Союз онлайн: Есть что сказать

5 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
О новой книге "Царь-змееборец" рассказывает автор Юрий Воробьевский. Ведущая Светлана Ладина.

– Добрый день, дорогие друзья! С вами программа «Есть что сказать». Сегодня мы представляем вам новую книгу писателя, журналиста, исследователя Юрия Воробьевского. Называется она «Царь-змееборец». Вот с какими змеями и какой царь борется, расскажет сам автор. Юрий Юрьевич, здравствуйте!

– Здравствуйте, дорогие друзья!

– Почему такое название? Вообще, в предисловии я увидела какие-то отзвуки даже и русских былин и русских сказок. Тут и Калинов мост, и река Смородина, и древние чудища… Но, наверное, Вы не сказки взялись писать?

– Да. Конечно, поневоле все это вспоминается, хотя «сказка ложь, да в ней намек». Вы знаете, эта книга началась, казалось бы, с самого обыденного разговора, который состоялся на Святой Горе Афон несколько лет назад. Мы беседовали с почтенным монахом Никоном, который подвизается на Святой Горе уже более 30 лет. Серьезный человек. И вот о змеях заговорили. Действительно, на Афоне много ядовитых змей, есть и крупные питоны, встречаются нечасто, но есть. И так, как бы философски размышляя, продолжая эту беседу, совершенно без тени эмоций мой собеседник вдруг говорит: «И летающие змеи есть». Я говорю: «Не понял?» – «Есть такие стрелки-змейки. Они прыгают по кустам, по веточкам, очень опасные, ядовитые». Он молдаванин, да еще по-русски говорит не очень хорошо: «Как то, как это… Змей Горыныч!» Я: «Отец Никон, тем более не понял!» Он говорит: «Ты знаешь, сам удивляюсь себе! Смотри, ну так вот: вылетает из ущелья, делает круг над морем, возвращается обратно». Я говорю: «Отец Никон, Вы о чем говорите?» Он: «Ты столько лет на Афоне и впервые об этом слышишь?» – «Да». – «Есть такое афонское предание, что в пустотах под Афоном – в свое время Жак Ив Кусто действительно исследовал огромные карстовые пещеры под Афоном, – содержатся эти чудища. И Матерь Божия рано или поздно их отпустит, и они в конце времен будут жрать людей». Такое удивительное предание.

Честно говоря, с тех пор я стал аккуратненько со старыми афонскими насельниками, которые подвизаются лет двадцать-тридцать, заводить разговор на эту тему. Но так, чтобы не показаться уж очень легковерным человеком. И оказалось, что разговор почти всегда поддерживается с пол-оборота. «Да, вот два-три года назад такой был случай. Видели чудище». Странные вещи. Потом мне советуют: «А ты посмотри в Интернете». Вы, кстати, тоже можете посмотреть, это было несколько лет назад. Старец умер в 2011 году, значит, греческий старец рассказывает о том же самом: существует предание о том, что в районе Ксеркского канала (это перешеек Афона в районе монастыря Дионисиад) есть такие углубления, откуда и выйдут эти чудища. Как вы знаете, Афон – это удел Матери Божией. Если допустить, что такое происходит, то ведь это не должно происходить без Ее воли, конечно. Возникает вопрос: зачем нам это показывать?  И вообще, что это? Это страшилка инфернального мира или вполне зоологическое, допотопное существо, которое пережило какие-то трудные времена?

– Юрий Юрьевич, на самом деле, конечно, напрашивается мысль о бесовских страхованиях: отцы видят то, что им «показывают», но чего нет на самом деле. Во всяком случае, в материальном мире. То есть они видят что-то такое из духовного мира, и вот об этом и идет речь. Или мы все-таки говорим о каких-то реальных существах?

– Ну вот смотрите: мы знаем, что «на аспида и василиска наступиши» в святоотеческом толковании – просто некое олицетворение дьявола. Но именно в ризнице Великой лавры Афона уже тысячу лет хранится вполне материальный артефакт – язык аспида. Афон – такая территория, где эта грань между инфернальным и зоологическим, например, оказывается очень размыта, а может быть, ее даже вообще не существует. Один афонский монах сказал вот какую важную вещь: «Возможно, если это все-таки какие-то сохранившиеся допотопные существа, Матерь Божия показывает их сейчас как некое напоминание о судьбе допотопной цивилизации. Потому что на наших глазах происходит ее ремейк: строится новая вавилонская башня глобализма, Содом и Гоморра манят огнями пятизвездочных отелей и так далее. Вот какая мысль. Развивая ее, я думаю о том, что, может быть, самые страшные чудовища выползают не из недр карстовых пещер – они выползают из потаенных глубин греховной человеческой души, греховной человеческой природы.

В книге «Царь-змееборец» у меня приведены самые разные аспекты «змееборчества». Одна из глав посвящена тому, что когда-то на закате Советского Союза нас соблазняли социализмом «с человеческим лицом» и приводились в качестве примера скандинавские страны. Но вот сейчас смотришь, что там происходит, что уже узаконено или пытаются узаконить: совсем недавно в Бельгии была проведена эвтаназия ребенка. В скандинавских странах целые политические движения, общественные организации ратуют за… Простите, это уже открываются «окна Овертона», и приходится говорить о вещах, о которых еще недавно говорить было неприлично. Пытаются узаконить инцест, зоофилию и так далее и тому подобное… То есть вот какие чудовища выползают: гораздо более страшные, чем афонские, просто рептилоиды какие-то, на самом деле!

И конечно, очень большой аспект связан с тем, что происходит на государственном уровне. Потому что, изучая нашу историю, пытаясь заглянуть вперед, начинаешь понимать, что, конечно же, самым серьезным змееборцем, который стоит на пути этого чудовища, является русское православное самодержавное царство. Не случайно все мировые силы зла так ненавидели и ненавидят его до сих пор. Вот в этом контексте я обращаюсь в новой книге к тому, о чем уже немного писал в предыдущей книге «Потаенная Россия»: подвигу русского государства и лично императора Александра I в борьбе с Наполеоном. Потому что, собственно говоря, образ этого змееборчества запечатлен на вершине Александрийского столпа, где изображен ангел с лицом императора, который крестом повергает змея. Как говорят внимательные люди, если хорошо присмотреться, то в морде этого змея можно узнать Наполеона. Это очень важный аспект.

Видите, на обложке книги изображена одна из первых печатей, связанных именно с этой символикой: всадник с копьем, всадник-змееборец. Это времена великого князя Василия III. Вообще, книга довольно большое внимание уделяет войне символов. И если мы вспоминаем того же Наполеона, тоже интересная вещь: когда он только приходил к власти, набирал силу, то пытался оснаститься всеми европейскими символами власти. Во время венчания в качестве короля Неаполя это было надевание на себя так называемой железной короны Карла Великого. Почему она называется железной? Потому что, по преданию, ее основой является металлическая пластинка, сделанная из того самого гвоздя, которым прибивали ко кресту Господа. Затем Наполеон берет в свои руки так называемое копье силы, то, что хранится сейчас в Вене в музее Ховбург. Это якобы то самое копье, которым был пронзен на Голгофе Спаситель. И целый ряд других регалий.

Но вот Наполеон в Москве. Он входит через врата Спасской башни, которые, кстати, были построены в каком году? Закладная доска существует – это 6999 год, иначе говоря, 1492 год. Конец 7000 лет. Новая пасхалия уже не составляется: казалось бы, уже всё – семь тысяч лет как семь дней творения. Восьмой день – это уже восьмой день будущего века. И врата-то делались для того, чтобы запереться от антихриста и чтобы пригласить Господа (второе явление). Но тем не менее тогда этого не произошло, а в эти врата вкатился Наполеон, как гоголевский самозванец Нос, как Ревизор в коляске. Потом пожар, затем позорное отступление. И где-то наши казачки захватывают коляску с регалиями, – те знаменитые регалии, о которых я говорил, все-таки не находились в России, а вот горностаевая мантия и многое другое было здесь. Какой-то казак, по воспоминаниям, закутывался в эту горностаевую мантию, ходил по лагерю – всё превратилось просто в какой-то фарс.

Но фарс продолжился. Потому что когда уже в наше время пытливые западноевропейские умы все-таки решили проверить эти реликвии, оказалось, что железная корона вовсе не железная, что там не железо, а пластинка серебра. То есть к Господу нашему Иисусу Христу она не имеет никакого отношения. Что копье Лонгина, которое хранится в Австрии, датируется IV–V веками от Рождества Христова, поэтому тоже не то. Получается так, что эта самозваная империя, как писал Тютчев, «коронованная революция», обладала поддельными символами и знаками. И это тоже очень символично, потому что борьбе Востока и Запада, этому извечному походу Запада на Восток, уделяется большое внимание. Интересно, что из века в век Наполеон, Гитлер и многие другие шли всегда в одном направлении: на восток, на восток. Здесь тоже видится какая-то параллель еще с ветхозаветной историей. Потому что когда преступник Каин совершил то, что совершил, и был проклят, куда он пошел, как мы видим по Священному Писанию? Ведь он пошел на восток, а Восток – это имя Бога, то есть он пошел на Бога, против Бога. И поэтому поход в направлении православного царства и современные усилия, направленные против нас, народа, который в своих недрах содержит спасительное православие, – это вещь неизбывная. Вещь, которую невозможно разрешить никакими переговорами. Это есть. Есть борьба, она продолжается. И главный рубеж этой борьбы, конечно же, мы можем назвать его в контексте нашей книги – река Смородина, этот рубеж проходит по Русской земле. Все самые главные события в мире происходят здесь. И раскалившийся Калинов мост – помните схватку богатырей на этом мосту с трехглавым, двенадцатиглавым чудовищем? – находится рядом с сердцем каждого из нас.

– Юрий Юрьевич, это очень важная концовка. Потому что я стала уже опасаться, что мы сейчас возгреем настроения, которые бывают в православной аудитории: что надо везде искать печать антихриста, какие-то символы и знаки, и беспощадно их искоренять. И вот эти поиски, эта борьба, бывает, совершенно вытесняют из сознания такого христианина Христа Спасителя с Его победой, с Его всемогуществом, Его любовью. А человек только циклится на том, что тут символы, тут знаки, тут антихрист, тут его слуги, – нас обложили просто. И вот полное уныние, и, в общем: «Спасайтесь все в нашем каземате». Вы наверняка встречались с такими явлениями. И мне кажется, это очень важное замечание, что в сердце человеческом проходит вот эта линия. Что из сердца человеческого самые страшные-то чудовища и выползают.

– В свое время к великому преподобному (приятно теперь уже говорить) старцу Амвросию пришел один дьякон и говорит: «Старец, правду говорят, что тебя по твоей молитве даже змеи слушаются?» Тот отвечает: «Ты знаешь, дьякон, когда ты будешь священником и духовником, я покажу тебе этих змей: они находятся в моем сердце». Это святой сказал. Это действительно главное поле борьбы, но есть то несокрушимое копье, которое можно вонзить в пасть этого змея, – это копье, конечно же, молитвенное. Дай Бог, чтобы каждый из нас обладал вот этим воинским искусством и этим приемом – повергать змея в своем сердце.

– Спасибо Юрий Юрьевич! Ждем Вас в гости в Екатеринбурге на выставку-ярмарку с Вашим новым трудом, изданным в эти дни.

Ведущая Светлана Ладина
Записала Людмила Трубицына

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать