Православие в Нидерландах

6 ноября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 5 ноября

 

- Здравствуйте, дорогие телезрители. Сегодня у нас в гостях неординарный батюшка - гость из далекой страны иеромонах Евсевий Вайант, настоятель Свято-Никольского мужского русского монастыря в городе Хемелум, Нидерланды. Наша тема «Православие в Нидерландах». Здравствуйте, батюшка!

Прошу вас, по традиции, благословить наших телезрителей (гость говорит по-голландски, он благословляет телезрителей – ред.) Расскажите, пожалуйста, о православии в Нидерландах.

- Прежде всего, я хочу рассказать, как 50 лет назад в Нидерландах был создан первый православный приход. Самые первые шаги предприняли наши монархи. Вы знаете, что наше государство Нидерланды является Королевством. Дочь императора Павла Первого, Анна Павловна, была супругой нашего короля Вильяма Второго. Мы говорим о начале 19 века. Это происходило после войны с Наполеоном. Россия была очень сильным государством. И для нее было важно иметь контакты с западом, и для Нидерландов это было очень важно.

Королевство Нидерланды было основано в 1815 г. До этого страна как королевство не существовало. В тот год современные Бельгия, Нидерланды и Люксембург, стали единым государством. Возникли два больших центра в Брюсселе и Гааге. В Гааге, где до сих пор находится королевская резиденция, во дворце Анны Павловны и короля Вильяма Второго Анной Павловной была открыта собственная часовня. Там служил священник. Эту часовню можно считать первым оплотом православия в Нидерландах. С тех пор было что-то, связанное с православием.

Лишь после 2-ой Мировой войны количество приходов увеличилось, и составило около 50 приходов. Не все они русские, есть греческие, сербские, румынские, болгарские и сирийские приходы. Несколько приходов из пятидесяти составляют монастыри.

 

- Территорию вашей страны можно сравнить с территорией российской области. Новообразованная Тихвинская епархия включает в себя 47 храмов. Как вы думаете, можно равноценно сравнивать влияние православия на культуру в России и влияние православия на культуру в Нидерландах?

- Мы хотим, чтоб так было. Мне хочется, чтоб мы ощутили у себя духовную борьбу, заложенную в православии. Просто большой территории и количества церквей – недостаточно. Православие – это другой образ жизни, чем мы привыкли на западе. Даже хотя многие жители России называют себя православными и ходят в храмы, все-таки православие – это духовная борьба с самим собой. Очень сложно сравнивать православие в Нидерландах и православие в Ленинградской области. Тем не менее, мы одна единая церковь. Все наши восемь церквей входят в состав московского патриархата, и мы все – звенья одной цепи.

 

- Существуют ли какие-то специфические особенности в жизни христиан в Голландии?

- В начале, при Анне Павловне все богослужения проходили на старославянском языке. Посланники из других православных стран приезжали с визитом в ее часовню. После 2-ой Мировой войны было решено перейти на нидерландское богослужение. В 1950-е годы были написаны переводы с базовых текстов на русском языке и на греческом языке. С тех пор есть переводы на нидерландский язык, но пока не всех основных текстов. Я сам служу вторым священником в русском православном приходе в городе Гронинген, на севере страны. Как в монастыре, так и в приходе большинство служб проводится на нидерландском языке.

Для русскоязычных прихожан, которые привыкли к старославянскому языку, мы проводим на церковно-славянском языке ектеньи и другие части службы. Я сам проходил свое духовное обучение в православном монастыре на востоке Польши, на границе между Белоруссией, Украиной и Польшей. Там я учился, что службу нужно вести на церковно-славянском языке. Спустя 8 лет, после возвращения в Нидерланды, мне пришлось заново привыкать к тому, что службы проводятся на нидерландском языке. Постепенно я привык к этому. Церковно-славянский язык в совокупности с песнопениями и фресками, надписями на церковно-славянском языке составляет единое целое!

Если мы посмотрим на наш приход в городе Гронинген, посвященный празднику Преображения Господня, то в притворе, где проводим крещение людей, решили украсить стены надписями и фресками на тех языках, на которых говорят люди этого прихода. И получились тексты на греческом, и на румынском языках, на старославянском и на нидерландском языках.

 

- Отец Евсевий, наши зрители интересуются, как вы стали православным, как пришли в религию, которая не является традиционной для западной Европы?

- Действительно, для западной Европы православие – не обычная религия, а на востоке – это распространенная религия. Одной из причин, почему я стал православным христианином, явилась та, что основу христианства сейчас можно обнаружить только на востоке.

Я был католиком и активным прихожанином давно, так как был воспитан в католической семье. Учился католической конфессии, и узнал о православии еще до 2-го Синодального собрания, когда было решено переходить с латинского языка на национальные языки. Я пережил эти изменения в Нидерландах. Тогда я настороженно отнесся к ним, и так немного отошел от католицизма. В какой-то момент я вернулся в католическую церковь. Но поворотным моментом для меня стала судьба моего брата. Он узнал о православии и столкнулся с православным приходом в Гронингене в начале 1980-х годов. С тех пор я интересовался православием больше и больше. Помню, как в первый раз вошел в православный храм и услышал пение хора. Это было восхитительно! Они пели на нидерландском языке, но очень чисто и просто. Я почувствовал нечто, что не чувствовал раньше! Мне было непонятно… С тех пор я стал читать о православии.

Важным событием стал прием моего брата в эту общину. У нас с ним были разные мнения по некоторым вопросам. Но меня разбирало любопытство. В итоге в одно воскресенье я посещал православный приход, в следующее воскресенье я шел в католический приход. В какой-то момент я спросил у нашего католического монаха, кстати, члена Ордена иезуитов: «Что же мне делать?» Он дал мне утешительный совет: «Делай то, что приблизит тебя к Господу». Это же так просто было.

Католическая церковь в Нидерландах имеет сильные позиции. Мои предки всегда были членами католической церкви, поэтому шаг в православную церковь был шагом в неизвестность. Но оказалось, что этот шаг стал шагом к Свету! С тех пор прошло 27 лет.

Мой выбор был правильным – я убеждаюсь в этом постепенно и постоянно. Это не значит, что все упростилось и стало безоблачным. Я понял, что поступил правильно.

 

- Отец Евсевий, вы не просто стали православным, но еще приняли монашество. Расскажите об этом решении и о ситуации в Нидерландах вообще.

- Я помню свой первый визит в православный монастырь. Кстати, мой брат тоже стал монахом. Мне было сказано: «У нас, верующих, есть выбор: либо жениться и создать семью, либо идти в монастырь». Я подумал, как здорово объединить свою веру с Богом! У каждого из вариантов есть свои сложности и своя красота. Я же пошел по пути монашества. В тот момент я не был женат. Я навещал брата в монастыре. И я почувствовал себя как дома. Мне захотелось узнать больше и идти дальше. Когда я принял православие, епископ мне сказал: «Куда пойдем дальше? Мы увидим вас в монастыре?» И голос внутри меня ответил ему: «Да-да-да, увидите». Я сказал, что сначала мне надо вернуться в Нидерланды и получить благословение у матери. Мне очень хотелось получить благословение у матери.

Учитывая современную ситуацию у нас, когда многие люди отходят от церкви, моя мама сказала: «Это здорово – мои два сына оба в церкви и оба в монастыре!» Она была рада. Вот таким образом я оказался в монастыре. Мне это нравится.

Какова монашеская жизнь в Нидерландах? Книги на нидерландский язык, наконец, были переведены. Все тексты переводили в монастыре святого Иоанна Крестителя в городе Гааге. Монастырь был основан в 1950-е годы. И Иоанн Максимович Шанхайский тогда открывал и благословлял этот храм. Когда я сомневался, переходить ли в православие, и метался между двумя религиями, я говорил с двумя монахами в монастыре святого Иоанна Крестителя в Гааге. Много лет спустя я осознал, чего я удостоился и что я пережил тогда.

Можно сказать, что ты живешь, но живешь двойной жизнью. Как будто второй жизнью, протекающей интенсивнее в два раза, быстрее приводящей тебя к Господу. Такое впечатление было у меня после визита в этот старейший у нас православный монастырь. В стране есть и другие православные монастыри, например, сирийский монастырь. Он отличается от русского монастыря. Там проживают в основном эмигранты из Сирии. А мы представляем православный монастырь, основанный 14 лет назад. Его основали мы с братом. Северные провинции это достаточно крупная территория. Конечно, ее нельзя сравнить с Ленинградской областью, но там большая плотность населения.

Центр православия тогда был в Гронингене. Начиная с 1940-х годов, там был православный храм. И отец Онуфрий, вернулся в Нидерланды назад. Я еще учился тогда в Польше. Но у нас были аналогичные мысли по поводу основания монастыря. Жизнь на приходе отличается от жизни монастыря. Это видно, в православных странах центр духовности сохраняется именно в монастырях. Эмигранты хотят, прежде всего, чтоб был приход. Я осознаю, что для поддержания православия, для вдохновения в него больших сил, для пополнения этих сил требуется монашество. Мы попросили владыку благословить нас. Владыка Симон в Брюсселе нас благословил. И мы потихоньку начали подвизаться.

Вначале было трудно. Отец Онуфрий начал первым. У нас не было дохода, и мы не знали, на какие средства будем рассчитывать при основании монастыря. Он оставался в городе на приходе, а я находился в монастыре. Он – настоятель прихода, а я – настоятель монастыря. Приход и монастырь находятся примерно в 100 км. друг от друга. Я всегда приезжаю на выходных днях на приход, чтобы помогать ему, принимать исповедь. За 14 лет существования монастыря стало возможным существовать дальше. К нам приходят люди со скромными пожертвованиями. Приход в г. Гронингене оплачивает мне дорогу до Гронингена. Министерство юстиции выступило с инициативой, чтоб я духовно наставлял православных, которые сидят в тюрьмах Нидерландов. Для этого мне выделяют сумму, которая меня так же поддерживает. 3 раза в месяц я посещаю тюрьмы.

Важно не только сделать  выбор в сторону православия, но важно продолжать жить в православии. Блаженнейший митрополит Савл, православный митрополит Польши, после обучения отправил меня в Нидерланды. В Богоявленском монастыре наставник отправил меня, снабдив правилом. И я следую этому правилу. За годы моего монашеского пути несколько людей захотели стать послушниками или трудниками в нашем монастыре. Один человек присоединился к нам.

            

- Православные из России могут помогать вашему монастырю?

- Конечно, прежде всего, молитесь за нас. В рамках этого визита в Санкт-Петербург мы подписали соглашение с монастырем в Старой Ладоге. Этот монастырь, как и наш монастырь, основан в честь святителя Николая (Мир Ликийских). И мы в рамках обмена будем думать, как помочь друг другу, как они нам могут помочь. У меня также имеются чертежи проекта перестройки нашего монастыря. Само здание не очень большое, но, к счастью, нам удалось украсить храм и иконостас на пожертвования одного из прихожан. Мы этому рады!

У нас есть две гостевые комнаты. Мои прихожане сказали: «подумайте о себе немного». Я сказал, что все больше людей приезжает в монастырь. Мы не можем всех разместить в нашей трапезной. Мою комнату задумано освободить и переселить меня наверх. Но наверху протекала крыша, и не было санитарно-гигиенических условий. Поэтому мы думаем, как перестроить здание. Господь меня не оставит – я надеюсь. Я очень рад, что у нас будет более обширная трапеза. Мы с братом заложим монашеское братство, будет больше помещений для посетителей. Мы рады новому проекту! Я приехал в Санкт-Петербург, чтобы найти новые возможности.

Я стараюсь молиться во всех храмах. Молитва важнее всех финансов.

 

- Отец Евсевий, католичество имеет большую силу в Нидерландах. Не чувствуете ли вы противостояния?

- Со стороны католической церкви не чувствуется противостояние. География религий в нашей стране такова, что католики в основном проживают на юге, а протестанты в основном проживают на севере. Противостояние конфессий в Польше такое же, как и в Нидерландах. Помню, что каждую среду в Польше мы читали акафист Пресвятой Богоматери. Когда католики увидели, что к нам приходит много людей, они в своем храме решили написать икону Пресвятой Богоматери для привлечения прихожан. В Нидерландах католические и протестантские священники уважительно относятся к позиции русского православия. Они иногда говорят: «Вы находитесь у истоков, скажите, как нам быть?»

В 100 км. от нашего монастыря открыли небольшой католический приход. Но идея была такая же, как у нас: маленький монастырь вдали от всего мирского. Они повторяли наш опыт. Нам надо еще чётче и осторожнее декламировать наше православие.

 

- Отец Евсевий, как вы думаете, может православие на западе стать популярной религией?

- Православная религия не может проходить без духовной борьбы. Духовная борьба – это не просто, мы не можем получать от нее удовольствие. Это - не радость. Поэтому православие на западе стать популярной религией не может. Но мы видим, чем больше секуляризируется жизнь на западе, тем люди больше чувствуют, что им чего-то не хватает в разных аспектах жизни. Во-первых, людям не хватает друг друга, так как они становятся более индивидуализированными. С другой стороны, православная культура, иконы, хоры, убранство храмов связаны непрерывной нитью, и они привлекают к себе людей, даже неверующих людей.

За последние годы я видел много неверующих людей в нашем монастыре. Но они заинтересовались живописью и иконами, и через них пришли в православие. Например, мужчина привел свою жену. А жена пришла из любопытства. После 3-ей встречи она выразила желание стать православной христианкой. Что на это скажешь? Спустя несколько лет они стали православными христианами, и спустя несколько месяцев они повенчались в православной церкви. Им было около 50 лет. У православия в Нидерландах есть свои особенности – у каждого своя юрисдикция. Наша юрисдикция из-за больших приходов в Амстердаме, Роттердаме и Гааге очень сильна. Но мы пока не обладаем такой же силой, как православная церковь в России. Надеюсь, что мы своей деятельностью сможем сохранить основы православной культуры, которая появилась в Нидерландах в 4 веке от Р.Х.

 

- У нас осталось буквально несколько минут. Последний вопрос такой: не было ли у вас соблазна переехать в Россию?

- Я, прежде всего, голландец. Как первые христиане услышали слова Христа на родном арамейском языке, так и я впервые услышал слова Христа на родном нидерландском языке. Разница только в том, что тогда христиане делали вообще первые шаги, а я свои первые шаги делаю в Нидерландах – как в маленькой части того большого православия, которое есть во многих странах, в том числе в России. У нас говорят, что монастырская жизнь – это белое мученичество, хотя я себя совсем не чувствую мучеником. Положить начало таким образом - в Нидерландах - необходимо. Мне очень нравится приезжать в Россию. Я испытываю много радости, когда покланяюсь тут святыням. Надеюсь, что буду приезжать в Россию чаще, в рамках соглашения, которое мы подписали в г. Лодейное Поле. Я должен продолжать начатое дело в собственной стране. Надеюсь, что молитвами все получится.

 

- Прошу вас, батюшка, по традиции, еще раз благословить наших телезрителей.

- Благословляю вас, дорогие телезрители!

 

- До новых встреч!

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Олег Сиротин

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать