Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Юлия Александровна, в адрес телеканала «Союз» поступило несколько вопросов, касающихся агрессивного поведения ребенка – не по отношению к сверстникам, а по отношению к учителю. Проявления самые разные: начиная с того, что ребенок хватает за одежду и толкается, и заканчивая тем, что он берет вещи со стола учителя без спроса. Как быть в этой ситуации? Каковы ее причины? Давайте попробуем об этом поговорить в рамках нашей программы.
– Действительно, родители в последнее время стали приходить с вопросом: «Почему мой ребенок так относится к учителю?» Чаще всего (практически 99 процентов) это мальчики. Родители мальчиков приходят с вопросами, почему они так ведут себя по отношению к учителю. Сразу скажу: не ко всем же учителям этот ребенок будет настолько агрессивен. Значит, дело не только в ребенке, но еще и в учителе. Родители правильно формируют вопросы: «Что делать в этой ситуации? Как относиться именно к этому учителю?» Мне бы хотелось сказать, что педагог должен подойти к психологу и спросить: «Почему этот ребенок ко мне так агрессивен? Что мне нужно сделать?» Когда это будет двухсторонним процессом– то есть родитель решает вместе с ребенком, что можно и что нельзя делать, и педагог сам работает над собой, чтобы у него был контакт с ребенком, – тогда у нас будет положительный результат. Даже когда мы не имеем перед собой педагога, в отношении которого такие действия предпринимаются, работа может вестись.
Хотя давайте оговоримся, что есть педагоги, которые позволяют так к себе относиться. Они не обращаются к психологу, не жалуются родителям. Бывают случаи, когда у ребенка не пишет ручка, он встает и берет ее со стола или даже выхватывает и начинает писать сам. Это тоже неуважительное поведение, которое может принять более серьезные формы, вплоть до агрессии к педагогу.
– Случаи,когда дети более старшего возраста позволяют себе издевательства над учителями, даже освещаются в средствах массовой информации.
– Конечно, мне хочется немного насторожить всех педагогов, которые сидят у экранов, чтобы они не позволяли ученикам вести себя грубо, неуважительно или вызывающе в отношении себя. Обращайте на это особое внимание.
– Юлия Александровна, а на какие еще детали надо обратить внимание педагога, кроме того, что ребенок подошел и взял ручку без спроса?
– Первая деталь – это когда ребенок начинает обращаться с педагогом на «ты», может даже сказать: «Эй ты!» Такое обращение уже имеет под собой основу, это связано с неуважением, пренебрежением, пониженным авторитетом и т.д. Другая форма – когда ребенок, не называя преподавателя по имени-отчеству, может стукнуть его по плечу и о чем-то спросить либо вообще, не обращаясь к педагогу, начать о чем-то говорить. Тогда учитель должен обратить внимание на это и сказать: «А ты с кем разговариваешь? Мы с тобой даже не поздоровались. Почему ты разговариваешь со мной, не обращаясь ко мне по имени? Давай еще раз!» То есть нужно приводить форму обращений в норматив.
Вернемся к тому, что делать, когда ребенок ведет себя агрессивно с педагогом. Нужно помнить, что за данным поведением может стоять отношение к конкретному педагогу (то есть он позволяет с собой так себя вести) и отношение к взрослым вообще. Мы можем предположить, что такой ребенок также дерзко и неуважительно ведет себя в семье с родителями. Когда педагог приходит к родителям с вопросом: «Как вы обращаетесь с ребенком в семье? Как он себя ведет с вами?» – здесь нужно понимать, что все то привычное в отношении взрослого, что ребенок получает в семье, он приносит в школу. Если родителя можно стукнуть, обозвать, то ребенок приносит в школу это поведение и ведет себя точно так же по отношению к учителю. Значит, в семье нужно корректировать эту ситуацию и запретить ребенку вести себя резко и дерзко.
Есть еще одна причина агрессивного поведения. Это когда ребенок хочет заслужить лидирующую позицию в классе. Для этого ему нужно совершить какой-то «высокий» поступок, тогда ученик начинает нападать на педагога. Конечно, видя ученика, нападающего на учителя, одноклассники начинают смотреть на него иначе, они могут видеть в нем действительно смелого, умеющего рисковать ребенка, и он начинает играть на публику, оскорбляя педагога, дабы заслужить уважение. Тогда придется работать со всем классом, который является побуждающим и мотивирующим фактором такого дерзкого поведения. Очень часто учителя жалуются на то, что какой-то ребенок в классе набирает себе группу единомышленников, которые обсуждают некие ситуации нападок на педагога, и урок у них посвящается тому, как смелее поступить в отношении него.
– Неужели такое бывает у детей младшего школьного возраста?
– Да, в третьем и четвертом классах. В этом случае очень полезна встреча данной группы детей вместе с родителями и обсуждение такого формата взаимодействия и общения. Но прежде всего это работа семьи по проблеме воспитания: надо объяснить ребенку, как себя ведут воспитанные люди, как можно себя вести в отношении взрослых и учителей, как себя непозволительно вести. Придется в семье обговаривать такие правила, которые включали бы в себя наказание и поощрения за подобное поведение.
– Юлия Александровна, Вы сказали, что ребенку надо объяснить, как ведут себя воспитанные люди, а какое поведение непозволительно. При этом не надо называть ребенка невоспитанным?
– Я вижу, что очень часто ребенок ведет себя плохо не потому, что он плохой, а потому что он еще чего-то не понял, не усвоил, не принял для себя, и это не стало для него правилом. Вообще я не склонна винить ребенка в каких-то нарушениях, скорее всего это педагогическое упущение. Просто он чего-то для себя еще не определил, поэтому невоспитанным ребенка можно назвать тогда, когда мы понимаем, что к этому периоду все воспитательные задачи решены, все, что нужно знать по жизни, ребенок уже усвоил, но не выполняет этого. Поэтому агрессивные дети– это, скорее всего, невоспитанные, у которых идет апробация смелого, дерзкого поведения с какой-то определенной целью или по какой-то причине. Есть смысл в этом разобраться: либо это педагог, либо это желание заслужить интерес и авторитет группы к такому поведению. Когда вы поймете, в чем причина агрессии, то, я думаю, ее будет легко устранить.
– Юлия Александровна, лично для меня Вы открыли некоторые моменты неуважительного поведения агрессивных детей, раскрыли причины этого. Если говорить о том, что педагог сам позволяет себя так вести, то это можно себе логически представить. Также можно представить, что ребенок не научен и чего-то не знает. Но, например, класс, который побуждает ребенка, или целая группа школьников, которая готовит заговоры против учителей, – это для меня удивительно. То есть каждый случай требует особого внимания, если они повторяются?
– Конечно.
– Какие рекомендации и советы Вы можете дать родителям и педагогам?
– Сначала я хотела бы обратиться к педагогам, которые чувствуют на себе агрессию и неуважение детей. Смелее подходите к ним с вопросами, решайте, почему дети ведут себя подобным образом именно по отношению к вам. Это имеет более глубокие причины, кроющиеся в вашей профессиональной линии и вашем стиле, манере общения.
Другой случай – это когда родителям говорят, что их ребенок не уважает учителя. Тогда нужно обратить внимание на то, как они сами относятся к учителю, и повысить за счет собственных комментариев авторитет и положительное мнение о нем. Агрессивному ребенку, который пытается заслужить интерес класса, можно порекомендовать отличиться в чем-то другом: «Ты молодец, ты смелый мальчишка. Давай ты сделаешь что-то в соответствии с твоими интересами и способностями, и ты отличишься в этом…» Может быть, это сделает педагог, в отношении которого проявилась данная агрессия. Я вижу очень интересную идею – стать другом для того ребенка, который проявляет агрессию к педагогу, подружиться с ним. И тогда он вместо агрессора и невоспитанного ребенка станет вашей правой рукой, вашим помощником. Именно он будет помогать организовывать какие-то дидактические вещи на уроке, о чем-то предупреждать класс, а может быть, контролировать дисциплину во время урока и т.д. Подружитесь с ребенком и попробуйте понять, чего он хочет, проявляя данную агрессию.
– Юлия Александровна, спасибо большое за то, что Вы прокомментировали вопрос, который очень интересует наших зрителей.
Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!