Союз онлайн: Четверть часа

2 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
"Звон души" (интернет-портал "Приходы"). "Ко дню детей" (Свято-Елисаветинская обитель, Минск). Ведущий: Дмитрий Бродовиков

 

- Проходя мимо храма либо находясь от него недалеко, мы всегда можем узнать по колокольному звону, что богослужение вот-вот начнется или оно только что закончилось. Звон создает особую атмосферу и во время службы оповещает нас об особо важных моментах богослужения. В Уставе колокольного звона написано: «Церковный звон является равноценным храмовым священнодействием. Им, как правило, начинается и заканчивается богослужение. Воздействуя на наш слух и внутреннее состояние, он пробуждает от духовного сна, очищает наши души, напоминая нам о Господе и Его Суде, скоротечной жизни на земле и вечной жизни на Небесах. Изначально выполняя сигнальную функцию, церковный звон постепенно стал использоваться для указания не только начала и конца, но и важнейших частей богослужения, выражать радость, грусть и торжество празднуемых событий. Отсюда появились различные виды звона, каждый из которых имеет свое название и предназначение». В вышеуказанном документе четко прописано, какие звоны должны совершаться во время утрени, вечерни, на литургии, какие бывают особенности в отдельные праздники, какие звоны осуществляются при совершении Таинств. И вроде бы все строго регламентировано, понятно, но при этом у многих древнейших храмов, монастырей есть свои традиции колокольного звона. Они не нарушают Устава, однако придают особую, присущую только этому месту индивидуальность. Сегодня у нас есть возможность посетить Свято-Данилов монастырь Москвы и узнать о традициях звонов на Руси и знаменитых даниловских колоколах.

Рассказывает старший звонарь обители иеродиакон Роман (Огрызков):
- Иван Бунин писал, как «осенним днем он подходил к Данилову монастырю, и тут ударили в колокол. Какой же был звук! Золотой, глухой, подземный!» В Даниловом монастыре я несу послушание старшего звонаря уже почти пятнадцать лет. Мастерство звонаря - это, с одной стороны, и творчество, и художество, а с другой стороны, богослужебная практика - звонари  участвуют в православном богослужении. Базовые навыки они обычно осваивают достаточно быстро под руководством кого-то из старших. Мне довелось учиться под руководством игумена Михея из Троице-Сергиевой Лавры. В нашем монастыре немного другие традиции: здесь московские обычаи переплетаются с традициями Лавры, поскольку у нас введен ее устав, а московский быт и московская традиция богослужения накладывают свой отпечаток. И вот на стыке этих двух традиций я ищу своеобразие наших звонов, потому что в Даниловом монастыре была своя стилистика звонов, связанная именно с этим набором даниловских колоколов, которые удалось спасти.

В послереволюционные годы они были вывезены  из Московского Даниловского монастыря в США. В декабре 2003 года я пришел в обитель, стал звонарем, и как раз мы готовились к празднованию 700-летия со дня смерти князя Даниила. Это был большой юбилей, и руководство нашего монастыря обратилось в Гарвардский университет, где на то время находились наши даниловские колокола, с просьбой о возвращении реликвии. Первые встречи были очень напряженными, но потом обстановка разрядилась, и американцы поняли, насколько дороги колокола для нас, насельников обители, что это действительно духовная реликвия, что колокола имели часто практически человеческие судьбы. Об этом мы говорили им на наших встречах - о том, как колокола отправляли в ссылки, били плетьми, расстреливали, сбрасывали с колоколен, отрывали «уши» и вырывали «языки». При этом для американской стороны было важно, чтобы мы подтвердили то, что Данилов монастырь признает право собственности университета на эти колокола и что они будут обменены на другие, потому что за 70 с лишним лет у американцев возникла традиция использования их по разным случаям: в них звонили студенты, был клуб русских звонарей, и регулярно по воскресеньям устраивались звоны. В 2006 году мы принимали у себя комиссию из Гарварда, которая определяла, где, на каком предприятии можно будет отлить колокола-замены. Через год они были отлиты, отправлены в университет, и летом 2008 года колокола обменяли: на башне Гарварда Лоуэлл Хаус были установлены новые, а наши исторические колокола осенью возвратились в Россию. Они были установлены снова на колокольне, и теперь мы опять возрождаем те особые звоны, которые здесь когда-то исполнялись в начале XX века.

Мы сейчас имеем  очень большой объем данных, собранных за это время возрождения звонов, и они позволяют нам составить достаточно полную картину того, как звонили в колокола до революции, как развивалась традиция звонарского мастерства, какие были тенденции и направления, связанные с разными эпохами, с отдельными колокольными инструментами, наборами колоколов. Это очень интересная тема. Главное же, что стоит в центре всего этого, - это, конечно же, феномен русского колокола. Это ни с чем не сравнимый инструмент, который обладает очень богатым тембром, мощным звуком. Каждый колокол имеет какой-то свой, индивидуальный звуковой образ, который неповторим, и когда во время звона ты сочетаешь эти колокола в разных вариантах, то можешь создавать различные звуковые изображения. Звонарь в это время работает как художник: он выбирает на палитре различные краски - различные тембры и, сочетая их, создает какой-нибудь интересный образ. Во время богослужения мы, конечно, стараемся придерживаться довольно строгих правил исполнения колокольных композиций, но были случаи, когда на наших колоколах и «Коробочку» играли звонари, а в Гарварде на них исполняли, к примеру, мелодии из «Звездных войн», из «Гарри Поттера», но эта традиция никаким образом не связана с богослужением.

Повторюсь, что для нас колокольный звон - это изобразительное средство, как для художника краски, то есть это не мелодия, а скорее всего такие звуковые образы, с помощью которых мы можем передать красоту и торжество богослужения: например, его праздничность или, наоборот, драматизм. Наши возвратившиеся колокола нам особенно дороги не только потому, что это наша даниловская святыня, но и потому, что это одни из лучших колоколов. Для меня эти колокола, конечно, прежде всего часть моей души, часть моей жизни.

- Мы отмечали 1 июня день Святого Духа, также в этот день совершалась память святого благоверного князя Димитрия Донского. Многие знают его как объединителя русских земель и освободителя Руси от монголо-татарского ига. Однако далеко не всем известно, что у великого князя и его жены Евдокии было 12 детей и оба благочестивых супруга-родителя причислены к лику святых. К слову, День защиты детей мы также отпраздновали 1 июня. Этот международный праздник отмечается с середины прошлого века, и к этому дню сестры Свято-Елисаветинской обители города Минска попросили детей рассказать о себе, о взрослых, о дружбе, о Боге.

О себе
- Дети - они маленькие и непослушные.
- Дети - это маленькие люди, которые только родились.
- Дети - самые маленькие.
- Дети - это такие ребята, они почти как взрослые, только поменьше.
- Дети - это люди.
- Они могут быть умными, могут быть немножко глупыми, могут быть даже невоспитанными.
- Дети - это те, кто играет.
- Потому что они маленькие, а взрослые - они взрослые.
- Дети отличаются от взрослых ростом.
- Дети отличаются тем, что они очень любят играть в отличие от взрослых.
- Дети появились от мамы. Она их рожала.
- То есть это сделал Господь, а они потом появились у мамы в животике.
- Бог детей создал, чтобы они помогали.
- Бог создал детей, чтобы они жили.
- Чтоб родители ими радовались.
- И чтобы подарить взрослым радость.
- Бог создал детей, чтобы учиться.
- Наверное, для того, чтобы в мире был человек.

О взрослых
- Взрослые главные, потому что они знают правила поведения, хорошего тона.
- Взрослые всё знают.
- Их надо слушаться, они много чего знают.
- Они взрослее и больше знают.
- Имеют право что-то сделать, а ребенок еще не имеет право все делать.
- Взрослые старше, и они больше умеют командовать.
- Взрослые могут спорить, мне нельзя спорить.
- Если бы детей не было, то взрослые скучали бы.
- Они бы остались беззащитными.
- Ну, они бы работали.
- Делали свои дела.
- Взрослые бы горевали без детей.
- Им было бы грустно, невесело без детей. Никого нельзя было бы учить.
- Они бы работали-работали, а потом попросили бы у Бога детей.
- Да, они бы попросили  у Бога, чтобы Он дал им детей.
- Взрослых бы не было, если бы не было детей!
- Главное - это дети!

О дружбе
- Дружба существует между детьми и взрослыми.
- Взрослых пока у меня нет друзей.
- У меня больше друзей детей.
- Дружба существует, но не всегда, потому что люди, бывает, ссорятся.
- У нас немало взрослых: дедушка, бабушка, дедушка, бабушка, папа, мама, Витькина мама и папа. И еще я дружу с Сашкиным папой, мамой и еще немножко с крестными там дружу.

О Боге
- У Бога, наверное, нет детей, потому что Он самый главный.
- У Него есть еще один такой Бог: Он маленький, Его Богородица родила.
- Есть, конечно, - ангелы.
- Есть. У Него все мы - это дети.
- Я бы попросил у Бога, чтобы все дети слушались.
- Чтобы они дружили и никогда бы никого не обижали.
- Чтобы они жили долго и счастливо.
- Чтобы у детей сбывались мечты в жизни.
- Я бы попросил у Бога, чтобы дети всегда слушались родителей и не грешили.
- Чтобы они были здоровые.
- Я хотела бы попросить у Бога, чтобы у всех были ангелы.
- Я бы хотела счастья для всех детей.

- Друзья, хотелось бы еще раз напомнить, что у Свято-Елисаветинского монастыря есть интернет-сайт www. obitel-minsk.by, где вы сможете найти другие интересные видеозаписи сюжетов из жизни обители, статьи и проповеди.

 

Ведущий программы: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать