Преображение (Одесса). Рождество Христово

30 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Приближается Рождество Христово, Боговоплощение. О празднике Рождества Христова, разнице между новым и старым стилем, а также о том, насколько уместно праздновать Рождество 25 декабря, и пойдет речь в сегодняшней программе.

Почему Рождество Христово – особый праздник?

– Для каждого православного христианина Рождество – это особая веха на протяжении церковного года. Это праздник, имеющий какую-то  особую праздничную атмосферу, которая захватывает сердце и душу каждого человека. Ее ни с чем не спутаешь. Наверное, только Пасха имеет еще какой-то свой, свойственный ей ореол святости, радости.

С точки зрения церковного Устава Рождество Христово – это Господский праздник, который можно считать первым из двунадесятых. Он уступает по своей значимости только лишь Светлому Христову Воскресению, только празднику Пасхи. Кроме того, на протяжении зимы это самый главный праздник. Если Пасха – весенний праздник, праздник возрождающейся природы, то в это холодное время года Рождество – праздник, который является самым согревающим сердце.

Поэтому, несомненно, Рождество – праздник, который в большей части христианского мира является главным. Для всех западных христиан он является таковым. Но у нас, на Востоке, по догматическим соображениям, которые абсолютно основательны, предпочтение отдается все-таки Пасхе.

– Рождество изменило летоисчисление большинства стран мира. Почему? Даже Китай, никогда не будучи христианским, живет по нему.

– Это уже дань глобализации. Если люди совершают деловые поездки, планируют саммиты, совместные акции, то разность календарей будет очень мешать. Поэтому унификация календаря для всей планеты – нормальное явление. На протяжении целых столетий европейская христианская цивилизация была лидирующей. Поэтому вполне естественно, что и календарь, который зародился и был сформирован в Европе, в христианских странах, оказался довлеющим над всем остальным человечеством. Что касается перехода на новую дату летоисчисления (то, что называется новой эрой), это фактически так и есть.

– Эра Нового Завета.

– Да. Это совершенно новая эпоха в жизни всего человечества. Поэтому вполне естественно, что рождение Христа было избрано начальным пунктом этой эры. Следует вспомнить историю этого установления. Ведь до этого летоисчисление велось от первого года правления императора Диоклетиана. Но Диоклетиан мало того что был язычником, он был одним из самых жестоких гонителей христианской Церкви, на руках его было неимоверное количество крови христианских мучеников. Поэтому начинать летоисчисление от правления этого нечестивого, весьма неприятного человека было абсолютно некрасиво и неправильно.

В начале VI столетия эта тема уже созрела, и по благословению папы Римского Иоанна I ученый монах Дионисий Малый занялся составлением новой пасхалии. Попутно он предложил сделать начальной точкой отсчета лет во всей Европе дату рождества Христова, которую он постарался установить с помощью различных исторических выкладок.

Мало кто знает, что Дионисий Малый по происхождению был скифом. Правда, происходил он не из Великой Скифии, а из Малой. Это скорее область Румынии. Поэтому многие считают, что он был даком. В 2008 году Румынская Православная Церковь  причислила его к лику святых. А буквально в прошлом году он был внесен уже в наши церковные календари. Этот человек – святой нашей Церкви. Канонизирован он не за то, что составлял календарь или пасхалию. Он в целом был человеком очень аскетичной, строгой монашеской жизни. У него есть богословские произведения. По совокупности всех трудов Церковь и приняла такое решение.

– Бог явился во плоти. Как это возможно? Бесконечное в конечном, бессмертное в смертном, нетленное в тленном.

– Это парадокс, тайна, то, перед чем мы просто должны с благоговением остановиться и признать немощь нашего разумения. В Первом послании к Тимофею апостол Павел так и пишет: великая благочестия тайна: Бог явился во плоти. Мы не можем эту тайну разгадать. В целом нам понятно, что Божественная природа соединилась с человеческой неслитно, нераздельно, мы знаем все эти определения Халкидонского Собора, но при этом все равно, пытаясь в целом это осмыслить, останавливаемся перед многими неразрешимыми парадоксами.

Это очень трудно осознать так, чтобы сказать, что уже понял все это до конца. Мы, наверное, никогда не сможем так сказать. Но у нас есть для этого вера,  мы можем принять то, чему учит нас Священное Писание и святые отцы нашей Церкви. Поэтому мы благодарим Господа за то, что Он это сделал ради нас. А уж как это могло произойти, как человеческая природа вообще могла выдержать такое соединение, вместить в себя Божество, – это надо просто признать каким-то чудом Божественного Промысла.

– Когда произошло рождество Христово? Ведь многие ученые говорят, что мы из-за ошибки святого Дионисия Малого на несколько лет или отстаем, или идем вперед.

– Чем больше я углубляюсь в эту тему, тем больше  убеждаюсь в том, что окончательного вердикта наука так и не вынесет.

– Может быть, даже ошибки и нет?

– Может быть, этой ошибки и не было. Когда Дионисий Малый считал, были люди, которые были способны проверить его расчеты. Ведь папа Римский, который решил организовать весь этот процесс, тоже к делу подходил серьезно. По возможности постарались избежать любой ошибки. Проверяли это по разным спискам, рукописям, хронографам. Причем использовались некоторые источники, которые для нас сейчас уже недоступны. Это же было 1500 лет назад. Поэтому я думаю, у них были свои резоны определить именно такую дату. Но говорят, что он якобы ошибся на четыре года.

– Вперед или назад?

– Большинство ученых считает, что Христос родился за несколько лет до официальной даты Его рождества. Может быть, в 4 или 5 году до начала новой эры. Но даже здесь нет единого мнения. Возможной датой Его рождения считают приблизительно период с 7 по 4 год до новой эры. Но опять же нет ни одного мнения, которое было бы принято всей научной полнотой. До сих пор продолжаются острые споры.

Официально считалось, что Христос родился в 754 году от основания Рима, или в 5508 году от творения мира по библейской хронологии, принятой у нас в Православной Церкви. Если Дионисий ошибся на четыре года, тогда нужно будет отнимать эти четыре года от года творения мира и основания Рима. Но я в последнее время усомнился в том, была ли эта ошибка; и была ли она именно такой, какой ее сейчас некоторые считают.

– Сейчас существуют, по крайней мере, два календаря: григорианский и юлианский. Какая разница между ними?

– Разница между ними существенная. Прежде всего это разница в точности. Юлианский календарь появился намного раньше. Он называется юлианским по имени императора Юлия Цезаря, который был инициатором введения нового календаря, более точного по сравнению с теми, что были до него (например, с древнеримским календарем). Он этой цели достиг. Хотя сейчас большинство стран мира перешли на григорианский календарь, астрономы, например, свои расчеты до сих пор ведут по юлианскому календарю.

– Он все-таки точнее?

– Тут есть разные параметры точности. Если говорить о том, насколько этот юлианский календарь накапливает погрешность по сравнению с идеальным, так называемым тропическим годом, то получаются одни сутки за 128 лет. Если сравнивать по этому параметру, григорианский календарь точнее, потому что его погрешность составляет одни сутки за 10 000 лет. Но это не единственный параметр, по которому календари вообще нужно оценивать. Эта погрешность юлианского календаря есть, но все ее знают, учитывают эту погрешность, а в остальных отношениях он очень хорошо работает.

Когда переходили на григорианский календарь, цели преследовали, казалось бы, лежащие на поверхности, более очевидные: чтобы не смещалось весеннее равноденствие по отношению к празднованию Пасхи. Грубо говоря, чтобы весь наш календарь не сползал в сторону весны. Потому что получается такая картина: допустим, разница между календарями постепенно накапливается, и наше Рождество постепенно будет все дальше, дальше и дальше уходить вглубь зимы. А в перспективе, через сколько-то тысяч лет, оно окажется просто весной. Вот о чем идет речь. Это будет уже, допустим, 4 марта. Это уже будет просто нонсенс. С другой стороны, это будет через столько тысяч лет, что я лично думаю, мир просто столько не просуществует. Поэтому мне кажется, что игра не стоит свеч, если  менять что-то в теперешних реалиях с целью избежать далеко идущих, через тысячи лет, последствий.

– Как была установлена дата рождества Христова?

– Это тоже отдельная интересная история. Когда Дионисий Малый искал все возможные источники для определения даты рождества Христова, он нашел хронограф 354 года, где говорится, что Иисус Христос, наш Господь, родился в восьмой день до январских календ, в пятницу, пятнадцатой луны, и была названа эта дата 25 декабря. Эта же дата встречается и в других западных источниках начиная с начала III века. Можно считать, что, с одной стороны, эта дата является частью  Предания Церкви.

– В принципе, она историческая?

– Да, она вполне может быть реальной исторической датой. Конечно, тут есть другой подход вообще к этой теме, который даже является более известным и распространенным.

– Миссионерский подход.

– Да. Согласно этому подходу 25 декабря – это дата, которая в древности была датой зимнего солнцестояния. Это был самый короткий день в году, после которого солнце начинало возрастать. Язычники в честь этого дня установили праздник непобедимого солнца, который они пышно, торжественно отмечали. Христианская Церковь обычно в таких случаях действовала так: пыталась брать какой-то языческий праздник и наполнять его заново уже христианским содержанием.

Поскольку Христос – это Солнце Правды, то это и есть Его праздник, праздник Его рождества. Не рождения нового солнца, которое опять начинает расти, а рождение нашего Господа Иисуса Христа. В пользу такого мнения есть некоторые исторические указания. По крайней мере, после Первого Вселенского Собора эта точка зрения начала активно внедряться в церковное сознание. Но при этом я не исключаю, что Господь действительно родился в это время. Одно другому не противоречит.

– Как долго весь христианский мир праздновал Рождество и Пасху вместе? То есть западный мир (католический) и православный.

– Это немного разные темы – Рождества и Пасхи, потому что Рождество Христово на христианском Востоке вначале отдельно вообще не праздновалось. До конца IV века на христианском Востоке такого праздника не было ни в одной Поместной Православной Церкви. И на это были, я бы сказал, и психологические, и богословские причины. Дело в том, что если брать по Библии, то мы можем посмотреть, кто праздновал дни своего рождения. Мы нигде не видим, чтобы Христос, или апостолы, или Иоанн Предтеча, или кто-то из святых людей праздновал день своего рождения. Зато мы видим, как праздновал день своего рождения фараон – гонитель народа израильского; как праздновал день рождения Ирод Антипа – убийца Иоанна Предтечи; люди нечестивые, язычники или люди, которые, во всяком случае, мало думали об Истинном Боге. Вот они как раз были склонны придавать веселый, праздничный характер дню своего рождения.

По Экклесиасту мы видим, что день рождения – это день начала наших страданий здесь, на земле, потому что вся наша жизнь – это юдоль страданий, это время нашего испытания, подготовки души к вечности, а это проходит через многие скорби. Поэтому аскетическое сознание, свойственное Древней Восточной Церкви, препятствовало сделать Рождество Христово отдельным праздником. Праздновали его вместе с праздником Крещения Господня (под названием Богоявление («теофания») – праздновалось с 6 января по юлианскому календарю).

А вот на Западе отношение было другим. На Западе были свои традиции; и вообще менталитет немножко отличался. И там Рождество Господа праздновалось уже с древней эпохи. Возможно, уже со времен апостольских постепенно начинаются такие празднования. И в результате западный мир повлиял на восточный в том плане, что и здесь праздник Рождества был выделен в отдельное торжество. Опять же с конца IV столетия, а в некоторых Поместных Восточных Церквах даже с VI века, с указов императора Юстиниана, а до этого отказывались, не хотели праздновать.

Что касается празднования Пасхи, то это отдельная большая тема. Мы помним, были пасхальные споры между Востоком и Западом, потому что на Востоке была традиция празднования  пасхи 14-го числа месяца нисана.

– В Малой Азии.

– Да, то есть традиция…

– …Иоанна Богослова.

– Да, Иоанна Богослова через Поликарпа Смирнского и так далее. А на Западе праздновали именно по календарю, как мы празднуем сейчас. Это должно было быть первое воскресенье после первого весеннего полнолуния и обязательно после еврейской пасхи. И на Вселенских Соборах эта тема обсуждалась, и было принято решение, что практика Западной Церкви должна стать всеобщей.

– Вернемся к календарям. Когда и почему был принят григорианский календарь?

– Папа Григорий XIII в 1582 году решил осуществить эту календарную реформу, которая уже давно обсуждалась в Западной Церкви. И не нужно думать, что это возникло на пустом месте. Были и другие римские папы, предшественники Григория XIII, которые хотели тоже нечто подобное сделать, но по разным причинам им это не удалось. У него это получилось: после соответствующей подготовки ввели григорианский календарь. И в то время (конец XVI века) разница между календарями насчитывала десять дней. Это довольно интересное явление – сразу после 5 октября наступило 15-е. Получается, десять дней просто изъяли. Нечто подобное произошло у нас в 1918 году, когда постановлением Совнаркома решили перевести Советский Союз на григорианский календарь, так называемый новый стиль. И тоже тринадцать дней признали как будто бы несуществующими. Вот этот период с 1 по 14 февраля… В нашей истории вообще просто не было этих дней, этого периода. Это весьма любопытное явление, которое показывает условность любого календаря.

– И времени вообще!

– И времени вообще. К сожалению, нет идеального календаря. Любой календарь будет в какой-то степени с погрешностями просто потому, что здесь нет целых чисел, все уходит в дроби. Когда мы пытаемся понять, чем отличается идеальный астрономический год от того, который у нас имеет место (по юлианскому календарю, например), то разница довольно-таки существенная.

Понятно, что за 128 лет накапливаются сутки, а если за один год, то это получается где-то 11 минут, но все равно мы видим, что нет полного соответствия. Поэтому, думаю, это вопрос, с одной стороны, практической целесообразности, но, с другой стороны, есть в этом всем и такая подоплека, как инерция народного мышления.

– Да. Почему для нас так важно праздновать Рождество Христово именно по старому стилю?

– Это действительно важный момент. Мы можем вспомнить, с чего начинали обновленцы в начале XX века у нас в Русской Церкви. Они тоже предлагали прежде всего реформу календаря. И они перешли на новый юлианский календарь, начали праздновать вместе с западным миром Рождество Христово 25 декабря. А чем закончили? Тем, что начали отменять посты, отменили монашество, и в целом рухнул буквально весь нормальный традиционный строй церковности. И народ в конце концов полностью от них отказался, люди перестали ходить в их храмы. Эта опасность существует: вот начни менять что-нибудь в традициях, которые существовали веками, и остановиться будет очень тяжело. Потому что и здесь вроде есть свой рациональный смысл, и в том тоже он присутствует, но где конец этого, сказать будет очень тяжело. Поэтому я полагаю, что традиционное празднование Рождества Христова у нас 7 января уже является частью нашей жизни. Так праздновали мы с детства, так праздновали наши родители, их родители и наши предки на протяжении веков. Поэтому я думаю, что для нас это имеет свою важность.

– Можно считать, что старый стиль в календарном смысле лучше нового для церковного календаря?

– Несомненно, юлианский календарь имеет то преимущество, что позволяет как минимум всегда праздновать Пасху по канонам. Потому что есть церковные каноны, которые предписывают (то, о чем мы говорили) праздновать христианскую Пасху в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния после весеннего равноденствия и обязательно после еврейской пасхи. Те, кто перешел на григорианский календарь, этого канона уже исполнить не могут. Поэтому у них и получается порой, что они празднуют Пасху раньше, чем евреи. Но это противоречит Библии. Потому что мы ясно видим по Евангелию, что вначале евреи праздновали свою пасху, а потом уже Христос воскрес! Чтобы не было этой ошибки, нам нужно остаться на юлианском календаре. Это самое простое решение. Я думаю, что ради одного этого уже стоит оставаться на юлианском календаре.

– Но при этом ведь есть Церкви, которые уже перешли на новый стиль, празднуют Рождество 25 декабря. Это вопрос удобства или предательства православия?

– Нет, конечно, здесь нельзя говорить о предательстве православия, если девять из пятнадцати Поместных Православных Церквей перешли на этот новоюлианский календарь, который в целом очень похож на григорианский, и до 2800 года они вообще ничем не будут отличаться друг от друга. Но здесь есть один такой момент. Преимущество как бы состоит в том, что вот они говорят: «Мы празднуем Рождество Христово 25 декабря вместе со всем христианским миром». То есть имеются в виду католики и протестанты. А что они от этого выигрывают? Евхаристического общения у нас все равно нет ни с католиками, ни с протестантами. Главный для нас, как для верующих людей, смысл торжества в содержании его, в богослужении. Когда мы находимся на службе, мы Господа прославляем. Вот это смысл праздника. Поэтому даже если мы будем праздновать с католиками в один день, все равно будем праздновать врозь, потому что мы в разных храмах молимся, мы не можем служить вместе. Тогда зачем городить огород? Я полагаю, пусть остается все как есть. Во всяком случае, если уже этот выбор сделан, шесть Поместных Церквей остались на этом календаре, значит, для этого были реальные предпосылки.

– Думаю, уместно здесь будет вспомнить, что Русская Церковь уже переходила на новый стиль. И какова была реакция народа…

– Да, об этом сейчас, может, не так часто вспоминают, но патриарх Тихон в 1923 году издал патриарший указ о переходе на новоюлианский календарь, и большинство московских приходов приняли это решение, перешли на него, но в провинции, в глубинке, это было воспринято очень негативно. И когда стали поступать сигналы из разных городов о том, что люди возмущаются, не понимают, что это такое (или это переход на позиции обновленцев, которые сделали уже это немного раньше?), патриарх Тихон отменил свой указ. Двадцать четыре дня наша Русская Церковь жила по новоюлианскому календарю.

– Больше не выдержали.

– Больше не смогли, да.

– Следует ли желать праздновать Рождество 25 декабря?

– Такое желание мне кажется в любом случае несвоевременным. У нас сейчас в церковной жизни столько острых, животрепещущих проблем, из-за которых буквально трещит по швам единство православия, что если к этому добавить еще и эту проблему – переход празднования Рождества на 25 декабря и в целом переход на новый календарь,  то это просто будет крушение всех устоев. Ясно, что тема не догматическая. Календарь не догма Церкви. Теоретически здесь можно идти на видоизменения, модификации; может быть, будут новые календари со временем изобретены, еще лучшие, чем новоюлианский. Но на современном этапе, мне думается, эту тему лучше не трогать вообще. Надо разобраться с теми вызовами, которые жизнь уже нам бросила. Надо разобраться в ситуации, которая сейчас всех нас беспокоит и тревожит. А что касается календаря и, в частности, празднования Рождества Христова, думаю: если мы будем праздновать Рождество так, как праздновали раньше, то народ это будет воспринимать сугубо позитивно.

Записали Таисия Зыкова и Екатерина Береснёва

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать