Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Да, это каждый день актуально.
– Вы можете себе представить Кавказ, на котором нет или христиан, или мусульман, осталась одна конфессия?
– Тогда это будет уже не Кавказ, а что-то другое. Потому что наш регион имеет не просто сложившуюся традицию; это глубокие корни, которые по сей день плодоносят, по сей день дают рост новым побегам. А если это выкорчевать, то поле перестанет быть благодатным, тогда это будет что-то другое.
– Мы все время слышим о толерантности. Но насколько возможно наше взаимодействие без нарушения границ друг друга? Все время остается вопрос, можно ли заходить мусульманам в храм, можно ли христианам – в мечеть? Один раз я слышала, что мусульманская бригада строит храм. Как к этому относиться, например?
– Я скажу, что не только в нашем Северо-Кавказском регионе, но и во многих регионах, где живут люди разных традиций, разных конфессий, такие взаимоотношения просто неизбежны и вполне естественны. Если говорить о конкретных примерах, когда мы ищем людей, в том числе для того, чтобы строить в храм, вопрос о том, какой религиозной традиции человек, вообще не встает, главным вопросом остается его профессиональность. И, конечно, мы говорим строителям: «Так как вы строите храм, есть определенные традиции: никакой ругани и подобных вещей, ведем себя достойно». Такие требования вполне естественны.
Что касается нарушения границ, для этого нужно прежде всего знать собственную традицию. Я нередко слышу: «Вам там не просто. Это ж нужно сколько всего знать, как принято у кого-то, чтобы никого не обидеть, не оскорбить». На самом деле все парадоксально просто. Мы никогда другого человека не оскорбим, если знаем собственные традиции, знаем собственную культуру.
Да, есть обычаи. К примеру, когда совершается богослужение, может быть, это не самое подходящее время, чтобы прийти на экскурсию и что-то посмотреть. Если действительно там есть предметы, стоящие того, то нет никаких проблем, связанных с тем, чтобы переступить порог храма или порог мечети; только ты должен понимать, для чего ты это делаешь. Это простое любопытство? Или ты интересуешься этой традицией, она тебе интересна, ты хочешь посмотреть на какие-то интересные произведения искусства, которые находятся в этом пространстве?
Я недавно рассказывал о своей поездке в Сирию, где в мечети Омейядов хранится частица главы Крестителя Господня Иоанна. К этой частице, которая находится в специально уготованном месте, приходят поклониться и мусульмане, и христиане, так как это находится в самом пространстве мечети. И такая элементарная вещь, как подойти поздороваться, спросить что-то, разузнать (а не идти, что называется, на прорыв), способна открыть для тебя соседнюю культуру, традиции, и это бывает даже очень полезно.
– То есть после экскурсии, скажем, в буддистский храм в Элисте или посещения мечети необязательно бежать сразу на исповедь исповедоваться?
– Я уже сказал о том, что мы должны понимать, для чего мы это делаем. Если мы движимы каким-то «хочу все знать» или «просто посмотреть», то это не принесет никакой пользы. Если же мы идем для конкретного дела, зная, что там находится какая-то святыня или какое-то потрясающее произведение искусства, то с этой мотивацией мы можем подумать о посещении. Но это не должно относиться к твоей религиозной жизни, то есть ты не участвуешь в каких-то общих обрядах и так далее; здесь, конечно, надо быть очень осторожным.
Кстати, иногда другие традиции предлагают совершить какие-то действия: поставить какие-то свечи или покрутить барабаны. Я бы посоветовал руководствоваться своей традицией и воздерживаться от того, что является религиозной традицией других людей. А проявить акт уважения, к примеру, разуться, если так принято, – мне кажется, в этом нет ничего страшного.
– Может ли мусульманин работать в епархии?
– Может. Почему нет? При этом заниматься такой работой, которая требуется от него как от профессионала. Например, это водитель или какой-нибудь инженер (особенно на стройке, о чем мы уже говорили). Мы очень часто консультируемся у людей, которые и сами говорят: «Я мусульманин, но мне хотелось бы помочь вам». Мы с радостью с такими людьми общаемся и осуществляем какие-то совместные проекты.
– Что касается межконфессиональных браков, то на Кавказе это не редкость. В христианской среде Вы как-то пытаетесь это предотвратить?
– Нет такой задачи – предотвратить. Как можно предотвратить любовь двух людей? Мне кажется, что нужно только помочь. Ведь когда родители узнают о том, что их дочь (или сын) с кем-то встречается, они беспокоятся о том, чтобы эти отношения не были порывами какой-то страсти, порывами вспыхнувшего пламени, а чтобы это были настоящие, глубокие, искренние чувства. И один из признаков таких искренних чувств – уважение, в том числе и к религиозной традиции другого человека.
Конечно, с такими людьми мы говорим о том, чтобы они понимали, какие в дальнейшем могут быть сложности. Какого плана сложности? Сложности отношений в семье, потому что это разные традиции (есть свои обряды, свои обычаи). Нужно понимать, можете вы в этом участвовать или не можете. Но если будущий муж не будет ставить условием для своей супруги, чтобы она поменяла свою веру и приняла ту веру, в какой находится он, если такая свобода есть, такие браки могут быть вполне счастливыми.
Я, кстати, сам знаком с очень многими семьями, где именно такие браки: муж мусульманин, жена православная, муж совершает намаз, посещает мечеть, жена посещает храм, молится в воскресный день. И они воспитывают замечательных детей. Часть детей растут в христианской традиции, крестились, кто-то принял ислам и растет в исламской традиции, но это уже был сознательный выбор детей. Замечательные, хорошие семьи. Можно только порадоваться таким бракам.
– Я замечаю на улицах все больше славянских лиц в хиджабах. Вы в молодежной среде ведете разговоры об этом? Почему наши девушки туда уходят?
– Да, веду. У меня не так давно был очень долгий разговор с одной из таких девушек. Мы, конечно, говорили прежде всего не о религиозном факторе выбора, потому что, наверное, в таких случаях это является не самым важным. Самое важное – как дальше жить в этой традиции.
Эту девушку в хиджабе я сначала спросил, можно ли в нашем разговоре называть ее так, как мама называла, а не тем именем, которое она теперь носит. Она согласилась. Я сказал ей: «Хорошо, ты говоришь об этом выборе. Но ты же понимаешь, что тебя никогда в этой семье не назовут дочерью, ты всегда будешь в каком-то смысле чужим человеком. Хотя ты сделала такие решительные шаги, ты готова жить с тем, что у тебя не будет в этой семье мамы, а ты не будешь дочерью? Ты готова навсегда отказаться от своей культуры, в которой ты родилась и выросла, все это потерять? Как ты с этим сможешь жить? Ты сможешь стать другим человеком?» И девушка задумалась. Я не знаю, как сейчас сложилась ее судьба, потому что она живет в другом городе, но молюсь о ней, вспоминаю в своих молитвах и прошу, чтобы Господь сохранил в ней свободу, в том числе свободу в своих собственных традициях, в которых она выросла.
Могу еще о другом сказать. Я нередко общаюсь с представителями исламской религиозной традиции, и они говорят, что такие люди для них тоже становятся определенного рода проблемой, потому что они становятся очень ревностными неофитами, и эта ревность иногда бывает, что называется, не по разуму и приводит к разного рода сложностям в отношениях, в собственной жизни. Об этом тоже надо всегда думать.
Вы задали вопрос, говорим ли мы об этом с молодежью. Обязательно говорим. И я очень надеюсь, что такие разговоры действительно приводят к возможности свободного выбора, вне этих условностей. Возвращаясь к той истории, девушка говорила: «Это было сделано ради молодого человека, который сказал: «Если ты прочитаешь Агаду, мы сможем жениться». Но, естественно, он так и не женился на ней. Такая история.
– Во время больших религиозных праздников, когда мы попадаем на съемки в мечеть, например, во время праздника Курбан-байрам, все время застолье: угощают пловом, разными яствами. И христиане, я знаю, на Пасху всегда приглашают соседей мусульман. Такой обмен угощениями возможен?
– Это очень хороший обмен. В рамках культурного обмена обмен угощениями – наверное, один из самых полезных обменов, который может быть. Я вырос и родился в городе Грозном. Рядом по улице жили и ингуши, и чеченцы. И на Пасху мы всегда их угощали куличами и крашеными яйцами, а в праздник Курбан-байрам мы получали угощения от своих соседей. Это вполне нормально, вполне естественно.
– И ничего, что освящено?
– Ничего. Может быть, я сейчас кого-то удивлю этими словами, но, мне кажется, когда хозяйка с любовью что-то готовит, она столько раз помолится, пока приготовит какое-то блюдо... А ведь всякий предмет освящается именно молитвой. Когда ты знаешь, что это верующий, искренний, добродетельный человек, то можно с уверенностью говорить, что все в его руках освящено любовью, молитвой, заботой, и это, наоборот, даже добавляет вкуса этим предметам.
– Что Вы отвечаете, когда говорят: «Бог один, и неважно, где молиться – в мечети или в храме»?
– Важно. Я уже много раз говорил о пространстве собственной культуры, не затрагивая теологические вопросы и вообще понятие истины, а они имеют для человека крайне важное значение. Ты должен знать, какого ты родства, какого ты свойства. Только тогда ты можешь использовать себя по назначению (если так можно выразиться) и не дать, чтобы тебя просто использовали. Это очень важно. И вопрос выбора религиозной традиции – это вопрос не просто какого-то удобства или какой-то универсальности, это вопрос твоей собственной человечности.
Однажды академик Лихачев сказал очень интересные слова на предмет собственного религиозного поиска, религиозного выбора, очень просто объяснив свое христианство. Он сказал: «Я во Христе, в этой вере, увидел Бога, Который страдает за человека, умирает за человека, и меня это глубоко поразило». Я думаю, что у каждого человека есть подобного рода ответы о выборе своей религиозной традиции, но это именно выбор, это именно имя, а не некая универсальность, как я уже сказал.
Мы так созданы. Мамой мы называем не всех женщин старшего возраста, которых встречаем, а только одну из всех. Можно же сказать: «Давайте универсально всех будем так называть, пусть все будут такими». Но мы понимаем, что другая женщина, наверное, тоже чья-то мама, но не моя. Вот здесь точно так же: для меня Бог Тот, Которого я исповедую Богом.
– Владыка, большое спасибо за сегодняшнюю беседу! Остался один самый интересный вопрос, который я, к сожалению, не успеваю задать, но обязательно задам его в следующей программе. А сейчас – Ваше слово...
– Спасибо большое за нашу сегодняшнюю дискуссию и за интересные вопросы.
Дорогие братья и сестры, дорогие друзья! Я хочу вспомнить слова апостола Павла, который говорит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Пусть желание мира исходит из собственной любви к своей культуре, своему языку, своим традициям, своей семье, и тогда этого мира станет больше.
Ведущая Юлия Бычкова
Записал Владислав Рябов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!