Союз онлайн: Честное мнение

5 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Обет трезвости. Ведущие программы: Светлана Ладина и протоиерей Игорь Бачинин - председатель Всероссийского православного братства «Трезвение».

 

– В гостях у программы «Честное мнение» – протоиерей Игорь Бачинин, председатель Всероссийского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви.

Отец Игорь уже много лет занимается проблемами трезвости и трезвения. Это, кстати, не совсем одно и то же, хотя перекликается между собой. Сегодня мы поговорим на тему «Обет трезвости».

Батюшка, а Вы сами давали когда-нибудь обет трезвости?

- Да, давал. Когда я стал воцерковляться, давно занимаясь помощью страждущим людям, узнал, что такая практика достаточно широко распространена в Церкви. И когда у нас первый раз служился молебен на изъявление обета трезвости, я захотел вместе со всеми дать этот обет, но меня батюшка не благословил, сказал: «Тебе-то это зачем?».

- У меня тот же самый вопрос.

- Существует такое мнение, что трезвость нужна только пьющему человеку. Хотя один из великих учителей Церкви святитель Иоанн Златоуст говорил, что пьянеть, то есть лишаться трезвости, человек может не только от вина: от гнева, похоти, чревоугодия. Когда мы говорим о трезвости, то подразумеваем христианскую добродетель как нравственную ценность. И я бы даже сказал, что это не просто нравственная ценность, присущая нашей христианской традиции, а это наша базовая национальная ценность, потому что и в других религиозных конфессиях она тоже присутствует.

Личная трезвость существенно отличается от трезвости по обету, потому что, когда человек начинает сам жить трезво, возникает вопрос: зачем ему это нужно? Ответы тоже очевидны: человек может жить так ради своего собственного здоровья, семьи, своих детей.

Совершенно другое, когда человек живет трезво ради Бога, понимая, что трезвость является необходимым условием спасения, ибо пьяница Царствия Небесного не наследует. Человек, понимая свою немощь, желает совершенствоваться в этой христианской добродетели.

- Согласны с Вами наши зрители: те примеры, тот жизненный опыт, которым с нами уже поделились, созвучны тому, что Вы сейчас говорите.

Николай пишет: «Слышал, есть способ держать себя в рамках на определенное время. У меня был такой опыт: одно время я за компанию часто пил, но как-то сильно заболел, поэтому решил: Рождественский пост продержусь без алкоголя. Тогда я не ходил еще в церковь. Начал отказываться от предложений выпить, а если спрашивали, отвечал, что пост, однако мясо ел, чтоб хотя бы одно вынести. Рождественский пост продержался, а уже к Великому посту пришел на исповедь в Неделю о блудном сыне». Вот такая история.

- В первые дни Великого поста мы в эфире читали советы священников, опубликованные порталом Православие.ру. Иеромонах Макарий (Маркиш) советовал как раз не давать зароков: «Если Вы пьете и дадите зарок на Великий пост, то Пасху Вы встретите в совершенно непотребном состоянии. Если есть проблема, которая называется грехом, то надо избавляться от нее кардинально, а не на какое-то время». Вы согласны с этим?

– Согласен. Но, к сожалению, не у всех получается это делать сразу. Надо ставить перед собой кардинальную задачу, но при этом понимать, что всё большое складывается из маленького. Василий Великий, один из учителей нашей Церкви, говорил, что в духовной жизни существует закон постоянства и постепенности; ещё есть такое понятие как «радение по неразумению», когда человек может взять на себя какой-то труд, духовную задачу, которая совершенно ему не по силам. Нужно двигаться постепенно.

Говоря об обете трезвости, я бы всё-таки конкретизировал, что трезвость нужна не только человеку, который понимает и осознаёт, что у него есть зависимость – трезвость нужна в семье, детям.

Очень важно понимать, как трезвость сохранить. Приведу конкретный пример: один из сыновей нашего батюшки-трезвенника увидел, что люди, которые живут по обету трезвости, носят значки. Он говорит: «Хочу такой же значок», – ему отвечают: «Значок надо заслужить, для этого нужно хотя бы год жить по обету трезвости». «Мне не трудно, я и два, и три года по обету трезвости смогу прожить!». Тогда его отец спрашивает меня, что делать – человеку 9 лет, и он желает жить по обету трезвости… Вроде бы, с одной стороны, обет – это важно и ответственно, а с другой стороны, мы ребенку скажем: трезвость не для тебя?! И что получим через какой-то период времени? Соборно посовещавшись, мы решили под свою ответственность: пусть мальчик вместе со всеми даёт обет. Потом обнаружили, что, оказывается, такая практика была распространена в дореволюционной России, и смысл её заключался в том, что человек, понимая, насколько велика опасность, понимая, что сам он не может справиться с этим пороком и, желая оградить себя, осознавая, насколько это благодатно и важно, обращается к помощи Бога, просит у Него: Господи, эта зависимость может погубить мою душу, я сам не могу с этим справиться, я приложу все свои усилия, но Ты, Господи, помоги мне, огради меня от этой пагубы, чтобы мне не впасть в зависимое поведение.

- Ну да. К 9-ти годам кто-то уже и алкоголь пробует, и покурить, и наркотики. А тут ребенок своим обещанием, просьбой к Богу, себя утверждает в том, что он будет говорить всему этому «нет» – во всяком случае, будет всеми силами стараться.

- Мне вспоминается другой пример: в храме подходит маленький мальчик (потом выяснилось, что ему 7 лет) и говорит: «Я пью и курю и никак не могу бросить…». Я изумился: «Где же ты ко всему этому пристрастился?». Отвечает: «На улице. Там же полно летних киосков, люди не допивают, разбрасывают свои окурки…». Как нам об этом говорит апостол Павел: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21). То есть обет трезвости – это не только форма проявить своё отношение ко всяким активным психовеществам, а это, в первую очередь, форма выражения нашей христианской любви к тем нашим немощным братьям и сестрам, которые изнемогают и страждут от этой зависимости.

– Кстати, о том, как можно соблазнить даже своих детей, того не желая, нам написала Виктория: «В моей жизни было так: собирали стол к каждому празднику, выпивали культурно, без безобразий, сидели исключительно в тесном кругу самых близких, но, что страшно, свидетелями посиделок были дети… Как хорошие мамы, мы накрывали отдельно стол для детей со сладостями и чаем, но ведь это нас не извиняет. Пример застолья показан, тип поведения тоже, теперь расплачиваемся… Теперь не только по праздникам, а вообще не употребляем спиртного много лет, обетов не давали - мужа свалила болезнь».

– Я думаю, что осознанная необходимость того или иного поступка тоже может быть в какой-то форме обетом, ведь человек не обязательно даёт обещание Богу. Часто приходят люди, которые ещё не имеют достаточного религиозного опыта, необходимых знаний о церковной жизни, но, тем не менее, они настрадались… Епископ Пётр Екатерининский написал о практике православной аскезы: «Обет есть выражение нашего Богопочтения». То есть, это не просто бегство от какой-то зависимости, но, я бы сказал, что человек своим обещанием Богу желает выйти на совсем другой уровень личных взаимоотношений с Ним, поэтому он решается на такой шаг.

- Пишет Тамара К.: «Обета трезвости не давала – по здоровью не положено спиртное (хотя я его никогда и не любила), а когда смотрела беседы священника Игоря Бачинина, то и вовсе отказалась от спиртного и не жалею. Отказ от спиртного – это, конечно, большой подвиг даже для тех, кто пьет только по праздникам. Думаю, если человек принял обет трезвости, то и семья должна тоже принять его. Если на празднике вся семья вино попивает, а бедолаге компот подают, то представьте, что творится в душе человека… А после удивляются: почему он запил? Фактически на них лежит грех того, что соблазнили его».

 

Ведущий: Светлана Ладина
Гость программы: протоиерей Игорь Бачинин
Расшифровка: Валерия Канычева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать