Патриотизм и современная Россия

18 июля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Петропавловский, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в г. Сестрорецке. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 18 июля 2014 г.

Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Сестрорецке протоиерей Михаил Петропавловский.

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей на начало.

- Здравствуйте. Господь да благословит всех, братья и сестры, молитвами преподобного и богоносного Сергия Радонежского, всея России чудотворца.

 

- Дорогие друзья, наша тема "Патриотизм в современной России".

Сегодняшний праздник преподобного Сергия напрямую связан с нашей сегодняшней темой.

Батюшка, как Вы видите положение дел в современной России, состояние людей? Есть ли патриотизм в современном обществе?

 

- Когда мы говорим о патриотизме, мы должны понимать, что это довольно широкий термин. С другой стороны, это термин, который прошел многовековую историю, и патриотами в разные времена называли разных людей.

Однако без сомнения можно сказать несколько основополагающих идей. Первая связана с тем, что современный русский патриот должен знать, какую Родину он любит, что это за страна, и кто мы такие. Тогда, может быть, многие проблемы, связанные с тем, что сейчас существуют люди, называющие себя патриотами и при этом занимающие противоположные позиции.

Хотелось бы сказать, что русский народ - это общность, а не нация, и все последствия этого отражаются на патриотизме. Не принимая русской идеи или русского положения во всем мире, настоящими патриотами мы быть не можем. Либо будем уклоняться в русофобию, либо в уранополизм, либо в квасной патриотизм. Такие опасности, к сожалению, есть.

Россия всегда включала в себя людей различных национальностей. Два столпа русского народа, русской патриотической идеи - это православная вера, жизнь в соответствии с этим вероучением и наш русский язык, который сам по себе формирует человека, его мировоззрения, его взгляд на вещи. Корнеслов нашего языка во многом выстраивает наше мировоззрение.

К сожалению, современная действительность такова, что православная вера хотя и оставила свои корни в душе и сердце наших соплеменников, но не играет той важной роли, как этого бы хотелось. Русский язык тоже уступает свое место наносным языкам и терминам. Поэтому та связка, которая когда-то очень прочно цементировала русский народ, слабеет.

Существует две глобальные общности людей, не связанных по национальному признаку - это русский народ и американский народ. Принципы их бытия диаметрально противоположны, условия нашего существования тоже совершенно различны, обстановка в наших обществах совершенно разная. Нам нужно понимать, что же происходит у нас, для того чтобы не уклоняться в те крайности, о которых я сказал.

Наверное, самым сложным обстоятельством для любого человека, желающего любить свою Родину, свой русский народ является совершенно бесспорный факт: Россия по замыслу Божию, увы и ах, существует не для себя самой. Россия существует для всего мира. Мы видим подтверждения этому везде и всюду. Нам, русским людям, конечно, не нравится этот факт, нам бы хотелось существовать для самих себя. Какая-нибудь маленькая страна, например, Латвия, Эстония, существует только для самих себя. Поэтому у них все хорошо получается, как только появилась возможность отделиться, они сразу же наводят у себя элементарнейший порядок. Их патриотизм "против кого-то", против какой-то другой силы, он очень хорошо сплачивает свою нацию, по сути, это национализм, пусть и мелкий, и он очень действен и эффективен.

Россия всегда существовала для всего остального мира, и как бы мы не пытались замкнуться внутри своей страны, у нас это до сих пор не получается. Свои недра мы эксплуатируем для всего мира, наши люди отрыты всему миру, мы принимаем всех с радостью. Русские головы работают во всех точках земного шара. По сути говоря, наверное, этот замысел Божий действует и по сей день. Конечно, наверное, не все этим удовлетворены.

 

- Вы говорите, Россия служит всему человечеству, а каковы суть и форма этого служения?

 

- Обратите внимание: другой антипод, американское общество, к своим гражданам относится очень внимательно: работают все социальные схемы, выплачиваются все субсидии. Более того, страна, которая должна 17 триллионов долларов, дает своим гражданам займы под 3%. Ведь это преступление перед всем остальным человечеством, тем не менее, это так. А вне себя этот антипод, как мы все сегодня прекрасно понимаем, выглядит в высшей степени агрессивно.

В России, которая живет не для себя, мы видим обратную картину. Внутри страны мы мало любим друг друга, скорее, мы с сочувствием отнесемся к какому-нибудь иностранцу. Зато вовне Россия была очень миролюбива, очень дружественна и очень терпелива. Это как раз свидетельство того, о чем я сказал. Вовне мы пытаемся найти друзей, надеясь на то, что даже отъявленные враги поменяют свое отношение к нам.

 

- Для многих слово государство ассоциируется, в первую очередь, с механизмом правления и органами власти. Какое отношение патриотизм имеет к правящей партии и правительству?

 

- Очень хороший вопрос. Конечно, нам, православным людям, надо хорошо понимать, что когда Святая Церковь - и в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" об этом очень хорошо сказано - говорит о любви к своей Родине. Конечно, мы говорим не только о неодушевленных предметах: нас обвиняют порой в любви к березкам, лесам и полям. И, конечно, речь не идет о любви к какому-либо виду власти. Потому что все-таки речь идет о любви к своему народу. И уже это патриотическое чувство к своим собратьям имеет конкретный выход, конкретные методы, формы. Не к власти предержащим, хотя это тоже люди, и, значит, являются в каких-то ситуациях народом.

Мы теперь разделяем власть имущих и народ, и, может быть, из любви к народу мы стараемся оставлять чистыми берега наших рек и озер. Мы пытаемся показать тем, кто придет на это место отдохнуть, любовь тех, кто здесь был. И наше отношения вдохновят наших последователей на такое же доброе отношение к нашей земле. В каких-то моментах не то что неразделимы власть и народ, но и природа наша и люди, которые живут на этой природе.

 

- Спасибо, батюшка. Вы уже несколько раз использовали термин уранополизм. Расскажите, пожалуйста, что это такое?

 

- Думаю, что термин, который возник в нашей публицистике, печати, СМИ, интернете, может быть, не до конца отражает глубину этого явления. В недрах нашего православного и церковного общества существует целый ряд священников, деятелей, мыслителей, который считают, что само слово "патриотизм" сильно дискредитировано, и пользоваться им нельзя. Я бы с этим не согласился, тогда нельзя пользоваться многими терминами. Грех давно выведен в область уголовного закона. Слово любовь давно извращено и вывернуто наизнанку. Но это не значит, что мы не должны ими пользоваться. Так и патриотизм.

Любовь к Родине - это не язычество, а любовь к людям, причем в конкретных формах. Сейчас внутри православного общества оформляется целая группа уранополистов, которая, конечно же, хочет хорошего и благого. Они стоят на позиции, что патриотизм выхолощенное и обесчещенное слово, и необходимо любить не родину, а Царствие Божие.

Наиболее последовательным уранополистом являлся священник Даниил Сысоев. Нельзя оспорить его успехи в миссионерской деятельности, но отец Дании считал даже, что преподобный Сергий Радонежский совершенно не был патриотом, и когда говорил о Русской земле, то это были проходящие, ничего не значащие слова. Что, на самом деле, он любил только Царство Божие, никакое земное, и к этому же призывал и русских людей. Тогда получается, что ради Царствия Божия он благословлял на освободительную войну и, так или иначе, поддерживал и освобождение своей земной родины.

Сегодня к ним очень тесно примыкает священник Алексей Шляпин, который, видимо, полностью воспринял позицию отца Даниила. Игумен Петр (Мещеринов) занимает несколько другую позицию: в своих интернет-выкладках он пишет о том, что государство нам ничего не дало, и тогда за что мы должны любить Отечество, ведь везде нестроения, беспорядки, нет никакой заботы о человеке. Архимандрит Рафаил (Карелин) высказывается немного осторожнее:

- Эти русские патриотические идеи очень слабо отличимы от национализма, от фашизма и подобного, поэтому называть это явление нельзя. Хотя даже черносотенцы не были таким ужасным явлением, как это описывала советская пропаганда, и, в общем-то, у них были добрые намерения. Это было начало мощного, социального движения. Конечно, опорочить можно любое движение, любую идею. Собственно, христианство тоже в каких-то формах выхолощено и опорочено, но это же не значит, что мы должны поставить крест на своей христианской вере. Поэтому существуют такие примыкающие к явному уранополизму люди и идеи. Я бы сказал, что, наверное, на данный момент все эти идеи имеют отрицательное влияние на наш народ, нашу страну и, конечно, на православных людей.

Отчего возникли такие идеи? Конечно, это своего рода русофобия. В нашей стране жить сложно: она трудится ради всего мира, нам остаются только крохи, кругом мы видим какие-то неприятные явления. Это "чаадаевщина", возникшая еще в те революционные времена. Как мы знаем, Чаадаев был человеком, который называл себя патриотом, но он любил другую Россию, не самодержавную, свободную, вольную. Как он писал в своих дневниках: наверное, нет ни одной беды в России, которая бы бальзамом не ложилась на мое сердце. Потому что Чаадаев любит другую историю, и для того чтобы изменить действительность, изменить строй мы, патриоты, и работаем.

Поскольку изменить действительность сейчас мало кто может, поэтому эта внутренняя русофобия может вырастать в православной среде именно в такие явления. В то, что не надо много говорить о русской идее, о патриотизме, мы любим Царствие Божие. Это не то, что неправильная, а совершенно нежизненная история. Даже Бога абстрактного мы не видели и не ощущаем. Как мы можем любить Бога, не любя людей? Как можем любить Царствие Божие, не любя своего земного Отечества или людей, живущих на ней?

 

- Надо, наверное, отметить, что официальной позиции священноначалия по данному вопросу мы в настоящее время не имеем.

 

- Потому что это достаточно слабо развивающееся явление. По сути, я боюсь, как бы они слабо не звучали, найдут в сердцах наших людей уголок, а потом и очень большой. Действительно, общество наше очень сложное, и все скорби наши по грехам нашим, наверное, Господь решил нас к чему-то вразумить. Поэтому, с одной стороны, надо понимать реальность, а с другой, оставаться человеком, любящим свой народ и Отечество.

 

- Наверное, не бывает дыма без огня: люди, действительно, часто путают патриотизм с национализмом, даже расизмом, и, к сожалению, образ патриота сейчас - бородатый человек в камуфляже и кирзовых сапогах, а отнюдь не какой-то деятель искусства или святой.

 

- К сожалению, так. Но в российской действительности, по тем же принципам и идеям, о которых я сказал в начале передачи, мы не видели отъявленного расизма или национализма. Я думаю, что такие опасности, которые видит архимандрит Рафаил (Карелин) в чистом виде отсутствуют: невозможно сейчас раскачать русский народ до такого оголтелого национализма. Мы нигде не видим врагов. Национализм появляется тогда, когда есть четкие враги: придуманные или реальные. Тогда появляется такая доктрина: наша нация развивается, созидает себя, укрепляет против кого-то. Как сейчас происходит на Украине. Если бы не было на кого указать пальцем как на врага, украинская национальная идея никак не могла бы найти в головах у людей своего места. На практике мы видим, что миллионы украинцев заражены этой болезнью. В России такой болезни нет.

Тем не менее, очень часто за русских ратуют люди, которые, порой, не имеют отношения к национальности, даже приближенной к славянской. Это может быть и игра, и зарабатывание денег, некое амплуа патриота.

Если говорить о православных людях, то самое сложное в православии - это молиться и жить по вере. Поэтому уставая молиться, человек ищет какие-то "отдушины", и очень часто люди активные воплощают эту активность в воплощение какой-то националистической идеи. Она, может быть, не опасна, но, к сожалению, на глазах. Поэтому все мы, видя тех, кто так яро отстаивают национальную идею, с ними не согласны, потому что либо мы не верим этим людям, либо не доверяем этой идеи. При этом понимают ли они эту идею, ведь она достаточно сложна и дискутивна. Вот, наверное, одна из причин, по которой люди, которые, на самом деле, с любовью относятся к нашей стране, опасаются называть себя патриотами, оставляя этот термин за скобками, но по делам своим с любовью относящиеся ко всем соотечественникам.

 

- Двадцатый век очень неоднозначен. Был огромный период советской истории, не обвинят ли нас в дискриминации атеисты, представители других конфессий, если мы говорим, что патриотизм основывается на православии.

 

- Как раз этого я не говорил. Я сказал, что русский народ как духовная общность возник на фундаменте православия. Патриотизм, как явление любви к своим соплеменникам, единоверцам, несколько отошел в прошлое. Сегодня нет всеохватывающей православной действительности, но обвинить, конечно, могут, используя старые формы, старое содержание. Против этого никто не застрахован.

Русская национальная идея долго обсуждалась и славянофилами в дискуссии с западниками. Оттачивался весь набор инструментов, обоснований своей позиции - особой русской идеи. Этот спор ни к чему не привел, и сегодня мы можем быть осуждены, если откровенно скажем, что мы патриоты. Я думаю, что козырять этим термином совершенно ни к чему, нужно просто любить.

В чем узкое место уранополистов? Из любви к Царствию Божию, что само по себе очень хорошо, не вытекает никаких практических принципов. Что такое в действительности любовь? Это жертвенное служение. Что бы ты ни говорил о себе, что или кого ты любишь, но все поверяется действием. Если я люблю человека, то я жертвую ему всем: временем, делами, порой мнением, своей гордостью, все ради того, чтобы быть с этим человеком, общаться с ним. Таким образом, если я люблю русский народ, то стараюсь быть в гуще этого народа и, не дожидаясь какой-либо ответной любви - поскольку это жертвенная любовь, - делаю все, чтобы рядом живущим людям было хорошо. Если следовать уранополистическому принципу, то, конечно, надо отдыхать за границей, иначе мы нанесем вред и природе, и людям, и потому  что мы здесь не любим никого и ничего.

 

- Вопрос телезрителя: В новостях я слышал об украинских беженцах, матерях, которые говорят своим детям, что в Россию они приехали на отдых, а не бежали от войны. Правильно ли это, может быть, лучше, чтобы они знали всю правду и запомнили это на всю жизнь?

 

- Трудно сказать, по теме ли вопрос. Конечно, здесь затрагивается психологическая сторона того несчастья, которое происходит на восточной Украине. Думаю, каждая семья, каждый родитель должна выбирать, что, как и когда сказать своим детям.

На самом деле, разумное зерно в этом есть, ведь многие надеются вернуться назад. Во-вторых, дети, которые побывали под бомбежками, очень напуганы, они еще не понимают, что такое война, не смотрели фильмов про войну: это, скорее, дети от 4 до 10-12 лет. Даже если они слышали взрывы, они не знают их опасности. Запугать детей можно один раз, но мы не знаем, что будет результатом этого впоследствии.

Поэтому правильно, наверное, что некоторые матери говорят детям, что они едут отдыхать. Все зависит от ребенка, от его нервной системы. У меня несколько детей, и среди них есть один, который очень остро воспринимает все опасности в мире. Конечно, говорить такому ребенку о "страшном лице" войны не стоит, он итак всего боится.

 

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: Почему нас, русских, и Россию так не любят во всем мире? Какова причина?

 

- На этот вопрос можно ответить и коротко, и объяснять пространно. Постараюсь ответить коротко.

Во-первых, неверно, что нас не любят везде и все. Мы стали поперек горла, наверное, только США, как реальная опасность того, что их гегемония может прекратиться. Поэтому сейчас хватка очень жесткая. Но то, что не любят все, это все же не так.

Средства массовой информации всегда рисуют своим гражданам русских людей в совершенно неблагоприятном свете: пьяные мужики в шапках-ушанках, которые матерятся. Эти стереотипы настолько прочно вошли в плоть и кровь западных людей, я беру, конечно, цивилизованный мир, что изначально никакой особой любви не видят и не слышат.

Постоянные разговоры о том, любят ли нас в Эстонии, или Германии, или Греции, совершенно пусты и бессмысленны. На самом деле, западный человек конкретно относится лишь к тому человеку, который стоит перед ним, нация, в общем, его интересует очень мало. Если это действительно человек, то отношение любого, какими бы средствами массовой информации он не был одурманен, будет хорошим. Если же перед ним стоит человек, вызывающий осуждение, нарушающий местные законы, то будет формироваться соответствующее отношение к нему и распространяться на всю нацию. Поэтому, я думаю, этой болезнью надо переболеть и оставить ее в стороне. Народ - это одно, а правительство, которое формирует политику, направляет военные части, ведет подрывную деятельность - это другое. И не надо комплексовать на сей счет.

 

- Хотелось бы спросить у Вас о таком явлении 20 века, как наша русская эмиграция. Сейчас также велик соблазн уезжать из России в другие страны. Можно ли оставаться патриотом в другой стране?

 

- Я бы сказал, что поток отъезжающих сейчас из России снизился, и в процентном отношении приближается к естественным миграциям. Оставаться патриотом за границей вряд ли можно.

Что, по моему наблюдению, происходит с людьми, которые уехали? Честные люди понимают, что они просто-напросто поменяли одни проблемы на другие. По сути, они, может быть, приобрели некое спокойствие и некую уверенность в завтрашнем дне, или неуверенность в завтрашнем дне, но спокойствие. То есть, его не остановят на улице, он не увидит насилия. С другой стороны, отовсюду идут извещения о налогах, постоянно заставляют работать, причем работа будет не очень почетная. Это люди сознательные и те, которые не больны в высшей степени русофобией.

Те люди, которые слишком больны, и таких тоже очень много, они специально выискивают у нас какие-то недостатки, нестроения, чтобы не только опозорить бывших соотечественников, но главное - убедить себя, что переехав в другую страну, терпя там серьезные лишения и проблемы, они поступили правильно. Такое самоубеждение и является позицией этого человека.

Патриотами могут оставаться, скорее всего, эмигранты из первой волны эмиграции. Эти люди и деточек своих водят в русские приходы, где они учатся русскому языку, сохраняют его в своей семье. Но любить Россию заочно - это, конечно, самообман. Патриотом может быть  только человек, живущий здесь. Но от того, что мы сняли с него статус патриота, этому человеку ничего не убавилось, просто не надо думать, что ты патриот.

 

- Вопрос от телезрителей: Сейчас русское православие часто ставится на некий пьедестал по отношению к другим Церквям. Правильно ли это, и является ли это патриотизмом?

 

- Возможно, современные соотечественники очень крепко связывают идею патриотизма с православием. Откуда и возникло уранополистическое движение: не надо нас связывать с квасными ура-патриотами. К сожалению, я замечаю, но, может быть, я не прав, и пусть зрители меня поправят, что патриотической темой другие монотеистические конфессии практически не занимаются. Ислам, иудаизм стараются обойти эту тему и замкнуться в своей религиозной скорлупке.

Вы сказали - "ставят на пьедестал". Если бы можно было поставить другие Церкви или конфессии на пьедестал, то мы от этого только бы выиграли. Если бы можно было за что-то зацепиться внутри этих конфессий, это было бы хорошо.

 

- Что Вы можете сказать о таком перекосе, когда о Русской Православной Церкви говорится, как об избранной среди других Православных Церквей?

 

- Не думаю, что мы так говорим о себе: мы стоим далеко не на первом месте в ранге, в диптихе Православных Церквей. Но Русская Православная Церковь самая многочисленная, и из этого вытекают все последствия. Может быть, по происхождению она одна из позднейших, но по численности и влиятельности самая большая.

Думаю, что очень важно тему о том, что православие и патриотизм смыкаются, не надо ставить на гребень волны. Как правильно пишет тот же архимандрит Рафаил (Карелин), патриотизм в лучших его образцах надо рассматривать, как частный вид любви человека к человеку, не объемлющий, может быть, все остальные виды любви.  Если говорить, что это частный вид, мы будем точно так же любить и украинца, и эстонца, и финна, и американца, и так далее, но наш единоверец от этого не должен пострадать. Тогда соединение патриотизма и православия возможно. Если это будет какой-то другой термин, то тогда от другого понимания патриотизма нам, наверное, нужно отмежеваться. Как бы не ставили Православную Церковь на пьедестал, но к агрессивному, квасному патриотизму мы не должны иметь отношения, это не наше.

 

- Неоязычество занимает сейчас все большие позиции, особенно среди молодежи, и оно чаще всего использует болевые точки в вопросе национальном, государственном, патриотическом. Как вести с ними диалог, и стоит ли?

 

- Конечно, я не беседовал с откровенными неоязычниками, либо в беседе со мной они не позиционировали себя таковыми. По наблюдениям печати и наших прихожан, скажу, что это некий самообман, похожий на психологию секты. Секта сильна тем, что никто не знает истины, кроме нее. Поэтому неоязычники сильны тем, что никто не знает истины, кроме них. Их смычка с древними русскими языческими племенами иногда доходит до очень некрасивых форм, отъявленных действий. Думаю, что здесь, конечно, используются дремлющие этнические особенности нашей страны: условия наших широт. Думаю, что это просто один из видов занятий, когда человек веровать в какую-то традиционную религию не может, а ген веры, или желание во что-то верить, есть. Для того чтобы заместить традиционную религию на нечто нетрадиционное. Но курьез, он и есть курьез. Чем сногсшибательнее или невероятнее вера, тем более она привлекает широкие слои. Конечно, Святая Церковь против этих явлений, но, к сожалению, молодежь иногда не удержать. У них сильная интернет-поддержка, и люди часто общаются, даже не выходя из квартиры.

 

- Информационная война ведется очень неявно. Каким образом наиболее адекватно составить картину о происходящем в мире, и как сохранить в себе чувство патриотизма, несмотря на многократные негативные вбросы?

 

- Для того чтобы оставаться в любви (не будем злоупотреблять словом патриотизм) к своим домочадцам, тому минисоциуму, в котором мы находимся, всегда надо задаваться одним и тем же вопросом: что лично я могу сделать, для того чтобы благоукрасить мир вокруг себя. Всего мира, всей страны я не смогу ни изменить, ни благоустроить, только этот маленький мир, вокруг себя. Для этого, конечно, потребуются силы души: убежденность, смирение, крепкая вера, а в конечном итоге - конкретные дела.

Думаю, что в интернете надо искать те примеры, которые помогают раскрывать мои дремлющие силы любви. Очень часто юношество и люди среднего возраста допускают ошибку, начиная искать что-то шокирующее, сногсшибательное, какие-то невероятнейшие идеи, мысли, вбросы. Интернет, на самом деле, великая помойка, и всякий вброс туда - заранее заготовленная идея, проплаченные люди, проплаченные высказывания. Поэтому истинной, справедливой информации мы там не найдем.

С развитием технологий современный человек мало что понимает в окружающей действительности, он может отчасти понимать то, что происходит в его доме, и то не все. Что происходит в городе, тем более не все, а что происходит в мире, мы, к сожалению, совсем не можем. Если мы будем напитываться этой помойкой, не думаю, что в нас будет произрастать что-то доброе.

Конечно, вы можете смотреть какие-то официальные сводки, репортажи, и то, в лучшем случае, это сводки. "Разбился самолет" - точка. Более мы пока ничего не знает. "Погибло столько-то человек" - точка. Более мы тоже пока ничего не знаем. Кто и зачем это сделал, мы не знаем.

К сожалению, современные средства информации грешат тем, что очень важные события остаются за кадром, а позиционируют подчас второстепенные события, выделяя их как важные и главные. Поэтому ориентироваться в современном мире при помощи современных информационных средств очень сложно. Может быть, где-то надо и защитить себя от них, для того чтобы не потерять свою душу и сердце.

 

- Вопрос телезрительницы: Скажите, пожалуйста, сочетаются ли, и если да, то как, понятия патриотизм и менталитет?

 

- Интересный вопрос. Думаю, что эти вещи зависят, но не напрямую. Я не сторонник иностранных слов, поэтому скажу, что менталитет - это образ реакции и восприятия на внешние события, внешних людей. Менталитет других народов и менталитет русский, конечно, отличаются.

Думаю, что наш менталитет в патриотическом смысле, к сожалению, во многом уступает менталитету других народов. У нас невозможно, чтобы мать, которая хоронит ребенка, подорвавшегося где-то далеко на тральщике, положив руку на сердце говорит:

- Я горда тем, что мой сын погиб за свободу и демократию.

Это менталитет западного человека. Наша мать будет просто плакать. Какие у нее чувства, мысли, знает только Господь. К сожалению, наш менталитет часто примешивает в себя русофобию, я имею внутреннюю русофобию. Внутренняя русофобия гораздо страшнее внешней. Например, сейчас происходят страшные пожары, а кто их поджигает? Наши собственные соотечественники. Поэтому наш менталитет достаточно сложный, и,  наверное, самый опасный его фактор и есть русофобия. Не то что любовь к своему народу и стране, но просто ненависть, а эта "чаадаевщина": какие бы только еще катаклизмы не произошли, чтобы мне было приятно. Но пока это не задело меня. Конечно, если моя дочь или сын окажутся в том поезде метрополитена, это будет уже не та радость.

Менталитет патриотизма, как мы говорили, связан с тем, что они представляют себя маленькими перед лицом большого врага. Это тоже менталитет, который формирует основы и принципы этого патриотизма.

 

- Существует мнение, что внутренняя разница между поколениями сейчас может быть сравнима с разницей между цивилизациями. Как Вы думаете, можно ли прогнозировать и предсказать, каков будет внутренний мир подрастающего поколения?

 

- Видите, я покачал головой, вникая в сущность Вашего вопроса, потому что всегда поколение, идущее на смену предыдущему, не только в современной России, всегда думало, что оно сможет устроить страну и общество гораздо лучше.

Сегодня этому заблуждению, что мы разрушим до основания, а затем построим свой мир, способствует техническая революция, которая идет такими стремительными темпами, что тридцатилетний человек может считать себя "престарелой молодежью". Он уже не понимает в новых технологиях и безнадежно отстал от 15-летних, он уже не понимает их языка, сленга. То есть молодой человек думает, что мир изменился настолько, что если бы старшее поколение и хотело бы его приукрасить, оно бы принципиально не смогло этого сделать, потому что не понимает мира. Это заблуждение, но, к сожалению, очень стойкое. Заблуждение потому, что мир не меняется. Каким он был, таким и останется, ничего не изменилось, кроме того, что на смену счетной машинке пришел компьютер.

Если говорить о любви к своей Родине в наших условиях, то действительность сейчас такова, что для того чтобы поддерживать необходимый уровень для выживания нашего государства, необходимо очень сильно потрудиться.

Поэтому надо совсем снять все разговоры о страшно сильной любви к Царствию Божию, как антиподу любви к своей Родине. Это не антиподы, это одно единое целое, и разделяться на то, что я люблю Царствие Божие, а я Россию не надо. Тогда чистота православия не пострадает, а наши ряды будут все же более плотными.

О молодежи я бы сказал, что очень важно включать ее в активную жизнь. На каком-то этапе она изначально пытается настроить себя патриотично, потому что невозможно жить в стране и ненавидеть ее. Их юношеское сердце еще не привыкло к такой жестокости, это потом они могут переломать себя и стать полными русофобами.

Но многие родители этого не боятся и посылают своих детей за границу. Думаю, вряд ли эти люди потом послужат России по-настоящему, если все вклады лежат за границей, дома за границей, и если они живут в нашей стране и даже ей управляют, они в ней не заинтересованы.

Но я говорю не о них, но о миллионах других, которые изначально хотели бы потрудиться и приложить свои силы здесь. Если мы сможем это сделать, мы приобретем это население в той мере, в какой сможем, в противном случае любви не прибавится.

 

- Стремительно пролетело время, программа наша заканчивается. Прошу Вас благословить наших телезрителей на прощание.

 

- Возлюбленные о Господе братья и сестры, выводом сегодняшней передачи я бы хотел иметь тот внутренний жар любви к своему, может быть, искореженному Отечеству, к нашим с вами согражданам, которые, к сожалению, бедно выглядят, очень часто имеют массу недостатков, но, тем не менее, они наши с вами братья и сестры. Поэтому не нужно козырять в будничных беседах к этому термину, а любовь должна процветать и возгревать сердца и наши, и наших братьев.

Всего вам доброго. Да благословит вас Господь молитвами преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца. До свидания.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать