Преображение (Одесса). Заговенье на Великий пост

4 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Через неделю наступает Великий пост. О том, как правильно заговляться и как правильно вступать в святую Четыредесятницу, и пойдет речь в сегодняшней программе. Перед постом есть несколько недель, они называются подготовительными. Как Церковь настраивает на пост своих верных чад?

– Святая Православная Церковь заблаговременно предупреждает своих верных о том, что приближается время святой великой Четыредесятницы. В церковном календаре есть несколько подготовительных недель к Великому посту, начиная с Недели о мытаре и фарисее. Потом Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном Суде и, наконец, Прощеное воскресенье. Почему именно «неделя»? Вообще неделя по-славянски – «воскресенье». Человек, который ничего в это время не делает («неделя»), приходит в храм Божий и молится. Соответственно, поскольку люди приходят сюда именно по воскресеньям, то в эти дни в церкви читается то Евангелие, в честь которого и названа каждая из этих недель.

Почему такая длительная подготовка? Во-первых, по смыслу все эти Недели – и о мытаре и фарисее, и о блудном сыне, и о Страшном Суде, и  воспоминание Адамова изгнания из рая – говорят нам о необходимости покаяния. Это примеры того, как покаяние может изменить жизнь человека к лучшему и снискать для него Божественное благоволение. А ведь это и есть главная цель всех наших усилий, подвигов, в том числе великопостных – снискать Божью благодать, Господне благословение, чтобы мы были в милости у Господа, чтобы гнев Божий не довлел над нами за наши согрешения. Все эти примеры, если мы на них предметно останавливаем свое внимание, если пропускаем их через собственное сознание, через свое сердце, помогают нам правильно настроиться на Великий пост. Чтобы это не было с бухты-барахты – ох, уже пост настал! Нужно подготовиться исподволь к тому, чтобы мы уже с первого дня поста начинали поститься правильно.

– Может быть, причина еще в человеческой косности, поэтому Церковь решила готовить людей к посту?

– Именно так. Мы медленно раскачиваемся на доброе дело. К сожалению, только зло творится быстро и легко, а чтобы сделать что-то по-настоящему доброе, надо как следует подготовиться. Надо учесть многие факторы, спланировать свои действия, рассчитать силы. Для того чтобы все это произошло так, как мы хотим, чтобы это было по-настоящему угодно Богу, чтобы к нашему доброму делу не примешалось нечто недолжное (например, какая-то страсть, тщеславие или гордость), нужно сразу себя подготовить. Чтобы вступить на это поприще так, как этому учат святые отцы, как это уже сделали многие поколения достойных христиан до нас.

– Когда начинается мясопустная неделя и что это значит?

– За седмицу до Великого поста.

– То есть за семь дней?

– Да. Последнее воскресенье перед Прощеным воскресеньем – это и есть Неделя о Страшном Суде. Мы вспоминаем это грозное событие, нелицеприятное, которое заставляет нас вздрогнуть, встрепенуться и отнестись с должным усердием к подготовке к Великому посту. Эта седмица, которая следует за Неделей о Страшном Суде, двояка по своему значению. Ее обычно называют Масленицей. И когда говорят «масленица», то представляют себе время изобилия, чего-то сытного, веселого, радостного – блины, сметана, молочные продукты…

Есть время порадовать свое чрево, насытиться молочными продуктами (конечно, не объедаясь при этом). Но ведь можно посмотреть на эту седмицу под другим углом зрения. Фактически мы уже начинаем воздерживаться от одного конкретного продукта – мяса. Можно сказать, что с этой седмицы уже начинается своего рода мягкий, но пост. Большинство людей любят мясо, и для них полностью от мяса воздержаться – это труд.

Поэтому не нужно думать, что когда начинается Масленица, то сразу начинается время усиленного поглощения пищи, прямо какой-то праздник. В общем-то, церковный Устав этого не предполагает. Наоборот, наступают определенные ограничения, и мы должны помнить, держать в уме, что мясо, сало с этой седмицы уже есть нельзя.

– Какие опасности могут подстерегать человека перед постом? Какие страсти могут обостриться?

– К сожалению, так устроено наше грехолюбивое естество: когда мы знаем, что через неделю начнется Великий пост и придется строго воздерживаться длительный период – сорок дней (да потом еще и Страстная седмица), то у нас возникает желание по возможности как можно больше чего-то вкусного съесть. Чтобы потом хотя бы какое-то время этого не хотелось. Но это, конечно, психологическая защита для нас самих.

С другой стороны, это не совсем нормально – доводить себя до такого состояния, что не хочется потом смотреть на скоромные продукты. Ясное дело, что нужно хранить воздержание в любой день года, в том числе и в любой день масленой седмицы. Конечно, хочется что-то вкусное покушать, тем более бывает так, что человек, который серьезно поглощен сиюминутными заботами, суетой этой жизни, зарабатыванием на хлеб насущный, может быть, и не задумывается серьезно над своим рационом. Что есть, то он и ест. А тут масленая седмица – и человек серьезно к этому относится. Он думает: о, так надо же купить кефира, ряженки (продукы, которые у него вообще редко бывают на столе). Я думаю, в этом какой-то свой резон есть: хотя бы раз в год, одну седмицу, полноценно питаться молочными продуктами, которые раньше мы могли и недооценивать, не уделять им должного внимания. Самое главное – сохранять чувство воздержания. Мы должны помнить, что объедение – это в любом случае грех. Это отягощение себя лишней пищей. Все-таки мы должны помнить, что человек должен есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Это относится к любому времени жизни, в том числе к Масленице.

– Издавна эту неделю принято проводить как можно веселее. Это правильно?

– Наверное, человек должен когда-то и повеселиться. Если это не получается сделать в другие периоды года, то, наверное, нет ничего зазорного, если человек порадуется, повеселится на Масленице. Опять же весь вопрос только в том, как он будет это делать, чтобы это не было сопряжено с излишествами. Совесть все равно нам подсказывает, где эта грань, которую нельзя переходить. Есть совершенно устойчивые традиции в нашем народе, связанные с гуляниями, с празднованием Масленицы, когда можно и повеселиться, и выйти в народ, посмотреть, какие новые придумали конкурсы в эти дни, чтобы человек мог проявить себя в чем-то, продемонстрировать свою смелость, ловкость, удаль. Раньше вообще в массовом порядке устраивались кулачные бои на льду. Это по-своему тоже было манифестацией своего мужества, своей готовности к тому, чтобы при необходимости человек мог защитить себя, свою семью, свою Родину. Это была хоть и шутливая, в игровой форме, но тренировка, проверка на прочность. Но надо помнить, что везде человек должен стоять на страже своего сердца и помнить о том, что есть вещи, которых лучше не делать, которые будут грехом в любое время года. Если это грех, Масленица этот грех не сможет оправдать.

– Постоянно (по крайней мере, на Масленицу) замечается такой грех, как пьянство. Чем он опасен и насколько эта страсть вредна перед постом?

– Пьянство – очень опасная и коварная страсть. Есть и страсти, которые более опасны, чем пьянство, например наркомания. Ясно, что наркотики – губительнейшая, ужасная вещь. Но все понимают: если человек наркоман, он больной, он ведет неестественный образ жизни, у него пристрастие к наркотикам; соответственно, это уже изломанная судьба. А если человек употребляет спиртное, то найти, где это мерило, когда он становится пьяницей или  еще просто умеренно пьющий человек, не так просто. Определенная лояльность по отношению к употреблению спиртных напитков присутствует в христианстве. Мы литургию совершаем на вине; соответственно, человек спиртные напитки употребляет. Он пьет запивку после Причастия. В этом отношении нельзя сказать, что он вообще полностью может воздержаться от алкоголя. Но, с другой стороны, если человек втягивается в употребление спиртных напитков и для него это приобретает слишком большое значение, то пьянство способно человека поработить так же, как порабощает его любая другая страсть. Если это происходит, то исполняется то, о чем пишет святой апостол Павел: пьяницы Царства Божия не наследуют.

– Тем более перед постом этот недуг может проявиться, наверное, в какой-то особой мере.

– Да, так как есть повод, люди веселятся, празднуют. Потому что они предчувствуют приближение Великого поста, когда с алкоголем нужно быть очень осмотрительным; буквально в редкие дни предписывается по Типикону употребление вина. Здесь многие уже не чувствуют меры: если веселиться, так по полной программе. Это неправильно, потому что алкогольная интоксикация, отравление – это уже реальное страдание для организма,  сокращение своей собственной жизни. Если человек выпил лишнего, испытывает головную боль, рвотный рефлекс, ясно, что это не приносит ему никакого удовольствия. Пьянство – это страсть, которая имеет в себе самые разнонаправленные векторы опасности. Апостол Павел в другом месте пишет: не упивайтесь вином, в нем есть блуд. То есть эта страсть мало того что сама по себе очень неприятная и губительная, так она может быть еще предлогом для появления другой, еще более тяжелой страсти – блудной. И это осквернение душевное и телесное может человека вообще отторгнуть от Божественной благодати, стать причиной порабощения властью дьявола. Говоря о пьянстве, мы затрагиваем серьезные вещи. Проблема пьянства – это вообще бич нашего общества.

– Кто-то говорит даже, что это лучший антидепрессант.

– Да, это одно из самооправданий. В каком-то смысле врачи подтверждают, что есть это антидепрессивное действие у алкоголя. Даже Писание говорит, что вино веселит сердце человека. Но, с другой стороны, мы понимаем и то, что пьянство – это страсть, которая способна полностью разрушить личность. Наступает деградация. Есть люди, которые занимаются точными науками. Мне рассказывали про одного астронома, который вообще не употребляет алкоголь, он говорит, что если выпьет бокал вина, то потом ему нужен месяц, чтобы восстановить ту ясность, точность мышления, которая обычно ему свойственна. Человек, который настолько серьезно относится к своему разуму (это его инструмент для астрофизических вычислений), ощущает, насколько явно алкоголь вреден для его мозга. Это же факт, что 50 мл алкоголя убивают тысячи нейронов головного мозга. Понятно, что у нас этих нейронов миллиарды, тем не менее каждая тысяча все-таки не лишняя.

Я тоже ощущал на себе, что употребление спиртных напитков в какой-то степени наносит сбой моей умственной деятельности. Особенно когда я занимаюсь напряженным умственным трудом, пишу какую-то научную работу, я понимаю, что в этот период лучше вообще воздержаться даже от умеренного употребления алкоголя, потому что это может быть чревато. Нет той свежести мысли, ясности сознания у людей, даже умеренно употребляющих алкоголь, если сравнивать их с теми, которые не пьют вообще. Я думаю, если у человека это актуальная проблема в жизни, если он боится, что для него употребление спиртных напитков превратится в страсть, в пьянство, болезнь, даже в алкоголизм, лучше вообще от них воздержаться. Ничего существенного он не потеряет, а приобретет много.

– Как бороться с этим недугом, если он коснулся человека?

– Есть на этот счет разные рекомендации. Церковь не одобряет кодирование, такого рода методики, которые связаны с техническими вмешательствами в человеческую жизнь, с внушениями. Надо действовать так, как это предписывается Преданием Церкви. У нас есть свои собственные способы борьбы. Прежде всего это молитва. Надо просить Господа, чтобы Он помог нам, дал внутренние силы преодолеть этот недуг. Есть даже икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Неупиваемая Чаша». В нашем храме святого Спиридона каждый понедельник в 11 часов утра служится молебен перед этой иконой. Люди приходят и молятся за своих ближних, у которых есть эта страсть, чтобы Матерь Божия помогла им.

Некоторые советуют читать Евангелие в тот момент, когда хочется выпить. Чтобы преодолеть навязчивые позывы к алкоголю, нужно обратиться к слову Божию. Благодать, которая содержится в этой божественной книге, помогает человеку преодолеть бесовские прилоги. Кроме того, нужно вообще не иметь дома алкоголя, если ты знаешь, что он для тебя является таким сильным искушением и поводом к греху пьянства. Надо разорвать контакты с людьми, которые могут тебя вовлечь в ту компанию, где будут распиваться спиртные напитки. Лучше чем-то пожертвовать. Даже если тебе этот человек дорог, твой хороший друг, но ты знаешь, что общение с ним будет чревато распитием спиртных напитков, то лучше отказаться от общения с ним. Евангелие прямо об этом говорит: лучше отсечь руку или ногу или вырвать глаз, чем с двумя руками, ногами и глазами войти в геенну огненную.

Так что способы преодоления этой страсти у нас есть. Разумеется, требуется желание самого человека, усилие воли. Но Церковь может ему в этом существенно помочь, если он будет участвовать в церковных таинствах, приходить на службы, общаться с духовником, исповедоваться, каяться в этом грехе. Обязательно Господь укрепит и поможет ему в этой борьбе.

– Есть ли запреты на употребление алкоголя в неделю мясопустную? Необходимо ли начинать пост трезво?

– Конкретного запрета на алкоголь я не знаю на неделю мясопустную, на Масленицу. Думаю, что это не соответствует характеру этой недели, потому что если мы в целом посмотрим на шкалу постную по Типикону, бывают такие дни, когда запрещена любая скоромная пища, даже запрещена рыба, елей (растительное масло), а вино при этом может быть разрешено. Получается, что вино – менее скоромный продукт, чем даже елей.

– В ограниченных мерах.

– Безусловно, все дело в количестве. Если разрешается вкушение рыбы на Масленице, разрешается вкушение молочных продуктов, то тем более разрешается и употребление спиртных напитков. Но – в очень умеренных количествах. Обычно Типикон в Великом посту предписывает, какая именно мера должна соблюдаться. Но это тоже довольно условные вещи, потому что люди древности отличались от нас. Они были намного сильнее, здоровее, намного выносливее, чем мы. С одной стороны, они могли поститься строже, чем мы... Поэтому надо подходить к этому разумно.

– Насколько христианским является обычай народных гуляний во время заговенья?

– Это непростой вопрос, тут две стороны. Если посмотреть на историю святоотеческой письменности, особенно на гомилетическое наследие  святых отцов, то мы увидим, что и в древности, и в Средние века, и в Новое время многие выдающиеся церковные проповедники именно в это время посвящали свои слова, речи, проповеди, беседы тому, что не нужно бесноваться, бегать-веселиться, прыгать через костры, сжигать чучело Масленицы. Потому что это все остатки языческих обычаев. Действительно, это так. Ведь именно в это самое время наши предки, до принятия христианства на Руси, отмечали праздники, которые по своему смыслу были чисто языческими. Это был праздник возрождающегося солнца. И блины, которые мы до сих пор печем, пеклись уже тогда, в дохристианскую эпоху. Блин – это символ Солнца.

Соответственно, когда все эти гулянья начинались, с кулачными боями, игрищами, то у наших строгих аскетов – православных радикалов это вызывало неприятные ассоциации. Они сразу думали о языческих реликтах сознания в христианском народе. Но, с другой стороны, есть такая притча из древнего патерика, когда один святой отец сказал, что если натягивать тетиву до бесконечности, то рано или поздно она лопнет. Нужно чувствовать ту меру, когда больше напряжение усиливать нельзя.

Мы знаем, что в Великом посту будет очень большое напряжение сил. Нам потребуется много терпения, усилий, внимательности, строгости к себе, для того чтобы мы прошли все это поприще так, как этого ожидает от нас Господь. Поэтому неделя до Великого поста, последняя седмица, Масленица, – это время относительной расслабленности. Относительной. Да, можно повеселиться, сходить на концерт, можно что-то для своей семьи сделать, и это запомнится: вот перед постом что-то было веселое, радостное, запоминающееся. Я думаю, если это будет разумно осуществлено, то в этом не будет ничего плохого.

– Господь сказал, что в посту нужно быть с радостным сердцем, радостным лицом. Что это за радость?

– Думаю, имеется в виду прежде всего радость духовная. Это радость от очищения своей совести, от богообщения. Если человек имеет в своем сердце присутствие Духа Святого, то у него не будет грустного, печального лица. Даже если и будут какие-то внешние трудности жизни,  скорби, болезни, недуги, но если он находится рядом с Господом, если Сам Спаситель присутствует в его душе, то его внешний облик будет светлым, радостным, спокойным, умиротворенным, привлекательным для людей. Я думаю, об этом говорит Господь, потому что из контекста речи Спасителя видно, что Он обращался к фарисеям, которые специально на себя напускали скорбный, грустный вид, намеренно запускали свою внешность, чтобы показать, какие они суровые подвижники. Ясно, что это определенного рода ханжество в лучшем случае, а в худшем просто лицемерие, если человек на самом деле вовсе не такой строгий подвижник, он что-то такое себе позволяет, когда никто это не может увидеть. Я думаю, Господь говорил об этом.

Разумеется, нужно следить за своим внешним видом всегда. Он должен быть аккуратным, опрятным, это касается любого христианина – и мужчины, и женщины, и священнослужителя,  и мирянина. Глядя на нас, люди составляют определенное представление о нашей вере. До сих пор у некоторых наших прихожан есть ложное представление о том, что православный должен пренебрегать своей внешностью, что он должен максимально просто одеваться, вообще не обращать внимание на качество своей одежды, обуви, внешнего вида. Что если это будет так, то не будет повода гордиться атрибутами внешнего благоприличия. Но, с другой стороны, неопрятный вид составляет у людей превратное впечатление в целом о нашей Церкви. Скажут: вот, посмотрите на католиков, какие они аккуратненькие, посмотрите на баптистов, на кого-то еще, а православные какие-то неряшливые. Неряшливость – это не атрибут православия. Да, мы должны стремиться к простоте, к тому, чтобы не выделяться своей одеждой, внешностью, намеренной ухоженностью, но все-таки основные нормы приличия обязательно должны быть соблюдены.

– Как человеку научиться сдерживать себя в своих страстях перед постом?

– Самообладание – это, наверное, одно из самых ценных для нас качеств. Если человек может себя контролировать в проявлении любого своего чувства, в том числе любой страсти, то это уже очень ценно. Мне вспоминается эпизод из жизни императора Николая II, когда в разговоре с одним из своих доверенных людей он обмолвился, что у него давно уже побеждена страсть раздражительности, что он не впадает в состояние гнева, ни на кого не кричит, всегда ровный, спокойный. Ясно, что он ощущал особую ответственность, лежащую на нем, поэтому для него, в отличие от простых людей, это было, возможно, делом первостепенной важности – всегда сохранять холодный рассудок и трезвое восприятие реальности. Судьбы миллионов людей зависели от того, как он будет принимать решения – в состоянии эмоциональной возбужденности, неуравновешенности или здраво, спокойно, так, как это должно быть у руководителя государства такого ранга.

Я думаю, это пример для подражания для каждого из нас. Мы понимаем, что гнев человека правды Божией не творит. Поступки, совершенные в неуравновешенном состоянии, с большой долей вероятности будут ошибочными; в них потом придется раскаиваться.

– Как правильно вступать в пост?

– С молитвой, вот что самое главное. Нужно в это время находить возможность приходить в храм Божий, молиться, обращаться к Богу с просьбой, чтобы Он укрепил наши силы. Чтобы мы, вступая в Великий пост, осознали, что именно нужно нам исправить. Потому что самым главным плодом поста, к которому мы должны стремиться, является самопознание, самоуглубление. Мы должны лучше понять себя, увидеть корни своих страстей и найти способы их искоренения из своей души. Вот это ответственное отношение покажет, что мы к Великому посту относимся так, как это Господь предполагает Святым Евангелием. Если это будет в последние дни перед постом, то явится залогом того, что пост будет проведен успешно.

Ведущий протоиерей Андрей Гавриленко

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать