Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– 11 апреля в Екатеринбурге прошел вечер памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Одним из главных действующих лиц этого вечера был игумен Хрисанф, насельник Псково-Печерского монастыря.
Отец Хрисанф, какие впечатления у Вас остались от встречи с теми, кто во множестве пришел почтить память, наверное, всеми любимого батюшки? Даже те, кто никогда не бывал в Псково-Печерском монастыре, наверняка читали книгу «Несвятые святые» и уже хотя бы по этому произведению могли искренне полюбить отца Иоанна. Еще добавим его письма и книги, где он предстает мудрым пастырем и любящим человеком.
– Прежде всего, сильное духовное впечатление у меня и у моих монастырских спутников, насельников, осталось от посещения Екатеринбургской епархии в целом, от совместной молитвы с архипастырем митрополитом Кириллом и духовенством города. Это молитвенное общение подарило большую духовную радость от простоты, христианской любви и от понимания того, что наш архимандрит Иоанн живет в сердцах многих людей очень ярко. Эта яркость, значительность и нужность присутствия отца Иоанна в виде его трудов и памяти о нем была особенно видна на этом вечере, который прошел как раз в день его рождения.
Владыка Кирилл своим благословением и присутствием собрал этот вечер. На него прибыли не только мы, насельники обители, которые значительное время прожили в общении с отцом Иоанном, но еще и миряне, которые были руководимы пастырским водительством отца Иоанна в течение десятилетий. Зал был наполнен до отказа. До сцены оставалось совсем небольшое пространство для камеры и прохождения одного-двух человек, и народ стоял в проходах и коридоре. Все старались внимательно слушать, поэтому тишина была полная. Только в моменты, когда удавалось вспомнить какие-то забавные, поучительные и колоритные эпизоды, связанные с общением с отцом Иоанном, раздавался живой смех, говорящий о том, что обратная связь со слушателями присутствует. Всем было очень интересно.
Слава Богу, что люди были разные. Мне удалось рассказать о своем личном опыте, сделать какие-то обобщения. Монах Тимофей рассказал историю общения с отцом Иоанном с конца 80-х годов. Наши пожилые гости, чада отца Иоанна, говорили о 1947–1955 годах, и практически до сегодняшнего дня они вспоминали общение с отцом Иоанном и, самое главное, плоды этого общения. Именно это хотелось передать, что слово отца Иоанна обладает вечной жизнью и вечной силой по той причине, что отец Иоанн был совершенно Божиим человеком.
Как сказал один замечательный батюшка, после заключения отец Иоанн пришел к нам уже совершенным человеком, и он жил среди нас не для себя, а для нашего спасения. Долгие десятилетия он посвятил тому, что, неся в себе живой свет евангельской истины, совершенно безгранично делился этим светом и раздавал его. Вот с чем жил среди нас отец Иоанн.
– Буду очень благодарна, если Вы поделитесь какими-то конкретными воспоминаниями об отце Иоанне. Что вчера услышали те, кто собрался на подворье на вечер памяти?
– Прежде всего я вспомню приглашение отца Иоанна посетить его, что было совершенно необычным делом.
– А в каком возрасте Вы тогда были?
– Шел 1992 год, мне тогда был 21 год. Я был рясофорный послушник. Татьяна Сергеевна подошла и возвестила, что отец Иоанн приглашает меня поговорить. Братия, которая стояла рядом, удивилась, и я удивился, конечно, больше всех. Отцы спросили: «Что происходит?» Они пожили уже в обители и впервые столкнулись с тем, что отец Иоанн так вот приглашает. Эта встреча была недолгой, мы поговорили о том, о сем, видно, что это была подготовительная часть, а потом отец Иоанн меня спросил, что я думаю о своей монастырской будущей жизни, и сказал, что сейчас в Церкви мало священнослужителей и если мне предложат принять священный сан, чтобы я не отказывался. На этом беседа закончилась.
Надо сказать, что я совершенно не думал о священном сане, и слова отца Иоанна были для меня не то чтобы незначительными, но непонятными, неосознаваемыми. Но прошло совсем немного времени – полтора года, и это свершилось. Когда мне предложили принять священный сан, то я вспомнил слова отца Иоанна и не отказался, понимая, что в свое время, полтора года назад, меня пригласил к себе не просто собеседник, а совершенно Божий человек.
Практически всю свою монастырскую жизнь за духовной помощью я обращался к архимандриту Адриану, которому, слава Богу, на сегодняшний день 94 года, он живет, здравствует и за всех нас молится. А обращение к отцу Иоанну порой было по благословению старца Адриана. Когда я приходил к батюшке с каким-то вопросом, он говорил: «Ты иди к Ивану, а я помолюсь». Если я беспрепятственно преодолевал расстояние в две двери (потому что третья дверь была отца Иоанна) или сразу же попадал к отцу Иоанну, то результат этой духовной беседы был велик. Я не только получал ответ на свой вопрос и некое дотоле неизвестное духовное знание, но еще видел некую перспективу, которую не мог увидеть в силу своей неопытности, молодости, необученности и еще каких-то причин. Такое общение поражало своей результативностью, духовным эталоном. И пользование этим духовным эталоном совершенно восхищало. Случаи такого общения, конечно, накрепко остались в памяти.
Важно сказать, что в 1994 году, почти в полночь, отец Иоанн побеседовал со мной вне моего желания о тех вопросах и о той части человеческой жизни, которая раскрылась в моем послушании через 24 года. Это касается вопросов биомедицинской этики и того, что сегодня называется «сохранением и сопровождением кризисной беременности». Первая фраза отца Иоанна звучала следующим образом: «Вы знаете, как удивительно начинается человеческая жизнь?»
У меня были свои вопросы, и я пытался не перебить отца Иоанна, но вставить их в диалог, чтобы услышать ответ на то, что меня беспокоит. Но человек Божий совершенно спокойно отнесся к моим попыткам изменить содержание нашей беседы, он так же ровно продолжал свою речь. Наконец, моя молодость успокоилась, и, удивляясь тому, что происходит, я выслушал эту часовую речь, сложил все в своем сердце, не понимая, зачем мне все это нужно. И, как я уже сказал, через 24 года все состоялось.
– Это когда Вы получили послушание работать с проблемами кризисных беременностей?
– Совершенно верно. То есть тогда, когда меня призвали на послушание в дошкольные и школьные образовательные учреждения, отчасти мне стало понятно, зачем мы тогда разговаривали. Потому что, говоря о ребенке, мы обязательно должны говорить о родителях, а говоря о родителях, мы совершенно законно должны выяснить, как же начинается человеческая жизнь, что должно произойти, чтобы состоялось родительство и воспитание рождающихся детей и так далее. Но все равно чувствовалась недосказанность, потому что этот разговор до сих пор живет во мне. А когда я был привлечен к работе, связанной с сохранением и сопровождением кризисной беременности, то тогда уже все встало на свои места, я перестал чему-либо удивляться и достаточно спокойно воспринял это послушание, которое трудно назвать монашеским. Но, имея древнее благословение, я сказал себе: значит так нужно.
Возможно (скорее всего, так и будет), впоследствии на мое место придет семейный священник, и дай Бог, чтобы он был многодетным, но сейчас я очень четко понимаю, что мне нужно этим заниматься, потому что есть благословение отца Иоанна, правящего архиерея и отца наместника. Заручившись такой духовной крепостью, мне пришлось самому себе и окружающим людям дать согласие и таким образом вступить на этот очень сложный путь.
– Спасибо, батюшка!
Дорогие друзья, о том, как шествует по этому пути отец Хрисанф, вы узнаете при следующей нашей встрече в эфире в рамках программы «Есть что сказать».
Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!