Союз онлайн: Есть что сказать

4 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: преподобный Герасим Иорданский и его обитель. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Цикл «Встречи на Святой земле» Божией милостью продолжается. «Триста лет после Иисуса Христа жил на Востоке богатый человек, по имени Герасим» – так начинается восточная легенда под названием «Лев старца Герасима», которую написал Николай Лесков. «У него были свои дома, сады, более тысячи рабов и рабынь и очень много всяких драгоценностей. Герасим думал: “Мне ничто не страшно”, – но когда он один раз сильно заболел и едва не умер, тогда он начал размышлять иначе, потому что увидал, как жизнь человеческая коротка и что болезни нападают отовсюду, а от смерти не спасет никакое богатство, а потому не умнее ли будет заранее так распорядиться богатством, чтобы оно на старости лет не путало, а потом бы из-за него никто не ссорился».

А житие преподобного Герасима Иорданского начинается иначе, и некоторые факты расходятся. Преподобный Герасим был родом из Ликии (Малая Азия). С юности он отличался благочестием. Приняв монашество, святой удалился вглубь Фиваидской пустыни в Египте. Житие указывает и другие сроки жизни – V век от Рождества Христова. Но, так или иначе, есть общие моменты у жития и у художественного произведения – это наличие чудесного льва.

Подробно о святом Герасиме, таком, каким он был на самом деле, и о монастыре святого Герасима Иорданского расскажет Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж», наш постоянный проводник по Святой Земле.

Анечка, здравствуйте!

– Здравствуйте!Вы задали хороший вопрос:каким был преподобный Герасим на самом деле. К своему несчастью, я не была с ним знакома, но мы, жители Святой Земли, знаем своих святых, хотя это может показаться странным. Дело в том, что здесь все очень близко. Иудейская пустыня, где жили подвижники, находится в двадцати минутах езды от Иерусалима, и мы практически ощущаем себя соседями этих древних святых.

Например, в России особо почитаются Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, то есть святые, которые жили не так давно. А чувствовать, что тебе близок святой, который жил в IV или V веке, наверное, помогает соседство со Святой Землей. Мы так и говорим:«едем к святому Герасиму», «были у святого Саввы». То есть не уточняем, что мы были в лавре святого Саввы Освященного. Мы называем святых так по-детски, и это не панибратство, а просто живое чувство их близости.

Из жизни святого Герасима Иорданского до монастыря доподлинно известна только история со львом, которую знают даже дети, и все мы ее очень любим.Лесков, конечно, сам сочинил такую историю,в древних патериках ничего подобного об авве Герасиме не рассказывается. Есть только некоторые сведения, например, что у Герасима был очень необычный монастырь. Начнем с того, что святой Герасим поселился не просто в пещере, а на святом месте. Кстати, это типично, в то время подвижники нередко выбирали себе пещеру, в которой происходили какие-то евангельские события. Так, преподобный Герасим поселяется в пещере, где Святое семейство – Матерь Божия, праведный Иосиф и Младенец Христос – останавливалось по пути в Египет.

Пещера находится около караванного пути, и, когда ангел велел бежать в Египет, Иосиф, Дева Мария и Младенец Христос пошли на восток от Вифлеема и там ожидали караван. С грудным ребенком отправиться в Египет в одиночестве было невозможно. Хотя я с детства знаю очень трогательные легенды об этом переходе, о чудесах, сопровождавших его, но все-таки, скорее всего, Святое семейство шло в караване. Целью Иосифа и Девы Марии была не только безопасность –они хотели спрятаться, затеряться между людьми,чтобы не привлекать внимания, потому что солдаты Ирода искали Младенца, чтобы убить. Они остановились в пещере, в которой потом будет жить святой Герасим.

У преподобного был очень интересный монастырь. В то время в Палестине существовало два типа монастырей. Были общежитные монастыри,похожие на те, что мы видим сейчас и в России, и в Греции, и во всех странах мира; и были лавры. «Лавра» в переводе с греческого означает «город» или «улица». Действительно, монахи в лавре жили на довольно большом расстоянии друг от друга, в пещерных кельях, и собирались вместе только на воскресное богослужение для Причащения Святых Таин. Игумен давал каждому на неделю пальмовые ветви, чтобы плести корзины(как мы знаем из древних патериков), кувшин воды, небольшой мешочек с сушеными финиками и кусок хлеба. Потом все шли в свои кельи, и там каждый молился и подвизался, как умел или как ему было заповедано от старца, то есть учителя.

У святого Герасима было два монастыря в одном. Над самой пещерой, где останавливалось Святое семейство, он построил общежитный монастырь, а вокруг располагались пещерные кельи лавры. Таким образом, в его монастыре могли жить и новоначальные монахи, которым было необходимо совместное житие, чтобы научиться смиряться, терпеть, прощать. А более опытные могли идти в пещеру. Это то,что доподлинно известно о святом Герасиме, и еще, конечно, знаменитая история со львом. Наши паломники, приходя в монастырь, сразу же видят статую льва.

Мы вспоминаем историю, как святой Герасим шел однажды по пустыне и увидел льва, который сильно выл. У зверя в лапе была заноза и гноящаяся рана. Святой подошел к нему, промыл и перевязал рану, и лев пошел за Герасимом, как собачка, и остался жить в монастыре. У льва было послушание – он водил ослика на веревке к реке Иордан. Когда ослик заходил в воду, тов кувшины, привязанные к его спине, набиралась вода. Однажды лев ненадолго отлучился, а караванщики, проходившие мимо, украли осла, и лев вернулся в монастырь один. Святой Герасим стал его ругать, говоря: «Ты съел неповинное животное, и теперь будешь сам таскать воду из Иордана».

Через год караванщики возвращались обратно, лев узнал осла, отбил его и, как написано в патерике, привел в монастырь еще двух груженых верблюдов. После этого Герасим простил льва. Впоследствии лев ушел на какое-то время, и когда вернулся обратно в монастырь, то святой Герасим уже умер. Зверь выл, страдал, и братья отвели его на могилу старца. Там лев ударился головой о надгробный камень и издох. В патерике сказано, что лев был похоронен вместе со святым Герасимом, но ни могилы преподобного, ни могилы льва не сохранилось. Даже мощей святого Герасима, к сожалению, не осталось, так как они были уничтожены персами.

Но монастырь продолжает жить.Монастыри в Иудейской пустыне очень древние (их возраст около полутора тысячи лет), даже Афон младше. Несмотря на оскудение монашества в мире и трудные времена, монастыри продолжают жить своей духовной жизнью, и великие древние святые продолжают в них действовать. Пример тому замечательная история нынешнего игумена монастыря Герасима Иорданского – отца Хризостома, который был сослан туда в 80-е годы.

Монастырь тогда стоял в запустении, а отец Хризостом был стражем Гроба Господня, то есть был одним из тех монахов, которые несут послушание у Святого Гроба: организуют туристов, кому и где стоять. Это очень тяжелое послушание, потому что нередко бывают стычки, особенно с армянами. Отец Хризостом был ужасным драчуном, любил распускать руки. И когда он в очередной раз подрался с армянами, Патриарх Диодор не выдержал и отправил его в монастырь святого Герасима.

Отец Хризостом сам рассказывал, как он приехал туда. Там стояла крепость, некое средневековое строение, потому что в последний раз монастырь перестраивали именно в Средние века. Ничего вокруг не было, только сухая трава, змеи, скорпионы и страшная жара. Поблизости стояла израильская армия (рядом проходит граница с Иорданией), но для отца Хризостома, говорящего по-гречески, это сомнительная компания. Он пробыл в монастыре месяц или полтора и просто взвыл, то есть понял, что он сейчас сойдет с ума, что-то с собой сделает или Бог должен ему как-то помочь. Бывают в жизни такие ситуации, когда дерзновение приходит от отчаяния. Он взмолился святому Герасиму и сказал: «Ты видишь, что я здесь погибаю, я не хочу и не могу здесь быть, но меня сюда поставили. Это твое место. Помоги мне, сделай что-нибудь, чтобы я мог здесь остаться».

Так он молился перед иконой святого Герасима и вдруг почувствовал внутренний покой, желание встать и что-то убрать, подмести, выполоть траву на территории монастыря. К нему стали приходить местные жители, он их нанял на работу, чтобы они ему помогали, монастырь стал восстанавливаться. Но отец Хризостом по-прежнему был совершенно один. Постепенно он завел животных, у него были овцы и страус.

Через три года Патриарх вызвал его и сказал: «Мы тебя прощаем, если хочешь, то возвращайся в Иерусалим». Отец Хризостом ответил: «Ваше Блаженство, я нижайше прошу Вашего разрешения остаться в монастыре святого Герасима Иорданского». И там он находится до сих пор. Он превратил это место в настоящий оазис, там растут деревья и цветы необычайной красоты. А главное, что,благодаря отцу Хризостому,это место очень полюбили местные жители. Это важно, потому что в Палестине многое зависит от того, сумел ли человек наладить отношения с местными жителями, то есть с арабами. К отцу Хризостому приезжают христиане и мусульмане вместе с семьями из Иерихона, из Вифлеема и других мест.

Отец Хризостом постоянно реализует новые проекты, он возродил в монастыре мозаичное искусство. Дело в том, что знаменитые византийские мозаики на сегодняшний день существуют только в музеях. Он пригласил из Греции специалистов, которые жили здесь три месяца (это было девять или восемь лет назад) и обучили местных арабов выкладывать византийскую мозаику по всем правилам и канонам. Потом эти ученики своими силами выложили пол в верхнем храме, который находится над пещерой. Это неописуемая красота, очень тонкая работа, она поражает всех паломников. Также они отреставрировали пол в нижнем храме, принимают заказы. В общем, существует целая мастерская.

Последние десять лет с отцом Хризостомом постоянно живут еще два монаха, есть трудники из Греции – это двое пожилых людей, мужчина и женщина, которые приезжают и помогают торговать в лавке, иногда еще кто-то приезжает. Сейчас вокруг него собралась некая «дистанционная» община людей, которые его любят и помогают ему.

Еще отец Хризостом знаменит тем, что выращивает белых голубей, которых выпускают на Крещение. Когда Патриарх погружает в Иордан крест, то на каждое погружение, то есть трижды, выпускают белого ручного голубя. Это традиция, рожденная отцом Хризостомом. Он выводит голубей, которые символизируют Святой Дух. Мы уже просто не представляем себе великое освящение иордани без этих голубей. Это вклад отца Хризостома в жизнь нашей пустыни.

– Анечка, я очень хочу задать наивный детский вопрос, который, наверное, Вы не раз слышали от паломников: есть ли в монастыре лев? Очень хочется, чтобы он там был, и именно такой, как в житии.

– Льва в монастыре нет, только бронзовый, но в монастыре есть говорящий попугай Кеша. Он бесподобен, потому что он не только кашляет, смеется, чихает, мяукает и каркает, а еще и говорит на всех языках. Когда у него есть настроение, он говорит по-арабски «как дела», по-гречески «здравствуйте», по-русски «привет» и «Кеша хороший». Он местная звезда. При входе в монастырь у всех гидов одна проблема – надо подниматься в храм, а паломники останавливаются около Кеши и забывают, зачем они сюда пришли. Еще есть канарейки, неговорящие попугайчики. Вообще, многие птицы любят жить в монастырском дворе, поэтому там всегда шум, гам и ощущение райского сада, в смысле соединения с природой, животными, птицами. Но льва нет. Кстати, надо об этом сказать отцу Хризостому, это хорошая идея. Народ бы толпою пошел, я думаю.

– Анечка, спасибо Вам огромное за чудесное путешествие! Можно только порадоваться и позавидовать тем, кому доводиться бывать на Святой Земле и видеть это своими глазами.

 

Ведущая и автор программы: Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать