Союз онлайн: ПАЛОМНИКИ ОНЛАЙН. Часть 18

25 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Вифавар на реке Иордан. Паломничество по Святой Земле со Светланой Ладиной и Анной Мусан-Леви, гидом паломнической службы «Радонеж».

– Доброго дня, дорогие друзья! Проект «Паломники онлайн» продолжает свое путешествие по Святой Земле. В этом паломничестве мы встретились с протоиереем Александром Устиновым, настоятелем храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца города Сызрани.

Батюшка, скажите, пожалуйста, Вы первый раз на Иордани? Вы себя сейчас достаточно уверенно вели: было богослужение, Вы освящали воду.

– По благословению владыки приходилось приезжать сюда. Не первый раз, конечно. А служба обычная, та, что и в храме. Совершаем великое освящение воды при Таинстве крещения, такое же – на праздник Крещения Господня, и то же самое сделали здесь, так что ничего нового.

– А то, что Вы сейчас освящали воды Иордана, мне показалось странным – они, кажется, и так освящены. Или мы просто воспроизводим тот чин, который положен в праздник Крещения?

– Да, традиционно, чтобы люди вспомнили. Перед этим у нас была беседа о крещении. Здесь люди помолились, вспомнили слова молитвы, которые мы всегда читаем в великий праздник. И, я думаю, что, приехав к себе домой, каждый в день Крещения Господня будет вспоминать сегодняшний чудный день. Те же самые молитвы будут более проникновенными, прочувствованными, знакомыми. Вот для этого мы и совершили освящение. Конечно, это место не нуждается в освящении, потому что, когда Господь зашел сюда, то «всех вод естество» освятилось.

– Навсегда.

– Да, верно.

– Скажите, пожалуйста, как опытный паломник, какие плоды от этой поездки должны быть в наших душах? Что должно с нами произойти? Все паломничества отличаются друг от друга, они разные, но движение души к Господу должно быть поступательным, по шажочку, но все равно вперед.

– Много случаев, когда на Святую Землю приезжают люди невоцерковленные и маловерующие. Здесь мы не просто как туристы, а как паломники, мы соприкасаемся со святынями, теми событиями, которые имеют определенную силу и воздействие на людей. И редкий человек уедет отсюда не растроганным, не «прочувствованным», потому что, конечно, душа размягчается.

Бывая на Иордане, как не вспомнить, что Господь здесь был, окунался, как не подумать о тех событиях, которые последовали за этим? Земная жизнь Спасителя чудным и благодатным образом влияет на человека. Какие должны быть плоды? Наверное, человек смотрит на себя со стороны уже по-другому, осознает свою греховность, свою ничтожность, хочет здесь плакать и, приезжая отсюда, конечно, изменяется.

Многие артисты, даже с рок-сцены (мы их знаем, есть такой опыт) приезжают к себе домой на родину, принимают крещение, изменяют образ жизни. То есть благодатное воздействие Святой Земли и вообще паломничества имеет место быть в жизни человека. Не может такого быть, чтобы паломник приехал домой и остался таким же равнодушным, черствым человеком, как был прежде. Обязательно какие-то изменения происходят.

– А если к этому времени он был уже церковным человеком, который регулярно исповедуется, все время приносит определенный список грехов, который не меняется, как правило (каждый по себе это знает). С этим человеком что может произойти? Чего ожидать? У мусульман, например, если совершил паломничество в Мекку, ты хаджи, а если ты съездил на Святую Землю, то что у нас?

– То же самое, наверное, только у нас не может быть этого автоматически. Можно хоть сто раз съездить на Святую Землю, но если человек не меняет свой образ жизни, не избавляется от страстей, своего греха, то, конечно, это смысла не имеет. Важно съездить не просто так. У мусульман, если ты съездил в паломничество, то ты уже практически святой (по крайней мере, я слышал такое мнение). А в православии человек должен меняться, должен раскаяться, и это паломничество помогает ему преодолевать грех. Появляются дополнительные силы, то есть мы съездили сюда, и на целый год хватает Божией энергии, Божией помощи, благодати, чтобы жить дальше.

Священник тем более нуждается в благодатной помощи Божией, он стоит у престола, и, когда побывает здесь, то у него появляются новые силы, легкость в служении, потому что мы имеем дело со страстями, грехами человеческими и со своими немощами, которые тоже тянут вниз. Поэтому все люди остро нуждаются в помощи Божией. Здесь мы причащаемся у Гроба Господня, прикасаемся ко гробу Пресвятой Богородицы, бываем в других святых местах и получаем силу извне, от Господа, и жить становится легче. Из-за этого люди и едут сюда.

Конечно, люди с большим восторгом едут на курорт, где не нужно трудиться, лазить по горам, печься, как мы сегодня, например, стоим на сорокоградусной жаре. Гораздо приятней лежать где-нибудь под зонтиком, но люди находят время, находят в себе силы, тратят деньги, едут сюда исключительно для того, чтобы получить Божию помощь, благодать и поддержку в своей жизни.

– Именно на этом месте хочется поговорить про Таинство крещения, как оно совершается сейчас в нашей Церкви. Ведь, слава Богу, появилась традиция просвещать новокрещеных, чтобы не была актуальной пословица, поговорка или диагноз: «Русь крещена, но не просвещена». Как Вы к этому относитесь? Эта практика приносит плоды в Вашем священническом деле?

– Да, разумеется. Наш патриарх очень мудро издал указ, благословил все приходы всех епархий. Архиереи тоже контролируют и проверяют, чтобы перед Таинством крещения проводились огласительные беседы. Сегодня это просто необходимо. Мы часто видим, что родители приходят, чтобы крестить малышей, и в крестные приглашают людей абсолютно далеких от Церкви, случайных людей, невоцерковленных, которые не умеют правильно креститься, не знают, как себя вести в храме, и для них это просто традиция, точно такая же, как быть свидетелем на свадьбе. Это воспринимается как мероприятие, которое, по сути, сейчас ни к чему не обязывает – погуляли, пофотографировались, разошлись, и все. Но люди разводятся, а со свидетелей ничего не требуют. Насколько я знаю, в советские времена, если пара распадалась, даже свидетелей наказывали, потому что они не смогли повлиять на молодоженов. Они должны были повлиять как те, которые перед государством свидетельствуют, что мужчина и женщина зарегистрировали свой брак, и они не чужие люди для них. А сейчас это никакой роли не играет.

К сожалению, к Таинству крещения у людей точно такое же отношение. С малышом приятно понянчиться, сфотографироваться; событие отметить. А потом про ребенка, как правило, забывают. В лучшем случае помнят, что есть крестник, о его дне рождения, и дарят подарки, и на этом все заканчивается. Хотя мы знаем, что быть крестным – это серьезный труд, это крест на всю жизнь: быть с этим ребенком, нести его на своих руках своей молитвой, пока он не будет взрослым человеком, воспитывать его, утверждать в православии, своей вере.

Сегодня это просвещение просто необходимо, потому что иногда (мы пытались и раньше с крестными беседовать) смотришь и видишь, что человек жует жвачку, руки в карманах, ему говоришь, а он не понимает, со стеклянными глазами говорит: «Мы заплатили, давайте, крестите нас!» Поэтому сегодняшняя деятельность очень важна, человек обязан прослушать огласительные беседы перед крещением, а не просто прийти, заплатить и автоматически сделать. На этих беседах дается определенная информация, рассказывается о вере, об обязанностях крестных, что ожидает впереди, какой это серьезный труд. И, как показывает практика, многие, взвесив серьезно, отказываются. Я считаю, что это правильно, потому что все должно быть трезво, обдуманно. А кто-то, наоборот, понимает свою ответственность и осознанно подходит к этому, и хочется верить, что в дальнейшем он станет серьезным поручителем за ребенка пред Господом; будет отвечать за свои слова, за жизнь этого человека, за которого он поручился, перед Господом и перед самим крестником. Эта очень хорошая практика, необходимая и востребованная, все духовенство об этом свидетельствует.

– Но что касается крещения взрослых людей, то мы тоже говорим о необходимости подготовки. Иоанн Креститель стоял на этом берегу, и говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», и каждому социальному слою давал конкретные советы. Сейчас не помню навскидку, но ведь он называл, видимо, самые характерные для этого слоя прегрешения, болевые точки, то, на что человек должен был обратить внимание и что должен был исправить, так?

– Да, он не говорил ничего мудреного. Он обращался к каждому по своему статусу, положению. Условно говоря, если ты воин – не бери лишнего, не обижай людей. Про саддукеев и фарисеев говорил такие слова как ехидна, порождение ехидны. Казалось бы, очень дерзко, вызывающе, но он имел на это право, он был человеком прямолинейным, он не боялся ничего, он был «глас вопиющего в пустыне», провозвестником Христа, Предтечей и поэтому так дерзновенно себя вел. А как он должен был поступать? Любой человек христианин должен так же бескомпромиссно вести себя перед лицом греха, а не оправдывать его, не находить общие интересы, обтекаемые вещи. Христианин должен прямолинейно резать, без компромиссов, если это грех – значит грех, если это благочестие – значит благочестие.

– Особенно в самом себе.

– Разумеется, в самом себе. Поэтому мало кто из нас будет как Иоанн Креститель, но к этому необходимо стремиться любому человеку, потому что между раем и адом не может быть середины: либо с Богом, либо без Него.

– Спасибо, батюшка!

Дорогие друзья, проект «Паломники онлайн» продолжает свое путешествие по Святой Земле. Оставайтесь с нами. До встречи в эфире!

 

Ведущая Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать