Союз онлайн: Есть что сказать

7 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: Благовещение. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Дорогие друзья, с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы! О том, как это великое торжество начала нашего спасения отмечается на Святой Земле, расскажет гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви.

– На Святой Земле Благовещение – это Назарет. Матерь Божия жила в Назарете в доме святого праведного Иосифа, там и произошло благовещение. Это мы знаем из Евангелия, а церковное Предание дополняет нам историю благовещения и рассказывает, что это событие состояло из двух частей. Есть такой апокриф, который Церковь признает как священное предание, называется он «Протоевангелие от Иакова». Мы не знаем точно, писал ли сам Иаков, брат Господень, это евангелие или кто-то уже из его учеников назвал евангелие его именем. Так или иначе, но именно из этого документа мы знаем о введении во храм Пресвятой Богородицы, о самом рождестве Матери Божией и некоторые подробности о благовещении, которых нет в Евангелии. Еще раз подчеркну, что Церковь признает это как священное предание.

В «Протоевангелии от Иакова» рассказывается о том, как Матерь Божия получила работу из ветхозаветного храма. Там к пасхе собирались обновить завесу во Святая святых и благочестивым девушкам раздали пряжу. Матери Божией досталась багряная пряжа. Она пряла дома, и у Нее закончилась вода; Она взяла кувшин и пошла к колодцу. В то время в Назарете источник был один-единственный, потому что Назарет по российским меркам маленький город, там живет примерно 300–350 тысяч населения. А во времена Христа Спасителя это была крохотная деревушка, затерянная на карте, в ней было около ста домов, как говорят ученые.

Когда Матерь Божия наклонилась набрать воду из источника, Она услышала голос: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» Она оглянулась, никого не увидела и, размышляя об этих словах, снова принялась за работу. Тут предстал Ей Архангел Гавриил, и свершилось то событие, которое мы называем благовещением, то есть Матерь Божия узнала от Архангела о том, что Ей предстоит стать Матерью Спасителя мира.

В Назарете есть два святых места, связанных с благовещением. Это сам дом Пресвятой Богородицы и праведного Иосифа, где произошло благовещение, описанное в Евангелии. Над раскопками стоит католическая базилика, которая считается самой большой на Ближнем Востоке, но, к сожалению, красотой она не отличается. Здание достаточно массивное, грубое и тяжелое. Когда мы там бываем с паломниками, люди всегда отмечают, что сами драгоценные раскопки и дом Матери Божией оказываются как бы задавлены этими конструкциями. Здесь больше бы подошел легкий византийский храм, он там и был когда-то, но так исторически сложилось, что это место принадлежит католикам. Базилику строили в начале XX века.

Второе место принадлежит православным. Это тот самый источник, около которого Матерь Божия слышала голос Архангела. Этот источник является центром всех празднеств Благовещения Пресвятой Богородицы в Назарете. Именно в этом храме над источником проходит торжественная патриаршая служба. Туда собираются все паломники. Народу так много, что на площади устанавливают экраны, чтобы люди могли всё видеть. Бывает очень пышный и шумный крестный ход, который сопровождают скауты. В нем участвуют все православные жители Назарета, паломники и духовенство.

Сама церковь у колодца Матери Божией тоже очень древняя. Первый храм там был построен еще во времена царицы Елены. Мы точно не знаем, сама Елена его заложила или это было чуть позже, но это было в ранний византийский период. Потом деревенька росла, и, соответственно, прихожан прибавлялось. В XI веке храм расширили, пристроили к нему переднюю часть. А в XVIII веке, когда прихожан стало еще больше, пристроили еще одну часть. Таким образом, входя в этот храм, можно пережить то, что переживает человек, попадающий на Святую Землю, – это колодец времени. Когда-то Томас Манн в романе «Иосиф и его братья» придумал образ «колодец времени». Действительно, как будто ты ныряешь в колодец и все глубже и глубже опускаешься. Так и здесь: ты входишь в храм XVIII века, потом попадаешь в XI век и, наконец, в храм IV века, туда, где находится сам источник.

К этому источнику мы всегда возим наши паломнические группы, не только в Благовещение. Там можно пить воду, она по специальной трубе отводится в бачок для удобства людей. Мы ее пьем и умываемся ею, это очень умилительно и радостно, потому что эту воду Матерь Божия брала для дома и использовала ее все двадцать три года, что жила в Назарете. Как мы знаем, Господь находился до семилетнего возраста в Египте, где семья спасалась от Ирода, а потом они вернулись в Назарет, боясь идти в Иерусалим, потому что там правил сын Ирода Великого Архелай, такой же коварный и злой, как и его отец. Таким образом, Матерь Божия жила в Назарете до тридцатилетнего возраста Спасителя, то есть до Его выхода на проповедь.

Когда рассказываешь паломникам о Благовещении на Святой Земле, то невольно обращаешься к Ветхому Завету тоже, потому что на Святой Земле связь между Ветхим и Новым Заветами очень остро и глубоко ощущается. Начинаешь понимать многие вещи, которые раньше в голову не приходили и на которые внимания не обращал. Это, в свою очередь, помогает сильнее почувствовать евангельские события. То же самое касается Благовещения. Я обычно всегда рассказываю паломникам о том, как жили люди в то время и как жила Матерь Божия в Назарете.

Она была обручницей Иосифа, а не женой. То есть все без исключения соседи и родственники знали, что Она девственница, из благородной семьи, что у Нее умерли родители и Иосиф Ее взял как сироту к себе в дом, как обрученную невесту, но хранил Ее чистоту. Я рассказываю о том, как воспитывали девочек в то время, ведь Матерь Божия была воспитана в традициях Ветхого Завета. К сожалению, сейчас мы девочек не воспитываем на лучших образцах. В Притчах Соломона описано, какой должна быть настоящая идеальная жена, которая трудится денно и нощно, скромна, верна мужу, чиста и всю домашнюю работу берет на себя, про мужа говорит только хорошо, и еще всегда у нее на лице улыбка, потому что она служит Богу и своей семье.

Когда это начинаешь понимать, да еще вспоминаешь закон Моисея, как сурово он наказывал за любое прелюбодеяние (за внебрачные связи), то начинаешь понимать и всю радость, и весь трагизм благовещения, всю силу, решимость выбора Пресвятой Богородицы, что очень важно. Дело в том, что мы чаще представляем это как радость. Действительно, нам бы кто сказал, что вот я стану Матерью Господа Иисуса Христа – от счастья умереть можно! Но Матерь Божия в тот момент понимала нечто другое. Дело в том, что Она вообще не стремилась к материнству и замужеству. Она, наоборот, хотела всю жизнь служить Богу, быть девой, то есть, по нашим понятиям, монахиней. Но Матерь Божия узнает от Архангела, что, во-первых, план у Бога для Нее совершенно другой и Ей надлежит стать Матерью, а во-вторых, когда Она спрашивает: «Как это будет, когда мужа не знаю?» (думая, что Господу угодно, чтобы Она вышла замуж за Иосифа или еще за кого-либо), Она узнает, что это свершится без мужа. То есть Матерь Божия, иными словами, понимает, что Она сейчас окажется беременной без брака. Вся деревня об этом узнает, а по закону Моисееву в таких случаях девушку выводили за деревню и насмерть побивали камнями, и Матерь Божия это знала.

Удивительно, какие у пятнадцатилетней девушки вера и доверие к Богу. Моя средняя дочь Емилия, когда была помладше, не выговаривала слова «верит в Бога», она говорила: «Мама, эта тетя Богу верит». Это очень по-детски, но это верное стояние верующего человека. В Бога верят и дьявол, и бесы, они знают, что Бог есть, только они ненавидят Его и не верят Ему. А вера – это именно доверие Богу, и Матерь Божия действительно является примером полного послушания Богу и доверия Ему, ведь Она не знала, что будет дальше. Она не размышляет ни секунды о той опасности, которая Ей грозит после благовещения, после согласия стать Матерью без мужа. Кто же Ей поверит? И Иосиф Ей не поверил. Как вы помните, он хотел ночью тайно Ее отпустить, чтобы Она могла спасти Свою жизнь, когда обнаружил Ее беременность, чтобы Она бежала в другую деревню или город, где назвалась бы чьей-то вдовою и спаслась. Но ангел останавливает Иосифа и говорит ему: «Не бойся принять Марии, жены твоей, ибо рожденный от Нее свято наречется Сын Божий». Тогда Иосиф женится на Матери Божией.

Конечно, была свадьба для всей деревни, иначе бы в Евангелии не назывался Спаситель наш сыном Иосифа, плотника. Для всех окружающих Он был его сыном, и так в тайне Господь сохранял Спасителя. Как говорит блаженный Иероним: «Почему Господь благоволил родиться от замужней? Во-первых, чтобы скрыть Свое рождение от дьявола, а во-вторых, для того, чтобы позору законному не подверглась Пречистая Дева». Иными словами, мы видим, что Матерь Божия готова была отдать Свою жизнь Богу даже до позора, как потом Сын Ее отдаст жизнь за нас до позорной страшной смерти. Это практически такой же подвиг Матери Божией.

Мы знаем, что потом, встав на путь материнства, Она встает на путь таких же страданий. Она разделила голгофский Крест с Господом, потому что страдания Ее материнского сердца мы даже помыслить не дерзнем. То, что Она пережила с Господом, – это страшно. Ее решимость, открытость воле Божией, полное послушание уже видно в момент благовещения. Притом послушание не из страха, как у несчастной овечки – безвольной жертвы. Нет. Это послушание с радостью, любовью, со стремлением, доверием, как невеста доверяет жениху (как сказано об этом в Песне Песней). Это доверие поражает в событии благовещения.

Наш Патриарх Феофил однажды на проповеди сказал: «Мы должны быть бесконечно благодарны Матери Божией за Ее согласие и смирение пред Богом, иначе не было бы нашего спасения». Потому в тропаре и поем: «Днесь спасения нашего главизна», то есть в этот день Слово стало плотью, и начинается наше спасение от истинной дочери Авраама Матери Божией. Как Авраам проявил веру и пошел в нашу землю обетованную за тридевять земель в плохие условия, потому что Бог его позвал и вера вменилась ему в праведность, так и Матерь Божия – от корня Авраама чистый плод, ради которого строился весь народ и была вся ветхозаветная история.

– Анечка, спасибо Вам огромное! Мне нечего добавить, действительно исчерпывающий рассказ. Особенно благодарю Вас за то, что Вы сказали о тех моментах, которые остаются за рамками сознания. Действительно, торжество, праздник, такая честь, а ведь были и выбор, и готовность умереть, выполняя волю Божию, и огромное мужество.

Уважаемые зрители, поздравляем вас с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы и просим: оставайтесь с нами сегодня и всегда.

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать