Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Доброго дня, дорогие друзья! С вами проект «Паломники онлайн». Вместе с Анной Мусан-Леви мы путешествуем по Святой Земле, и вот добрались до пустыни Иудейской. Это места, связанные с Илией пророком.
– Да, мы с вами видим монастырь Георгия Хозевита. Мы уже почти закончили спуск и подъем к нему, нам немного осталось. Пророк Илия действительно жил здесь в пещере. Когда он обличал царя Ахава за то, что его жена, царица Иезавель, повсюду ставила идолов Ваалу (а она была язычницей, дочерью языческого жреца), то предупреждал его, что Господь накажет за отклонение от веры в истинного Бога. И Господь посылает голод, засуху на три с половиной года. Ангел является Илии во сне и велит бежать к потоку Хораф, около которого мы и стоим. Здесь, в пещере, у этого потока Илия будет жить три с половиной года, и вороны будут приносить ему хлеб и мясо, и он будет пить из этого источника. Когда поток Хораф тоже пересохнет, тогда Илия поймет, что засуха уже подошла к концу. И дальше произойдут события на горе Кармил в Хайфе, когда по молитве пророка с неба сошел божественный огонь, который попалил его жертву, обильно политую водой, и так народ увидел, кто есть Бог истинный.
Я думаю, что нам тоже стоит умыться.
– Да, обязательно. Но, вообще, совершенно не понятно, откуда берется вода. Вокруг сплошные камни, есть зеленая растительность, как будто она чудесным образом…
– Это природный источник, оазис. Справа от нас как раз видно, что среди скал вдруг появляется обильная растительность, фруктовые, плодовые деревья, там даже инжир есть. Это ущелье, в котором мы стоим, идет от Иерусалима до Иерихона. Один источник перетекает в другой, и это последний, третий источник. Таким образом, по всей долине идет поток. Римляне забрали его в водовод. Они построили водотечь, и сейчас видно бортик, конечно, уже не римский, а более поздний, но все это было основано еще римлянами. Так вода подавалась в Иерихон, вот какой у них был хитрый инженерный план.
Так что поток Хораф и сегодня очень важен для местных жителей, из него пьют ослики, на которых мы поднимаемся из ущелья Вади Кельт, и умываются паломники с молитвой к святому Илии пророку. Пойдем и мы с вами умоемся.
– Тут летают стрекозки. Совершенно фантастическое сочетание. И водоросли на дне. А там крест.
– Это граница монастыря. Вместо забора у нас кресты по ущелью, показывают, где заканчивается территория монастыря.
– Мало того, что оазис совершенно неожиданно посреди пустыни, да еще и зверюшки какие-то бегают.
– Это не просто зверюшки. Это зверюшки из Псалтыри. Помните? «Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем». Так вот это каменные зайцы, о которых писал царь Давид, на иврите они называются «шафан села». Они живут в горах, в нашей каменистой пустыни, потому что наша пустыня – это Сирийская степь. Им здесь прекрасно, они держатся ближе к воде, норки у них прямо в скалах. Что интересно, в древности, у святых отцов они были символом грешников, потому что олени идут на высоту духовную, а зайцы прячутся в пещерах, как грешники от Бога.
– Какие-то очаровательные грешники, надо сказать. Хотя ушей у них нет. Все-таки заяц в нашем представлении – это существо с большими ушами.
– И ушей нет, и они очень толстые, пухлые, лапки у них тоненькие, и при этом надо видеть, с какой скоростью они носятся по этим скалам. Совершенно не понятно, откуда у них такая сила берется. Они травоядные, мирные. Если смотреть в энциклопедиях, по-русски их называют даманы.
– А кто еще здесь водится, кого мы здесь можем неожиданно встретить?
– Неожиданно встретить здесь можно оленей (еленей). Они похожи на косуль, бежевого цвета. Также здесь живут и могут попадаться гиены, пустынные лисы (это как европейская лиса, только маленькая, тоже бежевого цвета, не рыжая). Но и, конечно, скорпионы, ящерицы и ядовитые змеи. У нас живет змея цефа, которую хорошо знают солдаты, которые служат в армии в пустыне, ее укус – моментальная смерть. Никакая «скорая помощь» доезжать не успевает. Наверное, похожа как кобру.
– Но они, наверное, стараются с людьми не встречаться, скажите нам в утешение?
– Конечно, они людей боятся. Но мы сейчас в оазисе, они обычно здесь все держатся поближе к воде. Поэтому, если купаешься в таких местах, нужно быть очень осторожным, чтобы не встретится в воде со змеей.
– А она в воде не жалит?
– Этого не знаю, но плавает. Мне приходилось с ней встречаться… Неприятно, поэтому нужно быть очень аккуратным. Самые приятные звери – это, конечно, зайчики. Паломники, правда, их всегда считают крысками или котами, но когда расскажешь, умиляются.
– Еще удивительная особенность этой местности – это наличие в скалах множества пещер. Я так понимаю, что всю эту флору и фауну могли наблюдать отшельники, которые там жили и, может быть, живут сейчас?
– Да. Живут ли сейчас там отшельники, мы не знаем. Об этом нет точных сведений, но то, что они там жили, это совершенно точно. В память об этом как раз остались лестницы и корзинки на веревках. В частности, мы видим келью, в которой жил отшельник совсем недавно. Лет 25-30 назад был старец Гавриил, многие монахи его еще помнят. Он жил в этой пещере, в память о нем даже оставили его корзинку с веревкой. А сейчас уже нет сведений. Впрочем, в пещере Иоанна Румынского, в скиту святой Анны, в километре по ущелью отсюда, говорят, живет монах серб, но я о нем ничего не знаю. У нас поговаривают, что он раскольник и не принадлежит к православным каноническим Патриархиям. Но не знаю. Видите, у нас даже сведений нет. Пока человек не станет святым, никто ничего о нем и не знает.
– У меня не духовный вопрос: как они туда забираются?
– Эти скалы только с виду такие неприступные. На самом деле там есть тропы, и забираться можно из нижней пещеры в верхнюю.
– То есть внутри есть какие-то ходы и выходы?
– Совершенно верно, иногда монахи их сами проделывали. Мы сейчас с вами видим две пещеры пониже и пещеру повыше– наверняка внутри скалы есть проход. Но в любом случае это экстремальные обстоятельства. То есть, конечно, в таких местах жить было опасно, но ради Господа, ради спасения…
Хорошо умылись, и теперь можно жить в этой жаре.
– И теперь нас ждет монастырь Георгия Хозевита.
– Да, теперь с новыми силами – вперед.
Ведущая Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 17 мая 2024
Благая часть. 17 мая 2024
У книжной полки. Слово из сердца. О монашестве и священстве
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 17 мая 2024
Санкт-Петербург. Фестиваль «Истоки»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!