Союз онлайн: Есть что сказать

8 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Духовная помощь онкологическим больным. Гость программы: Паисий, епископ Щигровский и Мантуровский. Ведущая: Светлана Ладина

 

- Хотелось бы поговорить о том периоде Вашей жизни, когда Вы окормляли пациентов и сотрудников Московского научно-исследовательского онкологического института имени Герцена. Он длился более двадцати лет. Опыт общения с теми, кто лечит порой неизлечимые заболевания, с теми, в жизнь которых постучалась страшная беда, и с их родными и близкими у Вас просто богатейший. Могли бы Вы кратко рассказать, как в Вашей жизни возникло такое послушание и как развивались взаимоотношения с сотрудниками и пациентами этого медицинского учреждения?

- В 1993 году, когда я пришел в Новоспасский монастырь, мне дали послушание окормлять пациентов и сотрудников онкологического института имени Герцена. Я был тогда иеромонахом, благочинным и уставщиком монастыря. В то время братии в монастыре было не так много, и приходилось выполнять много послушаний. Как раз одним из послушаний являлось окормление пациентов онкологического института. До этого я никак не был связан с онкологией в прямом смысле слова. И когда первый раз попал в институт, у меня, конечно, было удручающее чувство. Когда люди находятся в таком состоянии, когда они понимают, что смерть уже близко, в воздухе витает уныние, отчаяние, страшное чувство безысходности. И до того как я начал окормлять онкологический институт, в нем каждый год совершалось по нескольку самоубийств. Люди не выдерживали такой болезни, такого напряжения, отчаяния. Не находя никакого выхода, они решались на самое страшное. Я окормлял онкологический институт до того момента, пока меня не избрали епископом, то есть до 2014 года. За двадцать один год этого служения я много чего повидал. Самое главное, я научился тому, как нужно воспринимать эту жизнь. Можно сказать, не я дал что-то больным, а больше они мне дали. Я старался, конечно, поддерживать их в горе, давать надежду и опору, объясняя людям, что даже если и придет время уходить (а оно придет у любого человека), то самое главное - уйти примиренным. Мы каждую службу молимся о мирной христианской кончине живота. Что значит мирная христианская кончина живота? Это не значит: лег заснуть и не проснулся. Это как раз очень опасная смерть. Мирная христианская кончина живота - это когда человек уходит в вечность примиренным с Богом и людьми. И как раз онкологическая болезнь дает это время на покаяние.

Я каждую неделю появлялся в институте, служил молебны, причащал, исповедовал, соборовал больных. Со временем, когда мы хорошо познакомились с начальством и администрацией, попросили, чтобы нам выделили небольшую комнату - чтобы люди не смущались исповедоваться и причащаться, потому что сначала пришлось совершать это в коридорах. И нам дали небольшую комнатку. Мы устроили в ней первый храм в честь иконы Божией Матери Всецарицы. Именно эта икона прославилась особой благодатной помощью в исцелениях от онкологических болезней. Со временем храм расширили. Когда я уходил в 2013 году, мы освятили большой домовый храм, светлый и просторный. Храм работал как любой приходской - был открыт каждый день, в 12 часов совершалось акафистное пение. Люди могли помолиться, подать записочку, поставить свечку. И это очень благодатное утешение для больных. Показательно, что с того момента, как мы начали окормлять онкологический институт, не было совершено ни одного самоубийства. И это для меня очень утешительно. Значит, люди находили опору в своей болезни. Очень важно было для себя отметить такой факт.

В течение двадцати одного года я совершал в этом храме Божественные литургии. Очень много причащалось людей. И в основном это были люди, которые до этого не ходили в церковь. Они только начали свои первые шаги в этом направлении в нашем храме, столкнувшись с серьезной болезнью. Когда человек стоит на пороге смерти, все остальное уходит на второй план. Он понимает: вся мирская суета, к которой мы стремимся на земле, - это все вторично. Самое главное - подумать о душе. И я всегда говорил пациентам, что самое главное - просить исцеления не для того, чтобы забыть обо всем, а важно просить у Господа и Божией Матери время на покаяние, исправление своей жизни. Я видел своими глазами множество чудес, происходящих с людьми, которые были уже приговорены врачами - они давали максимум три-шесть месяцев жизни. Люди меняли кардинально жизнь, отбрасывали всё и начинали думать только о своей душе. Они просили Божию Матерь о помощи, и Она многим давала время на исправление. Я знаю, что некоторые уже семь и даже восемь лет живут. Для врачей это просто чудо - было нереально, что человек выживал в такой серьезной ситуации. По молитвам Божией Матери видишь эти чудеса и укрепляешься в вере.

- Как медики восприняли Ваше появление? Все-таки это было начало 90-х годов. Не стало еще привычным, что батюшка приходит в больницу, там находится, даже служит. Это было нововведение, вернее - хорошо забытое старое.

- Естественно, в 1993 году Церковь только начинала подниматься из руин. При каждом больничном учреждении до революции обязательно был храм. Но так как Герценовский институт построен перед революцией, там не лечили больных. Это был просто научно-исследовательский институт, без храма. Поэтому, можно сказать, нечего было возрождать, нужно было строить все заново. На меня сначала смотрели искоса, с настороженностью: «Для чего сюда пришел священник? Что ему здесь нужно?» Но когда я познакомился поближе с руководством, администрацией, врачами, медперсоналом, когда нашел личный контакт с ними, все изменилось. Со временем мы попросили, чтобы нам выделили маленькую комнатку. Потом мы присоединили к ней еще две комнатки. И когда освящали последний храм в 2013 году, директор института Валерий Иванович Чиссов, главный онколог страны того времени, шутил: «Отец Паисий, скоро у нас будет не храм при институте, а институт при храме». Это показательно, что администрация очень благосклонно была к нам настроена. Многие сотрудники перед сложными операциями приходили помолиться Божией Матери, взять благословение. Много исповедовалось сотрудников, которые окормлялись постоянно у меня именно в Герценовском институте. С Валерием Ивановичем Чиссовым у нас сложились замечательные отношения. Он глубоко воцерковился, стал нашим прихожанином. Я увидел много изменений с 1993 года.

- Наверняка Вы можете ответить на сложный вопрос, который встает перед людьми, когда кому-то из родных и близких ставят диагноз - онкология: говорить ли человеку правду о его состоянии, и если перспективы таковы, что врачи дают буквально несколько недель или месяцев, должен ли он об этом знать? Как вести себя, чтобы человек все-таки не впадал в уныние и в то же время готовился к переходу в жизнь вечную?

- Нет универсального ответа. Кому-то можно сказать сразу, и человек поймет. У кого-то психика слабая, человек уже истощен морально и духовно. Здесь нужно быть осторожней, потихоньку начинать говорить: «У нас серьезная болезнь. Давай пригласим батюшку, причастимся, исповедуемся, пособоруемся». Соборование очень многих пугает. У нецерковных людей принято считать, что раз предлагают соборование - значит готовят к смерти. А нужно объяснять людям, если есть рядом воцерковленный человек, что такое соборование. Нужно отнестись к больному с христианской любовью, не просто закрывать глаза на реальность и говорить, что все замечательно, все хорошо, все будет чудесно. Так не подготовить человека. Но если видишь, что человек спокойно может воспринять эту новость, можно сказать: «У тебя серьезная болезнь. Давай с Божией помощью подумаем о душе. Все наши грехи приводят нас к болезням. Господь это попускает. И в первую очередь, чтобы исцелиться телесно, давай попросим Господа, чтобы Он простил наши прегрешения, чтобы Он нам помог очиститься и дал еще время пожить». Не надо, конечно же, говорить: «Всё, ты умираешь, подумай над этим». Не нужно говорить прямо. Кто-то это может спокойно воспринять, а для кого-то это будет роковым известием, и он, неподготовленный, может совершить необдуманный поступок. Все зависит от психики человека, его нравственности, духовности, от того, насколько он воцерковлен. Воцерковленному человеку непроблематично сказать: «Будем молить, чтобы Господь и Божия Матерь дали еще время на покаяние, но все может быть. Нужно довериться Господу и, самое главное, подготовиться к переходу в вечность». Не надо бояться говорить о смерти. Многие люди боятся даже слышать слово «смерть». А это вполне нормальное слово и вполне нормальное явление. Оно будет с каждым человеком. Другое дело, когда это будет - это только Господь определяет. Господь кому-то определяет вообще несколько дней прожить на этом свете, а кому-то - сто лет. Самое главное: нужно доверять Богу и быть готовым дать Ему ответ за свою жизнь каждый день. Поэтому мы ходим в храм, исповедуемся, причащаемся и соборуемся, даже если не больны какими-то тяжелыми болезнями, чтобы мы были готовы, когда бы Господь к нам ни пришел. Мы знаем, что не обязательно заболеть какой-то страшной болезнью. Может произойти авария или еще что-то, и человек предстанет пред Господом. Поэтому ждать чего-то нам ни в коем случае нельзя. И ближних своих нужно потихоньку воцерковлять. Если же кто-то из близких столкнулся с тяжелой болезнью, в первую очередь нужно взять на себя подвиг - усиленно молиться за него каждый день и потихоньку воцерковлять, объясняя, что есть жизнь вечная, а не только земная. Мы проживем столько, сколько Господь каждому отмерил. И когда мы видим, что человек не боится слов «смерть», «жизнь вечная», «Страшный Суд», тогда уже можно сказать: «Ты знаешь, у тебя серьезная болезнь. Давай все-таки подумаем больше о душе, отложим всё на потом. Сначала нам нужно исцелиться. Попросим у Господа и Божией Матери исцеления, а затем уже будем заниматься дальнейшими делами».

 

Ведущая: Светлана Ладина
Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать