Преображение (Одесса). Великий пост

2 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Великий пост – это время воздержания. Это особое время, когда многому нужно учиться. Поэтому нужно знать, что необходимо делать во время поста, а от чего следует воздержаться. Именно об этом и пойдет речь в сегодняшней программе.

Что такое пост?

– Этот термин можно расшифровать по-разному, потому что у него много значений. Прежде всего это воздержание: от пищи, удовольствий, развлечений, увеселений. Это время  мы должны посвятить воздержанию ради достижения определенных духовных целей, которые мы ставим перед собой и которые без поста не могут быть достигнуты. В каком-то смысле пост – синоним словосочетания «духовный подвиг». Это не просто воздержание от какого-то вида пищи, а комплекс различных действий. Можно сказать, что это особый образ жизни, который человек избирает для себя на какой-то ограниченный период времени для того, чтобы получить от Бога прощение грехов и Божественную милость.

– Пост – это время покаяния. Как покаяние связано с постом?

– Очень тесно. Хотя связь тут вроде бы не вполне очевидна. Многие люди, например, соблюдают диету, но при этом они абсолютно ни в чем не каются. Они могут соблюдать диету по предписанию врачей, ради здоровья, ради похудения, чтобы сбросить лишний вес. Причин, по которым человек воздерживается от той же самой пищи, от которой мы воздерживаемся ради Христа во время поста, может быть множество.

Но обратная связь видна гораздо сильнее. Когда человек постится именно ради Господа, по уставу Церкви, то он отказывает себе в тех видах пищи, к которым  привык, которые ему кажутся вкусными, питательными и обычно для него являются своего рода утешением в жизни. Пища сама по себе – это и антидепрессант, и просто возможность порадовать себя с телесной точки зрения. Тело у нас тесно связано с душой, поэтому душа тоже радуется, когда есть обильный и вкусный стол, а если его нет, это причина для скорби. Когда мы ощущаем, что хотелось бы еще покушать, а уже нельзя, что хотелось бы поесть что-то вкусное, а оно скоромное и его тоже нельзя, то это в нас сразу вызывает определенную внутреннюю скорбь.

Это особенно ощущается в первые дни Великого поста. Когда после заговенья, после масленицы, после блинов вдруг  требуется очень строгое воздержание, в лучшем случае сухоядение, а иногда вообще полное воздержание, когда есть ничего нельзя,  можно только пить по минимуму после захода солнца. Это уже сказывается на внутреннем самоощущении. Посредством поста человек смиряет свое тело. Это очень полезно для тела, но это сопряжено с определенной скорбью, с трудностями, в каком-то смысле с упадком духа,  поэтому здесь человеку нужно подкрепление.

– Ограничение в пище для мирян и монахов одинаковое или все-таки следует делать какие-то различия?

– Одним из парадоксов нашей церковной жизни является то, что у нас вся Церковь живет по монашескому Уставу – Типикону. Он был написан монахами и для монахов. Но так получилось в истории, что он стал руководством для деятельности всех христиан. Там, конечно, есть некоторые оговорки, поправки, но по существу общее направление сохранено. Поэтому надо учесть некоторые моменты. Мы делаем определенные послабления для разных категорий людей, которые не могут поститься настолько строго, как это делают монахи в монастыре. Даже в монастыре не все одинаково постятся. Есть немощные, больные старцы, для которых болезнь является заменой поста, а здоровые люди должны поститься полностью.

Но и здесь имеется ряд ограничений. Если человек молодой и здоровый, но занят тяжелым физическим трудом, например, шахтер, который работает на шахте всю смену с отбойным молотком в руках, ему просто будет не хватать той постной пищи, которой будет вполне довольствоваться вся его остальная семья. Либо, например, человек находится в путешествии, где-то в другой стране, или спортсмен на сборах, где кормят в общей столовой...

Есть такие жизненные ситуации, из которых зачастую нет иного выхода, как подойти к духовнику и попросить послабление на период поста в связи с тем, что есть какие-то внешние обстоятельства. Это все нужно объяснить. Послабление так просто никогда не дается. Без объяснения причин, почему именно берется послабление, его давать не принято. Человек обязательно должен это объяснить.

Есть такие люди, которые мясо не едят вообще, даже в скоромное время, но без молочного они просто жить не могут. Если они не будут есть молочного, у них сразу начинается масса проблем с кишечником, с пищеварением, что жизнь уже не в радость, не то что пост. В этих случаях приходится идти человеку навстречу и давать ему  послабление. Как об этом говорят святые отцы, главное в духовной жизни – это рассуждение с советом. Человек не должен безрассудно браться ни за какое дело, тем более за столь важное и ответственное, как пост.

– Перейдем к вопросам о том, что нельзя делать в Великий пост. Насколько важно воздерживаться от различных развлечений и увеселений?

– Это очень важно! Человек питается не только телесной пищей, но и душевной, и интеллектуальной. Если ограничить себя только в телесной пище и при этом смотреть и слушать то, что было в обычное, скоромное время, будет диссонанс.

– Вроде желудком постишься, а душой и умом – нет.

– Да, настоящего поста не будет. Будет просто диета. Если человек по-прежнему будет развлекаться, смотреть какие-то увеселительные программы по телевизору, посещать театральные представления комедийного плана, это будет просто бессмысленно. Что же это за пост!

– Получается, держать пост нужно и душой, и телом?

– Безусловно! Даже прежде всего душой, именно по той причине, что телом не все могут соблюсти пост, а душой соблюсти пост могут все. Могут иметь место телесные ограничения по болезни, по возрасту, по образу жизни, по жизненным обстоятельствам, и на это дается послабление, но не бывает такого, чтобы человек пришел просить послабление на просмотр развлекательных программ. Это нонсенс! Такого в принципе быть не может. Потому что ограничить себя в развлечениях на период Великого поста по силам абсолютно каждому человеку.

Я помню, в одной из проповедей святителя Иннокентия Херсонского говорится о том, какая поразительная перемена наступает в атмосфере жизни общества с первым же днем Великого поста. Он, конечно, жил в дореволюционный период, когда постились почти все люди, потому что все были православными. Он говорит о том, как тогда отрадно душе, как легко дышать, когда нет всех этих развлечений и увеселений, когда все думают о покаянии, когда все хотят пойти в храм на службу помолиться Господу. Для духовного человека это просто причина для радости.

– Некоторые христиане отключают  Интернет, телевизор и вообще социальные сети. Насколько это резонно делать в пост?

– Мне случалось видеть семьи, к которым приходишь во время Великого поста, а у них телевизор под покрывалом, чтобы его даже не было видно. Некоторые вообще выбрасывают телевизор с балкона, но я считаю, что это уже крайности. А в целом, безусловно, ограничить себя в просмотре телепрограмм надо. Хотя мы прекрасно понимаем, что по телевизору показывают не только развлекательные передачи и разные глупости, но бывают очень полезные познавательные программы, серьезные документальные фильмы, в том числе и религиозного содержания, тем не менее для большинства людей телевизор – инструмент для развлечения. Если посчитать в процентном отношении, сколько люди смотрят по телевизору развлекательных, а сколько серьезных и познавательных программ, то мы увидим, что доля вторых будет незначительной.

Поэтому самый простой способ преодолеть соблазн – от него удалиться, как говорят святые отцы. Если постоянно ходить по краю пропасти, рано или поздно в нее упадешь. Можно ведь постоянно включать телевизор с мыслью смотреть только что-то полезное, но вдруг попали на какой-то интересный фильм, где есть сцены, которые не соответствуют великопостному настроению, и это сразу человека может выбить из колеи, а то духовное сокровище, которое он уже накопил за прошедшее время поста, он может потерять буквально за несколько минут и осквернить свою душу недолжными впечатлениями или греховными помыслами.

От Интернета отключиться тяжелее, потому что сейчас работа у многих людей связана с постоянным общением во всемирной сети. Кроме того, зачастую сейчас люди и новости тоже узнают из Интернета. Я, например, очень редко смотрю телевизор, а новости в основном узнаю на новостных сайтах. Но и тут тоже есть соблазн, потому что в Интернете тоже есть свои подводные камни, свои опасности, поэтому нужно быть очень осмотрительным и внимательным. Если нет возможности отказаться от Интернета, от работы за компьютером, надо постоянно стоять на страже своей души, как об этом говорится в Священном Писании: Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице. Вот так и здесь: надо помнить, что есть разного рода уловки дьявола, которые надо иметь в уме.

– В чем еще можно себя ограничить для духовной пользы?

– Это довольно широкое поприще для деятельности. Мы можем сами за собой понаблюдать, что для нас является предметом пристрастия в этой жизни. Это могут быть вещи, совершенно не противоречащие посту. Например, человек любит поесть сладкое и ест сладости каждый день в больших количествах. Когда наступает Великий пост, он и дальше может их есть в больших количествах, просто выбирая те сладости, которые не противоречат посту, в которых нет запрещенных ингредиентов. Помимо того, что рано или поздно это принесет вред здоровью, это можно назвать страстью сластолюбия.

Человек ищет, что сделать полезного для своей души, чем угодить Господу, какой подвиг на себя взять в Великий пост. Необязательно полностью 48 дней не есть ничего сладкого, это тоже по-своему тяжело: мозгу для работы нужен сахар. Но если человек откажется хотя бы от половины того сладкого, что он ел обычно, то это уже будет большой вклад в дело своего духовного совершенствования.

– В пост также важно воздерживаться от супружеской близости. Почему?

– Это не такой простой и однозначный вопрос, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, потому, что в Типиконе о воздержании от супружеской близости вообще ничего не сказано. И не может быть сказано, потому что церковный Устав писался монахами и для монахов. Монахи – это люди, по умолчанию давшие обет безбрачия и целомудрия. А для людей, которые состоят в браке, это важная тема. И мы можем сказать, что естественно воздержаться от супружеского общения в Великом посту, если мы воздерживаемся от скоромной пищи. Это предполагается целым принципом ограничить пожелания плоти. Те удовольствия, которые обычно являются вполне дозволенными для плоти, здесь ограничиваются ради духовной пользы. Чтобы душа человека приблизилась к Богу, чтобы больше в человеке было места для действия Духа. Но нужно учитывать ряд обстоятельств. Сейчас в обществе очень много смешанных браков, когда супруг христианин, а супруга нет; или наоборот.

– Или просто люди неверующие.

– Да, или формальные христиане, крещеные, но абсолютно не церковные люди. В таких случаях, если только один из супругов постится, а второй не собирается этого делать, то могут возникать очень серьезные конфликтные ситуации. И здесь приходится выбирать меньшее из зол. Я думаю, что правильно поступают те люди, которые, сталкиваясь с подобной проблемой, обращаются за советом к духовнику, как лучше поступить. И дальше уже руководствуются его подсказками, советами и вместе с тем голосом собственной совести.

– Можно ли в пост употреблять спиртное?

– И это тоже вопрос неоднозначный. Для большинства людей (я не раз с этим сталкивался) воздержание от спиртного подразумевается априори. Они могут себе позволить съесть что-то мясное, но от спиртного воздерживаются строго. Вместе с тем, если мы посмотрим по Типикону, то в субботу и воскресенье каждой седмицы разрешается вкушение елея и вина. То есть на любой неделе есть дни, когда мы можем употреблять спиртное. Конечно, в разумных пределах.

Есть еще более интересный момент. Бывают такие дни, когда елей запрещен, а вино разрешено. То есть вино менее скоромный продукт, чем елей. Бывает, что его разрешают в те дни, когда запрещено даже подсолнечное масло. Так что здесь все дело в количестве, чтобы человек соблюдал меру. Ясно, что в те дни, когда спиртное запрещено, лучше его вовсе не употреблять и соблюсти устав. Это будет только на пользу человеку. Но в некоторые  дни оно разрешено; значит, наверное, в этом есть свой смысл. Наши святые отцы, которые принимали участие в написании Устава, в его редактировании, рецепции, никогда против этого не выступали. Вино веселит сердце человека, и должны быть такие периоды радости, подъема, какого-то хотя бы и ограниченного, но веселого настроения даже в пост. Так что здесь надо соблюдать меру, но вместе с тем и не слишком это утрировать.

– Есть еще такой интересный вопрос. А кому нельзя поститься? Есть такие группы?

– Думаю, что да. Нельзя поститься тем, кому это явно будет во вред здоровью. С этим приходится сталкиваться. Обычно с этим приходится сталкиваться перед самым началом Великого поста, когда выстраивается очередь в последнее воскресенье после литургии за благословением на послабление. Некоторые люди называют по-настоящему серьезные заболевания, которые просто являются несовместимыми с соблюдением Великого поста. Они говорят, что врач им прямо сказал: «Не вздумайте даже! Вы не доживете до конца этого поста». Ясно, что в таких случаях мы даже и не пытаемся настаивать. Это бессмысленно и не нужно.  Мы уже говорили: для людей, у которых серьезные проблемы со здоровьем, болезнь является как бы заменой поста, потому что она уже вносит в жизнь человека скорбь, смирение, память смертную. Так что если человек использует это во благо для покаяния, то в посту ему должны даваться послабления.

– Какое место добрым делам в Великом посту? Мы все говорим о том, что нельзя делать. А что можно?

– Не только можно, но и нужно делать больше добрых дел в Великом посту. Тем более что в это время удобнее и легче делать добрые дела, чем в скоромное время. С чем это связано? С тем, что когда человек соблюдает пост, у него обостряется духовное восприятие. Часто говорят, что в Великом посту больше случается скорбей, искушений. С одной стороны, это верно. Но, с другой стороны, те искушения, которые были у нас в обычное время года, могли пройти незамеченными. Мелкие шероховатости в общении с людьми – мы могли закрыть на это глаза и даже внимания не обратить.

Когда человек постится, у него сразу обостряются и вкусовые рецепторы, и душевные чувства. Это имеет амбивалентное значение. С одной стороны, человек становится более раздражительным  именно потому, что он постоянно ощущает и телесный голод, и внутреннее напряжение. А с другой стороны, у него увеличивается чуткость. Поэтому такие вещи, которые требуют внимания, заботы, опеки, гораздо лучше получаются в пост, потому что возможность ощутить скорбь, в том числе и чужого человека, лучше.

Кроме того, в посту человек становится просто ближе к Богу. Если человек что-то ради Господа делает, Господь никогда не остается в долгу: Он нам воздает Своей благодатью, поддержкой, Промыслом. И потому вполне закономерно и естественно: если мы себя делаем внутренне лучше в Великий пост, то нужно этот потенциал, который приобретается, тут же вкладывать в реальные добрые дела. Если поискать, они всегда найдутся. Возможности для этого будут.

 – А есть ли такие дела, на которые просто необходимо тратить время в пост?

– Если мы говорим в целом о тех делах, которые необходимо делать в пост, – это посещение храмовых богослужений. Я бы начал все-таки с этого. Потому что люди у нас, что ни говори, редко посещают храм. Далеко не так часто, как должны бы. По статистике у нас большинство населения православные христиане.

Если взять такой город, как Одесса (миллионный город) и количество храмов в нем, их общую вместимость, то если хотя бы  половина населения – пятьсот тысяч – ходили  каждое воскресенье в храм, у нас храмы были бы переполнены. Они не могли бы вместить этого множества людей. Но мы этого не видим. Даже в воскресные дни у нас средняя наполняемость. Если храм небольшой, то он, конечно, бывает заполнен полностью. А если храм большой, то бывает, что вполне достаточно свободного места. Нужно, чтобы это совпадало: великий двунадесятый праздник с выходным днем. Тогда мы видим, сколько людей может прийти на самом деле. А в обычное воскресенье  мы этого не замечаем.

О чем это говорит? Что именно в Великий пост Сам Бог велел почаще посещать храм. Во-первых, для этого больше поводов: нужно чаще причащаться. И для этого созданы все условия. А главное условие уже соблюдается: ты постишься. Надо просто почитать Последование ко Святому Причастию, исповедоваться – и ты уже готов причаститься.

С другой стороны, у нас есть несколько Вселенских родительских суббот в Великом посту.  Поэтому не только в воскресенье, но еще и в субботу можно приходить на богослужение. Кроме того, у нас есть особые богослужения, которые совершаются в храме только в это время года – по средам и пятницам литургия Преждеосвященных Даров. Я считаю, это очень интересное чинопоследование. У этой литургии какая-то своя атмосфера; она ни на что не похожа. Все-таки литургии Василия Великого и Иоанна Златоустого во многом похожи. А это нечто совершенно другое. Я думаю, хотя бы для того, чтобы увидеть, как это совершается, надо пару раз прийти в среду или в пятницу. Это доброе дело – посещение храмового богослужения;  его обязательно нужно усилить на протяжении Четыредесятницы.

– Как можно усилить молитву в пост?

– Скажу из личного опыта, в пост молитва усиливается сама по себе – появляется потребность больше молиться. Другое дело, что эту потребность нужно правильно организовать. Заранее подумать, какой дополнительный молитвенный подвиг взять на себя в течение всей Четыредесятницы. Это может иметь разные формы: либо класть ежедневные земные поклоны с краткой молитвой (каждый день какое-то число земных поклонов), либо ежедневно читать какой-то канон или по четкам читать избранные молитвы, которые ближе человеку. Или усилить чтение Псалтири, которое совмещает два подвига: чтение Священного Писания и вместе с тем молитвы. Что человеку ближе, тем он и должен заняться.

– Есть ли место радости в Великом посту?

– Конечно, есть. И должно быть. Мы говорили про святого Иннокентия Херсонского. Для людей, воцерковленных  по-настоящему, пост – время радости. Я даже слышал такое выражение от многих людей, которые живут в Церкви постоянно: «Жду наступления Великого поста, мне становится легче, я ощущаю большую близость к Богу, большую духовную радость». И это правда.

Есть такие, казалось бы, мелочи, но в Великом посту вас может порадовать кусок хлеба. Когда вы едите один раз в день этот маленький кусочек, сам вкус хлеба никогда так не радует (я замечаю за собой), как именно на первой седмице Великого поста, когда ничего другого нельзя есть. Место для радости всегда найдется. И если человек стремится угождать Господу, обязательно награды будут, в том числе и радость духовная. Потому что она является доказательством присутствия в нас Духа Святого.

 – Какую музыку можно слушать в Великий пост?

– Без музыки человеку жить трудно. И это, наверное, касается почти всякого человека, которому уж не совсем медведь на ухо наступил. Если мы способны получать удовольствие от прослушивания музыки, значит, это качество вложено в нас Богом, это естественное свойство. Другое дело, что выбор музыки в посту явно отличается от обычного. Если в обычное время мы можем палитру музыкальных жанров раздвигать очень широко, то в пост музыка должна быть по преимуществу серьезная, направленная на духовность; либо прямо, либо косвенно. Два главных вида музыки, которые мы должны сделать для себя предпочтительными в Великом посту, – это музыка духовная и классическая. Духовные песнопения настраивают нас на покаяние, на молитвенные созерцания. А бывает и так: если грустное настроение, включаю пасхальные песнопения даже в Великом посту, и это сразу мне напоминает, ради чего сейчас идет пост, приближается Пасха Христова, а она всегда несет с собой радость.  Что касается классической музыки, бывает, что она написана светскими композиторами и у нее не религиозная тема. Но если у человека, который писал эту музыку, есть подлинный талант, то это затрагивает настолько глубокие струны в душе, что способно вызвать возвышенные чувства, какое-то сопереживание и настроение, которое очень хорошо совпадает с общей направленностью Великого поста. Я полагаю, если человек хотя бы иногда слушает классическую музыку, то лучше понять и прочувствовать ее он сможет именно в Великий пост.

Записала Екатерина Береснёва

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​