть особый праздник в декабре.

– Да. В Зачатьевском (московском) монастыре он празднуется.

– На Горе Афон есть даже монастырь (скит) «Малая Анна», где хранится стопа святой Анны, матушки Божией Матери, и замечательная икона, на которой святая Анна держит на руках маленькую Богородицу, ребеночка. Замечательная икона! Сразу очень трудно понять, что это Анна; кажется, что это Божия Матерь держит Младенца. А потом приглядываешься и понимаешь, что это святая Анна держит маленькую Богородицу. Эта икона очень почитается и на Святой Горе, и в Болгарии. В общем, традиция почитания этого праздника древнейшая, и мы ее сохраняем.

– Иногда возникают такие вопросы. Если родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна были благочестивыми, праведными, то почему все-таки так долго у них не было детей? К таким людям определенным образом относились...

– В древнем Израиле рождение детей было знаком благословения Божия, потому что евреи хранили свое родство, и предназначение семьи было прежде всего в пополнении израильтян.

– Считалось, что человек грешен, раз Господь не дает детей.

– Каждый родитель чаял, надеялся на то, что через них придет Мессия, через их семью родится избавитель Израиля. Поэтому рождение ребенка было благословением. Но уже в Новом Завете мы видим совсем другое отношение к семье. Рождение детей, конечно, является целью христианского брака, но это не является абсолютным условием спасения. Земная жизнь связана с обществом, с рождением и воспитанием детей, но мы все-таки люди, созданные Господом, и Господь ведет каждого человека. Мы должны не просто исполнять то, что нам кажется важным в жизни, но исполнить волю Божию о себе – вот что важно. Человеческий род пал, отошел от Господа, и мы потеряли понимание, что Господь хочет от каждого из нас, мы потеряли связь с Господом, мы не знаем, что Господь готовит нам для спасения, какой путь. Поэтому каждому из нас надо просто нести то бремя, тот крест, который нам дан и который скрывается в обстоятельствах жизни.

Потому что и сейчас много бездетных пар, но это не значит, что они не могут быть родителями, воспитать кого-то образом своей жизни, дать пример и образец благочестия, верности Господу. Кто-то несет определенное бремя болезней, может быть, даже с самого детства, а кто-то несет обстоятельства, которые ущемляют определенные стремления и по-другому раскрывают путь. И если человек смиряется... Вообще верующий человек принимает от Господа все, что с ним происходит, спокойно и смиренно. Люди, которые жаждут какого-то чуда, – не очень глубоко религиозные люди. Чудеса – это знамения, знаки действия Божия в человеке, в его жизни, но мы, как верующие люди, должны быть преданы Господу во всем.

– Даже без чуда.

– Чудеса способствуют укреплению веры...

– Мы сами в какой-то степени подталкиваем людей к ожиданию чудес. Наши церковные лавки переполнены книжками о православных чудесах. Сейчас их стало, кстати, меньше, а я помню 90-е годы, когда мы все начали путь к храму, тогда это были просто настольные книги, мы все зачитывались этими чудесами, думая: а почему же у нас-то чудес нет в жизни?

– Они есть, мы просто их не видим. Всему свое время. Людей, которые страдают от того, что у них нет детишек в семье, мы, священники, поддерживаем, призываем молиться и просить Господа усердно. Но все же если Господь распоряжается по-другому, не дает детей, это не значит, что их жизнь не имеет какого-то стержня или смысла существования. Конечно, нет. Мы видим, что есть люди, которые в своей жизни не имеют детей, но они очень много сделали. Та же Елизавета Федоровна Романова, например.

– У них не было детей, но у нее было столько крестников! И они усыновили детей ближайшего родственника.

– В Новом Завете отношение к семье немножко другое, не как в древнем Израиле. Благословение может распространяться  даже на отверженного всеми, неуспешного в земной жизни человека (как кажется по меркам земной жизни). Мы знаем сонм святых Христа ради юродивых, которые не то что искали каких-то земных благ, но, наоборот, от них отрекались, даже делали вид сумасшедших, чтобы нисколько слава земная, благополучие земное не были связаны с ними. Потому что они избрали небо. Есть высочайшие примеры святости, Господь ведет этих людей по этому пути.

Слава Богу, что у нас есть многодетные семьи. Наш приход старается поддерживать все семьи; как многодетные, так и немногодетные. Образ Евфросинии Московской и Дмитрия Донского – прекрасный образец многодетной семьи. Но все же мы стараемся каждого человека настроить на жизнь, преданную Господу, чтобы люди с преданностью жили и искали волю Божию о себе.

– Пример – праведные Иоаким и Анна... Может быть, это какое-то назидание грядущему времени, сегодняшнему времени, когда медицина предлагает много способов обретения детей: и суррогатное материнство, и ЭКО? Как Церковь относится к такому виду обретения детей, так скажем?

– Церковь выработала «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» в отношении всех злободневных вопросов, которые ставит общество. Конечно, Церковь не благословляет зачатие детей таким способом, потому что дети – это плод любви супругов, тем более в этом действует Господь. Господь дает возможность родителям получить такую миссию в жизни – воспитание детей. Поэтому Церковь призывает людей к усиленному духовному подвигу: молитве, воздержанию, посту. Чтобы люди переосмыслили свою жизнь.

Бывает, люди задают вопрос: «За что?» Это неправильный вопрос. Господь хоть и Праведный Судья, но Он и Милостивый Отец, поэтому даже если Он попускает какие-то испытания в жизни, то надо задавать вопросы: «зачем? для чего?» Тогда человек начинает понимать, какая задача перед ним стоит, что ему надо исправить в своей жизни, что это за знак такой Господь подает, что томит людей бесчадием. Тогда люди начинают как-то исправлять свою жизнь, воцерковляться, становятся более серьезными, ответственными, начинают более тонко чувствовать миссию материнства (отцовства). В этой беде, в этом страдании люди созревают как христиане для настоящей жизни. И плодом усердных молитв бывает рождение ребенка, и мы такое часто видим. Не случайно на Афоне есть иконы и святая лоза. У нас есть пояски, которые мы освящаем у мощей преподобной Евфросинии Московской, чтобы настроить людей на молитву, если так можно сказать. Ношение пояска – как обет благочестивого христианского крестоношения, чтобы люди изменяли свою жизнь, испрашивали волю Божию. И действительно, есть много случаев, когда рождались долгожданные дети.

– Завершая программу, мне хотелось бы сказать, что мы всех поздравляем с замечательным праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Наш фонд Евдокии Московской и храм преподобной Евфросинии Московской к этому замечательному дню приурочили еще один праздник. 24 сентября, во вторник, в Храме Христа Спасителя в Зале Церковных Соборов состоится праздник, посвященный 630-летию памяти Дмитрия Донского. Будет замечательный концерт мастеров искусств Большого тетра, симфонического оркестра имени Шнитке, хора имени Пятницкого. Я надеюсь, что это будет очень хорошо и достойно; может быть, это станет традицией. То есть мы специально такой торжественный праздник подгадывали к 21 сентября, к замечательному празднику, который все мы любим, помня о великой битве на Куликовом поле, где русские люди проявили лучшие черты своего характера: доблесть, отвагу и веру.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать