Плод веры. Настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Федор Кречетов

4 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Об истории единственного грузинского храма в Москве рассказывает настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Федор Кречетов. В чем особенности богослужения и приходской жизни? Какую роль в жизни грузинского народа играет Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй?

– Как получилось, что Вы стали настоятелем грузинского храма?

– Эта история началась еще в 1996 году.Меня вызвало начальство и объявило: «Отец Феодор,в Грузинах есть храм Великомученика Георгия. Там служит настоятель церкви Иоанна Предтечи на Пресне, он просит себе помощника». И я приехал сюда. Прихожанин принес мне текст малой ектеньи, написанный русскими буквами, но звучащий по-грузински. Я начал учить, и с этого все началось. Вообще я старался говорить что-то по-грузински, читал Евангелие по-грузински, потому что понимал, что это самое главное, о чем нужно говорить. Все остальное я тогда еще не знал и говорил плохо, а воскресное Евангелие старался вычитывать (я служил по воскресеньям).

– За двадцать лет служения здесь Вас, наверное, уже принимают за своего?

– Да, я наполовину уже стал грузином (смеется). Это уж точно!

– Почему храм возник именно на этом месте?

– Это было естественно.В начале XVII века, как мы знаем, царская семья и часть населения по возможности переселялись в Россию, поскольку если бы они остались, то, наверное, были бы уничтожены мусульманскими завоевателями.Это место было выделено царем специально для грузин,чтобы они здесь селились. Отсюда и название – Грузины. Естественно, переселенцы сразу стали просить себе храм.Сначала хотели построить домо́вый, но было решено, что это будет приходская церковь.

На этом месте располагался деревянный храм Иоанна Богослова. К сожалению, из-за пожаров такие церкви часто сгорали. С этим храмом произошло то же самое. Первый деревянный храм Великомученика Георгия был построен в 1750 году. Через какое-то время он тоже сгорел, и тогда встал вопрос о постройке каменного храма. В 1800 году была освящена та его часть, в которой мы сейчас находимся.

В начале XX века приход увеличился примерно до двух тысяч человек, и по проекту архитектора Сретенского к храму сделали пристрой с восточной, алтарной, стороны – он был расширен в два раза. При церкви была организована богадельня, велась большая социальная работа. В храме находились святыни, большие ценности, даже хранился крест святой равноапостольной Нины.

В советское время храм был закрыт и передан электромеханическому техникуму им. Красина. До 1992 года он находился в ведении техникума. Затем по распоряжению правительства храм вернули верующим. Однако освободили только одну часть, и лишь в этом году нам отдали вторую, пристроенную, часть. Она разделена перекрытиями на пять этажей. Конечно, это нанесло колоссальный ущерб зданию, потребуются большие восстановительные работы. Для этого нужно провести исследования, потом сделать проект.На все нужны средства, которых, конечно, у нас мало. Мы надеемся на поддержку Правительства, но это довольно сложно…

– Как будет использоваться это помещение?

– Это же храм, и иначе он просто не может использоваться! Понятно, что все эти перекрытия надо снимать.Восстанавливать прежний облик – задача на многие годы вперед,но надеемся, что с Божией помощью мы справимся.

– Вы рассказывали, какой большой была община в начале ХХ века. А что можно сказать о ней сейчас?

– В 1996 году, например,народу было немного. В то время сюда стали приходить беженцы из Абхазии. Конечно, горе и беды сплачивают людей, учат молитве. И храм стал для них местом встречи.Очень многие люди находили друг друга, не встречаясь даже в обычной жизни. В наши дни община постепенно увеличивается, растет…

– Это единственный грузинский храм в столице?

– Да, в Москве это единственный храм.Еще есть, я знаю, грузинские приходы в Сочи, Воронеже, Санкт-Петербурге.

– Скажите несколько слов об особенностях богослужения.

– Поскольку в XIX веке Русская и Грузинская Церкви были едины, то,конечно, произошла некоторая унификация. Отличия есть, но не очень очевидные:чуть-чуть разный порядок каждения; священник читает Евангелие не в алтаре, а на амвоне лицом к народу, чтобы было слышно;в начале литургии в Грузии раскрывают царские врата;используется греческое облачение.Больше свечей зажигается и в алтаре, и в храме. В Русской Церкви на Шестопсалмии свечи гасят, а здесь – нет,они должны гореть все время, пока идет служба. У нас привыкли по-другому, но иногда именно это кажется более обоснованным.

Остальное касается уже национальных обычаев, традиций. Поскольку Грузинская Церковь небольшая по количеству народа, там все совершается более индивидуально. С другой стороны, все проникнуто родственными связями. Все крестят детей друг у друга, собираются на все большие праздники. Самая скромная свадьба – это 150 человек, а так – 300, 500, доходит даже до 700. Собираются все родственники, к этому относятся трепетно. На этих праздниках они могут пообщаться за общим столом. Вообще в каком-то смысле наиболее уникальная особенность – это грузинская трапеза.

– Вам было сложно к этому привыкать?

– Вначале да. Надо почувствовать ритм, порядок. Все имеет смысл, достигается равновесие. Помню, я сам стал замечать, что русские все время спешат.Я тоже сперва спешил, теперь, когда русские пытаются уйти из-за стола, сам говорю: «Куда? Некуда спешить!» – и мы сидим дальше, должны за это выпить и за то (смеется).

– Все очень структурировано…

– Да, структурировано и понятно.Сперва кажется, что все очень долго, а когда проникаешься смыслом, все становится гармоничным, возвышенным, духовным. В каком-то смысле литургия – это тоже братская трапеза. Тем более все это отражено и закреплено в уникальной грузинской культуре.

– Отличаются ли грузинские семьи от русских?

– Конечно, грузинские семьи более традиционны, то есть там более твердая структура семьи, иерархия. Раньше развод был исключением, все старались сохранить брак. Это существует до сих пор, хотя, к сожалению, из-за воздействия современных тенденций семьи стали некрепкими. Раньше кража невесты, например, совершалась по согласию. У нас тоже есть те, кого украли. К сожалению, они живут не всегда счастливо и хорошо. Все обычаи можно совершать как часть культуры, это особенное переживание, а можно использовать для себя, эгоистично.

– Расскажите о знаменитом грузинском многоголосии.

– Грузинское пение, конечно, в каком-то смысле просто уникальное явление. Оно замечательно. У нас есть мужской хор, многие приходят его послушать, и все очень довольны. Это не всегда получается, потому что некоторые певчие работают в других местах.

– В храм приходят знаменитые исполнители?

– Они, естественно, не поют у нас в хоре, но многие здесь бывали, даже участники проекта «Голос». Все грузины – верующие. Конечно, они приходят в этот единственный грузинский храм, а мы с удовольствием их принимаем, всегда им рады.

– Как сейчас в целом складываются отношения между Грузинской и Русской Церквами?

– Я замечал, что у Грузинской Церкви есть интерес к русской культуре, святым. Сюда приезжают грузинские епископы, священники, просто миряне. Когда была возможность, они ездили чаще. И наоборот:увеличивается поток паломников из России, они стали заново открывать для себя Грузию.

Отношения между Русской и Грузинской Церквами были всегда хорошими, потому что мы – единая христианская Церковь, и очень важно и даже удивительно ощутить своеобразие православия на другой земле.

– Предстоятель Грузинской Церкви Патриарх Илия очень многое сделал для своего народа.

– Да, Патриарх Илия – это, конечно, самый уважаемый человек в Грузии. Он как отец всего грузинского народа. В каком-то смысле он удивительно открыт для всех. В его день рождения, например,любой грузин может зайти и поздравить Патриарха, все несут какие-нибудь подарки. В каждый великий праздник, в Рождество и Пасху,он обращается в послании ко всему народу. Один раз это послание заняло 17 страниц текста, это была целая программа, в которой он говорил о том, на что грузинам необходимо обратить внимание, какие проблемы перед ними стоят.Он сказал, что уникальные природные ресурсы –родниковая, минеральная вода – это богатство Грузии. Также Патриарх Илия предупреждал о западном влиянии, наступлении на нравственность. Церковь, конечно, выступает против этого. Мы знаем, что в Грузии тоже пытались устроить гей-парады. Там очень дружно выступили против и в этот день провели «Праздник семьи».

– Есть еще удивительная традиция, когда Патриарх крестит большое количество детишек из многодетных семей.

– Да, он сказал: я готов быть крестным (конечно, сам лично он уже не может крестить по возрасту – ему 82 года) каждого третьего и последующего детей. Очень многие вдохновились, и у Патриарха сейчас порядка 20 тысяч крестников.

– В последнее время увеличился поток паломников в Грузию. Расскажите о святынях этой замечательной страны.

– Самая главная святыня расположена в городе Мцхета, в соборе Двенадцати апостолов (еще он называется Светицховели, или «Живоносный столп»). В нем скрыт хитон Господень.

Потом, конечно, могила святой равноапостольной Нины в Бодби. Многие русские носят имя святой Нины, там предоставляется возможность посетить это святое место.

Один из древнейших городов на земле – Кутаиси. Какое-то время этот город был столицей, еще до Тбилиси. Там есть знаменитый Гелатский монастырь, который основал царь Давид Строитель. У нас его называют «Строитель», а более точный перевод – «Возобновитель». Удивительный царь, при котором Грузия имела такую площадь, какой у нее никогда не было – ни до него, ни после. Он объединил страну, усилил ее. Время его царствования – особое.

Также там находятся многие другие святыни. В Зугдиди хранится риза Пресвятой Богородицы, ее планируют перенести в собор.

– Вы в соавторстве выпустили книгу, посвященную семейным ценностям. Когда Вы стали заниматься вопросами семьи?

– Как говорят, нет ничего случайного. Сперва ко мне обратились, чтобы читать лекции о православии на психологическом факультете, а потом заведующая кафедрой семейной психологии спросила: «Не хотите ли на базе храма организовать беседы и даже тренинги?»Она сама проводила психологические тренинги о том, как выстраивать отношения, как знакомиться.

– В каком храме это было?

– Это было в храме Святителя Митрофания Воронежского на Хуторской, настоятелем которого является протоиерей Димитрий Смирнов. Я там много узнал для себя, многое понял и теперь могу помогать людям находить общий язык. Прочитал у одного греческого архиерея, что самая большая проблема современных семей состоит в том, что супруги не умеют разговаривать. Есть законы психологического контакта. Например, контакт возникает, когда мы смотрим друг другу в глаза на достаточно близком расстоянии. Если жена что-то готовит, а муж смотрит телевизор, они, конечно, могут разговаривать, но никакого общения не происходит, контакта нет, хотя они что-то обсудили. Из-за этого происходит непонимание,они не чувствуют друг друга. Это психологический феномен. Люди именно так и говорят: каждый погружен сам в себя, и контакта нет.

– Почему некоторые, прожив несколько лет,вдруг понимают, что они совсем разные люди?

– Я пытаюсь узнать, сколько до этого они были знакомы. Существует четыре ситуации, в которых человек должен присматриваться к другому: в семье, на работе, с друзьями и в стрессовой ситуации, в момент неприятностей, испытаний. Можно присмотреться к человеку и увидеть то, что в нем проявляется. Если ты этого не видел, значит, ты совсем не знаешь его. Говорят, что после свадьбы человек изменился. На самом деле он был всегда таким, просто этого не замечали. Поэтому когда кто-то знакомится, я говорю, чтобы присмотрелись, как он ведет себя в семье, с родителями, братьями, сестрами. Если нет этой возможности, вы должны понимать, что вы человека еще не знаете, будьте осторожны. Я не говорю, что вы обязательно откажетесь от него, вы просто должны присмотреться, чтобы решить для себя. Сразу будешь знать, к чему надо готовиться, сможешь ты это терпеть или нет, с чем ты согласен, а что не сможешь принять. Если этого не знают, потом оказывается, что можно было заранее все это решить, а не в последний момент.

– Как Ваши родители сумели воспитать в детях любовь и уважение к семье?

– Мои родители – протоиерей Валериан Кречетов и Наталья Константиновна Опушкина. Моя бабушка была духовной дочерью отца Алексия Мечева. Дедушки мои были священниками.

При нас родители никогда не повышали друг на друга голос. Мама ни на что не жаловалась, все терпела. С другой стороны, я понимаю, что это уникальный пример. Нас так воспитали, поэтому я даже не знаю, как ссориться, у нас не было примера ссор родителей.

– Наверняка бесконфликтность помогает Вам в служении в грузинском храме. Все-таки нельзя забывать о темпераменте прихожан…

– Конечно. Многие говорят: «Батюшка, как Вы можете нас терпеть? Мы удивляемся, завидуем Вам». Я говорю: «Ну что вы?» И потом… я их просто люблю.

– Вы рассказали, как надо выстраивать гармоничные отношения внутри семьи. А как их выстроить между народами русским и грузинским?

– Самое главное – мы понимаем, что никакой настоящей вражды между народами быть не может. Причины в основном кроются в политике. Поэтому нам надо проявить, показать то главное, что в нас есть. Важно знать свою культуру, любить ее. Конечно, надо быть хорошими христианами, проявить настоящую христианскую любовь, терпение,не отмахиваться от чужих проблем, пытаться вникнуть, встать на место другого. Я думаю, что мы сможем все преодолеть.

 

Ведущий: Александр Гатилин
Расшифровка: Екатерина Федотенко

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 00:05
  • Вторник, 30 апреля: 09:05
  • Четверг, 02 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

О русской традиции храмового зодчества, уникальной архитектуре соборов эпохи Ивана Грозного рассказывает кандидат исторических наук, заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать