Союз онлайн: Есть что сказать

7 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Служение военного священника. Рассказывает отец Георгий Шлей, штатный священник соединения управления ЦВО. Часть 2. Ведущая Светлана Ладина.

– Это вторая часть нашей беседы с военным священником отцом Георгием Шлеем. Батюшка служит в одном из подразделений Центрального военного округа. Подразделение дислоцируется в Верхней Пышме, это город под Екатеринбургом. Мы сейчас находимся в храме в честь Донской иконы Божией Матери. Вот очень интересно: духовенство сопровождало русскую армию с древних времен, но только в начале XVIII века при Петре I это вошло в штатное расписание, когда при каждом воинском подразделении был батюшка. В 1918 г оду все было порушено, в 1990-е годы стало возрождаться. Насколько сложен сейчас процесс этого возрождения?

– Как и любое другое рождение, он не проходит без мук. Поэтому есть шероховатости, небольшие пробуксовки.

– Какие есть сложности, батюшка?

– По большому счету сложность только в сердцах людских. Здесь даже нет никакого упрека непосредственно к командованию, все зависит от рядового состава, от сержантского и офицерского составов, то есть от того, насколько сам человек пришел к Богу. Если человек поборол в себе бесов и сделал первый шаг в храм Божий, то он, получается, уже настроился на религию, настроился на рабочую волну. Как нас учили в Свято-Тихоновском богословском тогда еще институте, как радиоприемник: если он настроен в своей душе на разговор с Богом, то разговор этот происходит без каких-то шероховатостей и помех, и все идет правильно. Если что-то недоработано, то это личная трагедия каждого, кто не сумел настроить свой радиоприемник.

– Но Вы как раз помогаете его настраивать?

– Естественно! Для этого мы сюда и пришли. Но дело в том, что процесс этот долгий. Так как семьдесят лет у нас в стране выкорчевывалось все духовное, в том числе исчез институт военного духовенства, то сейчас все приходится возрождать буквально с нуля. Объясняем азы, что-то дается не мытьем, так катаньем, но, тем не менее, в любом случае я считаю, что это результат, что военнослужащие, в том числе и офицеры, приходят к нам в молебный дом по субботам и воскресеньям, когда здесь проходят службы, записываются на крещение, крестят своих детей. Работа идет!

Сержант Сергей Прищепкин:

– Я пришел к вере на гражданке. Я достаточно долго присматривался к Православию, где-то два с половиной года, интересовался вероучением, пробовал молиться, ходить в церковь, а потом сделал волевое усилие над собой, крестился – и я ни о чем не жалею! Кроме того, я учусь сейчас в Екатеринбургской православной духовной семинарии на III курсе и планирую в дальнейшем связать свою жизнь именно с военным священством.

– То есть Вы в перспективе хотите пополнить ряды военного духовенства?

– Да, и можно сказать, что сейчас я прохожу практику. Отец Георгий мне очень помогает в этом, подсказывает, как и что говорить, рассказывать, как обращаться к военнослужащим.

– Вообще, насколько это хорошо – появление священников в армии? Наверное, уже нет людей, которые говорили бы, что это плохо, но хотелось бы попросить Вас сформулировать конкретно, в чем польза?

– Очень большая польза. Когда солдат-срочник приходит служить, он оказывается в отрыве от своего привычного окружения, от родных, друзей. Здесь человек может прийти к вере, потому что на гражданке он обычно занят делами, работой, развлечениями, а здесь он от всего в отрыве и может прийти к Богу. Кроме того, многие люди, которые были крещены, но не ходили в храм до службы в армии, здесь могут подойти к священнику, поговорить с ним лично. У них есть на это свободное время. Это очень большой плюс!

Отец Георгий Шлей, штатный священник соединения управления ЦВО:

– Сюда солдаты не приходят по принудиловке. Такого нет, что «давай, ты причастись, а мы дадим тебе конфетку или сладкий пирожок». Они добровольно это делают. Что для меня самое приятное, со стороны мусульман явно присутствует понимание. Они тоже, конечно, ждут, когда у них появится молебная комната, когда они увидят своего муллу. Православный священник, каким бы он ни был златоустым и прекрасным батюшкой, все равно им не заменит мусульманского священника. Им нужна своя традиция, им нужны свои богослужения. Ну, и родные стены всегда помогают. У нас сейчас, конечно, острая нехватка мусульманского духовенства.

– То есть в этом проблема? Я вот хотела спросить: мечеть же рядом, в чем сложность?

– Дело в том, что этот объект – режимный. Не всегда есть возможность выходить за территорию части, потому мы здесь. Лучше уж чтобы дом Божий был здесь, чем раз в год или в полгода ехать куда-то еще, например в пышминскую церковь. Это достаточно далеко, около 10 км. Пешком не находишься. Солдаты и так несут большую физическую нагрузку на марш-бросках, на всех гражданских праздниках прежде всего. Приходится подстраиваться. Процесс долгий, и мы в начале пути. Не берусь давать каких-либо прогнозов, но, может, одну треть всех этих шероховатостей и неровностей, которые были у нас в начале оттепели, то есть после крещения Руси в 1991‒1992 годах, мы уже прошли.

Вопрос майору Марату Контееву, и.о. заместителя командира бригады по работе с личным составом:

– Марат Исхакович, скажите пожалуйста, есть ведь не только православные военнослужащие, да и христианских конфессий несколько, есть и мусульмане – также традиционная для России религия, есть и буддисты, и иудеи – как с этими ребятами ведется работа, когда они приходят служить? Православный священник есть, это хорошо, но а как с ними?

– Во-первых, заместители по работе с личным составом имеют представление обо всех религиозных конфессиях. Мы обязаны иметь такие знания, разбираться в основах религиозных учений. Во-вторых, на какие-то крупные бригадные мероприятия, например начало нового учебного семестра, на какие-то значимые праздники, такие как День победы или большой религиозный праздник, мы приглашаем не только нашего сотрудника отца Георгия, но и имама Медной мечети, которая находится у нас в Верхней Пышме рядом с воинской частью. Он беседует с военнослужащими, исповедующими ислам, знает их нужды. Когда у нас есть возможность на какие-то крупные мусульманские праздники отпускать срочников, служащих по призыву, в увольнение непосредственно для посещения мечети, мы стараемся предоставить им такую возможность. То есть работа ведется не только с военнослужащими, исповедующими православную веру, но и с военнослужащими, исповедующими ислам.

Отец Георгий Шлей, штатный священник соединения управления ЦВО:

– Бич нашего времени в том, что некоторые христиане охладевают к храму. Я таких знал в прежней своей пастве. Некоторые девушки даже в монастыри уходили, а потом возвращались обратно в мир. Тут все зависит от того, насколько далеко они ушли, как блудные дети, в страну далече, то есть если они готовы возвратиться, если у них наступило время покаяния и слез, что может произойти рано или поздно с душой любого человека, то они укрепятся в вере через искушение, возвратятся в храм, и для них причастие станет уже на самом деле жизненной необходимостью.

– На аналое лежит очень интересная икона. Что это за образ? Честно говоря, я первый раз такую вижу.

– Икона святых покровителей воинства Российского. Это покровители всех родов войск. Как мы знаем, Божия Матерь – покровительница всего воинства, Георгий Победоносец – покровитель сухопутных войск. Тут все они написаны. Илья Муромец – покровитель пограничных войск и ФСБ. Благоверный князь Даниил Московский – покровитель инженерных войск, так что у стройбатовцев, где я служил, тоже есть свой покровитель. Праведный Федор Ушаков – покровитель военно-морского флота. Здесь есть и другие угодники Божии. Конечно, не стоит увлекаться классификацией. Я взял за основу институт военного духовенства Греческой Православной Церкви. Там самое главное – есть Божия Матерь, которая всех объединяет. Вот и наш храм назван в честь Донской иконы Божией Матери. Большая благодарность нашему владыке, что он именно такое название для него предложил.

– Здесь у Вас храмовая икона Донской Божией Матери – икона, связанная со святым Дмитрием Донским.

– У нас даже есть такая маленькая иконка, где Дмитрий Донской получает благословение Сергия Радонежского. Конечно, во время этих исторических событий все люди взывали к Богу и Божией Матери о помощи свыше. А есть частные нужды, когда человек обращается к тому или иному святому. Нам известна традиция, например, молиться святому Антипе от зубной боли, а святому Харалампию о помощи в садоводческих делах. А в Греческой Церкви есть Божия Матерь и Георгий Победоносец, – и я думаю, что этого вполне достаточно для всех. Не надо каждому вешать отдельный значок, что один принадлежит к этой общине, а другой к той: «я Аполлосов», «я Кифин», «я Павлов». Такого разделения быть не должно. Мы все – Христовы, все – православные христиане и все – воины прежде всего. Я думаю, что самое главное, чтобы ни военнослужащие, ни готовящиеся ими стать новобранцы этого никогда не забывали: прежде всего мы все – воины Христовы, и мы должны стоять за свою страну, за свою веру, за свое Отечество и молиться за себя и за отчий дом.

– Спасибо Вам, батюшка! Уважаемые зрители, наша программа подошла к концу. Мы надеемся, что вы узнали для себя что-то полезное и интересное о жизни современной российской армии и о служении военного духовенства.

 

Автор и ведущий: Светлана Ладина
Расшифровка: Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать