Православный интернет

22 мая 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иерей Василий Селиверстов, настоятель храма Двенадцати апостолов в Кипени. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 22 мая 2014 г.

 

- Христос Воскресе, дорогие телезрители! В эфире телеканал "Союз" программа "Беседы с Батюшкой". Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма Двенадцати апостолов в Кипени иерей Василий Селиверстов.

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

 

- Добрый день. Христос Воскресе! Пусть Господь благословит всех нас.

 

- Дорогие друзья, сегодня мы говорим о православном интернете. Пожалуйста, звоните и задавайте вопросы.

Отец Василий, скажите, пожалуйста, что сейчас представляет собой православный интернет?

 

- Надо сказать, что все эпитеты, применяемые к интернету, достаточно условны. Точно так же мы могли бы говорить о  "неправославном интернете",  о "глобальном интернете", о "русском интернете". Определений масса, каждый выбирает то определение, которое нравится.

Сегодня православный интернет развивается, как и вся "глобальная паутина", появляется много достаточно интересных сайтов. Еще несколько лет назад говорить о том, что существует общность, которую можно назвать "православным интернетом",  можно было говорить лишь с определенной долей натяжки. Существует выбор: что почитать, посмотреть. Есть много новостных сайтов, хранилищ, где мы можем найти аудиозаписи и фильмы, в том числе, таких знаковых фигур для XX столетия, чьи записи сохранились, но которых уже нет с нами.

Но есть, конечно, много и того, что назвать православным можно с улыбкой, а иногда с долей грусти. Но это, наверное, общая проблема для интернета.

 

- В Церкви мы все же привыкли к некоторой цензуре: существует Издательский Совет, который благословляет те или иные издания, а интернет - это поле свободы. Существует ли какая-то цензура в православном интернете?

 

- Думаю, что если мы говорим о вещах подлинно христианских, то, прежде всего, есть самоцензура, которая основана на Евангелии и тех принципах, на которых построена Церковь: взаимного уважения, любви и прочее.  И это и есть критерий истинной православности, если так можно сказать. Если мы заходим на сайт и видим призывы к насилию, то, наверное, не стоит особенно доверять этому источнику.

Что касается церковной цензуры, то, наверное, она необходима именно как защита от таких подделок. Эта цензура не вполне в том понимании, к которому мы привыкли, глядя на XIX и даже XX век, это цензура, которая позволяет отделить зерна от плевел. Это защита Церкви как института и административной структуры от всего, что хочет выглядеть, как Церковь, но при этом таковой не является.

 

- Общеправославных материалов огромное множество: святые отцы, Святое Писание. Существует много раскольнических сайтов, содержащих при этом адекватную информацию. Как относиться к ним?

 

- Критерий один: Евангелие, Церковное Предание. Если на сайте сомнительная вывеска, но, углубляясь в чтение, мы понимаем, что это приносит нам пользу, помогает в решении наших вопросов, конечно, проблемы нет. Это касается любой информации.

Если мы придем в библиотеку, возьмем книгу какого-то мыслителя и найдем в ней много полезного, даже если окажется, что он не христианин, в этом, наверное, не будет никакой проблемы.

То же самое можно сказать и про интернет. Интернет - не организация, в которой есть некая штаб-квартира. Интернет - это множество серверов, то есть неких хранилищ данных, на которых хранится колоссальное количество данных, это некое коллективное бессознательное, нашедшее реальное воплощение в конкретных ресурсах.

Поэтому здесь применимы те же принципы, что применимы к книгам и любой информации, получаемой извне. Если Вы будете круглые сутки "Первый канал", то Вы будете думать так, как думает руководство "Первого канала". Точно так же, если в интернете Вы будете читать только один какой-то сайт, даже если это «очень православный» сайт, наверное, Вы не будете иметь возможности получить всю полноту информации, всю широту взглядов, которые представлены в интернете.

 

- Как же ориентироваться в этом многообразии. Как лучше искать и находить информацию?

 

- Это зависит от того, что Вам нужно. Навыки работы в интернете общие: ищем ли мы рецепт какого-то блюда, чтобы порадовать родных или "Огласительное слово" Иоанна Златоуста, для того чтобы лучше понять его смысл.

Конечно, есть поисковые системы, уже известные ресурсы, которым мы доверяем и которые, наверное, у каждого свои.

Единственное, наверное, чего нет в интернете и не представлено широко - это голос активных церковных людей и мирян, который бы не зависел ни от чего и давал бы нам максимально объективную оценку, информацию по острым проблемам. Наверное, это связано с любой структурой, которая имеет более или менее жесткую иерархичность, и это не связано с цензурой, но, скорее, самоцензурой.

Нет ничего плохого, если бы имели площадку, на которой могли бы широко обсуждать какие-то острые темы. Наверное, такие площадки есть, но нет общецерковной площадки, которая была бы доступна всем. Есть много сайтов, независимых от Церкви, и они дают нам богатую информацию. Но хотелось бы иметь ресурс, который мог бы поднимать острые темы, и где могли бы высказываться не только священники и иерархи Церкви, но и миряне могли бы задавать вопросы и обсуждать. Наверное, это единственное, чего нам не хватает сейчас в православном интернете, найти все остальное не составляет труда. Поисковики известны, можно набрать любой вопрос и получить массу информации. Как в ней ориентироваться, это уже опыт и наши знания о вере, Евангелии, которые помогут нам сориентироваться в любом источнике.

 

- Мы, православные, обладаем неким консерватизмом, и у многих возникает вопрос: "Жили же мы без интернета. Зачем нам туда?"

 

- Дело в том, что нас с Вами никто не спрашивал. Это так же, как мобильный телефон, который 10-15 лет назад был диковинкой, а теперь мы не можем себе представить жизнь без него. Наша жизнь изменилась: мы едем в транспорте и слышим чужие разговоры, появился этикет мобильных телефонов, который отличается, например, от этикета, связанного с домашним телефоном.

Так же интернет, когда он врывается в нашу жизнь, мы можем сказать, что это "помойная яма", где все свалено в кучу, много вредной информации, забыть об этом и пойти пить чай на кухне или читать акафист. Это, конечно, хорошо, но в какой-то момент, мы можем, оглянувшись, увидеть мир совершенно иным и быть абсолютно дезориентированными. Это данность: мир меняется, раньше книги были основным источником информации. Библия - это книга, мы носим эту книгу, целуем ее. Не сочтите за кощунство, но может так случится, что когда-нибудь мы в богослужении точно так же будем использовать электронную бумагу или планшет, и это не будет ни у кого вызывать недоумение, просто потому что технический мир изменился, меняется общество, мы вместе с ним, меняется и Церковь.

 

- Вы сказали, что в определенный момент времени можно оглянуться и не узнать мир. Наверное, это наиболее актуально для родителей, у которых есть дети, потому что они более всего подвержены этим изменениям. Как не отстать или проконтролировать?

 

- Это важный вопрос. Например, для меня в возрасте моего сына, который сейчас первоклассник, не было интернета, компьютер был некая машина, которую мало кто видел в глаза. Сегодня, при том, что я не даю сыну возможности играть в компьютерные игры, тем более свободно ориентироваться в интернете. Но я знаю, что эта реальность его касается, он приходит в школу, у ребят есть планшеты, телефоны, игрушки, и он знает о современных интересах детей, гораздо больше меня. Пока разница в понимании основных вещей между нами не критична, поэтому бить тревогу рано.

Если же говорить о возрасте подростковом, особенность интернета как глобального хранилища информации в том, что мы можем только ограничить его использование, но запретить ребенку найти ту или иную информацию практически невозможно. Мы должны быть готовы к тому, что такие вещи, как порнография, какие экстремистские высказывания, с которыми государство хотя и борется, но пока малоэффективно, поскольку еще никто не знает, как с этим бороться. Это проблема сегодня, и однозначного ответа здесь нет. Речь, наверное, должна идти об общих принципах воспитания и о том, чтобы наш ребенок имел возможность отличить не только черное от белого, но и серое от фиолетового и видел оттенки этого мира. Чтобы встречая ту или иную возможность, он мог спросить у родителей и не получить по голове за не очень удобный вопрос, но получить некий адекватный ответ, который позволит ему не искать эту информацию с помощью сомнительных сайтов, но родителей, которые дадут ему честный ответ на любой, даже неудобный вопрос.

Конечно, в этом вызов времени, потому что раньше доступа к такой негативной информации у меня и людей старшего поколения не было, в каком-то смысле это помогало родителям. Сейчас дети могут общаться в интернете со сверстниками со всего мира, они могут изучать иностранные языки через интернет, им доступны музеи всего мира, которые имеют прекраснейшие сайты. Доступна любая другая познавательная информация. Что делать с негативом?

Наверное, надо учить ребенка управлять своим временем, чтобы это не было бесконтрольным сидением перед экраном, точно так же, как и с телевизором, где он может увидеть вещи, весьма нежелательные в его возрасте. Поэтому, прежде всего, это проблема семьи, в целом воспитания и организации досуга.

Часто у нас самих масса дел, мы пришли с работы, устали, нам нужно заняться домашним хозяйством, при этом ребенок, у которого есть вопросы, оказывается предоставлен сам себе. Мы ждем какой-то регулирующей функции от школы, от Церкви, от Воскресной школы, но, прежде всего, мы ответственны сами за то, чем занят наш ребенок.

 

- Интернет, по крайней мере, его светская часть постоянно и стремительно развивается, но понятно, на какие средства: это реклама и торговля. Православный интернет в определенной мере отстает, существуют ли общие принципы развития?

 

- Источником финансирования сайтов является показатель посещаемости сайтов. Чем больше людей посещают сайт, тем он интереснее для рекламодателей, и тем больше он имеет шансов на какую-то самоокупаемость и развитие. Встречаются парадоксальные вещи, когда хороший и даже благочестивый ресурс размещен на бесплатном хостинге, который не берет денег за то, что на нем был размещен этот сайт, размещает на нем свою рекламу, чтобы окупить свои затраты. И оказывается, что на этом замечательном, благочестивом сайте возникает совершенно недопустимая, непотребная реклама, и это многих людей смущает. Это, действительно, парадоксальная проблема.

Чтобы интернет развивался, он требует подпитки. Однако сегодня существуют возможности, когда, даже не имея средств, можно донести миру информацию достаточно качественно.

Если нас смотрят прихожане храмов, у которых нет еще собственных сайтов, есть замечательный ресурс Приход.ру, который позволяет совершенно бесплатно создать приходской и даже епархиальный сайт. Сегодня наша Гатчинская епархия имеет свой сайт на таком бесплатном ресурсе.

Существуют разные возможности, которые позволяют донести информацию до широкого круга людей. Другое дело, что необходимо не один раз подумать, нужна ли людям эта информация.

 

- Каково Ваше мнение о социальных сетях, это своего рода интернет в интернете. Скажем, социальная сеть "ВКонтакте" превратилась в свой особый мирок, где все так же живет по своим законам.

 

- Социальные сети тоже новое явление, мы живем меньше 10 лет с "Контактом", чуть больше с «Фейсбуком», причем ими пользуются не только молодежь, но и дети, и взрослые. У меня в "друзьях" есть люди, которым и за шестьдесят, и они активно участвуют в обсуждениях, размещают информацию.

Это так же вызов, потому что мы пока однозначно не понимаем, как с этим жить, потому что многих людей это затягивает настолько, что человеку, находящемуся в соседней комнате с близким, проще послать ему сообщение, чем отвлечься и просто позвать. Надо просто понимать, что мы хотим получить от того или иного типа общения.

Безусловно, есть кризис общения: мы реже ходим друг к другу в гости, мы реже встречаемся, очень формально стали относиться к праздникам, торжеством. Проще отправить сообщение, электронный торт, электронный букет, при этом можно даже не звонить. С другой стороны, раньше, если я терял записную книжку, это была катастрофа, сегодня я знаю, что я могу загрузить старую телефонную базу из интернета или сети.

Единственное, что нужно понимать, что в интернете нет безусловной защиты для информации. Так или иначе, рано или поздно наступает ситуация, когда Ваш аккаунт оказывается сломанным, и с Вашей странички идет рассылка странных вещей. Мы постоянно слышим о скандалах, связанных с большими корпорациями, даже связанными со слежкой за пользователями. Каждый пользователь - это и потребитель, который может рано или поздно купить какой-то товар, и информация о его интересах, предпочтениях очень интересна большим корпорациям, которые предлагают свои товары. Надо с этим смириться и понимать, что вся наша личная информация и переписка может стать достоянием каких-то людей или всех людей, которые нас окружают, быть к этому готовым и научиться с этим жить.

 

- Вопрос от телезрителей: "Можно ли исповедоваться через скайп?"

 

- Хороший вопрос. Наверное, если Вам угрожает смертельная опасность, и Вы не можете прийти в храм, то в таком исключительном случае это допустимо. Но лишь как исключение из правил.

Смысл нашего покаяния, когда мы приходим каяться, и священник читает молитву о том, что он свидетель, это свидетельство без личной встречи не очень полноценно. Поскольку мы не видим жертвы человека, работы над собой, когда он переступает через себя, чтобы покаяться в присутствии другого человека. Думаю, что чаще это попытка уйти от того ложного стыда, который появляется в жизни каждого христианина, который готовится к исповеди и покаянию. Это некий "электронный эскапизм", бегство от себя, которое, скорее всего, нежелательно для нас. Я бы этим не злоупотреблял.

 

- В продолжение этого вопроса хочется спросить о существующих в интернете многочисленных электронных храмах, о возможности подать через интернет записку на поминовение, проскомидию в тот или иной храм. Как быть с этим, не заменит ли это живой храм?

 

- Что касается живого храма, то у нас на сегодняшний день уже существует немало "приспособлений", которые для человека, который не очень понимает, что он делает, могут заменить храм.

Когда мы приходим в храм, мы видим электронную звонницу, который заменяет звонаря. Где-то за рубежом в христианских деноминациях был опыт, когда можно опустить монетку и получить виртуальное отпущение грехов, был и подобный сайт. Я бы не относился к этому серьезно, наверное, кто-то пытается заработать на этом деньги, но мы - Церковь, когда мы участвуем в Евхаристии, тогда только все мы вместе и каждый из нас в отдельности реализует Церковь. Как мы можем реализовать себя как Церковь, находясь далеко друг от друга, не видя и не понимая, кто мы друг другу?

Что касается электронных записок, есть много примеров, что зачастую такие храмы находятся в странной юрисдикции. Хотя внешне все очень похоже, но это не Православная Церковь, мы не знаем, священники ли эти люди, имеют ли они рукоположение либо это программист, написавший этот сайт или группа мошенников, выдающих себя за церковь.

Мы всегда ищем возможность не быть христианами, ищем некий электронный магизм. Если человек задастся вопросом, что такое проскомидия, когда он найдет ответ, то поймет, что подавать записки через интернет, по крайней мере, странно. Думаю, что каждый пытливый ум, который задастся таким вопросом, найдет для себя ответ.

 

- Может быть, Вы могли бы привести в качестве примера адрес сайта, на котором можно найти ответы на всякие неясные вопросы?

 

- Если говорить о больших ресурсах, где можно найти самую разную информацию (существуют и специализированные сайты по отдельным темам), то если есть жажда о Боге, и мы хотим что-то узнать о Писании или найти ответы на животрепещущие практические вопросы, задать вопрос священнику, наверное, самый современный и популярный из православных ресурсов - это "Православие и мир" (Правмир.ру).

Здесь и новости, и авторская информация, личный взгляд человека на те или иные события, это ни в коем случае не взгляд всей Церкви, не официальная позиция, но просто мнение, которым человек хочет поделиться с другими людьми.

Здесь то, что связано с праздниками и святыми сегодняшнего дня, есть ссылки на дружественные ресурсы. Это частая практика, когда хорошие сайты объединяются и помогают друг другу привлечь посетителей.

Обычно в заголовке, "шапке" сайта находится меню, которое позволяет сориентироваться в рубриках, чтобы можно было перейти в раздел и найти нужную статью.

Женский ресурс "Матроны.RU", где женщины могут найти ответы на вопросы, которые не всегда возможно задать священнику. Темы самые разные, и надо быть женщиной, чтобы ответить на многие из таких вопросов. Здесь женщины могут пообщаться, познакомиться друг с другом, что очень важно, потому что Церковь - это общность, собрание. Интернет помогает нам почувствовать себя собранием.

На сайте существует также "облако тэгов", где по ключевым словам можно найти ту или иную информацию. На сайтах мы можем увидеть слова, которые имеют разный размер, это те слова, которые присваиваются тем или иным материалам. По ним мы можем найти то, что нам необходимо. Мы нажимаем на слово или словосочетание и видим все статьи, которым это слово или словосочетание присвоены, и которые, так или иначе, касаются этой темы. Это может быть и какая-то персона. Это тоже инструмент поиска. Надо разбираться, сидеть, нажимать, не бояться, переходить по ссылкам, конечно, есть риск попасть на ресурс, зараженный вирусом, но не надо забывать о защите своего компьютера, много бесплатных антивирусных программ. Спросите об этом своих детей,  это тоже может быть замечательной практикой для сближения детей и родителей, потому что здесь дети могут научить чему-то родителей, и это тоже очень важно: дать детям почувствовать, что их навыки и умения важны и интересны.

 

- Хочу напомнить нашим дорогим телезрителям, что у телеканала "Союз" также имеется свой сайт tv-soyuz.ru, где существует рубрика "Вопросы и ответы", и вы можете на интересующие вас вопросы найти видео ответы. Эти видео ответы были взяты из разных выпусков нашей программы "Беседы с Батюшкой».

Существует много областей, смежных с православием, Церковью. Например, патриотизм, разные проявления культуры. Сейчас есть очень популярные онлайн игры, в которые играют многие, и играют на патриотическом чувстве, что это Вторая мировая война, можно поболеть за своих, родных. Как к этому относиться?

 

- Прежде всего, это решает для себя человек. Если мы решаем в случае, когда в эту игру играет наш сын или дочь, нам необходимо прежде разобраться самим и найти какие-то аргументы. Если ребенок за реальные деньги покупают виртуальные машины, танки, самолеты и просиживает ночами с красными глазами. Но здесь недостаточно сказать, что ребенок не прав, что интернет - зло и отключим все. Ничего, кроме противодействия это не вызовет. Нам всегда нужна альтернатива, и иногда нужно в чем-то уступить, дать поиграть в 15 минут, но договориться, что это не будет игра, связанная с кровью и насилием. Ты поиграешь, но потом мы вместе сделаем то-то и то-то. Если мы говорим, что это плохо, но не предлагаем ничего взамен и не готовы потратить свое время, например, чтобы сходить с ребенком в музей и таким образом удовлетворить интерес ребенка ко Второй мировой войне, в нашем городе немало таких музеев. Играть на патриотизме очень легко, но его очень немного в том, чтобы ездить на виртуальном танке по виртуальному полю. Надо знать самим историю войны и показать ребенку, что это боль, кровь, слезы, и в этом нет абсолютно ничего хорошего. Даже если твоя оказалась победителем, народ в ней проигрывает, потому что это смерть, это искалеченные судьбы, семьи. И даже если ребенок будет продолжать украдкой играть в эту игры, он будет знать самое важное: что это не имеет никакого отношения к реальному, настоящему патриотизму. Настоящий патриотизм - знать свою историю, знать ее без прикрас.

 

- Как Вы думаете, по большому счету интернет объединяет или разъединяет?

 

- По большому счету - объединяет. Но с чем? Здесь - поле свободы. Мы можем объединиться с экстремистами, можем - с любителями истории, можем друг с другом, как с членами Церкви. И для всего этого в интернете есть большие возможности. Это просто огромная коммуникативная площадка, огромный банк данных, в котором есть, наверное, любая информация и любые данные, которые могут быть нам интересны. Наша задача - найти их там.

 

- Среди православных есть определенный радикализм, например: надо отказаться от "ВКонтакте" или какого-то портала, надо сделать свою социальную сеть или свой такой портал.

 

- Надо быть последовательными. Если отказаться от "ВКонтакте", то надо отказаться от социальной сети в принципе. Если мы повесим табличку "православный", сущность и механизмы, та же засасывающая, манящая привлекательность никуда не денутся. Это свободный выбор каждого человека. Многие мои друзья, прекрасные люди, не имеют аккаунтов, страничек в соцсетях, я их прекрасно понимаю. Мне самому хочется закрыть страничку, потому что это съедает много времени. Но я держусь, поскольку это возможность коммуницировать с теми людьми, с которыми у меня нет возможности связаться иным способом и даже задавать какие-то вопросы, в каком-то смысле даже реализуя свою церковную миссию, хотя это громко сказано, и не имеет таких масштабов. Но если там не будет Вас, меня, других людей, посещающих церковь, там будут другие люди, и с ними будут общаться наши дети.

 

- Как Вы считаете: то, что Евангелие стало доступно через интернет всем, означает ли это, что Евангелие проповедано всему миру?

 

- Это чудесно и прекрасно. Могу посоветовать такой ресурс, как "Библия-центр", есть много других ресурсов, в которых можно почитать Библию на разных языках, можно найти разные переводы, что тоже очень важно. Например, есть прекрасный перевод Российского Библейского общества, сделанный в 2011 году, с интересными комментариями. Если у Вас нет возможности его приобрести, можно найти его в интернете. С точки зрения миссии, проповеди, это великолепнейший инструмент. С другой стороны, Евангелие еще не переведено на все языки, и это более, чем наличие технических средств, тормозит общую, тотальную проповедь Евангелия. Когда у нас будут изданы или распространены через интернет Евангелия на всех национальных языках, это, наверное, как раз будет означать, что оно проповедано. Если мы читаем Евангелие на иностранном языке, оно не имеет возможности полноценно войти в наше сердце, и это гораздо большее препятствие. Когда Евангелие будет перенести на все языки, как донести его до носителей этого языка - уже технический вопрос, если у них есть письменность.

В то же время с технической стороны интернет просто позволяет нам творить чудеса. У нас есть возможность услышать людей, которые проповедовали не так давно, но мы не услышали их, есть возможность прочитать тексты книг, которые мы по каким-то причинам не можем приобрести в магазинах нашего города.

 

- Все же у нас существует представление о том, что православный интернет - некая сформировавшаяся структура, но наших форумах и сайтах мы видим разнообразные провокации людей, каким-то образом стремящихся оскорбить наши чувства.

 

- Мы немного коснулись этики, связанной с мобильными телефонами. Точно так же мы можем сегодня говорить о том, что формируется, появляется этика, связанная с интернетом, компьютером, общением в интернете. Я очень расстраиваюсь, когда получаю электронные письма, в которых человек не здоровается, для меня это важно.

Интернет безличен: мы можем выбрать ник, аватар, то есть имя, картинку, под которыми мы выступаем в интернете. Человек на другом конце волны, по которой передается информация через интернет, может никогда не узнать, кто мы на самом деле. Конечно, это снижаем планку человеческих отношений, и мы становимся агрессивными, грубыми, потому что знаем, что никто никогда не посмотрит нам в глаза. К этому надо быть готовым, потому что человек, начинающий знакомиться с интернетом, воспринимает это хамство слишком серьезно, что порой может привести к неврастении и серьезным проблемам со здоровьем. Мы должны понимать, что все, что мы получаем в таком виртуальном общении, как позитивные, так и негативные эмоции - не нужно воспринимать серьезно. Скрывшись за красивой картинкой и вымышленным именем, человек может позволить себе больше, чем обычно: и нецензурная лексика, и болевые приемы - это возможно в пространстве интернета, где нет живых взглядов и нет настоящих имен. К этому просто надо быть готовым.

 

- Вопрос телезрительницы: Сейчас на многих сайтах есть молитвы: напечатан текст или диктор читает текст, есть икона, к которой надо обращаться. Можно ли пользоваться такими молитвами, ведь ты смотришь не на икону, а читаешь текст, тем более на экране компьютера.

 

- Икона для нас не самоцель, это тот образ, когда через видимое мы обращаемся к невидимому. Это просто помощь для нас, чтобы мы не находились в обезличенном пространстве, как например, пространстве интернета. Церковь предлагает нам таким образом посмотреть в те самые глаза, о которых мы только что говорили.

Что касается молитвы на экране, то я в этом не вижу никакой проблемы. Если мы слушаем, чтобы просто выполнить некий долг. Знаю, что среди православных христиан популярно слушать утренние и вечерние молитвы. Лично мне кажется, что лучше по памяти прочитать "Отче наш", если мы не знаем других молитв, но сделать это искренне. Лучше попросить у Бога прощения за то, что у нас сегодня нет времени побыть с Ним, нежели чем выслушать все молитвы по пути на работу, просто для того чтобы выполнить некий ритуал.

На моей странице "ВКонтакте" есть молитва, авторство которой приписывают Антуану де Сент-Экзюпери. В интернете есть такая шутка: Основная проблема цитат в интернете - это их подлинность. В.И. Ленин". Даже авторство приписывается не тому человеку, но  молитва трогает Ваше сердце, и Вы понимаете, что Вы этими словами можете или хотите донести до Бога свою просьбу, боль или благодарность, то не вижу в этом большой проблемы.

Конечно, у нас есть замечательные, великие молитвы. Но бывает, что мы их не понимаем, и это становится просто вычитыванием "мантр". Мы не отличаемся от язычников, когда мы читаем молитву, но не понимаем какого-то слова и думаем, что надо посмотреть его значение. И живем так год-два, десять-пятнадцать, а потом привыкаем. В этом смысле какие-то молитвы,  которые мы находим в интернете, и они касаются нашего сердца, даже позволяют как-то обновить наши отношения с Богом.

Даже за потрясающей молитвой "Отче наш", которую можно долго изучать, или мы можем не понимать глубину смысла молитвы "Царю Небесный", того, что мы просим или к Кому мы обращаемся. Читая их изо дня в день, мы привыкаем к звучанию своего голоса и перестаем давать себе отчет в том, что же происходит. Поэтому находя ту или иную молитву, надо, конечно, помнить, что погоня за новыми смыслами может нас завести в какие-то дебри, но в порядке поиска новизны в отношениях с Богом это прекрасная практика.

Конечно, никакой проблемы в том, что мы читаем молитву с экрана, нет: это просто другой носитель.

 

- Очень многие используют интернет как огромный справочник, вплоть до того, как закрыть окно или забить гвоздь. Православные так же очень часто ищут быстрых ответов на конкретные вопросы, например, какому святому молиться в такой-то болезни? Можем ли мы решать духовные вопросы таким образом?

 

- Конечно, можем. Но если у нас нет опыта общения с Богом, опыта жизни в Церкви, у нас часто нет критериев для того, чтобы понять: ответ, который мы получили, адекватен ли он Богу как реальности или нет. Мы можем найти ответ, какому святому молиться при зубной боли, но при этом мы не открывали Евангелие, не знаем, Кто такой Христос, почему Он пришел в этот мир и ради Кого Он умер. Конечно, если мы будем искренне молиться, Господь может Вам помочь, но мы должны помнить, что помогает именно Он при заступничестве и помощи святого. Но мы должны знать, кто был святой, какова была его реальная жизнь. Очень часто жития о святых излагаются как мифы. Если мы будем понимать, как подвиг реальной жизни этих святых соотносится с нашей собственной, мы сможем понять, как мы можем подражать святым, Божией Матери, апостолам, и это будет гораздо важнее.

Даже многие бытовые вопросы перестанут для нас существовать, если мы узнаем, что такое Церковь, что такое Литургия и Евхаристия, если будем участвовать в них сознательно, причащаться Крови и Тела Господа, составляя в этот момент Церковь. Вопросы: как правильно креститься, когда надо посещать кладбище, нужно ли беременной присутствовать на отпевании просто перестанут для нас существовать. Потому что Церковь, как писал отец Александр Шмеман, не разрешает вопросы, она их снимает. Это радость Церкви, которой она обильно делится со всеми нами.

 

- Спаси Господи, батюшка. Время нашей передачи, к сожалению, заканчивается. Прошу Вас на прощание сформулировать правила безопасности поведения в интернете.

 

- Правила безопасности всегда очень просты, сформулированы очень давно, думаю, вы все знаете эти слова: "Все мне позволено, но не все полезно". Именно Христос, именно радость, любовь и другие добродетели должны быть для нас критериями в жизни. Если та или иная информация помогает нам стать чуточку лучше, если она приближает нас к святости, к которой призваны все мы, то это, безусловно, правильно и полезно.

Если мы чувствуем, что какая-то вроде бы очень правильная, очень важная информация ведет нас к ненависти, вражде, осуждению. Посмотрите, что сейчас происходит на Украине, и как мы, насмотревшись телевидения, начинаем ненавидеть, значит, лучше от этой информации воздержаться, для нас это небезопасно. В любой сфере, в любой ситуации мы должны оставаться христианами, должны помнить о том, что Господь пришел в этот мир, взял грехи человечества, умер и воскрес, дав надежду на жизнь вечную в радости и общении с Ним.

 

- Спаси Господи. Прошу Вас снова благословить нас на прощание.

 

- Давайте помолимся о том, чтобы Господь благословил всех нас.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать