Союз онлайн: Вдохновение Святой Земли

23 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Купола церквей.

Ведущая Анна Мусан-Леви.

– Здравствуйте, дорогие телезрители, в эфире программа «Вдохновение Святой Земли», и сегодня за вдохновением мы с вами отправимся на улицы российских городов и деревень. Да-да, именно на ваших родных улицах мы увидим подлинный древний символ России. Еще не догадались, о чем я говорю? Тогда подскажу вам. Помните, у Александра Сергеевича Пушкина:

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

Да, мы с вами будем сегодня говорить о наших русских маковках – наших русских куполах. Сегодня купола можно видеть и на шоколадных обертках, и на логотипах компаний. Вот и наш телеканал «Союз» использовал русские «луковички» для своего фирменного знака.

А знаете ли вы, откуда родом наши русские купола? Известно, что на Руси купола луковичной формы появились в XVI веке. Принято считать, что это наследие татаро-монгольского ига, скажем так, заимствованная татарами деталь византийской архитектуры, которая прижилась на Руси. Правда, меня с детства смущал один момент: татаро-монгольское иго мы, слава Богу, свергли, зачем же тогда по всей Руси так широко распространили их архитектуру? Другое объяснение луковичной формы купола можно найти у зодчих. Они говорят, что так было удобно создавать из дерева крышу храма, сводя ее в конце к такому острию. Есть еще масса различных теорий, например, что это символ горящей свечи.

Однако самая убедительная и интересная, на мой взгляд, теория была предложена известным российским ученым, замечательным искусствоведом профессором Лидовым. Об этом я хочу вам сегодня немножко рассказать.

Действительно, храмы с куполами луковичной формы до XVI века на Руси не встречаются. Однако с XI века получает распространение очень интересный предмет церковного обихода, который называется дарохранительница, или, по-другому, сион, еще одно его название – иерусалим. Дарохранительницы, как вы наверняка видели в родном храме, представляют собой небольшой макет храма. Как правило, делают его из серебра, иногда из золота, и он обязательно увенчан куполочком.

Если мы проследим вид дарохранительниц начиная с XI века и до XVI, все они как будто делаются по одному макету – это храм прямоугольной формы, с характерными сводами, увенчанный куполом явно выраженной луковичной формы. Для примера можно взять два знаменитых сиона из Успенского собора Московского Кремля. Они были изготовлены в XV веке, еще до появления луковичных куполов на Руси, по византийскому образцу. И вот ученые сходятся во мнении, что все эти сионы и многие других, в точности на них похожие, являются не чем иным, как макетом Храма Гроба Господня, а вернее, часовни Гроба Господня.

Дело в том, что в 1009 году император Константин Мономах отреставрировал Кувуклию, т.е. часовню, которая покрывает собой Храм Гроба Господня. Надо сказать, что сам храм, построенный в IV веке императором Константином, не один раз разрушался и перестраивался, а в VII веке значительно пострадал от персов. И вот после разрушения, нанесенного султаном Бейбарсом, император Константин Мономах не просто отреставрировал, а фактически заново построил часовню Гроба Господня и увенчал ее не обычным византийским шатровым куполом, а именно такой луковкой, которую мы сейчас видим на всех наших храмах.

Интересно было бы представить, какой была крыша часовни Гроба Господня до этого. Единственный предмет церковного искусства, который хоть немного проливает свет на этот вопрос, – знаменитый реликварий, хранящийся в городе Аахене. Это тоже дарохранительница, только изготовлена она была в X веке, то есть еще до ремонта Кувуклии, и привезена в Аахен из Византии. Мы не знаем точно, кому и при каких обстоятельствах она была подарена. Если вы посмотрите на ее фотографию, то опять же увидите купол, хотя он и не столь заострен кверху, но это купольная форма крыши. То есть часовня Гроба Господня всегда была увенчана таким характерным куполом, который потом будет принят на Руси.

Как выглядела часовня сразу после реконструкции Константином Мономахом, мы можем узнать только по литографиям, рисункам и каким-то древним паломническим сувенирам, сохранившимся с того времени. Потому что в XII веке пришли крестоносцы, которые снова отремонтировали Кувуклию. Купол они, однако, оставили, покрыв его пластинами серебра, чтобы он сверкал и выглядел более нарядно. Изображение этого купола есть в знаменитой Псалтири королевы Мелисенты, которая вообще строила Храм Гроба Господня. Мелисента родилась в Иерусалиме и очень поддерживала монастырь святого Саввы Освященного, то есть это личность, известная в истории своими добрыми делами. В своей Псалтири она имела изображение Гроба Господня, вернее, часовню над ним.

На представленной фотографии вы видите голубой куполочек с бледными полосочками на нем – это как раз и есть серебристые чешуйки, которыми был украшен купол. Те из вас, кто бывал у Гроба Господня, скажут: но ведь и сейчас часовня выглядит практически так же. Совершенно верно, в основных своих очертаниях – купольная крыша и сами стены часовни – это и есть постройка XI века Константина Мономаха.

Как рассказывает нам искусствовед Лидов, в XVI веке Борис Годунов вводит повсеместно на Руси купола храмов именно такой формы, как у храма Гроба Господня. Мы знаем, что у Бориса Годунова была идея возвышения Москвы и придания ей нового статуса – статуса Нового Иерусалима. И думается, что эта архитектурная идея как нельзя лучше подходила к той духовной или политической идее, которую имел Борис Годунов. Все дело в том, что сама часовня Гроба Господня воспринимается некоторыми богословами как воплощение Небесного Иерусалима на земле. Таким образом, постройка храмов, на крыше которых присутствует такая же архитектурная деталь, – это явная иконографическая идея соединить Москву и Иерусалим через этот образ купола, и не только Москву, но и все Российское царство. Таким образом, когда мы приходим в любой русский православный храм, можно смело сказать, что иконографически он соединен с Храмом Гроба Господня и является его малым образом.

Автор и ведущая Анна Мусан-Леви

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать