Слово пастыря. Бытовая жизнь православного христианина

31 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь иерея Сергия Гришанова.

Сегодня мы будем говорить о практической жизни: о наполнении бытовой жизни православного христианина; может быть, о каких-то перекосах в этом отношении.

Часто приходится сталкиваться с людьми, которые так ревностно относятся к вере, что начинают отсекать свой внешний мир: прекращают контакты со многими людьми, порывают со своими увлечениями, считая, что это грех и что это мешает их духовному преуспеянию. Может быть, на первых этапах духовного роста действительно так происходит, потому что в это время у людей бывает особое духовное состояние (особенно у новокрещенных, если они крестились во взрослом возрасте). Впоследствии же довольно часто складывается такая ситуация, когда человек по инерции продолжает жить так, как будто в нем благодать проявляется обильно, хотя уже давно наметился внутренний спад, но внешние условия жизни вокруг себя человек оставляет такими же. Очень грустно смотреть на этих людей, потому что их жизнь безрадостная. Если до этого тот вакуум, который они создали в себе, лишая себя многих радостей внешнего мира, заполняла другая радость, смысл, стремление к Богу, то когда радость и искреннее стремление поутихли, эта внутренняя пустота очень сильно видна.

Что люди продолжают в этом случае делать? Очень часто с этим сталкиваешься на исповеди. Они продолжают отцеживать свои какие-то малые поступки, отцеживать свои прилоги, мысли, желания, думая, что через это они обретут тот внутренний огонь любви, который со временем утратили. Но просто через отсечение чего-то обрести новое нельзя; чтобы что-то заполнило эту пустоту, нужны какие-то другие действия. То есть человек приходит в духовный тупик, у него появляется уныние, или, говоря другим языком, элементы депрессии, какой-то безнадежности, бессмысленности своего существования.

Сегодня хотелось бы поговорить именно о здравом и трезвенном отношении к своей жизни. Мы часто сталкиваемся с тем, что человек делегирует права на свою жизнь кому-то; например, духовнику, священнику, чтобы он за него что-то решил. Это не говорит о высокой духовной сознательности человека. Чаще всего это говорит, наоборот, о внутренней слабости, робости, невозможности принять самостоятельное решение.

Часто человек свои слабости или даже порой свои страсти возводит в ранг добродетелей. Допустим, свою робость он считает смирением. Или, например, человек очень раздражительный направляет свою страсть в «нужное русло» и начинает бороться со всем: с инакомыслием, с врагами Церкви; и думает, что он искренний, замечательный православный христианин. На самом деле он просто реализует свою страсть гнева в каком-то более-менее пристойном русле.

Человек очень часто хочет, чтобы за него всё решили. А так не бывает, потому что человеку дана свободная воля. Жизнь человека, его судьба находится в руках Божиих и руках самого человека, то есть это соработничество Бога и человека.

Начнем с того, что сейчас очень мало крепких и сильных духом людей. Когда читаешь святых отцов, то часто обращаешь внимание на отсечение своей воли: попадая в руководство к какому-то великому старцу, человек отсекает волю. Во-первых, это были другие люди и другое время. Это были люди сильные, крепкие; может быть, с неотесанным сердцем, которых надо было очень сильно обтесывать. Вспомним, как православные императоры Византии легко решали вопросы – рубили головы направо и налево по делу и без дела. Древние люди были гораздо грубее современных людей, у них были сердца грубые и неотесанные. И приемы первых веков христианства (VI и VII веков), о которых мы читаем, не очень верно было бы применять к самим себе.

Человек очень часто попадает в неверное руководство, в неверное толкование каких-то советов. Мы многократно говорим, что священник (духовник) может задать ориентиры, границы поведения, может указать на крайности в том или другом отношении, но то, что лежит внутри этих границ, все-таки находится в сфере свободной воли самого человека, его выбора. Этот выбор огромен, и духовник не может решить за человека, какую ему статью в журнале читать, а какую не читать (или какую пищу есть). Сейчас речь не идет о нарушении поста или чтении скверной литературы. Нет. Речь идет о вещах, которые лежат в рамках нормы.

Человек должен взять свою жизнь в свои руки и с помощью Божией, молясь, чтобы Господь вразумил и помог, начать разбираться в своей жизни, смотреть на свою жизнь. И тогда можно увидеть очень много интересных вещей. Пока человек не задумается о своей жизни, а смотрит куда-то вовне, он может до глубокой старости прожить, не видя, не познавая самого себя. Еще Сократ сказал: «Познай самого себя». Познание самого себя – это очень важная вещь.

К какому результату приходит человек, когда начинает познавать себя? Он начинает видеть, что в нем очень много плохого, что он нуждается в Спасителе, Который выведет его из этой тьмы. Вот результат познания самого себя. Не уныние, не депрессия, не отчаяние, не признание себя замечательным и хорошим, а видение нужды в Спасителе, Который протягивает тебе Свою спасающую руку.

Когда человек обратит внимание на самого себя, свои желания, стремления, свои особенности характера, свои страсти, при этом молясь Господу, чтобы Господь его просветил и вразумил, тогда, может быть, он несколько по-другому посмотрит на свою жизнь. Человек увидит в этом случае, что жизнь очень изменчива и ее нельзя втиснуть в определенные рамки. Сегодня тебе действительно нужно было отсечь общение с какими-то товарищами, но когда ты пришел в другое состояние, ты видишь, что для тебя это уже не полезно, твоему духовному развитию это вредит. То есть человек должен рассудительно относиться к своей жизни и понимать: «В этот день мне уже не будет полезно то, что было полезно вчера».

Оказывается, духовная жизнь человека – это творчество. Без помощи Божией это творчество реализоваться не может, а с помощью Божией может, потому что Господу нужны внутренне свободные люди, которые свободно к Нему обращаются, свободно хотят Его любить.

Но часто получается так, что человек руководствуется только привычкой в духовной жизни; у него создаются некие внутренние схемы, какие-то представления и убеждения. И он уже совсем не рад поститься, не рад молиться, не рад причащаться; он просто знает, что это надо, иначе, если он этого не сделает, внутри его будет что-то мучить, терзать. Получается, человек становится рабом своих установок. Он давно уже Бога в глубине сердца почти перестал любить, он давно перестал получать радость от одного, другого, третьего, просто знает, что в месяц нужно непременно столько-то раз причащаться. И у человека вообще уходит сердце из духовной жизни. Но обратим внимание, что все Евангелие говорит именно о сердце человека по отношению к Богу! Не о принудиловке, не о том, чтобы заставлять себя, а о сердце свободном.

Конечно, кто-то скажет: «Что же совсем не заставлять себя? Я вообще тогда делать ничего не буду». Речь не об этом. Речь не о тех людях, которые расслабляются, пьют, гуляют – им, может быть, действительно надо собраться. Но речь о людях, которые себя загнали в угол духовной жизни, не видят какого-то внутреннего просвета, не видят радости. Ведь с такими людьми, которые не видят радости в своей духовной жизни, приходится сталкиваться постоянно.

Нельзя сейчас давать какие-то конкретные советы, потому что жизнь каждого человека очень разная. Но каждому человеку стоит посмотреть на свою жизнь и задуматься, почему с ним это происходит, что не так? Может быть, действительно хорошенько помолиться (и не единожды), попросить Господа о вразумлении. Нужно понять, что нельзя до глубокой старости жить, не любя Бога по-настоящему, всем своим сердцем, а исполняя только ритуалы. Нельзя так жить! Невозможно войти в Царство Небесное, исполняя только ритуалы. Христос что сказал про фарисеев? «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, не войдете в Царство Божие». А уж они-то ритуалы исполняли замечательно, очень пунктуально. Значит, нужно нечто большее – сердце. Поэтому человек должен задуматься о своем сердце, о своем отношении к Богу, о любви.

Так случается, что некие вещи убивают в человеке любовь. Какие? Не знаю; у каждого человека свои. Поэтому каждый человек должен творчески подойти к своим отношениям с Богом. Это очень серьезно, на кону стоит все бытие человека, его существование.

Если мы глубоко посмотрим на свою жизнь, то увидим, что Бог широк, Бог не так узок, как мы Его себе представляем, Бог любвеобилен. Приведу такой пример. У нас есть самый дорогой человек из всех (жена, ребенок, отец, мать). Приятно ли нам было бы, если бы мы узнали, что нас любят только потому, что боятся, или не хотят с нами связываться, или ждут от нас какого-то материального блага? Думаю, это глубоко ранило бы наше сердце. Так и для Бога каждый человек – абсолютная ценность, Он любит такой любовью, как будто этот человек один в этом мире существует. Просто Божией любви столько, что ее хватает на миллиарды людей. Нужно каждому задуматься: наше отношение к Богу, наша религиозная жизнь не являются ли оскорблением Господа? Если это так, то, может быть, стоит всмотреться в свою жизнь и задуматься, почему это происходит.

Один человек пьет, гуляет, и у него нет места для Бога. А с другим человеком может случиться так, что он сосредоточился на исполнении только ритуалов – чтении акафистов, кафизм, чего-то еще, и весь в этом, а места для Бога в его жизни вообще нет. А третий человек, может быть, давно перестал относиться к окружающим людям со вниманием и зациклился на себе, и ему надо проявиться в окружающем мире. А четвертый лишил себя всего, всяких радостей, и ему нужно подкинуть капельку радости в свою жизнь, чтобы его жизнь немного раскрасилась.

Каждый человек может задуматься о своей жизни и попросить у Господа помощи и вразумления. Господь каждому человеку даст внутренний совет, и человек поймет: «Оказывается, я не люблю Бога вот поэтому». Тогда он что-то немного подкорректирует в своей жизни и сможет встать на тот замечательный путь, который приведет его к любви Божией.

Записала Инна Корепанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 02:45
  • Суббота, 04 мая: 02:45
  • Воскресенье, 05 мая: 07:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать