Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Батюшка, я очень рада, что Вы сегодня с нами. Всегда большое удовольствие лично для меня и для телезрителей тоже (не сомневаюсь) слушать Ваши беседы о Божественной литургии.
– Мы остановились на молитве «Отче наш». Я постарался очень простыми словами истолковать эту молитву. Безусловно, каждому православному христианину она знакома. Помните, есть такая поговорка у русского народа: знать, как «Отче наш»? То есть все знали эту молитву. Думаю, все, кто знал и знает эту молитву, вряд ли нуждались в том истолковании, которое я преподнес слушающим, тем не менее повторение – мать учения. Мы напомнили о смысле этой дивной молитвы, которой Иисус Христос предложил всем нам молиться. Она очень содержательная, очень глубокая, разносторонняя, многосмысловая и многое может исправить в нашей жизни, направив нас в ту сторону, которой мы всегда должны придерживаться в нашей жизни.
Молитва заканчивается возгласом священника: «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святого Духа». Опять упоминание Святой Троицы. Мы все стремимся к единственной цели нашего бытия, нашей жизни – к спасению. Утерян рай, и мы этой жизнью, порой многоскорбной, приобретаем Царствие Божие.
И здесь я хотел бы, с одной стороны, чуть-чуть уклониться от нашей темы. С другой стороны, то, что я скажу, тоже вплетается в структуру Божественной литургии, в структуру нашей непреложной веры в Пресвятую Троицу. Ведь Бог, Пресвятая Троица есть любовь. Любовь Божественная, безусловно, превосходит любую любовь человеческую: матери, отца, жены, детей, мужа, кого бы то ни было. И для многих людей является необычным то, что наша жизнь наполнена большими скорбями, воздыханиями, болезнями и многими нестроениями. Что же такое происходит? Как это возможно сочетать с Божественной любовью? Как это сочетать с этим возгласом: «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святого Духа»? Где же, Господи, Твоя сила, когда я страдаю, когда я несчастен, когда меня одолевают многие болезни?
А мы с вами, в общем-то, относительно здоровые люди. Но ведь рождаются и другие люди, инвалиды с детства. Где же любовь Божия? Как Иван Карамазов плакал и сетовал в отношении слезинки ребенка... Безусловно, это отношение Ивана Карамазова и часто наше такое отношение к Богу свидетельствует, с одной стороны, о неверии Богу, Богу любви, о неверии в Его благой Промысл. С другой стороны, это вызывает у многих людей порой ропот: как же так? Почему вокруг меня другие находятся в более счастливом состоянии, а я нахожусь в такой бездне переживаний и страданий?
Да, с одной стороны, этот вопрос закономерен. Но он не является вопросом верующего человека; вопросом человека, осмысливающего свою жизнь, свою судьбу и всех тех проявлений со стороны Божественного Всеблагого Промысла. Ведь Господь стремится только к одному – не сделать нас счастливыми в этой жизни, а сделать нас наследниками Царствия Божьего и блаженства в будущей жизни.
Раньше святые, преподобные (как мужи, так и жены) налагали на себя разные дополнительные аскетические подвиги. Кто-то спал на голой земле, кто-то спал под открытым небом, кто-то не принимал омовений, питался один раз в неделю, а порой Великим постом и весь пост выдерживал без пищи. Кто-то накладывал на себя вериги. Святой пророк Божий Иоанн Креститель, например, имел одежду из верблюжьего волоса, колющего обнаженное тело человека, носящего такую одежду.
Я позволю себе такое лирическое отступление. Однажды я молол шиповник (это очень полезный плод для нашего организма), превращал его в пыль. И эта пыль оседала на моей верхней одежде. Я пытался эту пыль стереть, но в конечном счете она настолько проникла в структуру ткани, что я весь день чувствовал себя неуютно – мелкие колючки покалывали тело, доставляя постоянный дискомфорт. Но это вряд ли сравнится с верблюжьим волосом. Мне пришлось переодеться, чтобы этот дискомфорт с себя снять. А такие подвижники, как Иоанн Креститель, наоборот, в мыслях имели: чем хуже для плоти, тем лучше. Они носили вериги, изголовьем их во время сна был камень и так далее.
– Батюшка, мы записываем программу в день Марии Египетской – у нее вообще одежды не было.
– Да, Мария Египетская прожила в пустыне несколько десятилетий. Ее одежда истлела. Как она вообще жила под открытым небом, как укрывалась от зноя? Чем питалась? Трудно себе представить. Но Господь питал ее, предлагая какие-нибудь коренья или еще что-то, что взращивает пустыня.
Так вот, сейчас время подвигов прошло. Например, когда ко мне обращаются за благословением на сухоядение (или вообще не есть), я говорю: «Не занимайтесь всем этим. Ешьте во время поста ровно столько, сколько вы хотите, но только постную пищу, и благодарите Бога за то, что Господь облегчает наш пост». Потому что сейчас продукты питания, хотя и постные, но настолько разнообразные и вкусные, что невозможно это назвать постом. Как говорил великий старец, отец Иоанн (Крестьянкин), нам, современным людям, даны скорби и болезни вместо всяких вериг, вместо разного воздержания, вместо аскезы. Он говорил: «Скорбям и болезням нужно в ножки поклониться».
– Я как раз хотела спросить: а он был аскетом?
– Наверняка да, но не таким заядлым. В чем заключался его аскетизм? Во-первых, безусловно, в сохранении своего девства (он был девственником от начала своей жизни и сохранил девство до конца). Он наверняка был абсолютным послушником тому священноначалию, которому подчинялся в той или иной епархии и в последнее время в монастыре. Он принимал скорби. Ведь его слова о том, что скорбям и болезням нужно в ножки поклониться, – это, безусловно, его личный опыт. И он кланялся скорбям и болезням, которых у него было в преизбычестве. Он употреблял пищу в меру. Если я, например, вкусной пищи могу переесть (да простят меня слушающие), испытав тяжесть в своем организме, то отец Иоанн (Крестьянкин) сохранял меру. И наверняка вставал из-за стола с чувством легкого голода, я так предполагаю. Когда в монастыре отмечались праздники и монашествующим (и архимандритам, и игуменам, и монахам; разного ранга монашескому сословию) наливали шампанское или вино, он мог немного и пригубить, никогда этого не отрицая...
– Наверное, не хотел обидеть окружающих...
–…Он постоянно придерживался золотой середины. Как-то я спросил у отца Иоанна (Крестьянкина): «Как надо одеваться? Какие одежды нам, христианам, нужно носить?» И помню его замечательный ответ: «Не слишком модно и не слишком старомодно». То есть во всем он соблюдал эту меру, середину. И эта святая середина соделала его тем, кем он стал, – святым человеком.
Отец Иоанн (Крестьянкин), перед тем как его осудили на семь лет заключения, во время очной ставки бросился с поцелуями, с любовью на грудь священнослужителя, донесшего на него разную информацию, которая послужила к тому, чтобы отца Иоанна посадили, и это так ошарашило того человека, что он упал в обморок. Безусловно, это говорит о качестве и свойстве любви, приобретенной отцом Иоанном, благодаря молитвенному подвигу, воздержанию (не чрезмерному) и благодарению Бога за все.
– То есть он простил своего обидчика за семь лет лагерей.
– Да. Отец Иоанн (Крестьянкин) относился с благодарностью ко всему, что испытал. И он говорил, что годы, проведенные в тюрьме и заключении, были самыми лучшими годами в его жизни. Вряд ли найдется сейчас человек, который сможет так сказать. Мы всегда сетуем на свои болезни, огорчения, тем более на то, что нас незаконным образом обвиняют в чем-то, в чем мы не виноваты. За что судили отца Иоанна (Крестьянкина)? За его святую жизнь его осудили враги рода человеческого, духи злобы поднебесной через людей.
– Когда расстреливали Серафима (Звездинского), епископа, в постановлении тройки было написано: человек святой жизни. Представляете? Удалось поднять документы (на Самокатной улице, где он служил в храме Живоначальной Троицы), тогда еще были открыты архивы. В документах так и написано: «Человек святой жизни. Расстрелять». За святость...
– Вообще для тех людей, которые так написали в то время, это тоже был подвиг правды – признать человека, априори осужденного на смертную казнь как враг народа, святым человеком. Много чудесного видит земля.
– Да. Я Вас благодарю, отец Владимир, за такое отступление по поводу отца Иоанна (Крестьянкина) и за очень разумные наставления. Потому что, бывает, перебарщивают в аскезе обычные миряне, и это приводит только к раздражению и непониманию с близкими.
– Хочу закончить это лирическое отступление тем, что когда человек накладывает на себя какие-то подвиги воздержания без благословения своего духовника (да даже если и с благословения не очень опытного духовника), то он начинает превозноситься над другими людьми и тем самым этим духом тщеславия перечеркивает все свои подвиги.
– Батюшка, спасибо за наставления.
– Итак, возглас: «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». Дальше священник преподает: «Мир всем», – и молится совершенно замечательной молитвой. Я все больше и больше вижу прихожан, которые следят за Божественной литургией по Служебнику. Но я не очень люблю смартфоны, по которым люди следят за богослужением, потому что когда погашен паникадильный свет, когда нужен молитвенный мрак, смартфоны вдруг начинают светиться – и этот свет отвлекает людей. Мне кажется, что достаточно приобрести Служебник и следить за богослужением по нему.
– А зачем следить? И так все понятно. Смысл слежения?
– Могу сказать. Потому что некоторые молитвы, которые читаются священником про себя, а должны были бы читаться велегласно, то есть громко, пропускаются прихожанами, стоящими в храме. Это я, например, в храме читаю громко. А во многих храмах эти молитвы читаются очень тихо либо про себя. Я ни в коем случае не хочу преподнести какой-то укор некоторым священнослужителям, которые считают, наверное, особой духовностью, когда они произносят возглас, который должен слышать народ Божий, очень тихо. По всей видимости, почитают это за какую-то особую, проникновенную духовность, которую они вкладывают в этот возглас. А молитва прихожанами не слышится. Поэтому нужно иметь Служебник, чтобы следить за всеми молитвами, в которых каждый прихожанин должен участвовать при богослужении.
После того как священнослужитель произносит: «Главы ваша Господеви преклоните», –священник читает замечательную молитву. Только вдумайтесь в ее смысл: насколько глубоко, насколько разноцветно это звучит в духовном смысле!
«Благодарим Тя, Царю Невидимый, Иже неисчетною Твоею силою вся содетельствовал еси и множеством милости Твоея от небытия в бытие вся привел еси». То есть этот мир был небытием, и Господь привел его в бытие. И самым центральным творением был человек, мы с вами. Мы из небытия в бытие приведены. Какое чудо и какая великая любовь Божия, явленная в отношении человека!
«...Сам, Владыко, с небесе призри на подклоньшия Тебе главы своя (то есть на тех, которые преклонили свою голову); не бо подклониша плоти и крови (то есть я не поклоняюсь своим страстям, плоти и крови, которые разгорячают меня на те или другие отступления от Бога), но Тебе, Страшному Богу (подклоняю свою выю и главу). Посмотрите, насколько глубоко! То есть отторжение от мира, ведущего нас в ад, и прилепление себя к Богу.
«...Ты, убо, Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо своей потребе: плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, недугующия исцели, Врачу душ и телес».
Как замечательно! То есть все выровняй, Господи! Чтобы не было никакого недостатка в Твоей любви в отношении ко всем людям, совершающим те или иные движения в этой жизни.
– Батюшка, так жалко завершать программу! Я надеюсь, что наше расставание будет недолгим и в следующей программе Вы продолжите рассуждать о Божественной литургии. Спасибо!
– Спасибо всем слушающим и видящим нас!
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!