Аудио |
|
Скачать .mp3 |
9 марта 2016 года состоялось расширенное заседание Патриаршего совета по культуре. Собравшихся приветствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Сердечно приветствую всех, кто откликнулся на мое приглашение и собрался сегодня в этом зале. Хотел бы сказать несколько слов, перед тем как официально начать нашу работу.
Искренне рад этой встрече, потому что она проходит в очень нужное для нашей школы, для нашей литературы, для нашей культуры время. Вы все хорошо знаете, какие общественные дискуссии проходят в стране. Знаете, конечно, и о том, как разделилось мнение среди экспертного сообщества по целому ряду вопросов, связанных с преподаванием литературы, русского языка и в целом с проводимой реформой образования. И масштаб дискуссии, ее острота, даже политические последствия, не говоря уж о последствиях культурных, столь значительны, что это обсуждение не может быть ограничено рамками ведомств или заинтересованных экспертных сообществ. Необходима более широкая, я бы сказал, нейтрально-благожелательная площадка, где люди, имеющие разные точки зрения, могли бы адекватно их представить, с тем, чтобы способствовать формированию некоего общего понимания того, где мы и куда идем — как народ, как носители национальной культуры, как школа или как экспертное сообщество.
Несколько месяцев назад президент нашей страны Владимир Владимирович Путин обратился ко мне с предложением создать Общество русской словесности и впоследствии возглавить его работу. Я принял это предложение именно потому, что речь идет о гуманитарном измерении нашей жизни, личности, общества, государства, а гуманитарное измерение есть часть духовной ответственности Церкви. Гуманитарная сторона человеческой жизни включена в то, что мы называем пастырской заботой Церкви, и именно как пастырь, несущий, вместе с очень многими, ответственность за духовное состояние народа, я принял решение возглавить это общество. Не буду говорить о том, что это было непростое решение, принимая во внимание повестку дня Патриарха. И, тем не менее, считаю, что внимание к только что обозначенной теме должно быть повышенным и у Патриарха, потому что речь идет о чем-то очень важном, имеющем отношение к жизни всего нашего народа и всего нашего общества.
А теперь несколько слов об истории. В 1811 году уже создавалось Общество любителей российской словесности, которое своей целью полагало «способствовать успехам отечественной словесности как главному средству к распространению просвещения». И мы знаем, что не только это общество, но и вообще литература, российская филология сделали очень многое для того, чтобы народ наш становился все более и более грамотным, просвещенным. Ну, об успехах в области литературы и говорить не буду — они всем нам и всему миру известны. Также и в советское время были предприняты очень значительные усилия для повышения грамотности населения и для развития школы, — достаточно сказать, что на излете светского времени мы были одной из самых читающих стран в мире. Я вспоминаю рейтинги 80-х годов — мне кажется, мы были на втором месте после Тайваня. Сегодня мы занимаем в этом рейтинге 35-е место.
Есть и другой тревожный сигнал. В системе ЕГЭ проходной балл по литературе и русскому языку был снижен с 36 до 24 баллов. Как человек не очень просвещенный в рейтингах ЕГЭ, не могу провести точных аналогий, но мне кажется, что это меньше «тройки», если перевести на привычный нам язык. А ведь это основной предмет! Не зная языка, человек не может общаться с другими, — нарушается сама способность к установлению и развитию коммуникаций, к передаче информации. Конечно, можно передавать информацию, и не заботясь о своем языке, но это свидетельствует о низком уровне развития общества. То, что допустимо в каких-то слаборазвитых странах, не может быть допустимо в стране Пушкина, Лермонтова, Достоевского — в стране, где в самое тяжелое время была преодолена безграмотность и которая действительно достигла очень высокого уровня образования.
Сегодня я попросил собраться здесь не только тех, кто выразил согласие с моим приглашением участвовать в работе Общества русской словесности, но и членов Патриаршего совета по культуре. И я благодарю членов Совета за ваше участие в этой работе. Патриарший совет по культуре является основным пространством для взаимодействия Патриарха и Церкви с миром культуры, с нашей творческой интеллигенцией, и я счел правильным поставить вопрос о создании Общества русской словесности именно на заседании Патриаршего совета по культуре.
Прежде чем нам начать нашу работу, я бы хотел вспомнить о тех людях, которые ушли от нас. Это выдающиеся люди: Георгий Павлович Ансимов, народный артист СССР, режиссер Большого театра, член Патриаршего совета по культуре; Владислав Игоревич Казенин, председатель Союза композиторов, также член Совета по культуре; Валентин Григорьевич Распутин, писатель, и Владимир Дмитриевич Сарабьянов, реставратор высшей категории, человек, хорошо известный среди реставраторов и художников. Все они внесли свой замечательный вклад в жизнь нашей страны, оставив о себе светлую память не только среди специалистов, но и среди очень многих людей. И по существующей традиции я просил бы в этом собрании пропеть им «Вечную память».
Теперь несколько слов по повестке дня. Я предложил бы выслушать отчет Преосвященного епископа Тихона, ответственного секретаря, о работе Патриаршего совета по культуре. Потом я хотел бы обратиться еще раз со словом в связи с началом работы Общества русской словесности, после чего будут предложены доклады с последующей дискуссией по списку, который мы сформировали на основании заявок. У нас будет семь докладчиков, и после каждого из выступлений — дискуссия. Затем будет обсуждение и принятие краткого итогового документа. А после завершения, поелику мы с вами собрались в период Масленицы, я всех приглашаю на блины — этим мы и завершим сегодняшнюю работу.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!