Союз онлайн: Есть что сказать

28 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: Великий Четверг. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая - Светлана Ладина.

– Среди напряженных и скорбных дней Страстной седмицы Великий Четверг – особенный. В первой половине дня мы получаем великую радость, потому что причащаемся на первой литургии в мире, которую совершил Сам Господь Иисус Христос. Вторая половина этого дня относится к событиям Великой Пятницы, когда мы читаем двенадцать отрывков из Евангелия, повествующих о Крестном Пути Спасителя, о той жертве, которую Он принес «нас ради человек и нашего ради спасения». О Великом Четверге и о Тайной Вечере расскажет Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж», наш постоянный проводник по Святой Земле.

Анечка, здравствуйте!

– Здравствуйте!

– В эти дни испытываешь сложные чувства. С одной стороны, скорбь и некий мрак, и вдруг это счастье – причаститься на той самой Тайной Вечере, где присутствовал Господь, апостолы, и ты можешь быть вместе с ними.

– На самом деле так оно и есть. Господь страдает, а мы причащаемся. Это связано и по-другому быть не могло, потому что если бы Он не страдал, то мы бы не причащались. Действительно, таинство Причастия, установленное в этот день на Тайной Вечере, является не просто радостью, для нас это центр христианской жизни. Христианин, который не причащается, – это не христианин, поэтому очень важно причащаться регулярно и в этот день тоже подойти к Чаше.

Место в Иерусалиме, где происходила Тайная Вечеря, спорно. Однозначно это не Сионская горница. В западной традиции считается, что сошествие Святого Духа на апостолов и Тайная Вечеря происходили в одном и том же помещении. Это не так, и Иерусалимская Патриархия это не подтверждает. Есть предположение, что Тайная Вечеря проходила там, где сейчас находится сирийский монастырь, называемый Дом апостола Марка.

Мы знаем, что в доме апостола Марка собирались ученики Христа, об этом есть косвенные упоминания в Деяниях и Посланиях святых апостолов. И на основании того, что при раскопках была найдена табличка, свидетельствующая, что это действительно дом апостола Марка, Сирийская Церковь полагает, что события могли происходить там. Но это скорее предположения и догадки. Если мы хотим представить себе, как это было, то очень иллюстративна сама еврейская пасха, которая всегда бывает перед нашей Пасхой. Жители Святой Земли всегда сначала переживают иудейскую пасху, а потом православную.

Для всех евреев иудейская пасха – это главный праздник. В этот день приезжают евреи из разных стран, даже из Америки, чтобы встретить пасху именно здесь. На иврите и на арамейском языке она называется «песах». В названии кроется смысл этого праздника, потому что глагол «пасах» означает «прошел мимо». Как вы помните, последняя казнь египтян заключалась в том, что ангел смерти поразил всех первенцев в земле Египетской, даже в доме фараона все первенцы, от скота до его сына, умерли. Только дома евреев ангел обошел, потому что Господь повелел им накануне заколоть агнца и его кровью помазать свои дома. Этот момент спасения их от смерти и выход из Египта (потому что фараон сразу согласился отпустить евреев, о чем они его просили) является заповедью. Это не просто праздник, это ветхозаветная заповедь, передаваемая от отца к сыну.

В книге Бытия об этом написано очень многословно, со многими повторениями, что указывает нам на важность воспоминания и празднования этого дня, потому что этот праздник будет напрямую связан со Спасителем. Господь станет тем Агнцем, кровь Которого выведет нас не из Египта, а из рабства греха. Евреи готовятся к пасхе намного больше, чем мы готовимся к нашей Пасхе. Это очень назидательно для православных.

По закону Моисееву в пасхальные дни евреям нельзя иметь в доме дрожжевого хлеба. В толковании современных раввинов это превратилось в запрет на все мучные изделия. Дело в том, что, когда евреи бежали из Египта, они не успели взять закваску и ели пресный хлеб. Запрет на остальное мучное нелогичен, но в этом видится попытка максималистской чистоты перед праздником. Поэтому дом а не просто вымываются, они вычищаются. Цель не просто чистый пол, а отсутствие в доме даже крошечки хлеба, печенья или панировочных сухарей. Здесь в домах плиточные полы, и между плитками чистится зубочисткой, а холодильник вычищается зубной щеткой.

Над этим можно долго смеяться, но если бы мы хоть на секунду могли себе представить, что мы постом в духовном смысле так же готовимся к встрече Воскресения Христова, то вместо смеха у нас слезы навернутся на глаза. Потому что мы кое-как выдерживаем Великий пост, переживаем его как тяжелое время года, но ждем Пасху, чтобы поскорее разговляться. А у евреев впереди не разговение, а тяжелейшая пасхальная неделя, когда они будут есть мацу. Кто мацу не пробовал, тот не поймет, что это за вещь. Это абсолютно пресная лепешка, как галета, только большая. Их пекут только раз в год в Иерусалиме на специальной фабрике, и сейчас они стоят коробками в супермаркетах, а в древности женщины, конечно, пекли мацу дома. И в магазинах вообще нет хлеба и муки, то есть мы на пасхальную еврейскую неделю не имеем возможности купить эти продукты.

Таким образом, этот праздник для евреев связан с аскетизмом, с определенным духовным подъемом, а не с расслаблением и гуляньями. Поэтому, вспоминая Великий Четверг, мы тоже всегда должны помнить, что Христос воскрес, и мы безмерно этому радуемся и ликуем, но при этом не должен пропадать духовный тонус, память о том, какой ценой эта радость была для нас куплена.

– Анечка, как проходит Великий Четверг в богослужебном плане? Точно так же, как и в России, когда все православные христиане стараются причаститься? Сейчас, по моим наблюдениям и согласно статистике, слава Богу, все больше и больше людей подходит к Святой Чаше в Великий Четверг (по мере просвещения и катехизации). А как на Святой Земле?

– Да. Здесь бывают ночные богослужения на Голгофе и в Храме Гроба Господня, идущие параллельно, и люди причащаются. Также в этот день все идут на чин омовения ног, потому что на Святой Земле Тайная Вечеря сопровождается воспоминанием того, как Господь умывал ноги ученикам. Я знаю, что в России сейчас это тоже вспоминается. Прямо во дворе Храма Гроба Господня Патриарх умывает ноги иеромонахам. Есть специальный чин, когда события Тайной Вечери воспроизводятся клириками Патриархии. Это необыкновенно и очень сильно. Всегда есть определенная интрига, кто будет апостолом Иоанном Богословом, а кто будет Иудой, потому что у каждого в этот день свое благословение. Есть специальный чин, где у каждого апостола свои слова. Это очень впечатляет.

– Мне кажется, для батюшек это опыт смирения, потому что само действо, мягко говоря, очень своеобразно, и особенно если благословят быть Иудой. Как человек себя при этом ощущает? Меня этот вопрос всегда интересовал, и дети его задавали, потому что у нас тоже вводится традиция чтения по ролям. Это очень запоминается.

– Да, я думаю, это очень важно, потому что в Иерусалиме вообще все оживает. Накануне ветхозаветной пасхи ходишь по улицам, и вечером, в канун праздника, видишь, как весь Израиль сидит за столами, накрытыми белыми скатертями. На столе стоит мясо ягненка, как в древности, маца и четыре бокала вина. Евреи тоже по ролям вспоминают события той ночи, когда были освобождены от рабства. В этот момент невозможно не представить себе, как Христос с учениками был на такой же трапезе. Для библеистов остается полной тайной, как Господь сотворил Тайную Вечерю, то есть пасхальный седер, за день до праздника. Такого никто никогда не делал, поэтому для учеников, я думаю, уже в одном этом был знак и ощущение того, что это не обычная пасхальная трапеза.

Господь, благословляя на Тайной Вечере хлеб и вино, говорит вместо обычных слов другие слова; таким образом, связывается традиция пасхального седера и жертвоприношения в храме. Это не только рождение нашей литургии, это еще связь ветхозаветного богослужения с новозаветным. И всем, кто знает Ветхий Завет, очень хорошо видно и понятно, что в этот момент Господь Сам показывает путь выхода из Египта-греха через Свою жертву. При этом Он говорит: «Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя», показывая, что теперь не агнца мы будем приносить в жертву, а Он Сам Себя будет приносить в жертву в наших храмах, а мы будем принимать Господа под видом хлеба и вина.

Когда я это говорю, у меня даже мурашки по коже, настолько важный момент всего евхаристического года – эта дивная литургия. Так что обязательно надо причащаться в такой день.

– Вечер Четверга, – это, по сути дела, уже утро Пятницы и чтение Страстных Евангелий. Наверняка на Святой Земле это все тоже по-особому слышится и ощущается.

– Да, вы знаете, вечером Великого Четверга всегда начинает сдавливать сердце, начинаешь чувствовать какую-то тяжесть вокруг. Это очень тонкое ощущение, но многие его знают. Двенадцать Евангелий у нас читают везде, прежде всего, конечно, в храмах Русской духовной миссии. В Троицкий собор собираются все русские паломники, потому что по-славянски легче воспринимать чтение. У Гроба Господня читают по-гречески, поэтому туда собираются греческие паломники и все монашествующие. Только свечу в Великий Четверг домой не приносят, а несут Благодатный Огонь в Великую Субботу. А в остальном такое же богослужение и такое же чувство собранности, скорби и сострадания Спасителю.

– Спасибо большое! Я от себя еще добавлю, что очень помогает осознанно присутствовать на этой службе наличие книжечки с текстом. Тогда все ясно, все понятно, нет проблемы: не расслышал, недополнял, не знаю церковнославянский язык, а удается быть полноценным участником этого богослужения.

Дорогие друзья, спасибо вам за то, что эти Святые и Великие дни вы проводите с нами.

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать