Аудио |
|
Скачать .mp3 |
3 апреля 2016 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ореховo-Борисове Южном г. Москвы и возглавил Литургию свт. Василия Великого в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Досточтимый отец Иоанн, настоятель сего святого храма!
Всех вас сердечно поздравляю с третьим воскресеньем Великого поста, которое на языке церковного Устава именуется Крестопоклонной Неделей. В этот день мы вспоминаем страдания Христовы, мы размышляем о Кресте Господнем.
За Литургией мы слышали небольшой отрывок Евангелия от Марка (Мк. 8:34-9:1), в котором говорится о кресте. Эти слова многие из нас хорошо знают. «Если хочешь идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной», — говорит Господь.
С одной стороны, такие, казалось бы, простые слова; с другой — в каждом слове тайна. И если мы попытаемся эти слова применить к своей жизни, то очень многое нам будет непонятно. Во-первых, что такое «отвергнуться себя»? Хочет ли того человек или не хочет, но он мир Божий воспринимает через самого себя. Хочет ли он того или не хочет, но мир вокруг него, а он как бы центр мира, и нужно употребить много сил, чтобы осознать, что ты вовсе не центр, что центр в другом месте, что центром является Бог.
Если человек осознает это, то многое в его жизни меняется. Ведь если ты центр, то все, что существует вокруг, существует ради тебя, и твое счастье, успех твоей жизни зависит от того, как много ты сможешь взять из окружающего мира и положить на алтарь твоего собственного «я». В обыденных, повседневных категориях это связывается с желанием иметь больше денег, больше вещей, больше удовольствий, больше свободного времени, больше власти, больше значимости, больше известности.
И вот человеку, который сознает себя центром мира, вдруг предлагается отречься от себя, отвергнуться себя. А во имя чего? Бывает так, что люди отвергаются себя во имя высших целей. Мы знаем, что всякий героизм связан с отречением от себя. Невозможно идти в атаку, защищая Родину, не отвергнувшись себя. Невозможно спасать человека, рискуя жизнью, не отвергнувшись себя. В критические моменты многие люди совестью или верой побуждаются к тому, чтобы радикально отвергнуться себя во имя высокой цели.
Но ведь так бывает не каждый день. А Господь предлагает нам отвергнуться от себя и идти за Ним, перестав сознавать себя центром бытия. И не просто следовать за Христом, но и принять на себя некую скорбь, именуемую крестом.
Удивительной силой наполнены эти слова и удивительной тайной. Наверное, большинство людей не пытаются проникнуть в смысл этих поразительных слов, но, соприкасаясь с чем-то непонятным, с ходу его отрицают: «не для меня», «не понимаю».
В этой фразе, помимо слова «отвергнись», есть еще одно ключевое слово — «крест». Нужно взять свой крест, то есть свою скорбь. Не надо брать чужих скорбей — каждый должен взять свой собственный крест, свою скорбь и идти за Христом. Святитель Иоанн Златоуст, размышляя по поводу этих слов Спасителя, говорит: ничем другим невозможно обрести Царство, как только несением креста. Нет другой возможности у человека, но если несем крест, то обретаем Божие Царство.
Видимо, было бы ошибкой считать каждую неудачу в человеческой жизни, каждую боль и каждую скорбь крестом, потому что причиной боли и скорби иногда бывает наша ошибка. Затем мы эту ошибку преодолеваем и скорбь проходит. Но ведь иногда мы делаем ошибку, последствия которой продолжаются всю жизнь. Как часто молодые люди, охваченные любовью, думая, что чувство, которое их посетило, действительно является вечным, становятся близки друг ко другу, а потом оказывается, что огромную ошибку допустили и тот, и другой. Не разобрались в своих чувствах, а уже связали свою жизнь, и каждый по-своему пытается преодолеть свою скорбь… Вот та самая ошибка, а может, и грех, потому что нередко все, что начинается с греха, последствием своим имеют крест. Причина в наших ошибках, а Господь возлагает крест и не освобождает от несения его, потому что знает: именно крест способен преобразить человека, сделать его совершенно другим для жизни здесь, на земле, и открыть ему Божие Царство. Часто мы стараемся сбросить с себя такого рода кресты, изменить свою жизнь, ищем что-то другое, считая, что непременно будем счастливы. Но счастье в таких случаях не приходит или приходит на какое-то короткое время и снова нас покидает.
Крест — это, несомненно, скорбь, но скорбь, преодоление которой по воле и замыслу Божественному становится спасительным. Человек растет духовно, преодолевая эту скорбь. Мне приходится общаться с родителями, дети которых не вполне развиты или страдают от неких физических недугов, которые отличают их от сверстников. Я встречался с разными реакциями родителей на это явление. Некоторые раздавлены горем, взгляд потухший, жизнь погибла. Но видел я и людей со светлыми лицами, склонившихся над своим младенцем или уже отроком, который никогда не будет таким, как другие. Однажды мать такого больного сказала мне слова, запавшие на всю жизнь в память и сердце: «Мы через нашего ребенка спасаемся». Для такой матери, для такого отца мир не исчез, свет не погас, но горит особый свет в душе, освещающий изнутри их жизнь и наполняющий ее огромным смыслом. Такие люди обретают счастье, мир и покой, но главное, по слову Иоанна Златоуста, входят в Божие Царство.
Мы должны научиться нести крест. Сделать это легко, если мы свяжем несение креста со своим счастьем. Если, неся крест, мы становимся более сильными, мудрыми, зрелыми, если, неся крест, мы ценим каждый день, который Бог нам дает, если мы начинаем иначе воспринимать других людей, иначе воспринимать добрый взгляд и доброе слово, если несение креста помогает нам увидеть глубину души другого человека, то мы растем — растем очень сильно и значимо, приближаясь к стяжанию Божиего Царства.
В Священном Писании нет лишних или ложных слов. Если Господь говорит, значит так оно и есть. Если приходят в нашу жизнь скорби, даже из-за наших ошибок или нашего неразумия, то их нужно принять так, чтобы они стали спасительным крестом, несение которого наполняет нашу жизнь смыслом и открывает врата вечности. И, склоняясь перед Крестом Самого Господа и Спасителя, давайте иначе посмотрим на это изображение. Ведь Он Бог, но и Человек. Он на кресте, Он испытывает невероятные страдания, однако совершает это не ради Себя — Он ради нас это совершает. И если Бог подъял на Себя крестные страдания, чтобы мы обрели спасение, то как же важно для нас уметь нести крест, чтобы кому-то облегчить жизнь, а себе стяжать спасение. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыка». Это поклонение, исполненное самого глубокого духовного смысла, ибо, поклоняясь страданиям, мы свидетельствуем о своей вере во Христа, Который через Крест принес спасение всему человеческому роду. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 17 мая 2024
Благая часть. 17 мая 2024
У книжной полки. Слово из сердца. О монашестве и священстве
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 17 мая 2024
Санкт-Петербург. Фестиваль «Истоки»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!