Аудио |
|
Скачать .mp3 |
26 апреля 2016 года, во вторник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Высоко-Петровском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Петр, игумен сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с Великим Вторником — днем, посвященным особому времени в служении Господа и Спасителя. Как и в Великий Понедельник, сегодня Церковь предлагает нам для вразумления слова Спасителя, которые Он произнес в преддверии Своих крестных страданий. Обычно люди, завершая определенный этап своей жизни, подводят некий итог. Когда у них есть возможность письменно или устно выразить свой опыт, свои мысли, они стараются сказать о самом важном, о самом главном. Вот почему так часто интересны и назидательны мемуары тех, кто хотел бы поделиться чем-то особенно важным из своего опыта. И вот почему по-особому звучат слова Спасителя в дни, предшествовавшие Его страданиям. Господь говорит нам о самом главном (хотя в Евангелии все главное, все имеет отношение к спасению) — слова, сказанные в понедельник и во вторник, сфокусированы на том, что ждет каждого человека.
Вчерашнее Евангельское чтение (Мф. 24:3-35) содержит слова пророчеств о последних днях. А сегодняшнее чтение (Мф. 24:36-26:2) повествует о том, что будет после этих последних дней. Это чтение о Божием суде, о финальном этапе истории человечества и каждого человека. После неведомого для нас суда все мы войдем в некое новое измерение жизни, и, как учит нас Слово Божие, будут новое небо и новая земля (Откр. 21:1). Именно Страшный суд есть последний акт истории и тайны человеческого спасения, и Господь учит о Страшном суде словами, понятными для всех. Он снова обращается к притчам. Почему к притчам? Да потому что это иносказание, которое каждый понимает в меру своих сил и возможностей.
Сегодня мы слышали притчу о десяти девах, мудрых и неразумных, — о том, как мудрые наполнили светильники маслом и встретили Жениха, а немудрые с пустыми светильниками вышли навстречу, но были лишены возможности войти на брачный пир. Мы слышали евангельскую притчу о талантах — о том, как Бог дает каждому таланты и с каждого спросит за то, как он ими распорядился. И, наконец, третье повествование — о Суде, о том, что Господь будет с нас спрашивать. Мы слышали эти вопросы: накормил ли голодного? напоил ли жаждущего? дал ли убежище страннику? одел ли нагого? посетил ли больного? посетил ли того, кто в темнице? Больше в повествовании практически ничего не говорится. Означает ли это, что Господь ничего другого с нас не спросит? Конечно, спросит! Но в этой притче, в этом повествовании о суде, опять-таки, сконцентрировано самое главное, как и в притче о талантах и в притче о десяти девах. Речь идет о том, сумеет ли человек дать отчет Богу о совершенных им добрых делах. Ведь согласно святоотеческому толкованию елей, который был у разумных и которого не было у юродивых дев, — это и есть добрые дела, так же, как и таланты в иной притче. Конечно, человек получает многоразличные таланты, и разными способами эти таланты могут проявляться в разных областях человеческой жизни, но ценность таланта пред лицом Божиим, в перспективе вечности, опять-таки, в том, несет ли талант добро и милосердие людям, или становится лишь предметом тщеславия, гордости и карьерных устремлений. Не сам по себе талант является ценностью, а то, как мы им распоряжаемся, и, в первую очередь, насколько наш талант умножает добро в этом мире. Ну, а последние слова о суде прямо говорят, что Господь от нас требует, — Он требует от нас внимания, любви, заботы о ближнем.
Наверное, нет более пронзительных слов, чем те, которые мы сегодня слышали, ведь каждый человек применяет эти слова к себе. По крайней мере, всякий, разумно усвояющий Священное Писание, текст Евангелия, должен задуматься: «А где мой елей добродетели? Что я вложу в светильник, встречая Господа на воздусе? Как я умножил свои способности — духовные, интеллектуальные, материальные? Что я сделал для людей? Насколько я умножил добро в этом мире?» Эти слова являются вызовом и для власть имущих, которым Бог дал больше всего талантов, — не в смысле человеческих способностей, но в смысле возможностей сделать добро. Но они обращены и не только к тем, кто во власти, но и к любому человеку. С каждого будет спрошено, как таланты, дарованные Богом, были реализованы в этой жизни.
Ну, а затем следуют совершенно конкретные указания о голодных, о жаждущих, о странниках, о нагих, о болящих, о находящихся в темнице. Нет более ясных и более прямых слов, с которыми мы должны связывать успех или неуспех своей жизни. И каждый пусть оценивает свою жизнь не по тому, как говорят о ней внешние, не по тому, насколько известно твое имя, не по тому, как много у тебя сторонников, не по тому, какую зарплату ты получаешь, а по тому, сколько добра ты сделал людям. Пусть сегодняшнее Евангельское чтение еще и еще раз поможет всем нам — и тем, кто открывает для себя нечто совершенно новое в этих словах, и тем, кто знает этот текст почти наизусть, — осмыслить его и в свете Божественных слов самим вынести суд о себе. Суд наш совпадет с судом Божиим, если суд совершается по совести. И лучше нам сегодня вынести этот суд над самими собой, нежели затем услышать осуждение из уст Божественного Судии.
В преддверии святых дней, посвященных памяти страданий Господа и Спасителя, настраивая себя к прохождению через эти святые дни, мы должны с особым вниманием относится и к богослужениям, и к молитве, и к размышлениям о своей собственной жизни. Совсем немного остается дней, которые отделяют нас от Пасхи, и как важно, чтобы за эти немногие дни мы могли открыть для себя что-то очень новое и важное, помогающее нам приблизиться к Господу и не просто с радостью встретить Воскресение, но открыть для себя перспективу иной жизни — той, которая ведет к свету и славе Божией. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!