Союз онлайн: Есть что сказать

10 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: Масленица. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Масленичная неделя идет по России. В широком общественном сознании это время разгульного веселья и, может быть, даже неумеренного потребления в пищу блинов. Причем блины могут быть всякие, в том числе и с мясом. А если придерживаться церковного устава, на Масленицу мясо уже не употребляют в пищу. Для воцерковленных людей Масленица – это серьезная подготовка к Великому посту, когда мы вплотную подходим к многодневному подвигу. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, мы впервые в этом году слышим молитву преподобного Ефрема Сирина, ну и мясо, конечно, не едим.

Интересно, как на Святой Земле проходит Масленица, сырная седмица? Об этом нам расскажет наш постоянный проводник по Иерусалиму, гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви.

Не знаю, есть ли на Святой Земле традиция поздравлять с Масленицей, я Вас на всякий случай поздравляю. Еще поздравляю с приближением Великого поста. Хоть и сложное это время, а все-таки долгожданное, потому что больше, чем нужно, – вредно. Наверное, хорошо, когда наступают какие-то более серьезные ограничения.

– На Святой Земле Масленицы в российском понятии нет, потому что у православных арабов и греков нет традиций, связанных с блинами или объедением на этой неделе. Идет обычная, размеренная церковная жизнь. У нас точно так же в среду и пятницу нет служб, и все мысли уже о следующей неделе – первой неделе поста. На эти дни уже планируешь перенести, отменить какие-то дела, заботишься о том, чтобы освободить вечера первых дней поста.

Однако на Святой Земле есть русские, а они без блинов не могут, даже те, кто прожил здесь более двадцати лет. Поэтому Масленица превращается для нас, русских, в милый тихий период воспоминаний, когда мы можем лишний раз пообщаться, вспомнить детство и молодость. А наши дети окунаются в русскую культуру, которую они никогда не видели, потому что родились уже здесь, но они очень любят Россию. Поэтому для нас это особый, утешительный период, настраивающий на то, чтобы вспомнить о том, что мы русские и должны придерживаться русского благочестия, а не только блины жарить и песни петь. Мы должны быть скромными, одеваться скромно, в отличие от православных арабок, которые одеты по европейским модам и иногда выглядят вульгарно. Мы должны, в отличие от православных греков, стоять на службах, а не сидеть, класть дома поклоны и так далее.

Это полезная связь с Россией. Не в смысле «водка, килька, гармонь и разгуляй», а в смысле духовной связи со своими древними русскими православными корнями. Для нас Масленица, конечно, давно не языческий праздник, а период русской подготовки к посту. Лично я ничего дурного в блинах не вижу, но могу себе представить, как в России способны все это раскрутить на коммерческой основе и превратить в Диснейленд. Конечно, это плохо. А если по-семейному, то очень даже душевно.

Я дома тоже пеку блины, дети помогают как могут. Я не заморачиваюсь с дрожжевыми блинами (умею их печь, но просто некогда это делать) и пеку в основном на кефире. Это то, что называется гурьевские блины – на кислом молоке и простокваше. Делаю уже на глаз, потому что знаю рецепт наизусть. Блины получаются очень тонкие. Вчера моя дочь, наблюдая за тем, как я разливаю по сковородке это кружевное тесто, говорит: «Мамочка, как же ты умеешь такие тоненькие блинчики печь?» Я говорю: «Доченька, понимаешь, у твоей мамы предки по матери из деревни из-под Коломны. У меня блины пекли и бабушка, и прабабушка, поэтому и твоя мама умеет печь». Она рассмеялась. Дело в том, что я русская по душе, а ей кажется, что я иерусалимлянка. Почти все мои предки были русские. Еще были поляки, даже евреи, но все крещеные.

Еще мы любим петь, и вчера после блинов пели русские песни: «Одинокая бродит гармонь», «Солдатушки, бравы ребятушки» и прочие. На Масленицу мы приглашаем близких русских знакомых на блины, а весь Иерусалим сейчас живет ожиданием Пурима – еврейского праздника. Мы о нем обязательно сделаем отдельную передачу, это ветхозаветный праздник. Все вокруг живут в другом ритме, в другом режиме. Греки и арабы мысленно готовятся к посту, а у русских есть свой секрет: Масленица. Это тихий семейный праздник.

У нас есть любимые рецепты блинов. Например, в моей семье живут рецепты голландских блинов, которые ужасно жирные и сладкие, потому что в них много сливок и яиц, то есть они делаются не на воде или молоке, а на сливках. Для меня это связь с моей малой родиной. Я сама из Москвы, из Сокольников. Это места, связанные с Петром I. Рядом с Сокольниками был лес, где Петр занимался соколиной охотой. В парке есть храм во имя мученика Трифона. Как известно, он когда-то помог одному сокольничему, который потерял царского сокола. Ему грозила смерть, а святой мученик помог вернуть птицу. Мне мама в детстве это все рассказывала, и я Петра I больше всех знала из-за этих рассказов. Поскольку он был связан с Голландией, блины стали называться «голландские». Для меня это воспоминания детства. Только их надо печь с одной стороны, потому что тесто выходит очень тонкое и его сложно переворачивать. Потом блины промазываются вареньем, укладываются в форму и ставятся в духовку. Получается блинный пирог.

В русских монастырях у нас тоже пекут блины. Спасо-Вознесенский монастырь на Елеоне особо славится старыми русскими традициями, потому что это монастырь Русской Зарубежной Церкви. Теперь он объединен с Московской Патриархией, и это одна Церковь, но в монастыре хранят свои собственные традиции. Все, что касается блинов, у них от знаменитой игумении Тамары. О ней тоже надо делать отдельную передачу. Это совершенно удивительная женщина из рода Романовых, дочь великого князя Константина Романова, который был поэтом и подписывался под своими стихами «К.Р.». Она была княжна императорской крови, то есть могла занять престол при определенных обстоятельствах, если бы не было других претендентов. В эмиграции она ушла в монастырь и 25 лет была игуменией. Матушка Тамара умерла в 1979 году, и многие сестры еще помнят ее.

Блины в русском женском Спасо-Вознесенском монастыре пекутся по старинному рецепту матушки Тамары. Они бесподобны. Есть отдельный день, когда пекут блины. Я сказала на Елеоне, что у нас блины каждый день. Мне ответили: «Что Вы, это совершенно невозможно!» Там кухней заведует наша любимая матушка Анастасия (крестная моей второй дочки, Милы). Она по национальности арабка, родом из Вифлеема, но воспитанная нашими монахинями. Она человек тонкой души. У нее красивая русская речь – мы так уже не говорим. Она мне сказала, что каждый день есть блины невозможно. Они едят блины только в пятницу, когда у них блинный день, и пекут их целую гору, на весь монастырь.

– На самом деле, если посмотреть народный календарь этой недели (без языческого наклона), то выяснится, что каждый день посвящен общению с каким-нибудь членом семьи: тещей, свекровью, братьями и сватьями. Это очень здорово, с моей точки зрения, потому что такое дружеское общение без каких-то разгульных добавок плавно подводит нас к Прощеному воскресенью. Потому что, когда мы со всеми повидались, разъяснили какие-то застарелые обиды, проще подходить к Прощеному воскресенью: оно уже не будет формальностью, а в душе человека появится серьезная основа. Придет мир и спокойствие, и не будет неподъемным подвигом попросить прощения и всех простить.

Расскажите, пожалуйста, о традициях Прощеного воскресенья на Святой Земле.

– Прощеное воскресенье, как и у всех, у нас ознаменовано службой с чином прощения, которая проводится в Горненском женском монастыре, где в основном собираются все русские. В Спасо-Вознесенском монастыре почти нет прихода из мирян, там молятся преимущественно сестры. Везде проходит чин прощения, все примиряются. Греки желают друг другу хорошего поста, а со второй его половины будут желать хорошей Пасхи.

Интересно, что на чине прощения поются пасхальные стихиры. Сейчас у меня была группа, с которой мы совершали крестный путь на Масленице. Священник сказал, пасхальные стихиры поются сейчас, потому что вдруг кто-то не доживет до Пасхи; чтобы помнить, что начинается пост и пасхальная радость брезжит, как рассвет, в конце этого поста. Так же и с крестным ходом: вдруг кто-то до Страстной седмицы не доживет. Такой у нас был батюшка и такую интересную мысль сказал. Мы вступаем в Великий пост с ожиданием Воскресения, а Воскресение наступает после Креста, Голгофы, распятия и небольшого труда, который мы должны принести Богу: распять своего ветхого Адама. Надо отринуть его и духовно восстать из приземленного состояния, когда у нас все мысли только о земных, материальных благах. Потому и говорится, что пост – это духовная весна, очень важный момент, потому что пост с самого начала – это радость Воскресения.

Лично для меня это всегда так было, и в нашей семье мы очень любим Великий пост, хотя на Святой Земле это непросто, но это отдельный разговор.

 

Автор и ведущая программы Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать