Православные барды

15 ноября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 15 ноября.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители! Сегодня у нас в гостях бард и настоятель храма Сретения Господня села Сулимовка, Киевской области протоиерей Сергий Киселев. Наш сегодняшний выпуск, как вы понимаете, музыкальный.

Здравствуйте, батюшка! Я прошу вас благословить наших телезрителей.

- Пусть Господь благословит всех нас.

 

- Наша тема сегодняшняя тема «Православные барды», барды и православие. Мы будем говорить об этом. Расскажите немного о себе, о своей деятельности, проповеди и миссии.

- Кратко скажу, что пишу стихи, песни с раннего возраста. Взять гитару помог Владимир Семенович Высоцкий. В 4 классе я слушал его песни. В его песнях были откровенность, мужество, нравственность, патриотизм, напор. Возможно, душевные, духовные нотки в них различались. В нем был великий талант. Служа в армии на Дальнем Востоке, я сочинил первые песни. А когда я пришел к вере, идя по этому пути, я продолжал писать стихи, которые потом стали песнями. Лирические, нравственные, философские стихи пошли со мной в духовную жизнь.

Меня пригласили в больницу или наркоцентр, и предложили или попросили сыграть и рассказать о Боге. И так пошло. Потом меня стали приглашать выступать в воинскую часть, в клуб, в институт и другие места. Я стал ходить, петь и рассказывать о Боге

 

- Батюшка, может, вы исполните какую-то песню?

- Да, давайте (автор исполняет песню). Вот примерно такие песни. Некоторые думают, что я пою псалмы, молитвы какие-то на распев. И когда слышат, что выступает священник, то не приходят слушать. Когда выступаю в «зоне», и заключенных насильно сгоняют смотреть, они потом уходить не хотят. А когда заключенных приглашают добровольно, приходят 20-40 человек всего. Я пою песни на все жизненные темы, которые волнуют душу человека. Это нравственные, житейские, духовные темы. Именно в духе православной духовности я пытаюсь осмыслить эти вопросы, в соответствии с учением православной церкви и Святыми отцами, и дать на них ответы или подсказку людям, которые не ходят в храмы.

Я стараюсь писать для тех людей, которые не ходят в храмы, не читают Священное Писание, не знают Бога. Главная цель моей деятельности – чтобы человек услышал песню сначала ухом, потом сердцем, а потом захотел придти в церковь.

 

- Отец Сергий, может, вы проблемную песню исполните.

- Давайте, спою песню «Покаяние». Песня кающегося грешника. Потому что покаяние – это начало, средина, и конец христианской жизни (автор исполняет песню). Тема покаяния идет красной нитью через все мое творчество. Есть другие песни, например, на философско-богословские темы, или на конкретные случаи из жизни, которые случались где-то.

Есть песня «Антисектантская баллада». Она длинная, петь не буду. Расскажу только ее историю. Когда-то пришел ко мне человек, чтоб я навестил больного. Оказалось, что один пожилой человек, православный только по имени, выпивал и гонял свою жену, вел себя нехорошо, и он пошел в секту, чтоб там бросить пить. Тут пришли баптисты, и сказали: дедушка, крестишься у нас, и вся твоя алкозависимость пройдет. Когда он крестился у них, к нему по ночам стали приходить две темные фигуры, они стали избивать его, ругать самыми грязными словами. А он думал, что это были бандиты и отбивался от них палкой. И у него случился инсульт. Пришел к нему доктор уколы делать, и дед рассказал, что к нему по ночам стали приходить две сущности. А доктор говорит: «Дедушка, это бесы к тебе приходят. Вы же отреклись от православной веры».

«Да, к баптистам пошел. Да я же к ним пришел, чтоб бросить пить!»

Когда я пришел к больному дедушке, он страдал страшно. Ведь они мучили его. Я ему все объяснил. Он от души раскаялся. Я его потом причастил. Все прекратилось. Он стал совершенно другим человеком. Вскоре он отошел ко Господу светлым, чудным человеком. И я написал после этого «Антисектантскую балладу». В ней я показываю, как важно хранить свою родную православную веру. Вот такие случаи бывают.

 

Есть песня-призыв. Случай, который произошел с одним врачом в Украине. Человек, когда ему не заплатят, не хочет для своего ближнего ничего делать. И на врачах это хорошо заметно. Как страшно: не оказывать любви ближнему. Ведь Господь учил, что ближний – это всякий человек, который оказался в данный момент рядом с тобой.

«Песня о сердечной недостаточности» (автор исполняет песню).

 

И вы знаете, когда я написал эту песню и диск был готов к выпуску, встал вопрос, что эта песня тяжелая, отрицательная, а где же пример положительный: пример любви к Богу и к людям? В том смысле, где человек, который любил Бога и людей? И мне пришла в головы мысль, что такой человек есть! Самый яркий человек, в честь которого у нас в храме Сретения Господня был построен боковой придел. В честь праведного отца Иоанна Кронштадтского. Этот человек отдал жизнь свою, служа Богу и ближним людям. Такая удивительная формула родилась: «Себя спасаешь ты – других любя». Эта формула того, что если ты любишь ближнего, ты любишь себя самого. И, таким образом, мы записали песню «Себя спасаешь ты – других любя», посвященная праведному отцу Иоанну Кронштадтскому. (автор исполняет эту песню). Вот такая песня родилась.

 

Вскоре вышел диск «Себя спасаешь ты – других любя». К этой теме надо добавить еще одну песню - «Слово о ближнем». К сожалению, писал еще святитель Игнатий (Брянчанинов), прискорбно видеть христиан без Христа. То есть видеть людей, по форме соблюдающих посты и каноны, и исполняющих молитвы, а внутри не имеющих любви. То есть внешне ты блюдешь установления, как фарисей, а внутри у тебя нет любви и сострадания к людям. Это прискорбно бывает! «Слово о ближнем» рассказывает, как надо относиться к ближнему (автор исполняет эту песню). Такая песня.

 

Как-то выступал на концерте, после меня другие певцы выступали, я исполнил 2 песни и пошел в конец зала. Мне нужно было выйти из зала через предпоследний ряд. Там сидела одна женщина. Она не стала подгибать ноги, чтоб меня пропустить: «Что вы такое поете? Какой брат мне узбек? Он же мусульманин!» Я стою ошарашенный. Я ей говорю: «Простите, это не ваш брат, это мой брат». Вот так. Мы понимаем, что православие – это наша спасительная религия. Но Господь имел в виду не национальность, милосердным был самарянин – человек из другого племени. Там где нет любви – там нет истины. Если человек зацепился за каноны, а духа Христова не имеет, любви к узбеку, мусульманину, еврею не имеет, не желает ему спасения, то какой это Христианский дух?

 

- А какие жанры еще доступны барду?

- Я вижу, что сейчас много бардов. Например, Светлана Копылова. Мы вместе начинали-выступали с ней. Есть другие люди, которые поют неплохо. Недавно, две недели назад, в Дубне (Подмосковье) прошел фестиваль «Серебряная Псалтирь». В один день выступали только священники. И там выступал протоиерей Андрей Логвинов, он читал потрясающие стихи. Он читает с душой! Пел отец Сергий Муратов, у него песни совсем не похожи на мои песни. Он имеет консерваторское образование, у него голос хороший. Еще пел отец Андрей Гурьев. И когда я вышел петь последним, у меня было чувство, что мы все разные, но в духе мы несем одно! И я сказал: «Братья, спасибо вам, что вы со мной соединились в такой благодати в проповеди!»

Ещё темы, к которым я хочу прикоснуться, это семейная тема и тема о стихийных бедствиях - тема зла, которое рвется в мир. Зло всегда рвалось в мир, апостол Павел еще говорил: «Тайна беззакония в действии». Говорил, что сатана всегда борется против Бога, а поле битвы – сердце человека. У сатаны есть слуги на земле, массированное зло льется на наш народ, хотят узаконить грехи, которые нельзя узаконивать (содомский грех), хотят нивелировать блуд, как будто это нормально. Мы знаем к чему привело беззаконие жителей г. Содома, к чему привело беззаконие жителей римского города Помпеи (там совершали страшный разврат). И когда 2 года назад было цунами в Японии, я начал осмысливать эту тему и решил написать песню о стихийных бедствиях. Откуда происходят катаклизмы, страшные ситуации? (автор исполняет песню).

 

- Первый вопрос: Как относится батюшка к духовной поэзии в России? Ведь у нас были примеры Ломоносова, Жуковского, Третьяковского, Державина, Пушкина? Второй вопрос: Существует ли в духовной бардовской песне другая мелодистика, не та, которая досталась нам в наследство? Все-таки это трансформированная советская мелодистика.

- Да сегодня много поэтов появилось. Я хочу сказать о другом аспекте. Я бываю на фестивалях духовной песни в разных городах, и там вижу таких исполнителей, которые исполняют чистую профанацию духовной песни. Один человек пел с надрывом: «Отпусти мне грехи, батюшка». Я в ужасе просто был. Там - надрыв и современная мелодика «псевдодуховная». Эти песни не поднимают слушателей на уровень выше, а оставляют на душевно-плотском уровне, просто привлекают симпатичными словами.

Насчет мелодистики моих песен. Я не композитор, я это всем говорю. Для меня важнее всего стихи. А вот певец отец Сергий Муратов из Дзержинска, у него совсем другая мелодистика. У Светланы Копыловой тоже совсем другая мелодистика. А у меня примитивная мелодистика. Зато я умею сочинять стихи. А музыка служит просто фоном.

Как вы сказали, это трансформированная советская мелодистика. Но теперь в нее вложена духовная нотка, духовное содержание. И если духовное содержание коснется сердца, зацепит, заставит человека задуматься о себе, о вечности, о Боге, он может обратиться в веру. Господь посылает меня туда, где это будет нужно. «Делай дело Божье, сей семя, а Господь возрастит». И таких случаев много.

Когда-то один человек, у него умерла жена - он просто решил свести счеты с жизнью, он потерял смысл жизни. Он бродил по городу с дурной мыслью, и увидел храм, и решил в него зайти. Увидел в лавке мою кассету, купил ее. Дома слушал ее, всю ночь проплакал, и у него совсем переменилась жизнь. Он стал ходить в храм, прислушиваться к Богу. И через много лет он подошел ко мне после концерта и поблагодарил за творчество.

Случай, который был в Петербурге. Людмила, сердобольная женщина, медсестра из госпиталя, в котором лежат и полковники, и высшие офицеры, пытается обратить пациентов в веру, призывает их к покаянию. Она говорит: «Может, вы хотите исповедаться, причаститься, там батюшка есть». Некоторые соглашаются.

И был такой эпизод, когда привезли одного полковника, очень больного, при смерти. Людмила говорит ему: «Может, вы хотите исповедаться, причаститься». А полковник отвечает ей: «Я ваших попов знать не хочу и видеть не хочу». Видно, такое настроение было у него. А медсестра – настырная женщина, принесла в палату магнитофон и поставила на мой диск. Полковник стал слушать. Послушал и спрашивает: «А кто это поет? Ещё диски есть?» Медсестра говорит, что есть. Она принесла диски моих песен. И этого полковника Господь не сподобил причастия, но он плакал. Он умер со слезами на глазах. Я считаю своим долгом молиться за душу этого человека до конца жизни, потому что Господь прикоснулся к его сердцу через мои песни, даровал ему покаяние, даровал отпущение грехов.

Я люблю классическую музыку. Рок-музыку – эти демонические напевы – я терпеть не могу. Понятно, что они вызваны из бездны, из ада.

 

- Отец Сергий, у нас осталось мало времени, может быть, на пару песен хватит. Может, что-то такое оптимистическое?

- Да, я вам покажу песню «Восхождение». Она – про духовных альпинистов. Есть альпинисты, которые покоряют горные вершины, а эта песня про нас, которые покоряют духовные вершины.   (автор исполняет песню «Восхождение»)

 

- Батюшка, может, скажите пару слов, как вы оказались в Санкт-Петербурге? Я знаю, что у вас будет еще концерт.

- Да, будет концерт. У нас тут много друзей. Нас приглашают на выступления. Мы выступали в Александро-Невской Лавре, в православном клубе «Чайка», в военно-техническом училище. Завтра будем выступать на выставке «Православная Русь».

Мы посещаем славный город Кронштадт, являемся членами Иоанновской семьи, которая родилась несколько лет назад под руководством отца Николая Беляева. Ваш город нашему сердцу близок.

Я сейчас исполню песню из нового альбома. Готовится мой 11-тый альбом, мы его к весне закончим, и будет его презентация в Киеве, а потом, если будет возможность, презентуем его в Петербурге. Песня называется «Терпяще друг друга любовью». Многие люди понимают, надо терпеть ближнего своего, но многие спрашивают: «А как терпеть?». Апостол Павел отвечает: «С помощью любви терпеть». А любовь эта находится у Бога.

 (автор исполняет песню «Терпяще друг друга любовью»)

 

- Спасибо, батюшка. Удивительно было с вами общаться. Получилось, что не постоянно зрители могли дозвониться. Но и в песнях ответы тоже были. Я прошу вас, по традиции, благословить наших телезрителей.

- Господь да благословит всех нас.

- Всего доброго! До новых встреч!

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Олег Сиротин

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать