Союз онлайн: Есть что сказать

16 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: Великий пост. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Милостью Божией продолжается цикл встреч на Святой Земле. Казалось бы, он уже достаточно долго у нас длится, но это наша первая великопостная программа. Мы раньше не встречались во время Великого поста и о нем не говорили. Моя собеседница – наш постоянный проводник по Святой Земле, гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви. Аня, здравствуйте!

– Здравствуйте, всех вас с началом Великого поста!

– Я Вас тоже поздравляю! Началась духовная весна,каковы традиции Великого поста на Святой Земле?

– Должна вам сказать, что Великий пост на Святой Земле переживается и воспринимается совсем не так, как в России. Дело в том, что в России есть великопостная культура. Я имею ввиду определенные звук, цвет постных богослужений, которые я люблю с детства, кулинарные изменения: бесчисленные книги о том, что кушать в пост, определенные рецепты, которые мы всегда готовими т.д. На этом фоне все распускается, журчат ручьи – есть ощущение весны, солнышка и Пасхи.

На Святой Земле всего этого практически нет. Если очень скучаешь по русской службе, то можно сходить в Троицкий собор или в Горненский женский монастырь, но это не те места, в которых происходили события, в воспоминание которых мы постимся, поэтому великопостное ощущение совершенно иное. Здесь Великий пост – это реальность Страстной седмицы и Пасхи, которую тебе предстоит пережить и к которой ты духовно готовишься в пост. На самом деле, это полезно осмыслить, потому что пост – это не тяжелая обременительная обязанность, которую надо пережить, поскорее добраться до Страстной, там пролить «слезки три» на вербочку, как у Пушкина в «Евгении Онегине», а потом уже Пасха и можно вернуться к «нормальной» жизни. А еще лето впереди, отпуска – можно гулять, веселиться и думать, что ты постился.

На самом деле, в пост должна произойти определенная настройка на весь год, по аналогии с музыкальным инструментом, который для хорошего звучания настраивают и ремонтируют, если он повредится. В нашем случае это настройка от одного поста до другого, она подтягивает все твои струнки и делает тебя целым, собранным, видящим свои грехи и внутренне трезвым пред Богом, и с этим настроем ты живешь весь год. На Святой Земле это очень хорошо и легко понять, потому что здесь святые места. У нас Пасха не раз в году – Пасха и Страстная седмица здесь каждый день.

Каждый раз, когда я иду с группой Крестным путем, я переживаю внутренне Страстную седмицу. Это по-разному выражается, и бывают разные состояния, но тем не менее есть внутреннее ощущение, которое возникает от посещения святых мест, и оно передается паломникам. Мы сопереживаем этим событиям и ощущаем себя недостойным этой милости Божией, любви, которую Господь являет, распинаясь за нас.Молитва и покаяние исходят из сердца сами собой, без усилий, просто от созерцания этих святых мест. В этом смысле для людей, живущих на Святой Земле, пост и Пасха – это постоянные состояния. Мы не расслабляемся так, как люди, живущие в других странах, потому что святые места не дают это сделать.

Мы приближаемся к тому моменту в году, когда Святая Церковь вспоминает и переживает события, происходившие здесь. Настроиться в этот пост нужно с особой ответственностью и силой, потому что тебе предстоит пережить Страстную неделю и Пасху именно там, где случились события библейской истории. Ты будешь опять очевидцем этих событий, но не в частном порядке, а уже со всей Церковью, поэтому у нас пост имеет меньше внешних традиций и атрибутов. Это внутренний труд, когда еще раз анализируешь себя, каешься и думаешь о Боге.

Конечно, у нас есть свои богослужебные традиции. В первую неделю у нас, как и везде, читается канон Андрея Критского: у греков, на Гробе Господнем, в Патриархии, во всех русских монастырях и храмах. Особо строго у нас постятся монахи монастыря Саввы Освященного: первые три дня они не едят и не пьют. В среду, после литургии Преждеосвященных Даров, разговляются очень простой пищей, то есть у них в уставе сухоядение, а с четверга по субботу они опять ничего не едят и не пьют, готовясь к Божественной литургии в воскресенье. Некоторые православные жители Иерусалима берут на себя этот подвиг и не кушают первые три дня. Моя мама, Царство ей Небесное, так постилась.

Многие верующие у нас причащаются на литургии Преждеосвященных Даров, потому что они служатся на Голгофе. Раньше они были по средам и пятницам, теперь только по средам, поэтому на первую литургию примерно в 9 часов утра жители Иерусалима (православные и паломники) собираются на Голгофе. Обычно паломников на первой неделе поста нет, а туристы на такие службы не ходят. Поскольку литургия Преждеосвященных Даров, то есть это соединение вечерни и литургии, у греков особенно трогательно поется «Да исправится молитва моя…», потому что по греческой традиции эта молитва повторяется несколько раз и сопровождается поклонами с касанием пола рукой. Усиление поклонов принято постом, и здесь оно тоже происходит: монахи, монахини и миряне на протяжении этой молитвы кланяются Господу.

Некоторые монастыри закрываются для паломников в первую неделю поста. В частности, Спасо-Вознесенский монастырь, монастырь Марии Магдалины, Горненский женский монастырь закрываются до субботы. В первые дни поста сестры хотят помолиться и духовно сосредоточиться, поэтому для паломников и прихожан эти монастыри закрыты. Но есть Троицкий собор Русской духовной миссии, где богослужения идут по обычному расписанию и можно прийти туда.

Еще одна особенность – это чтение Акафиста Божией Матери. В Русской Церкви есть традиция: суббота Акафиста приходится на пятую неделю, а у греков в Иерусалимской Патриархии Акафист читается по частям каждую пятницу, начиная с первой седмицы поста. На первой неделе прочитываются первые три икоса и кондака, на второй – вторые три, и так каждую неделю. Еще читается канон Матери Божией, поэтому получается целая служба. Первое чтение и последнее (на пятой неделе), когда Акафист читается целиком– читает сам Патриарх, а промежуточные читают епископы по очереди. Акафист прочитывается не монотонно, а очень торжественно, красивым распевом, с духовным подъемом и особым чувством к Божией Матери. На аналой ставят чтимую икону Божией Матери, какая есть в храме, и украшают цветами. После чтения Акафиста эти цветочки раздают всем верующим.

Надо сказать, что греки очень почитают и любят Матерь Божию,горячо, по-гречески дерзновенно, и арабы тоже, поскольку православные арабы принадлежат византийской традиции. На Акафист Божией Матери ходят даже те православные арабы, которые вообще в церковь не ходят или ходят только на Пасху, Рождество, – номинальные православные.

Что касается природы и погоды: у нас постом заканчивается весна и наступает самое теплое время года, поэтому нередко на Пасху очень жарко. Из-за этого у нас ощущение не весны, духовного расцвета (сравнимого с тем, что происходит в природе), а скорее, ощущение аскетизма и причастности к жизни отцов-пустынников, которые подвизались и подвизаются в монастырях.

Мы окружены монастырями и монахами намного больше, чем в России, потому что в России больше приходских храмов, а у нас сплошные монастыри. Любое святое место – это монастырь, не важно, живут там пять или пятьдесят человек. И невольно в пост мы еще ближе становимся к нашим монашествующим братьям и сестрам и, терпя жару, чувствуем себя пустынниками. Пост у нас по-другому окрашен и более действен для души, потому что у нас меньше отвлекающих моментов, утешений от природы, наоборот, все начинает усыхать. Присутствует растущее напряжение к Страстной седмице, к Пасхе, ожидание и горячее желание, чтобы состояние Великого поста оставалось с тобой весь год. Я объясняю детям, что мы сейчас настроимся и с этим настроем должны жить весь год, а не пускаться после поста во все тяжкие, вернувшись к своему прежнему состоянию.

– Анечка, спасибо большое, я могу поделиться своими впечатлениями. Мне три раза довелось быть в Иерусалиме. Два раза это было в пост, а третий раз в Великую пятницу и Великую субботу. У меня полная убежденность, что именно в Великий пост надо ехать на Святую Землю, потому что тебе все помогает, когда ты сталкиваешься с искушениями, и ты встречаешь их во всеоружии. Кроме того, опущусь на ступеньку ниже и поговорю о пище. Россиянам на Святой Земле, мне кажется, легче поститься, потому что есть финики, фрукты, овощи и замечательные иерусалимские калачики. Этого вполне достаточно, чтобы нормально продержаться. У нас с этим все-таки сложнее.

Спасибо Вам большое, я думаю, что мы еще не раз вернемся к теме Великого поста. Дорогие друзья, поздравляем вас с началом Великого поста!

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать