Преображение (Одесса). Святой царь и пророк Давид

13 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Двенадцатого января Святая Церковь чтит память святого пророка, царя и псалмопевца Давида. О нем, его псалмах, жизни и любви к Богу и пойдет речь в сегодняшней программе.

Откуда был родом и как возрастал будущий пророк?

– Пророк Давид происходил из города Вифлеем в Иудее. Этот город нам всем прекрасно известен по другой причине – там родился Господь и Спаситель мира Иисус Христос. Это был город Давидов – так он и называется в Священной истории, поскольку это было не только место его рождения, но в целом это место исторически принадлежало его семье: там жил его отец, а также семь его старших братьев. Давид был младшим, восьмым ребенком в семье. Есть интересная библейская подробность: Давид был правнуком Вооза и Руфи. В Библии есть Книга Руфи. История этой женщины, которая вышла замуж за Вооза, имеет очень важное мессианское, прообразовательное значение, потому что Руфь стала прабабушкой пророка Давида. Так вот, в Вифлееме и проходило детство Давида в большой семье, при обычном патриархальном быте.

– Его детство и юность прошли возле овец. Как это одиночество и пастушеская жизнь сформировали его характер?

– У Давида был очень своеобразный, непростой характер. Когда мы говорим об этом человеке, надо иметь в виду, что это человек Ветхого Завета со всеми присущими ему особенностями. Само имя Давид означает «возлюбленный». Он был красив лицом, как об этом говорит Священное Писание. В синодальном переводе он называется белокурым, но отец Александр Мень считал, что более правильным было бы перевести «рыжеволосый».

Для обычного еврея рыжий цвет волос в то время был довольно большой редкостью. Евреи были в основном черноволосые кудрявые брюнеты. А Давид был светлым. Даже если он имел волосы рыжего цвета, по сравнению с черным это можно считать светлым цветом. Что касается белокурости, есть сомнения, был ли он блондином; скорее все-таки рыжим. При этом он был приятной наружности, атлетического телосложения, очень сильным. Судя по всему, он был не очень высокого роста, но при этом отличался многими незаурядными качествами.

Его юность проходила в очень простой обстановке. Он не получил какого-то образования, он пас стада своего отца, из чего можно заключить, что семья была достаточно состоятельной – у них было довольно много скота. Давид в этой обстановке проводил дни, недели, месяцы, годы, и, конечно, это определенным образом сказывалось на его характере. Думаю, эта простая обстановка влияла на него двояким образом, причем и с той, и с другой стороны это было положительное влияние.

Когда человек находится вдали от селения, скажем, в открытом поле, где-то на пастбищах, это располагает его к созерцательной жизни – есть время подумать над многими вечными вопросами, есть время помолиться Богу. Мы видим, что многие выдающиеся люди в истории Церкви происходили из пастухов: в Ветхом Завете, например, пророк Амос, в Новом Завете – Спиридон Тримифунтский. Но была и другая сторона вопроса. Давид пас стада своего отца в окрестностях Вифлеема, и в то время там водилось много опасных хищников, диких зверей: волки, медведи, даже львы. В Священном Писании говорится, что когда кто-то из хищников нападал на его стадо и пытался унести овцу, он догонял хищника и отбирал овцу.

– Настоящий пастырь!

– Да, он был пастырем в самом истинном смысле этого слова; каждая овца была для него дорога, и он ее защищал, рискуя собственным здоровьем и жизнью. То есть в нем развивались такие качества, как самопожертвование, храбрость, бдительность. Он должен был постоянно следить за окружающей обстановкой, понимая, что хищник нападает неожиданно, внезапно. Поэтому такое, казалось бы, совершенно простое занятие, как пасти овец, воспитало в нем очень много позитивных качеств.

– Мне кажется, что в одиночестве человек открывается таким, какой он есть на самом деле. Такое самовоспитание наложило какой-то отпечаток на его духовную жизнь?

– Мы знаем, что Давид, помимо всего, был еще и музыкантом, у него были явно выраженные музыкальные способности. Он умел играть на струнных инструментах; в частности, на кинноре, как об этом говорится в Книгах Царств. Его занятие тоже располагало к совершенствованию в игре – у него было достаточно много свободного времени, и когда он ничем другим не был занят, вполне мог играть на музыкальных инструментах, петь какие-то псалмы Господу.

Возможно, некоторые из его псалмов были написаны еще в период юности. Впоследствии он мог их дополнить, обработать, но, думаю, его творчество начиналось уже в тот период, когда у него для этого было больше возможностей. А потом он начал управлять государством, и ясно, что намного меньше внимания  мог уделять таким отвлеченным сферам деятельности, как авторское музыкальное творчество. Понятно, что он занимался богослужебной реформой, но для того, чтобы писать новые тексты, мелодии, псалмы, помимо прочего нужно иметь еще и вдохновение. Думаю, источники вдохновения он черпал именно в окружающей природе.

– Он прославился через победу над Голиафом. Расскажите детальнее эту историю.

– Это очень интересная, всем известная история, при этом она все равно остается весьма увлекательной. Во время войны с филистимлянами, которую вел первый израильский царь Саул, поставленный Богом по просьбе израильского народа, наметилось крупное сражение. Как это было принято в древности (и в Средние века в том числе), войско противника выставило своего лучшего бойца – великана по имени Голиаф – для того, чтобы он сразился с лучшим представителем израильской армии. Такое сражение зачастую играло решающую роль для последующей битвы, потому что тот, кто побеждал, сразу давал импульс своему войску: мы лучше, мы сильнее, что во многом могло предрешить исход всей войны. Поэтому отбор противника шел очень тщательно, чтобы он мог составить достойную конкуренцию и с большой степенью вероятности одержать победу.

Когда стали искать противника для Голиафа, долго не могли найти. Справедливости ради нужно сказать несколько слов о Голиафе. Его рост указан в Библии: если перевести древние мерки измерения на современную систему, это будет 2 метра 77 сантиметров и 2 миллиметра. Такой рост крайне редко встречается в человеческом роде. В Новейшей истории, я слышал, был человек ростом 2 метра 78 сантиметров, но он был болен какой-то особой болезнью.

Голиаф был здоровым, он не был таким высоким вследствие какой-то аномалии со здоровьем, у него гипофиз работал правильно, и все было в норме, просто он был потомком рефаимов – великанов, которые упоминаются в Библии. (У него был брат, кстати, такого же роста, как и он, и такой же силы; это все в Библии зафиксировано.) Так вот, этот великан, соответственно своему росту, обладал и такой же силой, храбростью, отвагой и был явно выраженным лидером в армии филистимлян. Никто не хотел сталкиваться с ним в бою, потому что все понимали, что он далеко превосходит любого из сильных израильских воинов.

Когда эта проблема возникла, Иессей вспомнил, что у него есть еще один сын, который как раз пришел навестить семью, братьев, принес хлеб, какую-то пищу. Тогда выбор и пал на него, потому что у него была необыкновенная физическая сила, хотя внешне этого не было заметно. Но когда он привел пример того, что он может сделать, что он побеждает и льва, и медведя буквально голыми руками, стало понятно, что в нем скрывается какая-то необыкновенная мощь.

Давиду доверили выступить против этого великана. Причем Саул заботился о нем, хотел его усилить, укрепить: дал ему кольчугу, медный щит, меч. Но когда Давид это взял, он почувствовал себя неуютно – он никогда раньше этого не использовал, ему это было чуждо, он никогда ни с кем не воевал. Поэтому он все это с себя снял, взял пращу и только с ней одной вышел против Голиафа, который даже оскорбился, обиделся, что на него вышли с палкой и камнями. Но Давид поступил очень мудро: он взял то оружие, которым  прекрасно владел. Одним выстрелом из пращи он победил Голиафа и затем отрубил ему голову.

Я хотел бы подчеркнуть одну немаловажную деталь: не стоит думать, что это был единственный способ, которым Давид мог победить Голиафа. Нужно вспомнить такую любопытную подробность. Уже намного позже, когда Давиду пришлось бежать от Саула, скрываться в эмиграции, по дороге он взял у священника Ахимелеха меч Голиафа, который сохранялся в память об этой славной победе. Можно представить, какой меч был у этого великана Голиафа! Но Давид взял его себе, чтобы пользоваться; значит, ему этот меч был вполне по силам, это было оружие по его руке. Значит, сила у него была действительно неимоверной.

– Из этого примера многие святые отцы черпали нравоучение. Расскажите, в каком смысле каждый христианин должен побеждать Голиафа – лукавого духа?

– Здесь есть несколько пластов толкования. Поединок Давида с Голиафом – это, безусловно, знаковое событие для всего человечества. Это стало чем-то нарицательным. Когда в любом виде единоборств один  боец заметно превосходит другого, говорят: как Давид выходит против Голиафа (имея в виду заведомо неравные условия). Но если тот, который меньше, побеждает, то эта аналогия себя вновь и вновь оправдывает.

Есть еще другой момент. Давид перед поединком произнес слова: «Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа». Он говорил, что на его стороне правда, на его стороне истина, он защищает свою родину. Потому что, собственно, филистимляне напали на израильтян, а не наоборот, и Саулу приходилось защищать землю обетованную, свой народ, свою страну от этих захватчиков. Эти слова многократно потом цитировались именно как пример того, что Бог не в силе, а в правде. Впоследствии мы такие слова слышим от Александра Невского. Это глубокая истина, которая помогает людям, сражающимся за правое дело, собраться с силами, с духом и одержать победу.

– Отношения Давида и Саула – это пример кротости Давида в Священном Писании. Разве Давид был лишен жажды власти?

– Я не стал бы настолько упрощать ситуацию. Думаю, честолюбие у него было, он стремился к власти, и он ее получил. Это была очень большая власть, и он еще увеличил ее объем по сравнению с тем, что было до него. Но при этом в его характере присутствовало благородство. Потому что были как минимум две ситуации, когда, противоборствуя с Саулом, спасаясь от него многократно, он мог прокрасться в лагерь и убить его тайком, во время сна. Но Давид этого ни разу не сделал, объясняя это тем, что не хотел убивать помазанника Божия. Есть прямой Божественный запрет: не прикасайтесь к помазанным Моим. Так говорится в Священном Писании. Поэтому он не хотел обагрять свои руки его кровью, понимая, что рано или поздно Господь все равно поможет ему одержать победу в этом противостоянии.

А вот Саул действовал гораздо более раскрепощенно с точки зрения совести – он пытался убить Давида неоднократно в самых разных ситуациях. Даже когда Давид успокаивал его дух игрой на кинноре (струнный инструмент, который напоминает гусли или еще называется псалтирью), он бросал в него копьем. Трудно сказать, насколько это было продуманное решение; было ли это прямым действием зависти, соперничества, ненависти или это было просто беснование, потому что злой дух прямо действовал на Саула (об этом говорится в Священном Писании). Как бы то ни было, это все равно не снимает ответственности с Саула. Хотя он приблизил к себе Давида на каком-то этапе, но много раз покушался на его жизнь. И только особый Промысл Божий хранил Давида в этих далеко идущих Божественных планах и помогал ему выжить.

– Давид становится царем после смерти Саула. Каким было его царствование? Оно отличалось по правде, милосердию, каким-то духовным параметрам от царствования Саула?

– Мы читаем историю царства Давида и видим много нелицеприятных вещей. Эта история очень подробно описана в Книгах Царств, откуда мы можем очень многое почерпнуть. Я помню, когда еще в школе читал Библию от начала до конца, меня удивляло, насколько все сподвижники Давида, его военачальники, были кровожадными, крайне жестокими людьми. В какой-то степени и самому Давиду это было свойственно, и тех, кто против него выступал, восставал, он не оставлял в живых. Такие были нравы того времени.

Поэтому когда мы говорим: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его»,  имеется в виду кротость по ветхозаветным меркам. А по меркам Нового Завета, конечно, он был человеком весьма и весьма суровым, жестким и беспощадным. Но вместе с тем, если сравнивать его с другими правителями, даже окрестных народов, он очень выделялся, потому что у него было представление о справедливости, чести, благородстве. Он никогда никого просто так не убивал. Да, если выступали против него, он мог быть очень суровым, но при этом он понимал, что есть рамки, за которые нельзя выходить.

Давид был правителем идеальным. Таковым он считается в Израиле до сих пор; это своего рода икона, образец, каким они хотели бы видеть своего правителя. Почему так? Уже хотя бы потому, что он очень сильно расширил пределы своего государства, он победил многие окрестные народы, которые раньше очень сильно досаждали Израилю. Он поднял международный авторитет Израиля, повысил благосостояние народа, потому что многие из окрестных народов, что он покорил, начали платить дань. Все это сказывалось на казне и на общем благополучии народа.

Кроме того, Давид заботился о своих людях: видно, что он справедливо возвышал достойных. Это все говорит о нем как об очень способном государственном деятеле, у него был ум по-настоящему государственного человека. Думаю, в этом отношении мы можем признать его и его сына Соломона лучшими правителями за всю историю израильского народа.

– Царство Давида носит прообразовательный характер по отношению к Царству Иисуса Христа. В чем этот прообраз?

– Не царство, а именно сам Давид как царь, как личность является прообразом Господа Иисуса Христа. Во-первых, потому, что он был царем и Господь происходил из его рода как прямой потомок. И Господь тоже является Царем. Мы называем Его Царь Славы, Царь всей вселенной; у Него самодержавная власть над всем миром. Поэтому Давид в этом отношении является Его прообразом.

Кроме того, Давид был пророком. Господь тоже исполнял пророческое служение. Поэтому и здесь тоже прямая линия прообразования.

Помимо этого, когда Давид писал свои псалмы, во многом он описывал свою собственную жизненную ситуацию (в какие перипетии он попадал, какие с ним случались опасности, как он их преодолевал с помощью Божией), и некоторые из этих жизненных фрагментов буквально идеально совпали с тем, что пришлось испытать Господу Иисусу Христу. Поэтому здесь линия прообразования приобретает уже высший духовный аспект.

– У Давида был страшный грех, и он проявил настоящее покаяние. Думается, нам, христианам, очень важно это знать. Расскажите детальнее об этом.

– Это печально известная история его связи с Вирсавией. Когда он прогуливался по крыше своего дома, увидел, что недалеко в водоеме купалась очень красивая женщина. Он прельстился ее красотой. Он выяснил, что она замужняя женщина, супруга одного из его военачальников Урии. Но это его не остановило; он пригласил ее к себе во дворец и имел с ней прелюбодейную связь. Когда потом выяснилось, что она зачала от него ребенка, он решил скрыть этот грех. Во время всей этой истории муж Вирсавии был на войне. Давид специально пригласил его обратно, чтобы тот приехал в отпуск к себе домой, надеясь, что тот вступит в общение со своей супругой и, таким образом, будет думать, что ребенок от него, потому что разница в сроке будет незначительная. Но Урия сказал, что не может отдыхать и наслаждаться семейным счастьем в то время, как его друзья воюют с врагом; он вообще отказался войти к себе в дом и спал во дворе, на улице.

– Удивительно великодушный человек.

– План Давида сорвался. Тогда он решил поступить по-другому: отослал Урию обратно на войну и отправил секретное письмо своему военачальнику, чтобы Урию поставили на самое опасное место битвы, отступили от него во время битвы, чтобы враги точно его убили. Фактически это было заказное убийство, спланированная акция. Так все и произошло, и к греху прелюбодейства Давид добавил еще и грех убийства. Два тяжких греха. Что самое поразительное, он в этих грехах не раскаивался и после смерти Урии пригласил Вирсавию во дворец, чтобы она была одной из его жен.

Кстати, святые отцы нашей Церкви полагали, что во всей этой истории у Давида есть определенный оправдательный момент и состоит он в том, что Вирсавия сама была не против всей этой интриги, этих отношений. Может быть, она даже вовсе не случайно купалась именно в этом источнике на виду у царя. Косвенным доказательством того, что Вирсавия хотела инициировать эти отношения, является то, что она не упоминается по имени среди предков Господа Иисуса Христа. Она называется писательно: Господь был потомком Давида от бывшей за Уриею; имя Вирсавии не вносится. Хотя имена других женщин там есть, даже тех, что в прошлом были блудницами, как, например, Раав. Вирсавии нет – значит, есть для этого реальная причина.

– Но Давид все-таки покаялся.

– Да. Пророк Нафан пришел к нему и произнес замечательную притчу о богатом человеке, у которого было много овец, и о бедном, у которого была всего одна овечка. Богач отнимает эту одну-единственную овечку, чтобы приготовить для своего гостя кушанье. Давид, почувствовав справедливость, сказал: «Достоин смерти! Во-первых, он вчетверо должен воздать, а вообще достоин смерти за такой бесчеловечный поступок». Тогда Нафан ему отвечает: «Ты – тот человек. У тебя много жен, наложниц во дворце, а ты единственную жену отнял у честного, доброго, хорошего человека».

Что любопытно, этот приговор, который произнес Давид, исполнился на нем самом. Как говорят толковники, сам он не был наказан смертью, но умер его ребенок и впоследствии несчастья, которые с ним случились, подпадают под это четырехкратное наказание за совершенный грех.

– Давид – автор псалмов. Насколько важно подчеркивать связь псалмов с личностью Давида? И вообще полезно ли и насколько для духовной жизни чтение псалмов?

– Псалтирь – удивительная книга необыкновенной духовной силы и пользы. Язык этой книги, поэтические образы, сила метафор необыкновенны! Это уникальная книга Библии. Псалтирь, я считаю, надо читать каждый день. Конечно, у каждого человека своя мера: кто-то может в день читать по кафизме, кто-то по – одной «славе», но в любом случае это очень душеполезное и назидательное чтение.

Книга называется «Псалтирь Давида», хотя ясно, что он – не единственный автор. Считается, писали псалмы десять авторов, но Давид написал больше, чем любой из них. Хотя в целом доля его псалмов меньше половины (из 150), но если брать по отдельности каждого автора, то он написал все-таки больше, его доля более существенна. Кроме того, мы знаем, что он ввел Псалтирь в богослужебное использование, и это было очень важным. До него богослужение при скинии было более простым, а он ввел музыкальный элемент, деление на череды среди священников. То есть он все упорядочил, сделал более торжественным, красивым, музыкальным и вместе с тем строгим: все было по порядку, честно, по жребию и распределялось как положено.

Поэтому его роль как реформатора (не только государственного, но и богослужебного) нельзя недооценивать.

– Вопрос по мессианским псалмам: что это такое?

– «Мессия» – это латинизированное произношение еврейского слова «Машиах», что означает «Помазанник». Это имя, которое мы усваиваем нашему Господу Иисусу Христу. Поэтому мессианские псалмы – это те, в которых говорится о событиях из жизни грядущего Мессии. Впоследствии все это исполнилось. Таких текстов очень много. Есть отдельные мессианские псалмы (допустим, 2-й , 23-й, 108-й, 118-й), где очень много мессианских мест. А есть псалмы вроде бы о чем-то другом, но один-два стиха настолько попадают в самую точку и так касаются жизни Господа, что они тоже употребляются в нашем богослужении.

Хотелось бы подчеркнуть, что ни одна другая книга из всей Библии не имеет настолько широкого употребления в нашем христианском православном богослужении, как Псалтирь. На богослужении читаются как отдельные кафизмы, так и избранные псалмы (шестопсалмие, прокимны и многое другое). Поэтому Псалтирь – книга, которой мы обязаны…

– Гробница царя Давида находится на Сионе и является одной из величайших святынь еврейского народа. Насколько уместно нам, православным христианам, посещать это место и молиться святому пророку?

– Думаю, это вполне уместно, если есть возможность. Я был на этом месте. Понятно, что там все так обставлено, чтобы подчеркнуть, что это святыня именно еврейского народа. Там звезда Давидова, там постоянно находятся и евреи-ортодоксы, и хасиды. И все преподносится именно как их национальная святыня, но вместе с тем нам туда заходить не запрещено. Да, нужно покрывать голову, и об этом нужно заранее подумать. Там нельзя петь христианских песнопений, поэтому  не споешь величание царю Давиду, но, во всяком случае, про себя помолиться этому великому человеку вполне допустимо. Думаю, хотя бы раз в жизни соприкоснуться с останками этого человека (пусть они и находятся где-то в глубине, под спудом), наверное, имеет смысл.

И еще один интересный момент. Одно из важнейших событий всей Евангельской истории – Тайная Вечеря. Установление таинства Евхаристии произошло в непосредственной близости с гробницей Давида, на горе Сион (в Сионской горнице). Я думаю, это тоже не случайно. Это продолжение того шлейфа влияния царя Давида на всю историю человечества, ознаменовавшуюся явлением Господа Иисуса Христа, Который был его прямым потомком по плоти, но вместе с тем и высшим олицетворением ожиданий самого царя Давида.

Записали Таисия Зыкова и Екатерина Береснёва

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать