Аудио |
|
Скачать .mp3 |
- Проходя мимо храма либо находясь от него недалеко, мы всегда можем узнать по колокольному звону, что богослужение вот-вот начнется или оно только что закончилось. Звон создает особую атмосферу и во время службы оповещает нас об особо важных моментах богослужения. В Уставе колокольного звона написано: «Церковный звон является равноценным храмовым священнодействием. Им, как правило, начинается и заканчивается богослужение. Воздействуя на наш слух и внутреннее состояние, он пробуждает от духовного сна, очищает наши души, напоминая нам о Господе и Его Суде, скоротечной жизни на земле и вечной жизни на Небесах. Изначально выполняя сигнальную функцию, церковный звон постепенно стал использоваться для указания не только начала и конца, но и важнейших частей богослужения, выражать радость, грусть и торжество празднуемых событий. Отсюда появились различные виды звона, каждый из которых имеет свое название и предназначение». В вышеуказанном документе четко прописано, какие звоны должны совершаться во время утрени, вечерни, на литургии, какие бывают особенности в отдельные праздники, какие звоны осуществляются при совершении Таинств. И вроде бы все строго регламентировано, понятно, но при этом у многих древнейших храмов, монастырей есть свои традиции колокольного звона. Они не нарушают Устава, однако придают особую, присущую только этому месту индивидуальность. Сегодня у нас есть возможность посетить Свято-Данилов монастырь Москвы и узнать о традициях звонов на Руси и знаменитых даниловских колоколах.
Рассказывает старший звонарь обители иеродиакон Роман (Огрызков):
- Иван Бунин писал, как «осенним днем он подходил к Данилову монастырю, и тут ударили в колокол. Какой же был звук! Золотой, глухой, подземный!» В Даниловом монастыре я несу послушание старшего звонаря уже почти пятнадцать лет. Мастерство звонаря - это, с одной стороны, и творчество, и художество, а с другой стороны, богослужебная практика - звонари участвуют в православном богослужении. Базовые навыки они обычно осваивают достаточно быстро под руководством кого-то из старших. Мне довелось учиться под руководством игумена Михея из Троице-Сергиевой Лавры. В нашем монастыре немного другие традиции: здесь московские обычаи переплетаются с традициями Лавры, поскольку у нас введен ее устав, а московский быт и московская традиция богослужения накладывают свой отпечаток. И вот на стыке этих двух традиций я ищу своеобразие наших звонов, потому что в Даниловом монастыре была своя стилистика звонов, связанная именно с этим набором даниловских колоколов, которые удалось спасти.
В послереволюционные годы они были вывезены из Московского Даниловского монастыря в США. В декабре 2003 года я пришел в обитель, стал звонарем, и как раз мы готовились к празднованию 700-летия со дня смерти князя Даниила. Это был большой юбилей, и руководство нашего монастыря обратилось в Гарвардский университет, где на то время находились наши даниловские колокола, с просьбой о возвращении реликвии. Первые встречи были очень напряженными, но потом обстановка разрядилась, и американцы поняли, насколько дороги колокола для нас, насельников обители, что это действительно духовная реликвия, что колокола имели часто практически человеческие судьбы. Об этом мы говорили им на наших встречах - о том, как колокола отправляли в ссылки, били плетьми, расстреливали, сбрасывали с колоколен, отрывали «уши» и вырывали «языки». При этом для американской стороны было важно, чтобы мы подтвердили то, что Данилов монастырь признает право собственности университета на эти колокола и что они будут обменены на другие, потому что за 70 с лишним лет у американцев возникла традиция использования их по разным случаям: в них звонили студенты, был клуб русских звонарей, и регулярно по воскресеньям устраивались звоны. В 2006 году мы принимали у себя комиссию из Гарварда, которая определяла, где, на каком предприятии можно будет отлить колокола-замены. Через год они были отлиты, отправлены в университет, и летом 2008 года колокола обменяли: на башне Гарварда Лоуэлл Хаус были установлены новые, а наши исторические колокола осенью возвратились в Россию. Они были установлены снова на колокольне, и теперь мы опять возрождаем те особые звоны, которые здесь когда-то исполнялись в начале XX века.
Мы сейчас имеем очень большой объем данных, собранных за это время возрождения звонов, и они позволяют нам составить достаточно полную картину того, как звонили в колокола до революции, как развивалась традиция звонарского мастерства, какие были тенденции и направления, связанные с разными эпохами, с отдельными колокольными инструментами, наборами колоколов. Это очень интересная тема. Главное же, что стоит в центре всего этого, - это, конечно же, феномен русского колокола. Это ни с чем не сравнимый инструмент, который обладает очень богатым тембром, мощным звуком. Каждый колокол имеет какой-то свой, индивидуальный звуковой образ, который неповторим, и когда во время звона ты сочетаешь эти колокола в разных вариантах, то можешь создавать различные звуковые изображения. Звонарь в это время работает как художник: он выбирает на палитре различные краски - различные тембры и, сочетая их, создает какой-нибудь интересный образ. Во время богослужения мы, конечно, стараемся придерживаться довольно строгих правил исполнения колокольных композиций, но были случаи, когда на наших колоколах и «Коробочку» играли звонари, а в Гарварде на них исполняли, к примеру, мелодии из «Звездных войн», из «Гарри Поттера», но эта традиция никаким образом не связана с богослужением.
Повторюсь, что для нас колокольный звон - это изобразительное средство, как для художника краски, то есть это не мелодия, а скорее всего такие звуковые образы, с помощью которых мы можем передать красоту и торжество богослужения: например, его праздничность или, наоборот, драматизм. Наши возвратившиеся колокола нам особенно дороги не только потому, что это наша даниловская святыня, но и потому, что это одни из лучших колоколов. Для меня эти колокола, конечно, прежде всего часть моей души, часть моей жизни.
- Мы отмечали 1 июня день Святого Духа, также в этот день совершалась память святого благоверного князя Димитрия Донского. Многие знают его как объединителя русских земель и освободителя Руси от монголо-татарского ига. Однако далеко не всем известно, что у великого князя и его жены Евдокии было 12 детей и оба благочестивых супруга-родителя причислены к лику святых. К слову, День защиты детей мы также отпраздновали 1 июня. Этот международный праздник отмечается с середины прошлого века, и к этому дню сестры Свято-Елисаветинской обители города Минска попросили детей рассказать о себе, о взрослых, о дружбе, о Боге.
О себе
- Дети - они маленькие и непослушные.
- Дети - это маленькие люди, которые только родились.
- Дети - самые маленькие.
- Дети - это такие ребята, они почти как взрослые, только поменьше.
- Дети - это люди.
- Они могут быть умными, могут быть немножко глупыми, могут быть даже невоспитанными.
- Дети - это те, кто играет.
- Потому что они маленькие, а взрослые - они взрослые.
- Дети отличаются от взрослых ростом.
- Дети отличаются тем, что они очень любят играть в отличие от взрослых.
- Дети появились от мамы. Она их рожала.
- То есть это сделал Господь, а они потом появились у мамы в животике.
- Бог детей создал, чтобы они помогали.
- Бог создал детей, чтобы они жили.
- Чтоб родители ими радовались.
- И чтобы подарить взрослым радость.
- Бог создал детей, чтобы учиться.
- Наверное, для того, чтобы в мире был человек.
О взрослых
- Взрослые главные, потому что они знают правила поведения, хорошего тона.
- Взрослые всё знают.
- Их надо слушаться, они много чего знают.
- Они взрослее и больше знают.
- Имеют право что-то сделать, а ребенок еще не имеет право все делать.
- Взрослые старше, и они больше умеют командовать.
- Взрослые могут спорить, мне нельзя спорить.
- Если бы детей не было, то взрослые скучали бы.
- Они бы остались беззащитными.
- Ну, они бы работали.
- Делали свои дела.
- Взрослые бы горевали без детей.
- Им было бы грустно, невесело без детей. Никого нельзя было бы учить.
- Они бы работали-работали, а потом попросили бы у Бога детей.
- Да, они бы попросили у Бога, чтобы Он дал им детей.
- Взрослых бы не было, если бы не было детей!
- Главное - это дети!
О дружбе
- Дружба существует между детьми и взрослыми.
- Взрослых пока у меня нет друзей.
- У меня больше друзей детей.
- Дружба существует, но не всегда, потому что люди, бывает, ссорятся.
- У нас немало взрослых: дедушка, бабушка, дедушка, бабушка, папа, мама, Витькина мама и папа. И еще я дружу с Сашкиным папой, мамой и еще немножко с крестными там дружу.
О Боге
- У Бога, наверное, нет детей, потому что Он самый главный.
- У Него есть еще один такой Бог: Он маленький, Его Богородица родила.
- Есть, конечно, - ангелы.
- Есть. У Него все мы - это дети.
- Я бы попросил у Бога, чтобы все дети слушались.
- Чтобы они дружили и никогда бы никого не обижали.
- Чтобы они жили долго и счастливо.
- Чтобы у детей сбывались мечты в жизни.
- Я бы попросил у Бога, чтобы дети всегда слушались родителей и не грешили.
- Чтобы они были здоровые.
- Я хотела бы попросить у Бога, чтобы у всех были ангелы.
- Я бы хотела счастья для всех детей.
- Друзья, хотелось бы еще раз напомнить, что у Свято-Елисаветинского монастыря есть интернет-сайт www. obitel-minsk.by, где вы сможете найти другие интересные видеозаписи сюжетов из жизни обители, статьи и проповеди.
Ведущий программы: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Евгения Осипцова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 38. Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 37. Священник Константин Корепанов
Благая часть. 2 мая 2024
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Учимся растить любовью. Православные настольные игры
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!