Таинства Церкви. Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская

25 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с настоятелем храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы иеромонахом Клавдианом (Сафоновым).

– Сегодня с иеромонахом Клавдианом, настоятелем храма в честь преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы, мы продолжаем разговор о великих святых женах, которые оставили заметный вклад, заметный след в нашей истории. Здравствуйте, батюшка!

– Здравствуйте!

– В прошлой программе мы говорили о великой женщине России, которая приехала совсем молоденькой девушкой во Владимир из далекой Осетии, Алании, и из аланской княжны стала великой русской княгиней, святой, – о Марии Ясыне. И чудесным образом оказалось, что она еще и прапрапрабабка преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в миру Евдокии, супруги Дмитрия Донского. Причем сам Дмитрий Донской тоже ее потомок, так же как и Александр Невский, и Даниил Московский. Вообще ветвь московских князей – это потомство великих князей Всеволода Большое Гнездо и Марии Ясыни. Все не случайно в духовной жизни.

А сейчас я бы хотела попросить Вас рассказать о том, что происходило в храме Евфросинии Московской: как сейчас Вы, приход и фонд работаете по дальнейшему прославлению этого очень знакового для Москвы и России имени великой княгини Евдокии, которая приняла постриг с именем Евфросиния, собственно в чьем храме Вы и служите.

Иеромонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской:

– Мы действительно последовательно проводим определенную работу, продолжая традиционно ту деятельность, которая уже была организована порядка десяти лет назад, начиная со строительства этого храма, посвященного Евфросинии Московской, и кончая популяризацией имени Евфросинии Московской среди москвичей и россиян. Действительно, существует программа, сформированная путем набора определенных организационных мероприятий, посвященная прославлению имени Евфросинии Московской. В частности, регулярно в нашем храме  служатся молебны Евфросинии Московской перед ее иконой, которые собирают много москвичей, не только жителей нашего района.

Икона уже обрела определенную любовь людей, потому что через нее  святая действует своими чудесами, о чем свидетельствует очень много благодарных отзывов прихожан (о той благодатной помощи, которую Евфросиния Московская осуществляет и поныне). Много даров приносят люди в знак благодарности. Икона имеет частицу мощей Евфросинии Московской, часть пояса, и регулярная молитва среди прихожан живет. Люди пользуются случаем, что наш храм предоставляет такую возможность – еженедельно служить акафист. Собирается множество людей.

Не только в церковной ограде проводятся мероприятия, но и посещаются места, связанные с именем Евфросинии Московской. Прежде всего это Суздаль – родина Евфросинии Московской, где она была рождена; Владимир; сейчас Коломна в нашей программе присутствует. Прихожане уже давно планировали отмечать день 30 января – это дата, связанная с венчанием Евдокии и Дмитрия. В Коломне сохранился храм в честь Воскресения Словущего в ансамбле Кремля. А по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и правящего архиерея, владыки Ювеналия, митрополита Коломенского, мы осуществили такую поездку, совершили торжественную литургию с молебном Евфросинии и Дмитрию и заложили традицию ежегодного празднования даты венчания этой четы. Мы собрали множество людей, которые пришли поклониться в этот храм. Храм сейчас восстанавливается трудами благодетелей и местного населения Коломны. Я думаю, эта традиция будет продолжаться.

Также 15 декабря мы совершили молебное пение у поклонного креста на Рождественском бульваре в Москве. Крест воздвижен тоже трудами наших благотворителей и Фонда Евфросинии Московской, как памятный знак поклонения той миссии, которую совершила Евфросиния, пригласив в Москву духовенство и способствовав доставлению в трудную минуту для Российского государства Владимирской иконы Божией Матери. Мы планируем такие молебны проводить традиционно ежегодно с участием прихожан и жителей города Москвы.

В целом и просветительская работа продолжается. Издаем и планируем издавать книги, посвященные житию Евфросинии Московской, детскую литературу. Сейчас работаем над довольно интересным проектом...

– Батюшка, прошу прощения, но я все же хочу вернуть Вас к поездке в Коломну, потому что это была невероятно интересная поездка. Я знаю, что все прихожане вернулись просто в необыкновенном восторге, потому что еще и была ознакомительная поездка по городу, вы заезжали в музей Коломенской пастилы – это очень интересно. А мне бы хотелось, чтобы мы сейчас немножко порассуждали о самой этой дате, о венчании Дмитрия Донского и Евдокии, о храме.

Смотрите, как интересно: во-первых, они были необычайно молоды. Когда мы говорим, Дмитрий и Евдокия совершили подвиг, употребляем очень сильные слова: подвиг, объединение городов вокруг Москвы, земель, централизация власти. А Евдокии  было 12 лет, Дмитрию – 16. Молодежь иногда, кажется, абстрагируется от русской истории, ей почему-то кажется (или так преподносят), что там все были глубокие старики, что Дмитрию и Евдокии, наверное, по сто лет было, когда они венчались, что они уже убеленные сединами приехали в Москву и так мудро управляли ею. Ведь дети, по сути, были; мы бы их сейчас назвали детьми. Отец Клавдиан, здесь вообще есть над чем задуматься нашей молодежи? Вот кому надо подражать-то! Посмотрите, какие образы!

– Безусловно, это говорит о многом. Как и Александр Невский впоследствии также сумел защитить нашу Русь, будучи юношей.

– Молодой человек был.

– Будучи юношей, стал Невским, великим князем. Поэтому, конечно, молодость этих замечательных людей, выдающихся наших деятелей, святых Руси должна напомнить каждому человеку, кто начинает свою жизнь, о том, что, несмотря на ограниченность наших возможностей как людей и, может быть, неопытность, Божественная благодать всегда поддерживает любую добрую инициативу и шаги, особенно ответственные шаги служения народу, друг другу. «Господь восполняет немощная» – так говорит Церковь. Господь, укрепляя людей, дает возможность им послужить друг другу. И в этом служении люди раскрываются как личности. Конечно, можно назвать этот брак династическим...

– По расчету, как сейчас бы сказали.

– ...но удивительно, что людей, которые делают дела по указке или родительскому благословению (но со всей ответственностью и с глубоким пониманием того, что происходит; и с молитвою), Господь сближает. Действительно, неразрывная любовь и прекрасный образ семьи, который явили Евдокия и Дмитрий, это подтверждают.

Поэтому, конечно, этот образ сейчас актуален для многих молодых людей, которые, по сути, преодолевая возраст юношеский, становятся уже полноценными людьми, мужами, но не решаются вступать в брак и брать какую-либо ответственность за детей, за супругу. В противоположном плане так и женщины боятся связать себя со служением семье, желая уделить много времени и сил карьере, тем самым просто разменивая вечное на временное. Поэтому, конечно, дата венчания Евдокии и Дмитрия могла бы послужить и коломчанам, и москвичам хорошим подспорьем.

– Обычно все ищут: когда повенчаться, когда пожениться, пытаются найти какие-то интересные даты.

– Выдумывают какие-то праздники.

– Про 14 февраля я Вам, по-моему, рассказывала, как видела бегущую строку по телевидению: переполненные загсы, бум. Лихорадочно начинаю думать, что за день, по своей православной наивности начинаю вспоминать православных святых, а оказывается, это день святого Валентина. Не хочу никого обидеть, но какое отношение святой Валентин имеет к православной России, мне совершенно непонятно. Однако все почему-то побежали в загсы в этот день.

Хотя если искать, исходить из логики покровительства (мы же все-таки хотим, чтобы нам кто-то покровительствовал), наверное, 30 января – более уместная дата, это день венчания Дмитрия и Евдокии. Тем более это действительно была прекрасная семья, двенадцать детей, двадцать два года вместе в серьезнейших испытаниях.

– Конечно, было бы замечательно, если бы молодые пары, которые планируют связать друг друга узами семьи и вступить в христианский брак, повенчаться, начало своей совместной жизни начинали с молитвы Евдокии и Дмитрию, венчались в этих храмах; может быть, возложили цветы к памятнику, взяли благословение церковное этих святых на брачный союз. И в Коломне тоже настоятель храма и прихожане подтвердили замечательность проекта, что коломчане могли бы почитать этих святых как родных и тем самым привлекать молодых людей к тому, чтобы они серьезно относились к браку и считали его не узами, как мы называем, а радостью, служением.

У нас тоже при храме трудами попечителей и предыдущего настоятеля отца Алексия Ладыгина воздвигнут прекрасный памятник этой чете. И мы планируем через загсы города Москвы приглашать всех желающих венчаться в наш храм, чтобы молодые пары могли возложить цветы, поклониться этой святой чете и взять благословение на дальнейшую совместную жизнь.

– Батюшка, а можно озвучить некоторую вашу идею по поводу венчания после Пасхи?

– Можно, конечно. Мы с духовенством нашего храма и с молодыми людьми, с молодежным клубом при храме подумали и считаем, что нужно привлекать молодых людей к образу святых Дмитрия и Евдокии, попытаться как-то помочь им обрести решимость. Поэтому предлагаем после Пасхи, в положенное время, в весенний период до празднования Церковью совместной памяти Евдокии и Дмитрия (1 июня) проводить в нашем храме венчания бесплатно, тем самым дать возможность принять правильное решение и без всяких препятствий прийти к алтарю Господню, дать обещание, обет и закрепить свой брак благословением Церкви. Вот такая у нас идея, она поддержана среди прихожан, и мы готовы принять любую пару.

– А тут так будет красиво 1 июня. Тут же потрясающая местность: зелень, пруд, очень красивая беседка; целый сквер есть, цветы; что называется, просто рай небесный. Тем паче что в цокольном этаже храма будет нижний храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского, который как раз и устроил брак Дмитрия и Евдокии, примирив два (казалось, непримиримых) русских княжества – Московское и Владимиро-Суздальское (они все время воевали).

Отец великой княгини (мы знаем из истории) захватывал великое княжение, несколько лет был великим князем, жил во Владимире как великий князь, то есть, по сути, отнял великое княжение и венец у Дмитрия Донского. Мы знаем, что была серьезная вражда. И посмотрите, с этим браком приходит мир на Русскую землю; отец Евфросинии Московской Дмитрий Константинович и Дмитрий мирятся. Вот какой был митрополит – покровитель благочестивых браков, можно сказать.

– Да, мудрый очень был человек. И так получилось, что жизнь Евфросинии Московской и Дмитрия связана не только со святителем Алексием, митрополитом Московским, но и с преподобным Сергием Радонежским. Эта чета – духовные чада и преподобного Сергия, и его ученика, игумена Симонова монастыря Феодора, впоследствии ростовского архиепископа. Конечно, такая духовная связь, такое духовное родство этих великих людей вдохновляют. Ты понимаешь, что сила, мощь Церкви нашей Руси дает для нас силу созидать свою жизнь в этой связке. Потому что святые остаются живыми, они участвуют в нашей жизни. Люди, которые обращаются к ним с любой просьбой, за благословением, несомненно получают и благословение, и силу созидать свою жизнь. Поэтому, безусловно, эта чета как образец может быть и сейчас воспринята правильно, и люди могут вдохновиться на совместный брак.

– Да. И несмотря на тяжесть того времени (вообще я не знаю, когда в России были добрые, тихие и спокойные времена, затишье, что называется, одна Куликовская битва чего стоила; Тохтамыш, Тамерлан; правда, Тамерлан был значительно позже, после смерти Дмитрия Донского; Рязань, Тверь, Литва, битвы и со своими, и с чужими, с кем только не боролись), посмотрите, как люди друг друга любили, имели двенадцать детей и так смогли удержать брак, что даже летописцы назвали их образцом целомудренного супружества. Очень поэтичные слова нашли летописцы того времени, описывая их брак. Удивительно, какое у них было понимание, какая любовь. Кстати, после кончины Дмитрия Донского сколько храмов построила Евдокия в память о своем супруге...

– Действительно. И хотелось бы упомянуть о проектах, о которых я начал говорить. Мы стараемся собрать артефакты, даже по каким-то аукционам пытаемся найти те предметы или памятные знаки, которые были в свое время, до революции, сделаны в связи с почитанием этих святых. Чтобы при храме был небольшой музей.

И еще есть один замечательный проект по благоустройству сквера здесь, в Москве, который носит имя Евфросинии Московской, он находится в непосредственной близости к территории храма. Хотелось бы, чтобы этот сквер, который уже полюбили наши горожане, наши прихожане, нес еще и некий исторический смысл. Чтобы люди, гуляющие по этому парку, могли соприкоснуться с эпохой, с которой связано очень много переживаний Руси, и побед, и красоты, и силы тех личностей, которые жили в ту эпоху. Поэтому сейчас мы работаем с архитекторами. Молодежный клуб собирает историческую информацию, фотографии, для того чтобы оформить этот сквер в такую историческую территорию.

– Замечательно!

– Конечно, этот проект довольно непростой, сложный, требует согласований; мы работаем над этим. Но дай Бог, чтобы это тоже послужило к прославлению имени Евфросинии Московской.

– Замечательный проект, потому что мы себе мало представляем ту эпоху, она для нас какая-то темная; некоторые века называют темными веками в истории. Тем более что Россию очень часто рисуют вообще не пойми какой и думают: а что там было? и было ли вообще? Суздаль вот был потрясающий город с каменными постройками, с каменными монастырями, с каменными храмами.

Конечно, когда Евдокия приехала из Суздаля в Москву, она увидела другую картину: Москва являлась действительно слегка захолустным городом, где не было такого количества каменных строений. Но такие города, как Суздаль, были. То есть важно показать людям: посмотрите, какая потрясающая архитектура была тогда уже, как строили, чем жили. И что не такая темная была Русь, как ее пытаются описать иностранцы. Мы же, к сожалению, питаемся информацией заезжих иностранцев. И те же самые послы, которые приезжали сюда, тоже не очень-то благоволили России и всегда пытались найти что-то такое...

– Но самое интересное, та эпоха (XIV век) оказалась даже в церковном развитии искусства, храмостроительства, в написании икон высочайшим проявлением духовности. Если мы посмотрим на архитектуру тех храмов, которые были заложены Евфросинией и Дмитрием, мы поразимся. Многие люди, да вообще весь мир поражается красотой того, что было создано в эти века. Поэтому в любом случае демонстрация этого, ознакомление людей с архитектурой, искусством того времени, с этой сложной эпохой, мне кажется, пойдет только на пользу. У нас, конечно, есть планы сделать даже некие макеты  храмов,  созданных в ту эпоху, чтобы люди, проходя, могли видеть эти прекрасные сооружения, хоть и в макетах. Вот такой проект у нас готовится.

– Это замечательно. То есть мы тем самым приблизим историю, история будет какая-то наглядная. Потому как иногда кажется, что какой-то провал совершеннейший там был, неизвестно что было. А увидеть эту красоту, которая была создана, мне кажется, дорогого стоит сейчас.

Отец Клавдиан, Вы немного начали говорить по поводу издательских проектов.

– Да, мы планируем сотрудничать с издательским домом, директор которого является попечителем нашего храма, с целью создания прекрасных исторических альбомов с иллюстрациями, фотографиями, посвященных историческому контексту, архитектуре и вообще житию этих святых, Дмитрия и Евдокии, как покровителей Москвы.

Есть планы продолжать выпускать детскую литературу. Потому что понятно, что познание истории и вообще всех таких прекрасных вещей проходит через детей. Дети –наше новое поколение. Родители, когда посвящают в это детей, учат их, тоже входят в тот дух времени и начинают познавать наш прекрасный мир, нашу прекрасную историю. Поэтому есть такие планы.

– Замечательно! У нас осталось совсем немного времени, я хотела бы обратить внимание наших телезрителей на эту картину… Это очень интересная картина монаха Рафаила (Симакова) «Москва и ее небесные покровители». Удивительная, духовная картина, если так можно выразиться, покровителей Москвы.

Мы видим здесь и образ нашей матушки Евфросинии Московской. Она действительно всегда считалась покровительницей Москвы. Мы, к сожалению, забываем, что у нас есть просто сонм московских святых, из которых каждый покровитель. И митрополит Петр, и митрополит Алексий, и Димитрий Донской, и московские блаженные – все они покровители Москвы, в том числе наша матушка Евфросиния Московская. Вот такая удивительная картина здесь предстает перед нами. Я думаю, батюшка, что со временем большая картина появится у вас в храме.

– Конечно, изображение сонма московских святых уже существует, есть икона всех московских святых. Но в любом случае такое живописное изображение наглядно показывает мощь Святой Руси и московских святых.

– Спасибо большое, отец Клавдиан! Я Вас сердечно благодарю за то, что уделили время и внимание нашей программе. Конечно же, желаю Вам огромных успехов, удач! Потому как храмы носят имена людей не просто святых, а которые жили здесь... Ведь мы входим в Кремль, подходим к Архангельскому собору, к Благовещенскому, к другим храмам и понимаем, что по этой земле ступали наши святые: они здесь были, здесь молились, здесь защищали Москву, защищали наше будущее. Это реально жившие люди.

Можно быть человеком неверующим, но нужно отдавать должное тем людям, которые жили до тебя. И неверующие люди говорят, что Дмитрий Донской, Евдокия Московская – это люди, которые защищали нашу Москву, нужно отдавать им должное. Поэтому всегда великая ответственность на этих храмах за пропаганду (в хорошем смысле) этих имен и того, что делали эти люди. Поэтому от своего имени и от имени телезрителей желаю Вам доброго здравия, помощи Божией молитвами преподобной нашей матушки Евфросинии Московской. Спасибо Вам!

– Спасибо!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 22 февраля: 03:00
  • Суббота, 22 февраля: 13:00
  • Суббота, 29 февраля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы