Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

2 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Сегодня архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на вопросы.

Батюшка, очень рада Вас видеть.

– Взаимно.

– У меня всегда настроение улучшается, когда я Вас вижу.

– Дай Бог, чтобы у всех нас было всегда хорошее настроение. Кстати, хорошее настроение зависит от устроения. Поэтому у нас должно быть правильное устроение. Какое? С надеждой сподобиться вечных благ. То есть со здоровым оптимизмом верить, что мы хоть и грешники, но надеемся на милость Божию. Кстати, Серафим Саровский сказал, что уныние – самый страшный грех. Потому что сначала начинается ничегонеделание, а потом человек катится, катится и катится. Поэтому, братья и сестры, никогда не унывайте. Как святые отцы говорят: упал – вставай, упал – вставай. Испачкал руки – мой. На душе что-то случилось – «помыл» на исповеди, и дальше, вперед, в надежде на милость Божию.

– Спасибо. Что ж, начнем с вопроса. Мы с вами в преддверии Масленицы, затем – Великого поста. Есть вопросы, которые касаются предстоящих событий.

«Почему мы отмечаем Масленицу, если это языческий праздник? Даже уже появилось выражение: православная Масленица. А язычники считают этот праздник своим».

– Ответ на этот вопрос я узнал лет десять назад, когда побывал в Армении. Оказывается, то, как мы сейчас как бы подготавливаемся к Великому посту, – большей частью у нас профанация. У нас подготовка – это побольше поесть, как будто на сорок дней вперед можно наесться. На самом деле самое безалаберное время в духовном плане – это время Масленицы. Гости...

– Каждый день надо куда-то сходить...

– И большей частью это чревоугодие, объедаловка. Все ходят по знакомым. И по себе это вижу. Знаете, дорогие братья и сестры, какую потрясающую вещь я узнал, когда был десять лет назад в Армении? Я армян сейчас не хвалю, просто чтобы понять духовное содержание этого явления. В это время (период Масленицы) у армян так называемый подготовительный пост (ровно наоборот), а в субботу и воскресенье – разговенье. То есть с понедельника по пятницу у них пост, а в субботу, воскресенье – это как раз наша Масленица, но только в два дня. У них идет тренировка, подготовка, чтобы плавно войти в пост.

Отмена этого поста возникла потому, что мы не монофизиты, а наоборот: вот они постятся, а мы не будем поститься. Я не знаю, к лучшему это или к худшему, но вот такое противопоставление произошло у нас в Церкви. Дело в том, что мы ничего изменить не можем, как это заведено, так это и будет. Но я советую и призываю к тому, чтобы время Масленицы потратить не просто на походы в гости и на общение. Помните, как в Писании сказано: когда ты готовишь званый ужин, не зови ни друзей твоих, ни братьев, ни соседей богатых, чтобы они воздали тебе, но зови нищих, увечных, хромых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

Поэтому этот период надо посвятить тем, с кем надо помириться, используя как раз это благоприятное время взаимных визитов, приглашений на блины, и конечно, начать с родных и близких. Использовать это время для общения и примирения, но никак не для каких-то гастрономических пополнений; на сорок дней вперед не наешься. И, конечно же, уже начать читать Псалтирь, начать читать Евангелие по одной главе.

– Уже идут особые службы.

– Да, они идут, но большинство людей на них не ходят, потому что с понедельника по пятницу работают и не имеют возможности прийти в храм.

– Я имею в виду неработающих, которых много.

– А неработающим нужно это время посвятить храму, потому что начались постовые службы, надо потихонечку себя приучать. Почему так сложно воспринимается первая неделя? Потому что подготовки нет. Сразу какой-то обрыв, резкая перемена не только на столе, но и в богослужении. Но первая неделя Великого поста – незабываемая. Покойный архиепископ Александр, который меня рукополагал в диаконы, в священники (ректор Московской духовной семинарии и академии в 80-х годах), говорил: «Братия, как мы проведем первую неделю поста, так проведем весь пост. Как мы проведем весь пост, так проведем и весь год».

То есть в первую неделю поста вкладывается все духовное содержание. Например, утром люди не могут быть в храме – работают, заняты. Но понедельник, вторник, среда, четверг, чтение Канона Андрея Критского, великое повечерие – это незабываемые богослужения, которые настраивают душу на весь пост.

Поэтому давайте не будем рассуждать, языческая Масленица или не языческая, а сделаем эту Масленицу христианской, православной. Мы ее должны такой сделать, каждый лично сам, зная о том, что у других христиан более глубокий, более серьезный подход. Зная этот опыт, не меняя ничего в уставе (мы не постимся в эти дни)...

– Кроме мяса, естественно. Мясо уже исключаем.

– Мы говорим: широкая Масленица. Пусть она будет широкой для добрых дел, а не для гастрономических удовольствий. Пусть она на самом деле станет подготовкой к Великому посту.

– Тем более что такие примеры есть. Я знаю многих людей, христиан, которые именно так воспринимают Масленицу, не обращая внимания на шумную рекламу, пляски; они потихоньку готовятся к посту. Поэтому, думаю, каждый из нас должен сам с себя и начать.

– Поделюсь секретом. Много лет назад, когда была такая возможность, я на Масленицу с подворья уезжал в монастырь, чтобы там побыть среди братии, на богослужениях. И знаете, как это было благодатно и благотворно для души! То есть уже начиналась подготовка к посту. Сейчас, конечно, это гораздо сложнее, но когда ты Масленицу делаешь подготовительной к посту, тогда настрой уже совершенно другой. Сами знаете, на любое дело важно настроиться.

– Конечно.

– Поэтому пусть у каждого будет свой личный (хоть и маленький) настрой во время Масленицы на подготовку к посту.

– Второй вопрос касается уже Великого поста. Мы знаем, что во время Великого поста есть практика соборования. Любимый нами профессор Алексей Ильич Осипов осуждает такую практику. Знаете, наверное, все по-разному относятся...

– Что осуждает – не знаю. А старец Амвросий Оптинский говорил, что таинство Соборования не к смерти, а к жизни. Потому что в его времена считалось, что соборование проводится только в случае опасной смертельной болезни. Старец Амвросий это мнение немножко переломил и сказал, что соборование – не к смерти, а к жизни. Поэтому независимо от того, есть у нас тяжелая смертельная болезнь или нет, все равно мы немощны (если не телом, то душой и умом). Поэтому будет духовно полезно и спасительно каждому христианину один раз в год Великим постом собороваться, приступать к таинству Соборования. С благословения старца Амвросия это вошло в практику Русской Православной Церкви, когда люди соборуются не только перед смертью, но в течение Великого поста. Или можно в любое другое время года, когда, например, тебе предстоит операция. Или длительная командировка, когда непонятно, вернешься или нет. Особенно это касается военнослужащих, дипломатов, священников и прочих. Например, поездка в Африку: знаете, сколько прививок нужно сделать? Поэтому люди соборуются. Это на пользу души и тела.

– Спасибо за ответ. В вопросе, правда, речь идет о соборовании отроковицы двенадцати лет. Можно?

– До семилетнего возраста не соборуют. С семи лет – можно.

– Интересный вопрос: «Как себя вести, если встретишь батюшку из церкви где-то в магазине или на улице?» Батюшки же ходят в магазины. Стоит, например, батюшка с авоськами, руки заняты, и бежит какой-нибудь резвый православный: «Батюшка, благословите»…

– Пусть бегут, хватаются за тележку, помогают ее довезти, потому что многие батюшки многодетные. Посмотреть, нет ли рядом с ним детей, которых чем-то занять или развлечь... Поздороваться с батюшкой надо обязательно. Необязательно брать благословение. Самое главное – подумать, чем ты можешь быть полезен.

Кстати, я вспомнил такое обстоятельство, мне рассказали старые москвичи. Когда появился телефон, люди, поднимая трубку, не говорили: «Алло, я вас слушаю». Говорили: «Чем могу быть полезен?» Представляете, какое благородство, какое участие, какая готовность, решимость! То есть если у тебя какое-то дело, давай сразу решать. Не надо издалека: «Как здоровье? Как родные? Есть ли время?» – десять ходов сначала, чтобы потом спросить о просьбе. Сразу: «Чем могу быть полезен?» Вот так люди были готовы служить.

Премудрый Сократ однажды сказал: «Истинная жизнь не только для себя». Вот люди так жили – не только для себя. Почему мы и вспоминаем добрые советские времена – все-таки было благородство, взаимовыручка, взаимопомощь, когда спешили уступать место в метро пожилым, старым. Я помню себя маленьким мальчиком: я был горд, что уступил место бабушке. Что, мне тяжело постоять? Я видел в этом какой-то благородный шаг, поступок, мне было интересно именно так поступить. Да не только я, а все мои сверстники так поступали. Именно такое было отношение даже без религиозной среды.

– Я больше скажу. У меня был очень интересный случай с покойным митрополитом Питиримом. Я тогда была моложе, а он уже был маститый митрополит, все его знали. Когда у нас закончилась беседа, я вышла в прихожую, и он снял и подал мне пальто. Я, конечно, опешила. Говорю: «Владыка, ну что Вы!» Он говорит: «Любовь Сергеевна, Вы разве не коренная москвичка? Я отвечаю: «Да, коренная москвичка». – «Разве Вы не знаете наше правило москвичей? Мы всегда подаем пальто». – «Знаю, владыка, я сама так всегда делаю». – «А что же Вы мешаете мне проявить такие чувства?» То есть владыка, а подает пальто. И он всем подавал пальто, когда от него кто-то уходил...

– Вообще должна быть взаимная услужливость. Помните, апостол Павел говорил: «Будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиною». А я сейчас, в XXI веке, так комментирую апостола Павла: но если не можем любить делом и истиною, будем любить хотя бы языком. Здравствуйте, до свидания, пожалуйста, благословите, простите и прочее, и прочее. Кстати, людей надо чаще называть добрыми словами – они потом будут к этому подтягиваться. Назовешь ангелом – будет ангелом. Назовешь другим словом – в того и может превратиться. Потому что слова имеют энергию; духовный «блютуз» существует. Макарий Великий сказал: «Злое слово и добрых делает злыми. А доброе слово и злых делает добрыми». Надо об этом помнить. У человека один язык и два уха – чтобы больше слушать и меньше говорить. Хотя на канале «Союз» мы обязаны больше говорить.

– Да. Поэтому следующий вопрос. Он тоже касается каким-то образом Великого поста. «Зачем на канун приносят еду? Для кого она?»

– Канун – это общее место сбора. В память о родных и близких мы должны творить милостыню: кормить, поить, угощать с просьбой, чтобы эти люди, которых мы угостили, помолились о наших умерших родных и близких. Но кого угостить конкретно, мы не знаем. Раньше, например, в деревнях, соседей угощали, поминки устраивали, друг о друге просили помолиться. А сейчас существует общее место сбора – канун. Это милостыня, которая передается в руки Церкви, чтобы от лица Церкви эта милостыня пошла дальше, людям.

Например, при нашем храме люди бесплатно питаются в нашей трапезной. В основном это пенсионеры. Сейчас пенсии маленькие, на одну пенсию особо не проживешь... Человек купил хотя бы батон хлеба, принес на канун, на помин о душе родных и близких. Как только он подумал это сделать, эта милостыня и любовь мгновенно передается усопшему человеку: о тебе помнят, тебя любят, о тебе молятся. Эту любовь превратили в такое вещественное деяние, которое потом пойдет нуждающимся людям. Поэтому это своего рода милостыня, которая через руки Церкви подается другим людям.

– У меня иногда так бывает: если я не успеваю что-то купить,  опускаю деньги в ящичек, который стоит возле кануна. И я понимаю, что на эти деньги тоже что-то купят.

– Но когда купили, принесли – это совсем другое.

– Я понимаю, но иногда, бывает, торопишься...

– А на сельских приходах – это, конечно, содержание семьи священника.

– Да, в селах очень тяжело.

– Это обязанность прихода: немножко сметанки, два яичка, батон хлеба, варенье, банку консервов... Большей частью это и есть содержание священника. Потому что сельские приходы в основном дотационные. Священник ищет деньги для того, чтобы содержать храм: истопникам, свечницам, пономарю, за коммунальные услуги. Вырученных средств от продажи свечей и от записок совершенно не хватает, чтобы покрыть расходы по содержанию храма. Поэтому если люди со своих огородов, подсобных хозяйств приносят что-то, каждый по чуть-чуть – это и будет содержание семьи священника, а от избытка это распространится и на приход. Это милостыня и доброе дело, выраженное материально. Не просто копеечка, деньги, но еще и от своих трудов.

– Следующий вопрос: «Чем чаще хожу на исповедь, тем острее проблемы. Грехи одни и те же. Конечно, пытаюсь с ними бороться, но в итоге опять одно и то же».

Это знакомо каждому из нас.

– Такой вопрос задавали, задают и будут задавать миллионы людей. Однажды у одного старца спросили: «Отче, почему чем ближе человек приближается к Богу, чем больше в духовной жизни движется вперед, тем больше он видит свою немощь, свои недостатки?» Он ответил, что вообще-то это правильная и здоровая закономерность.

Вот, например, мы с Вами, Любовь Сергеевна, сейчас сидим при Покровском храме в доме причта. На нас направлены софиты – это для телевизионной картинки. При большем свете мы видим четче и ярче. А если бы сейчас луч солнца осветил наше место, то мы в луче солнца увидели бы пыль, которую видит каждая хозяйка, удивляясь, откуда же она берется. Она в воздухе, просто сейчас мы ее не видим.

Вот старец так и говорит: чем больше света в жизни, тем больше мы видим, даже каждую маленькую пылинку. Чем ближе человек к Богу, тем ярче видит свои грехи; это естественное духовное состояние. Но это видение грехов не должно приводить к отчаянию, оно должно привести к мысли, что есть над чем работать.

Например, на черной одежде, если ее испачкать, особо ничего не видно, потому что она черная. А вот если что-то (крошки от еды, масло, например) попадет на наше желтое кресло, это сразу видно, потому что это светлое место.

Чем больше высветляется душа, тем на ней виднее пятна. А на черном ничего не видно. Поэтому радуйся, что ты имеешь возможность это видеть, чистить и поддерживать в чистоте. Руки мы с вами будем пачкать до самой смерти, но никто не говорит: «Все, не буду мыть руки, потому что опять испачкаю». Сколько бы мы руки ни пачкали, мы их каждый день по нескольку раз в день моем. Ради чего? Чтобы постоянно поддерживать их в чистоте. Вот так надо относиться и к исповеди, и к духовному деланию: какие бы проблемы у тебя ни были, есть шанс это убелить, очистить, загладить и исправить.

Кстати, покаяние не только во время исповеди. Епископ Феофан Затворник, Вышенский говорил, что исповедь перед священником завершает процесс покаяния, который должен был начаться задолго до таинства Исповеди. Иногда бывает так, что человек уже покаялся и давно Богом прощен, но подтвердить это от лица Церкви, простить от лица Божия должен священник. А покаяние уже совершилось – человек уже все выплакал, он все понял, он уже бесповоротно решил расстаться с этой привычкой или уже давно помирился с кем-то, уже себя исправил. На исповеди происходит только констатация того покаяния, которое произошло. Очень редко покаяние совпадет с таинством Исповеди, когда его не было по-настоящему до исповеди. Человек ждет, что в этот момент что-то придет, настанет, – да, иногда и так бывает, но покаянный путь должен начаться задолго до совершения таинства, тогда это будет по-настоящему.

– Благодарю сердечно! Осталась минута до окончания программы. Или Вы ответите на вопрос: «Как готовиться к причастию мальчику семи лет? Как держать пост? Что читать?» Или же просто напутствуете наших телезрителей?..

– Этому мальчику пожелаем хороших родителей, которые пусть вместе с ним выберут совершенно краткие молитвы из Последования к таинству Причащения. Но это должны быть молитвы, где нет перечисления взрослых грехов. Пусть это будут вдохновительные молитвы о том, что дает это таинство. Пусть родители выберут. А пост – на уровне постного ужина; к этому приучайте ребенка постепенно… Хорошие родители способны сами объяснить, направить и поделиться опытом духовной жизни.

– И, наверное, посоветоваться с батюшкой, который знает мальчика.

– Пора бы и самим родителям знать своего ребенка...

Желаю всем мира, мудрости, хорошей подготовки к Великому посту и широкой Масленицы в том смысле, что пусть наши сердца откроются к доброжелательности,  любви,  всепрощению, к покаянию и  примирению с теми, с кем надо уже примириться, чтобы поставить точку перед началом Великого поста. Это будет правильный фундамент и правильное основание для поста, который отцы назвали: «весна души».

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 13:00
  • Среда, 15 мая: 09:05
  • Суббота, 18 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать